ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.05.2021

Просмотров: 1927

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методологическую основу диссертации составили принципы познания социальных явлений, в том числе политико-правовых идей, теорий, концепций в их историческом развитии и, вместе с тем, во взаимосвязи, взаимообусловленности, с точки зрения теории и практики, истории и современности, соотношения общецивилизационных и региональных особенностей этих явлений. Особое значение при исследовании механизма правового регулирования инвестиционной деятельности уделялось структурно-функциональному методу, а также методу сравнительно-правового анализа.

Комплексный характер диссертационного исследования выполненного на стыке общей теории государства и права, ряда отраслевых юридических наук (конституционное, гражданское, финансовое, международное право и т.д.), а также политэкономии и экономической теории предопределяет использование специфического метода междисциплинарного анализа, в рамках которого методы, свойственные различным областям научного знания, синтезируются в единый методологический подход.

Кроме того, в работе использованы такие частно-юридические методы исследования, как формально-юридический, теоретико-правового моделирования, юридической интерпретации, восполнения пробелов в праве и др.

Теоретической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых, принадлежащих к различным направлениям и школам. Это труды юристов, экономистов, философов, политологов, социологов, историков и др.

Среди отечественных работ по политико-правовой тематике подвергнуты анализу труды Ю. Е. Аврутина, С. С. Алексеева, Л. И. Антоновой, В. К. Бабаева, С. Н. Бабурина, В. М.Баранова, А. Г. Богатырева, М. М. Богуславского, В. В. Бородина, М. Н. Бродского, А. М. Величко, И. А. Возгрина, С. Б. Глушаченко, Ю. И. Гревцова, В. Г. Графского, Х. С. Гуцериева, А. В. Зиновьева, С. В. Игнатьевой, Р. Ф. Исмагилова, В. Н. Карташова, Д. А. Керимова, Г. Д. Ковалева, А. И. Королева, Э. В. Кузнецова, В. И. Леушина, Д. И. Луковской, В. В. Лысенко, Л. С. Мамута, С. Нерсесянца, Л. А. Николаевой, К. В. Привалова, Р. А. Ромашова, О. Г. Румянцева, В. П. Сальникова, М. В. Сальникова, В. Д. Сорокина, Л. И. Спиридонова,

В. Степашина, И. Е. Тарханова, И. А. Умновой, В. П. Федорова, А. Г. Хабибулина, А. Г. Чернявского, В. Е. Чиркина, Э. Ф. Шамсумовой, Ю. Б. Шубникова, Л. С. Явича и др.

Помимо работ вышеперечисленных авторов, источниками диссертационного исследования стали нормы международного права, Конституция России, действующие нормативно-правовые и интерпретационные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в инвестиционной сфере, законодательство бывшего СССР, зарубежное законодательство, а также исторические факты, имеющие отношение к исследуемой проблематике.

Эмпирическую основу исследования составили разработанные при непосредственном участии соискателя и внедренные в региональные системы хозяйствования проекты, касающиеся привлечения и размещения инвестиционных ресурсов и создания условий инвестиционной привлекательности в различных отраслях и секторах экономики субъектов Российской Федерации.


Научная новизна диссертации предопределяется спецификой методологии исследования, предполагающей изучение инвестиционных правоотношений в контексте общей теории государства и права, что позволяет осуществить феноменологический анализ инвестиционной деятельности, абстрагируясь от факторов узкоотраслевого характера, и в конечном итоге способствует объективной оценке рассматриваемого феномена.

Лейтмотивом диссертации является идея о необходимости достижения и обеспечения оптимального баланса государственного и негосударственного секторов инвестиционной сферы. При этом гарантированность участия негосударственных структур в инвестиционных процессах выступает в качестве важнейшей составляющей государственной инвестиционной политики. Соискатель обосновывает необходимость создания и наделения официальным правовым статусом, соответствующей компетенцией и полномочиями специализированного Агентства инвестиций и развития неправительственной организации, способной обеспечить режим наибольшего благоприятствования российским и зарубежным компаниям в развитии бизнеса в России.

В диссертации впервые в отечественной юридической науке осуществляется комплексный анализ положений и принципов региональной инвестиционной политики, в качестве стратегических приоритетов которой выступают факторы, обеспечивающие увеличение притока капиталов и повышение инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации.

В рамках диссертации осуществлена систематизация концепций инвестиционной деятельности, выявлены политико-правовые факторы, характеризующие место и роль государства в инвестиционной сфере, выделены базовые принципы и правовые основы инвестиционных процессов в условиях структурных преобразований экономической системы современной России.

На защиту выносятся следующие положения:

Одной из важнейших составляющих экономической политики современного государства является государственная политика в сфере инвестиционных отношений, которая определяет стратегические и тактические приоритеты, основные направления государственной деятельности по мобилизации инвестиционных (национальных, иностранных и транснациональных) средств на организацию воспроизводства материальных и духовных благ в обществе. Достижение названных целей осуществляется за счет: разработки стратегических программ и проектов инвестиционного развития федерации и регионов; поиска и подбора зарубежных и российских инвесторов; содействия в реализации инвестиционных проектов; координации инвестиционной активности субъектов; взаимодействия с официальными (государственными) и негосударственными организациями за рубежом и т.п.

Современная теория инвестиций характеризуется концептуальным плюрализмом и предполагает выделение двух основных теоретических моделей инвестиционной деятельности — либеральной (рыночной) и административно-командной (государственно-распределительной). Основным критерием такого разграничения является степень государственного участия в регулировании инвестиционных отношений.


Либеральная модель характеризуется приоритетом рыночных законов, невмешательством либо минимальным государственным участием в регулировании инвестиционной деятельности, рассматриваемой в качестве формы частноправовых отношений. Государственно-правовое регулирование строится в соответствии с принципом автономии воли, осуществляется преимущественно диспозитивным методом в рамках частного права.

Административно-командная модель инвестиционной деятельности характеризуется преобладающей ролью государственного управления, приоритетом административно-правового воздействия на отношения капиталооборота, жесткой государственной регламентацией в сфере инвестиционных отношений. Государственно-правовое регулирование осуществляется преимущественно императивным методом, т.е. методом государственно-властных предписаний в рамках публичного права. При этом государство выступает в качестве органа, обладающего односторонним правом определять условия и порядок инвестирования, выступать в качестве основного инвестора, устанавливать круг субъектов инвестиционной деятельности и сферы инвестиционных вложений, осуществлять директивное планирование в данной области.

В настоящее время все очевиднее становится необходимость сочетания принципов экономического либерализма и методов государственно-правой регламентации в сфере инвестиционной деятельности. Это актуализирует проблему построения комбинированной теоретической модели инвестиционной деятельности, в рамках которой определяется место и роль государства в управлении капиталооборотом; осуществляется разграничение предметов ведения и распределение полномочий между государственными и негосударственными субъектами инвестиционных правоотношений, взаимодействие которых друг с другом в идеале должно соответствовать принципам профессионального партнерства; устанавливаются пределы государственного вмешательства в сферу инвестиционной деятельности негосударственных субъектов. При этом инвестиционные отношения между государственными и негосударственными субъектами должны рассматриваться в качестве специфического социально-экономического процесса, отражающего экономическую структуру, как общества, так и государства и выполняющего коммуникативную функцию правового регулирования.

В условиях формирования в России правового государства и гражданского общества коммуникация государственных и негосударственных институтов, задействованных в инвестиционных правоотношениях, обеспечивает достижение оптимального баланса в данной сфере и, в конечном счете, выступает в качестве гаранта социальной стабильности и условия экономического роста. Участие в инвестиционных процессах субъектов с разноуровневыми (публичными, корпоративными и частными) интересами является фактором, способствующим усилению эффективности деятельности инвестиционной системы в целом. Государство, допуская к участию в инвестиционной деятельности негосударственные структуры, получает возможность сосредоточить силы и средства на решении задач, определяемых инвестиционной политикой в качестве приоритетных. В свою очередь, негосударственные субъекты инвестиционных отношений могут реализовать свои корпоративные и частные интересы, направленные на извлечение прибыли. Причем, создавая экономическую базу и являясь финансовой опорой государства, негосударственные субъекты инвестиционной деятельности одновременно выступают в качестве конкурентов, стимулирующих развитие соответствующих государственных институтов.


Оптимизация структуры инвестиционной системы, складывающейся в условиях рыночной экономики, обусловливает необходимость создания неправительственных организаций, наделенных соответствующей компетенцией в сфере инвестиционных отношений и способствующих созданию и обеспечению режима наибольшего благоприятствования российским и зарубежным компаниям в развитии бизнеса в России. В качестве исходной модели организации подобного рода может выступать Национальное агентство прямых инвестиций, позитивный опыт функционирования которого позволяет констатировать эффективность и конкурентоспособность негосударственных субъектов инвестиционной деятельности. Целенаправленная деятельность Национального агентства наряду с деятельностью государственных структур способствует повышению инвестиционной привлекательности как отдельных регионов, так и в целом Российской Федерации.

Комплексная, научно обоснованная инвестиционная стратегия, обеспеченная системой юридических гарантий и действенным механизмом практической реализации, позволяет существенно повысить инвестиционную привлекательность региона и обеспечить значительный приток капиталов в различные отрасли и сектора региональной экономики.

Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих юридических средств, методов, процедур, субъектов и объектов, посредством которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения в инвестиционной сфере. В качестве основных структурных элементов данного механизма выступают инвестиционно-правовые нормы, инвестиционные правоотношения, правоприменительные акты, принимаемые в инвестиционной сфере, правовая культура и правосознание участвующих в инвестиционных правоотношениях субъектов.

Усиление эффективности правового регулирования в инвестиционной сфере связывается с необходимостью систематизации действующих инвестиционно-правовых норм с целью их упорядочения и объединения в единый нормативно-правовой акт — «Основы инвестиционного законодательства Российской Федерации». При этом указанные Основы должны содержать не только общие положения, регламентирующие правоотношения, связанные с капитальными вложениями, но и обеспечивать правовое регулирование всего спектра инвестиционных отношений, обусловленных многообразием форм собственности и видов экономической деятельности.

Особенность международно-правового регулирования инвестиционных отношений определяется прежде всего тем, что в международных инвестиционных отношениях отсутствуют какие-либо специальные надгосударственные органы принуждения. Следовательно, порядок инвестиционной деятельности в основном обеспечивается субъектами международного права на добровольной основе. При этом необходимо принимать во внимание тот факт, что разграничение между системами национального и международного правового регулирования весьма условно и далеко не всегда очевидно. Эти системы находятся в диалектическом единстве и взаимодействии, соответственно сама инвестиционная сфера, находится на стыке национального и международного права.


10. В качестве основных конкурентов России в сфере привлечения международного капитала в настоящий период выступают Китай и Индия. Инвестиционная политика этих стран складывалась под воздействием факторов во многом сходных с факторами, оказавшими влияние на формирование инвестиционной политики российского государства. Изучение опыта инвестиционного развития этих государств позволяет разработать практические рекомендации по оптимизации инвестиционной стратегии современной России.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что положения и выводы, формулируемые и обосновываемые в ней, во многом дополняют, развивают и конкретизируют такие разделы теории государства и права, как «Механизм правового регулирования», «Функции государства», «Механизм государства», «Теория правоотношений» и др.

Кроме того, комплексный характер диссертации предопределяет значимость результатов исследования для конституционного, финансового и административного права, истории государства и права, истории политических и правовых учений, международного права и др.

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы, содержащиеся в ней, могут быть использованы:

- в процессе определения целевых установок, ценностных приоритетов и ключевых принципов государственной инвестиционной политики;

- для диагностики инвестиционного климата российских регионов и разработки инвестиционных стратегий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и обеспечение притока капиталов в наиболее важные отрасли и сектора экономики;

- в качестве практических рекомендаций в процессе создания и наделения соответствующей компетенцией специализированной неправительственной организации — Агентства инвестиций и развития, координировать инвестиционную активность как на федеральном, так и на региональном уровнях и оказывать практическое содействие в организации финансирования наиболее значимых инвестиционных проектов;

- в научно-исследовательской работе при анализе современного состояния и перспектив оптимизации государственной деятельности по регулированию правоотношений в инвестиционной сфере;

- при подготовке и проведении специальных курсов: «Инвестиционная политика современной России»; «Инвестиционная стратегия регионального развития»; «Инвестиционная политика зарубежных государств».

Апробация результатов исследования. Рукопись диссертации обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры теории права и государства Санкт-Петербургского университета МВД России. Апробация результатов диссертационного исследования была осуществлена в публикациях по теме, а также в выступлениях автора на межвузовском научно-практическом семинаре «Демократия и тоталитаризм: проблемы противостояния (политические режимы в современном мире)» (Санкт-Петербург, ноябрь 1999 г.); Американо-российском инвестиционном симпозиуме, (Бостон, США, октябрь 2000 г.); межвузовском научно-практическом семинаре «Государство и право на рубеже веков» (Санкт-Петербург, ноябрь 2000 г.); межвузовской научно-теоретической конференции «Правовой режим законности: вопросы теории и истории» (Санкт-Петербург, февраль 2001 г.); Заседании финансового пресс-клуба (Москва, сентябрь 2001 г.); международной научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью» (Санкт-Петербург, октябрь 2001 г.); Втором международном Баден-Баденском форуме «Германо-Российский диалог» (Баден-Баден, Германия, октябрь 2001 г.); международном инвестиционном симпозиуме «Инвестиционный потенциал Юга России» (Москва, декабрь 2001 г.); конференции «PR и привлечение инвестиций» (Москва, март 2002 г.); Первом общероссийском форуме городов-лидеров «Стратегическое планирование в городах России — реальные результаты» (Санкт-Петербург, апрель 2002 г.).