Файл: ВидыИскусства_НММ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2021

Просмотров: 1835

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВИДЫ ИСКУССТВА


Словарь предназначен для школьников и студентов, изучающих курс «Мировая культура и искусство».

В словаре четыре раздела: «Архитектура и изобразительные искусства», «Музыкальное искусство», «Театр. Кино. Цирк. Эстрада» и «Приложение».

В словарь включены основные термины с краткими пояснениями.

В «Приложении» публикуется интервью с музыкантами симфонического оркестра, которое легло в основу фильма Ф.Феллини «Репетиция оркестра» и было опубликовано в журнале «Музыкальная жизнь».

Курсив выполняет классификационную и логическую функции.


Составитель - Мышьякова Н.М.



АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА

А

АБАК (греч. «доска») – верхняя плита капители колонны, полуколонны, пилястры, имеет очертания с прямыми или вогнутыми краями.

АВЕ′РС (франц. avers, от лат. adversus – обращённый лицом) – лицевая сторона медали.

АВТОПОРТРЕ′Т (от греч. «сам» и «портрет») – изображение художника, выполненное им самим, особая разновидность портретного жанра. Обычно выполняется при помощи одного или нескольких зеркал. Автопортреты известны уже в античности (Фидий). В искусстве Возрождения автопортрет часто вводился в композиции на религиозные темы. Как разновидность портретного жанра сложился в 16 в. Очень развит в романтическом искусстве.

АКА′НТ (греч.) – декоративная форма, напоминающая листья травянистого растения акант. Акантовый мотив характерен для античного орнамента, декора фризов и карнизов, определяет конфигурацию капителей.

АКВАРЕ′ЛЬ (франц. aquarelle, от лат. aqua – вода) – водяные краски, краски с растительным клеем в качестве связующего вещества и живопись этими красками. Главное отличительное свойство акварели – прозрачность краски, сквозь которую просвечивает бумага. Акварель позволяет сочетать чистоту цвета, богатство и тонкость оттенков с построением формы и пространства. Наиболее распространённые для акварели кисти – беличьи, колонковые и собольи. Их ворс очень мягкий, эластичный, прочный; он хорошо вбирает воду, позволяет наносить сочные мазки и прорабатывать мелкие детали. Специфические приёмы акварели – размывы и затёки; они создают эффект «дыхания», трепетности изображения. Акварель – один из самых поэтичных и сложных видов живописи. Художник-акварелист должен быть очень точен, так как акварель почти нельзя исправить, она не терпит «затёртости». В 15-17 вв. акварелью главным образом раскрашивали гравюры, чертежи, различные эскизы. В 18 в. акварель стала очень распространена в пейзажной живописи, так как могла передавать ощущение воздушности, прозрачности. Выдающиеся акварелисты: О.Фрагонар (Франция), У.Тёрнер, Дж.Констебл (Англия), П.Соколов, В.Серов, М.Врубель, А.Бенуа, К.Петров-Водкин (Россия).

АКВЕДУ′К (лат. aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду) – канал или труба («водовод») для подачи воды к населённым пунктам из расположенных выше источников; часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой.


АКРО′ПОЛЬ (греч. «верхний» и «город») – возвышенная и укреплённая части древнегреческого города («верхний город»), крепость, убежище на случай войны. Наиболее известен акрополь в Афинах.

АКРОТЕ′РИЙ (греч.) – скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.) над углами фронтона архитектурного сооружения.

АКСЕССУА′Р (франц. accessoire – побочный, дополнительный) – предмет, который дополняет характеристику персонажей, деталь обстановки, костюма.

АКТ (нем. Akt) – изображение обнажённой человеческой фигуры.

АЛТА′РЬ (от лат. altus – высокий) – священное место для принесения жертв или вознесения молитв, самая важная часть храма (восточная). Первоначально – место жертвоприношения на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме – отдельные сооружения, отделанные мрамором и рельефами. В христианских храмах алтарём называют «стол» («престол»), на котором совершается священное таинство; в католическом храме – также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. В 8 в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках.

АМФИТЕА′ТР (от греч. «с обеих сторон» и «театр», «ступени», «места для зрителей») – расположение мест повышающимися рядами в театре, цирке, концертном зале, стадионе, аудитории. В Древней Греции – места для зрителей в театре, расположенные полукругом на склонах холмов. В Древнем Риме – сооружение для публичных зрелищ. Амфитеатры представляли собой грандиозные сооружения эллипсовидной формы, без крыши, с ареной посередине. Крупнейший амфитеатр – амфитеатр Флавиев в Риме (Колизей, 75-80 гг.).

АНГЛИ′ЙСКИЙ ПАРК, ПЕЙЗА′ЖНЫЙ ПАРК, «НАТУРА′ЛЬНЫЙ САД» – парк, композиция которого делает его подобным естественной природе, парк, который органически включён в окружающий пейзаж. Особенности английского парка: извилистые аллеи, свободные очертания прудов, каналов, лужаек, неожиданная смена видов, отсутствие симметрии. Тип английского парка возник в Англии на рубеже 17-18 вв.

АНИМАЛИСТИ′ЧЕСКИЙ ЖАНР (от лат. animal – животное) – жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению животных. Сложился в первобытном искусстве, широко представлен в древнем и средневековом искусстве («звериный стиль»). Как самостоятельный жанр сложился в Голландии 17 в. (А.Кейп, П.Поттер). Выдающиеся художники-анималисты: А. Дюрер (Германия), Я. Фейт (Фландрия), А.Кейп (Нидерланды), скульпторы П.Клодт, Е.Лансере (Россия). Анималисты-иллюстраторы (В. Ватагин, Е.Чарушин).

АНСА′МБЛЬ (франц. ensemble – совокупность, стройное целое) – гармоническое единство пространственной композиции, в которую включены здания, мосты, сады, дороги и другие художественные компоненты. Важную роль в ансамбле играют и естественные условия местности (рельеф, водоёмы и т.п.). Ансамбль может составляться из произведений одного вида искусства или объединять различные виды искусства (архитектура, скульптура, живопись). Виды ансамблей: градостроительный, ландшафтный, архитектурный, предметный, зрелищный и др.


АНТАБЛЕМЕ′НТ (франц. entablement, от table – стол, доска) – верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах; составной элемент античного архитектурного ордера. В антаблемент входит три части: 1)архитрав (несущая часть), 2)опирающийся на него фриз и 3)карниз (верхняя часть). Форма антаблемента отражает структуру деревянного балочного перекрытия.

АНТЕФИ′КС (лат. antefixum, от ante – спереди и fixus – прикреплённый) – украшение по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма. Антефиксы обычно делались из мрамора или терракоты в виде пальметты или щита с рельефами.

А′НТЫ (лат. antae) – выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах («храм в антах»).

АНФИЛА′ДА (франц. enfilade, от enfiler – нанизывать на нитку) – ряд комнат, двери которых находятся на одной оси.

АППЛИКА′ЦИЯ (лат. applicatio – прикладывание) – способ (техника) создания изображений путём наклеивания, нашивания на бумагу, ткань и др. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.). Это один из древнейших способов украшения ткани и одежды многих народов.

АПСИ′ДА (греч. «свод») – выступ здания, перекрытый сомкнутым полусводом или полукуполом. Может быть в плане полукруглым, гранёным, прямоугольным. Впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах. В христианских храмах апсида – алтарный выступ, ориентированный на восток.

АРАБЕ′СКА (франц. arabesque – арабский) – европейское название орнамента, сложившегося в искусстве мусульманских стран. Арабеска строится по принципу бесконечного повторения геометрического, растительного, эпиграфического (от греч. «надпись») мотивов. Специфика арабески – многократное ритмическое наслоение однородных форм, которое создаёт эффект насыщенного прихотливого узора.

А′РКА (лат. arcus – дуга, изгиб) – криволинейное перекрытие в стене или в пространстве между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами). По форме различаются: полукруглые (полуциркульные); стрельчатые (в архитектуре готики); подковообразные (в архитектуре арабских стран); килевидные; многолопастные; ползучие (с опорами на разной высоте) и др. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока; очень распространены в архитектуре Древнего Рима.

А′РКА ТРИУМФА′ЛЬНАЯ – монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военной победы или знаменательного события. Триумфальные арки имеют 1 или 3 пролёта, перекрытые полуциркульными сводами, и завершаются антаблементом и аттиком; украшаются скульптурой и памятными надписями. Появились в Древнем Риме и предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. В России возводились с петровского времени.

АРКА′ДА (франц. arcade) – ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при строительстве открытых галерей.


АРКАТУ′РА (нем. Arkatur) – ряд ложных декоративных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещения.

АРКБУТА′Н (франц. arc-boutant) – наружная полуарка, соединяющая стену готического храма (стену главного нефа) с опорным столбом (контрфорсом). Система аркбутанов, контрфорсов и нервюр составляет конструктивную основу культовой архитектуры готики.

АРХИТЕКТО′НИКА (греч. «строительное искусство», «архитектура») – построение художественного произведения, то же, что композиция.

АРХИТЕКТУ′РА (лат. architectura, от греч. «строитель»), ЗОДЧЕСТВО – строительное искусство, искусство проектировать и строить. В понятие архитектуры включаются: 1)строительство отдельных сооружений, 2)градостроительство, 3)садово-парковое искусство. Художественные специфические средства архитектуры: композиция, масштаб, пропорции, ритм, пластика поверхностей, цвет строительных материалов и др. Архитектура – один из основных пространственных видов искусства (наряду с изобразительными и декоративными искусствами).

«Архитектура – это застывшая музыка» (Ф.Шеллинг, 1775-1854).

«Архитектура – летопись мира: она говорит тогда, когда молчат и песни и предания» (Н.В.Гоголь, 1809-1852).

«Доктора могут похоронить свои ошибки с пациентом, а вот архитектору остаётся лишь посоветовать своим клиентам посадить плющ» (Фрэнк Ллойд Райт, американский архитектор, автор «органической архитектуры», 1869-1959).

АРХИТРА′В (греч. «главный» и лат. trabs – балка) – в архитектуре нижняя из трёх горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн.

АТЛА′НТ (от греч. «несущий») – в архитектуре мужская статуя, поддерживающая перекрытие; вертикальная опора в виде мощной мужской фигуры (вместо колонны). Название дано по имени мифического титана, державшего на своих плечах небесный свод (знаменитые атланты Нового Эрмитажа в Петербурге, скульптор А. И. Теребенев).

АТРИБУ′Т (лат. attribuo – придаю, наделяю) – признак, свойство или предмет, которые постоянно сопровождают какое-либо явление. Атрибуты уточняют и поясняют смысл изображённых образов (атрибут Геракла – палица; атрибут святого – нимб и т.п.).

АТРИБУ′ЦИЯ (лат. attributio – приписываю) – установление принадлежности анонимного художественного произведения определённому автору, школе, времени. Атрибуция опирается на научный стилистический анализ, результаты химических и физических исследований (рентгенография, применение ультрафиолетового и инфракрасного излучений и др.).

А′ТРИЙ (лат. atrium) – закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. В центре атрия был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды.

А′ТТИК (греч.) – стенка, возведённая над карнизом; украшается рельефами и надписями. Часто завершает триумфальную арку.



Б

БА′ЗА (греч. «стопа») – основание, нижняя опорная часть колонны, столба. Различаются по высоте и профилю. Очень разнообразны готические базы.

БАЗИ′ЛИКА (от греч. «царский дом»; в Афинах – портик, где заседал архонт-басилей) – здание вытянутой прямоугольной формы, разделённое на несколько проходов (нефов) рядами колонн. Главный средний неф всегда выше остальных. Перед входом – поперечный притвор (нартекс), в противоположном конце среднего нефа – полукруглый выступ (апсида). В Древнем Риме служили судебными залами, рынками, биржами. В дальнейшем базилика стала одним из основных типов христианского храма.

БАЛЮСТРА′ДА (франц. balustrade, от греч. «пояс», «перевязь») – ограждение балконов, лестниц, крыш, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами.

БАПТИСТЕ′РИЙ (греч. «купель») – помещение для крещения, крещальня. Баптистерий чаще всего – отдельное сооружение, круглое или многогранное, завершённое куполом. Внутри баптистерии богато украшались скульптурой, мозаикой; посредине находилась купель для крещения.

БАРАБА′Н (татарск.) – цилиндрическая (или многогранная) верхняя часть здания, которая служит опорой купольному перекрытию. Барабан часто прорезан окнами. Характерен для церквей и мечетей.

БАРЕЛЬЕ′Ф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – разновидность выпуклого рельефа, скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона не более чем на половину своего объёма.

БАТА′ЛЬНЫЙ ЖАНР (от франц. bataille – битва) – жанр изобразительного искусства, изображение битв, военных походов, эпизодов военной жизни. Батальный жанр может быть составной частью исторического или мифологического жанров. Известен с глубокой древности (рельефы с изображением ассирийских царей; античная мозаика, изображающая битву Александра Македонского с Дарием и др.). Как самостоятельный жанр сформировался в 15-16 вв. Батальный жанр представлен в творчестве Л. да Винчи, Микеланджело (Италия), Д. Веласкеса, Ф.Гойи (Испания), В. Верещагина, В. Сурикова, М. Грекова (Россия).

БА′ШНЯ (итал. bastia) – архитектурное сооружение, композиция которого строится по вертикали. Высота башни преобладает над другими его размерами. Первоначально строились в целях обороны (сторожевые башни, башни замков – донжоны). Башни применяются в культовом зодчестве (минареты, колокольни), в гражданском строительстве (маяки, административные здания), в качестве инженерных сооружений (водонапорные, радио- и телебашни и др.). Как правило, являются высотной доминантой архитектурного ансамбля. Одна из самых знаменитых башен – Эйфелева башня в Париже, построенная в 1887-1889гг. к 100-летию Великой французской революции (инженер Александр Гюстав Эйфель).

БЕЛЬВЕДЕ′Р (итал. belvedere – прекрасный вид) – надстройка над зданием, часть здания в виде беседки или небольшого павильона, которая возвышается над кровлей; беседка или павильон, расположенные на возвышенности в парке.