Файл: Дипломная работа Научный руководитель К. п н., доцент Щирин Д. В. СанктПетербург 2008 Оглавление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

«Только развивая эмоции, интересы и вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы. Дошкольный возраст очень важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально – эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления»7.

1.2. Об особенностях развития музыкальных способностей детей 3 – 5 лет
За дошкольный период дети проходят огромный путь развития. Ребенок младшего дошкольного возраста с большим удовольствием включается в мир музыки: напевает, приплясывает, бегает. Но это ещё не исполнение песни, пляски, а лишь частичное включение в процесс. В основном музыка вызывает эмоционально – положительное состояние организма. Постепенно, под воздействием взрослого, у ребенка появляется опыт музыкальной деятельности, формируется музыкальная память, а, следовательно, и возникает возможность обучаться.

В результате систематического обучения у детей развиваются музыкальные и творческие способности, совершенствуются певческие и музыкально – ритмические навыки. Для более интенсивного развития детей необходимо применять разнообразные виды музыкальной деятельности, использовать различные вспомогательные средства и приемы.

В своей работе «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугина пишет о том, что музыкальное развитие – явление сложное и многосоставное. Между его компонентами устанавливаются различные взаимосвязи: между природными задатками и сформированными на их основе музыкальными способностями; внутренними процессами развития и опытом, который передается ребенку извне; усвоением опыта и свершающимся при этом развитии. То есть происходит сочетание разнообразных внутренних процессов и высших влияний.

«Известно, что умелое использование музыки в различных процессах жизнедеятельности людей может регулировать их состояние. Следовательно, особенности строения и функции центральной нервной системы являются физиологической предпосылкой проявления эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку. Музыкальные образы, оказывая эстетическое воздействие на ребенка, в то же время могут содействовать укреплению его нервной системы, вызывать радостные переживания, формировать нравственные качества. Конечно, в зависимости от художественного, мыслительного или среднего типа высшей нервной деятельности ( по И.П. Павлову) музыка воспринимается детьми по-разному, но развитию подлежат даже такие способности функциональной деятельности центральной нервной системы, как подвижность нервных процессов и быстрота образования временных связей»
8. «В любой исполнительской музыкальной деятельности формируются специальные способности, в основе которых лежат особые анатомо-физиологические задатки. Для пения важно качество строения голосового аппарата: подвижность нёба, длина и толщина голосовых связок и т.д. Музыкальные задатки в виде слухового анализатора и голосового аппарата выполняют свою функцию и зависят от своеобразия нёба, связок и т.д. Одни безголосы, другие – прекрасные певцы. Но даже при наличии отдельных природных данных нужен немалый труд, чтобы сформировать певческий голос. Функционирование моторно – двигательного аппарата также оказывает относительное влияние на его структуру – на строение тела ребенка, на его руки. Известны положительные результаты, достигаемые путем упражнений в танце, игре на инструментах, особенно в период, когда организм наиболее пластичен.

Итак, у каждого человека разнообразны сочетания внутренних органов их функций, своеобразен путь их формирования. Но видна и их обусловленность внешними воздействиями»9.

Движущими силами музыкального развития являются как воздействие воспитания и обучения, обстоятельства внешней жизни, так и качественные изменения в психологических процессах, вызываемых музыкальными переживаниями ребенка. На основании накопленного опыта и предшествующего сформированного уровня развития способностей ребенок сам активно участвует в процессе развития. Оно происходит как замена старого новым, как многосоставный ряд «отрицаний».

Процесс музыкального развития осуществляется не автоматически, поскольку его внешние и внутренние причины находятся в сложных взаимосвязях.

Обращая внимание на важность изучения индивидуальных различий в процессе музыкального развития детей, Б.М. Теплов указывает: «Способность не существует иначе как в движении, в развитии…Музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но есть результат развития, результат воспитания и обучения»10.

Развитие ребенка происходит в процессе обучения определенным видам деятельности в определенной последовательности. При подготовке процесса обучения педагогу необходимо ясно представлять себе как источники возникновения у детей тех или иных свойств личности, черт характера, формирования умений и навыков, так и тот желательный уровень развития, которого он хочет достичь в результате своей деятельности.



Отсюда следует, что музыкальное развитие и воспитание взаимосвязаны и находятся во взаимодействии. Обучение способствует развитию, но и развитие определяет успешность обучения.

Музыкальное развитие – результат процесса музыкального воспитания и обучения, в свою очередь оно содействует всестороннему развитию личности, её эстетическому, умственному, нравственному и физическому совершенствованию.

Определение структуры музыкальности позволяет установить те музыкальные способности, которые надо развивать для успешного выполнение ребенком того или иного вида музыкальной деятельности. «Музыкальность – это чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Оно исторически обусловлено: человек постепенно привыкал различать в звуках человеческой речи, в звуках природы различные свойства – их высоту, длительность. Постепенно выкристаллизовывались выразительные интонации…

В процессе этой деятельности формировались, создавались музыкальные способности»11.

В исследованиях последнего времени музыкальность трактуется как комплекс свойств личности человека, возникший в процессе возникновения, создания и усвоения музыкального искусства.

Под воздействием музыки у человека постепенно возникает особая слуховая и эмоциональная восприимчивость, которая в процессе музыкального развития все более углубляется и дифференцируется. Музыкальность, таким образом, - это своеобразная форма ориентировки в музыкальных явлениях. «Главный признак музыкальности – переживание музыки как выражение некоторого содержания, основными носителями этого содержания являются в музыке высотное и ритмическое движение»12. Содержание понятия «музыкальность» охватывает самые разные свойства – от способности дифференцировать музыкальные звуки до высших творческих проявлений, поскольку музыкальная деятельность многосоставна и разнообразна. Б.М. Теплов определяет музыкальность как «… тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности»13.

Музыкальность предстает как комплекс способностей. Теплов выделяет среди них три основные, способствующие наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:

  1. Ладовое чувство, способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, т.е. чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

  2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение мелодии. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

  3. Музыкально – ритмическое чувство, т.е. способность (активно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях.


Также он выделяет более общие и более специальные моменты. К общим относит богатство и инициативность воображения, внимание, волевые особенности, т.е. то, что относится к процессам и свойствам личности, к переживаниям эстетического характера. К более специальным моментам Б.М.Теплов относит качественное своеобразие специальных способностей, необходимых для выполнения любого вида музыкальной деятельности. Следовательно, в структуре музыкальности можно выделить более общие музыкально – эстетические и специальные способности.

Для общих музыкально – эстетических способностей характерно эстетическое отношение к музыкальным произведениям и музыкальной деятельности, проявляющееся в восприятии, воспроизведении, представлении и творчестве. В форме динамики разнообразных чувств, замыслов, инициативы, творческого воображения, возникновения отношения.

Между всеми компонентами музыкальности существуют тесные связи. Н.А. Ветлугина указывает на следующие составляющие музыкальности:

1. Комплекс качеств, необходимых для успешного выполнения музыкальной деятельности. Предполагает знание типологических, индивидуальных способностей личности с её интересами, склонностями, с её волевыми процессами, складывающимися в музыкальной практике.

2. Синтез эмоционального и слухового компонентов. Эмоциональной окрашенностью характеризуются все виды музыкальной деятельности. На какой бы стадии своего развития ни находился ребенок, он эмоционально откликается на музыку, выражающую чувства.

Вместе с тем очень важен и слуховой компонент, так как его сенсорная основа, заключающаяся в действенно – наглядной ориентировке в звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических соотношениях, связана со всеми этапами музыкального развития.

3. На базе единства эмоционального и слухового компонентов складываются две основные музыкальные способности: способность переживания,
дифференциации. Представления и воспроизведения высотных соотношений; способность переживания, дифференциации, представления музыкального ритма.

Эти две основные музыкальные способности необходимы для выполнения любой музыкальной деятельности, хотя по - разному проявляются применительно к тому или иному её виду. Например, способность переживания и различения ладовысотных соотношений наибольшее значение имеет для пения. Эти основные способности составляют основу детского творчества.

Музыкальность как комплекс способностей включает владение исполнительскими средствами (инструментом, голосом, телом), помогающими выразить настроение и содержание музыки; волевые процессы; инициативу; творческие замыслы; технические данные (чистоту певческой интонации, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике и т.д.).

В состав творческих способностей входят характеризующие исполнительство – выразительность, непосредственность, искренность и отличающие продуктивное творчество – индивидуальное своеобразие в замыслах и поисках средств воплощения.

Музыкальность как комплекс музыкальных способностей возникает и развивается в различных видах музыкальной деятельности ребенка, и сначала в очень примитивных формах. На самых первых этапах развития у ребенка проявляются все основные музыкальные способности, а доминирование одних и отставание других обнаруживается лишь впоследствии. Раннее проявление музыкальных способностей у одних детей говорит об их одаренности. Однако более позднее их у других детей вовсе не свидетельствует об их отсутствии. Развитие музыкальности зависит от планомерного педагогического воздействия, от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, от окружающей среды.

1.2.2. О возрастной дифференциации в дошкольном возрасте
Дошкольный период – это время накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного развития значительно видоизменяется характер ребенка – дошкольника.

Н.А. Ветлугина в своей работе «Музыкальное развитие ребенка» указывает, что за период дошкольного детства дети проходят огромный путь развития.

«В области ощущений и восприятия развитие идет от простейших развлечений маленькими детьми наиболее отчетливых, ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцировке звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий.