Файл: Дипломная работа Научный руководитель К. п н., доцент Щирин Д. В. СанктПетербург 2008 Оглавление.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В сфере эмоционального и познавательного отношения к доступным произведениям искусства – предмета быта, природным явлениям намечается следующая динамика: от безотчетного эмоционального отклика на все приметное, яркое, красивое к возникновению некоторых оттенков чувств, разнообразных настроений у старших детей. Они способны благодаря полученным знаниям замечать отдельные связи между содержанием произведения и способами его выражения и изображения. У них возникает избирательное отношение к явлениям прекрасного. Подчас они предпочитают какие – либо стороны художественного переживания и деятельности. В результате у детей у детей (пение, рисование, игры, инсценирование, танцы) развитие идет от подражательных действий к возникновению поисков выразительно – изобразительных средств, к появлению попыток самостоятельного переноса приобретенного художественного опыта на занятиях в свою повседневную жизнь, к творческой инициативе»14. В своей практической работе мы убедились в правильности этих слов.
В дошкольном возрасте закладывается основа эстетического отношения к жизни и искусству.
Содержание музыкальной деятельности, в процессе которой под влиянием воспитания и обучения происходит развитие ребенка, отражено в «Программе воспитание в детском саду».
Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, звучанию инструментов; развивать его зрительно – слуховое сосредоточение, певческие интонации (на подражании взрослому); способствовать возникновению эмоционально – положительного самочувствия ребенка.
На втором году жизни продолжается музыкальное развитие ребенка: звукоподражание, запоминание и узнавание мелодий, воспроизведение их голосом, выполнение игровых и плясовых движений, отвечающих содержанию песен.
На третьем году интенсивно развивается музыкальное восприятие: умение вслушиваться в музыку, запоминание и различение особенностей её звучания.
Продолжается развитие слуха и голоса ребенка. Он учится подпевать голосу взрослого и инструменту, играть в музыкальные игры, связывая при этом свои движения с общим характером музыкального произведения. Появляется реальная возможность более интенсивного музыкально – эстетического развития.
На четвертом году жизни происходит накопление музыкальных впечатлений, развивается способность слушать музыку, узнавать знакомые песни и инструментальные пьесы. Дети способны различать в пьесах регистры, тембры, звучание 2 – 3 музыкальных инструментов, несложный ритм, могут сопоставлять громкую и тихую музыку, спокойную и бодрую. Однако внимание детей еще неустойчиво, певческие голоса не сформировались, дыхание поверхностное, слабо налажена координация между слухом и голосом. Дети плохо ориентируются в пространстве во время плясок и игр. Поэтому их музыкальная деятельность пока скромна.
На пятом году жизни происходит усложнение детской деятельности, в том числе и музыкальной, так как обогащение опытом влияет на развитие всех психических процессов ребенка: внимание становится более устойчивым, развивается процессы преднамеренного запоминания и припоминания, совершенствуются зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети могут различать довольно сложные звукосочетания, выделять их отдельные элементы, у них появляется желание слушать музыку, интерес, а затем и любовь к ней. Дети улавливают переданное в музыке настроение, узнают знакомые песни, мелодии, улавливают их ритмический рисунок, пытаются выразительно передавать в движении игровые образы, учатся согласовывать свое пение и движения с пением и движениями товарищей. В этом возрасте значительно укрепляются детские голосовые связки, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. У детей формируется слуховой самоконтроль, и они начинают лучше владеть голосом. Систематические занятия пением, движением, слушанием музыки содействуют развитию у детей музыкальной восприимчивости.
Музыкально – эстетическое воспитание направлено на совершенствование многих свойств личности ребенка. Опираясь на данные физиологии и психологии, нужно заботиться об оптимальном выборе и соотношении воспитательных воздействий, поскольку от этого зависит их эффективность. Н.А. Ветлугина пишет: «Если дети воспитываются в духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, занимаются различными видами музыкальной деятельности, то и их специальные возможности к музыке развиваются плодотворно и успешно. Эти принципиальные положения кладутся в основу при организации различных видов музыкальной деятельности детей»15.
Таким образом, зная особенности каждого периода развития дошкольника, можно более точно выстроить свои методы музыкального воспитания.
Глава 2. МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методы музыкального воспитания.
Говоря об особенностях музыкального воспитания, А.Н. Зимнина подчеркивает: «Задачи и содержание музыкального воспитания определяют выбор методов и методических приемов обучения» 16.
Исследователь считает, что выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний. Естественно, что первым источником17 является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале работа с детьми идет преимущественно по накоплению опыта слушания музыки. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период.
Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию конкретных музыкальных произведений.
Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, потому что вне её, вне упражнений не могут быть, например, выработаны умения и навыки в пении, ритмике. Только практическая деятельность содействует всестороннему развитию ребенка, воспитывает адекватное отношение к общественным явлениям, позволяет проявить инициативу, сознательность и активность. «Поэтому при выборе методов музыкального воспитания мы идем от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него - к практике»18.
В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста применяют три взаимосвязанных метода работы:
-
Наглядный; -
Словесный; -
Метод практической деятельности.
Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от его специфики. Выбор тех или иных методических приемов обучения определяется конкретными задачами данного музыкального занятия, сложностью музыкального материала, этапом обучения и уровнем общего развития детей. При выборе методических приемов очень важно:
-
обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого музыкального материала и качественность его исполнения; -
учитывать особенности детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность; -
учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
Рассмотрим каждый из методов воспитания и обучения в отдельности.
Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.
Наглядный метод включает следующие компоненты:
-
Слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки ребенком, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально - ритмических движений. -
Тактильную наглядность – непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания. -
Зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой. К зрительной наглядности относятся: показ певческих приемов, движений в плясках, играх, упражнениях; показ игрушек, картинок, костюмов и т.д., относящихся к данному музыкальному произведению.
Словесный метод обращен к сознанию ребенка, способствует осмысленности, содержательности его деятельности. Слово педагога помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. Словесный метод включает в себя следующие приемы:
-
Объяснение. Оно используется, когда предлагается новое произведение для слушания, игры, пляски, упражнения. Объяснение подразумевает под собой - четкое, краткое изложение материала. -
Пояснения. Они даются при показе движений игр, плясок, упражнений и различных певческих приемов в ходе занятия в четкой и краткой форме. Нечеткость пояснения часто приводит к непониманию задания и плохому качеству исполнения. Пояснение должно быть тесно связано с показом. -
Указания. Даются во время выполнения детьми игр, плясок и упражнений. Указания помогают ребенку сориентироваться и понять, как надо выполнять те или иные движения, уточняют способ выполнения действий. -
Беседа. Обычно проводится с детьми после прослушивания музыки, реже – перед слушанием, когда надо конкретизировать содержание произведения. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения, выражают свое отношение к его образам, дают им элементарную оценку. -
Вопросы. Беседа с детьми строится в форме вопросов и ответов. Педагог задает вопросы в связи с содержанием произведения. Вопросы должны быть четко сформулированы и понятны детям. -
Замечания. Обращены к сознанию ребенка, который в силу каких – либо причин отвлекся от процесса выполнения заданий.
Метод практической деятельности. Рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение детей в виде систематических упражнений.
В пении и музыкально-ритмических упражнениях важно научить детей предельно выразительно исполнять произведении. Обучая детей, следует постепенно усложнять задания в соответствии с их возрастным развитием. Важно, что бы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».
Все методы музыкального воспитания используются, как единая система, неразрывное целое. «Слово подводит ребенка к восприятию и пониманию содержания произведения, а музыка эмоционально углубляет возникшие впечатления. Музыка воздействует на чувства, но она рождает и мысли. А мысль не существует без словесного выражения» 19.
2.3. Об особенностях программ
по музыкальному воспитанию дошкольников:
2.3.1. Содержание программ Н.А.Ветлугиной и И.Е. Домогацкой
В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в саду Н.А. Ветлугиной. В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется для него наиболее приемлемой для музыкального воспитания и развития детей. Мы рассмотрим кратко программы Н.А. Ветлугиной и И.Е. Домогацкой.
Программа Н.А. Ветлугиной. Целью программы является развитие общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Н.А. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий фронтальные (со всей группой), индивидуальные, небольшими группами. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счет включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.
В работе возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы.
Главная задача программы – овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движениями игры на музыкальных инструментах.