Файл: Дипломная работа Научный руководитель К. п н., доцент Щирин Д. В. СанктПетербург 2008 Оглавление.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Репертуар по слушанию музыки в программе Н. А. Ветлугиной строится на произведениях композиторов классиков. Для полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные пособия – литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д.
В разделе пение на музыкальных занятиях акцентируется внимание на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н.А. Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыке необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».
Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений. Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей современными отечественными композиторами.
Для исполнения детским оркестром Н.А. Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребенок мог выразить свое настроение, свое чувствование музыки.
Авторская программа И.Е. Домогацкой адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, групп эстетического воспитания, подготовительных отделений детских музыкальных школ и школ искусств.
В программу входят такие предметы как, «развитие речи», «развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет». Так же И.Е. Домогацкая предлагает 90 поурочных планов по этим предметам и методику диагностики эстетических способностей детей этого возраста.
Программа «Развитие речи» состоит из следующих разделов:
- ознакомление окружающим миром;
- обозначение предметного и чувственного мира;
- изучение элементов речевого языка и средств речевой выразительности;
- формирование связной речи
;
- знакомство с литературными произведениями.
Предмет рассчитан на 3 летнее обучение, возрастные границы:
-
3 года (младшая группа, 1- й год обучения); -
4 года (средняя группа, 2 - й год обучения); -
5 года (старшая группа, 3 - й год обучения).
Целью предмета является - развитие мышления детей, осознанного восприятия явлений окружающего мира; формирование связной речи.
Основной формой деятельности учащихся на уроках «Развития речи» является игровая форма.
Система контроля за развитием умений и навыков дошкольников строится на творческих и тестовых заданиях. Формами контроля за развитием творческих, исполнительских, двигательных, речевых навыков учащихся являются музыкально - драматические композиции, участвуя в которых, дети демонстрируют умения и навыки, полученные на занятиях. Контрольное тестирование проводится в устной и письменной формах раз в полугодие.
Программа «Развитие музыкальных способностей детей 3 – 5 лет» содержит методическую записку и календарный план, в котом по месяцам расписана трехгодичная программа по предмету.
В программу включены детальные рекомендации по работе над интонированием, метроритмом, развитием речи и тембровым слухом, основам музыкальной грамоты.
Предмет «Развитие музыкальных способностей» включает следующие направления обучения:
-
музыкальная грамота; -
интонационное развитие; -
ритмическое развитие; -
развитие речи; -
ознакомление с окружающим миром; -
слушание музыки; -
творческие задания. -
Игра на музыка
В примерный учебный план групп раннего – эстетического развития входят:
-
Развитие музыкальных способностей – 2 раза в неделю; -
Развитие речи – 1 урок в неделю; -
Ритмика – 1 урок в неделю; -
Иностранный язык (факультатив) – 1 урок в неделю.
Протяженность урока – 30 минут. Группы комплектуются по возрасту (3, 4, 5 лет). Численный состав группы – от 8 до 12 человек.
Автор программы считают и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей.
Также автор считает что, элементарные музыкально – звуковые понятия, невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, без развития образной памяти, элементов абстрактного мышления. Музыкальный образный мир особенно влияет на восприятие, воображение.
По мнению И.Е. Домогацкой, «детское воображение проявляется и формируется ярче всего в игре. Запоминание также лучше всего происходит в процессе игры как основном виде деятельности ребенка. Следовательно, при построении урока нужно руководствоваться принципом чередования одних игровых заданий с другими. Именно в игровых ситуациях происходит непроизвольное запоминание теоретического материала, который в процессе игры вызывает у детей интерес и активную реакцию»20.
Занятия в группах раннего эстетического развития активизируют полезную деятельность детей. Ребенку приходится все время производить различные логические операции – сравнивать, объединять, обобщать.
2.3.2. Сравнительная характеристика программ.
Сравним рассмотренные две программы по музыкальному воспитанию дошкольников. В программе Н.А. Ветлугиной главной задачей является овладение детьми действиями, навыками, умениями в области восприятия музыки (пения, движения, игре на детских музыкальных инструментах). Во второй программе И.Е. Домогацкой главной задачей является формирование музыкальных предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально – эстетического сознания, а умения и навыки служат средством достижения этой цели.
В программе И.Е. Домогацкой все виды детской музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны, у Н.А. Ветлугиной они существуют немного оторвано друг от друга (кроме игры на музыкальных инструментах). С этой точки зрения программа И.Е. Домогацкой на мой взгляд более совершенна. Когда ребенок проделывает несколько разных операций с одним произведением (слушает, танцует под него, исполняет на инструменте) оно воспринимается им во всех гранях, следовательно, оставляет след в духовном развитии ребенка.
Обе эти программы предполагают наличие и использование музыкально дидактических игр и наглядных пособий в виде карточек, сигнальных и предметных картинок.
Программа И.Е. Домогацкой и программа Н.А. Ветлугиной предполагает обучение детей нотной грамоте.
Во второй программе форма занятий менее ограничена. Педагог на свое усмотрение может провести тематическое или комплексное занятие, используя в них определенные виды деятельности детей. У Н.А. Ветлугиной кроме того, что формы занятий ограничены только темя видами (фронтальные, по подгруппам, индивидуальные), они еще имеют строгую структуру – в одном занятии должны быть использованы все виды музыкальной деятельности детей (пение, движение, игра на инструментах, слушание музыки).
Программа И.Е. Домогацкой как мне кажется, более совершенна в плане общеэстетического, духовного развития ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Основной акцент в этой программе делается на слушание музыки. Использование литературных произведений и зрительного ряда (репродукций и пособий) помогают детям понять, прочувствовать музыкальный образ. Такие виды деятельности, как пение, движение под музыку, игра на инструментах, автор рекомендует использовать как вспомогательные.
2.4. Организация и анализ экспериментальной работы по методике музыкального воспитания детей 3-5 лет.
ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 3 – 5 ЛЕТ»
В данном разделе мной рассматривается программа развития детей 3-5- лет, созданная мной и апробированная в практической деятельности.
Музыкальное развитие является частью общего психофизического развития. Элементарные музыкально- звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, без развития речи, образной памяти, элементов абстрактного мышления. Музыкальный образный мир особенно влияет на восприятие и воображение. Период жизни ребенка от 3 до 5 лет является благоприятным для обогащения его духовного мира, раскрытия задатков, эстетического вкуса, приобщения к культурным ценностям. В этом возрасте дети легко и с интересом окунаются в мир сказки и фантазии.
Моя программа основывается на авторской программе И.Е. Домогацкой, которая систематизирована по возрастному принципу, позволяющая развить эстетические способности ребенка, а также подготовить детей к детским школам искусств. Курс программы разделен на три года обучения, направленные на общее развития ребенка и уровня специфических знаний, умений, навыков эмоционально-волевых и эмоционально-выразительных, сенсорно-двигательных и интеллектуально-речевых. Курс занятий называется «Развитие музыкальных способностей и развитие речи».
В нём нет четкого разделения на предметы, на каждом занятии прослеживается принцип взаимосвязи, близости содержания ведущих тем, что способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков.
Детское воображение проявляется и формируется ярче всего в игре. Именно в игровых ситуациях происходит непроизвольное запоминание теоретического материала, который в процессе игры вызывает у детей интерес и активную реакцию. Соприкосновение с миром прекрасного в таком раннем возрасте обогатит его духовный мир, позволит ему раскрыться как личности.
Программа базируется на принципе неразрывности развития интеллекта ребенка и его эмоционального мира. Привлечение слуховых и зрительных образов, связанных с музыкальными и изобразительными искусствами, позволяют содержательную палитру предметов и эффективно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка.
ЦЕЛЬ: развитие музыкальных и эстетических способностей детей, расширение музыкального кругозора, формирование музыкального вкуса, обеспечение готовности их к обучению в общеобразовательной и музыкальной школе.
ЗАДАЧИ:
-
выявление и развитие музыкальных, художественно- творческих возможностей ребенка; -
обогащение духовного, эмоционального и чувственного мира ребенка; -
помощь ребенку в максимально полной реализации своего творческого потенциала, раскрытии своей индивидуальности; -
формирование интереса к музыке; -
ознакомление с основами музыкальной грамоты; -
развитие музыкальных способностей (музыкальный и тембровый слух, артикуляционные, интонационные, ритмические и метроритмические способности); -
изучение элементов речевого языка и средств и речевой выразительности, формирование связной речи; -
ознакомление с окружающим миром; -
развитие мелкой моторики рук; -
развитие творчества и фантазии
ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ.
Программа предполагает три года обучения с детьми 3,4,5 лет, постоянного состава. Набор в группу производится на основе письменного заявления родителей детей и предоставления медицинской справки от врача о допуске к занятиям ритмики.
Занятия проводится одним педагогом. Расписание занятия составляются в соответствии с требованиями СаН ПИНа. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность одного академического часа при нагрузке 3 часа в неделю - 30 минут. Количество обучающихся в группе 4- 6 человек.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ.
1-ый обучения