Файл: Анализ практических аспектов обеспечения информационной открытости системыобразования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Анализ практических аспектов обеспечения информационной открытости системыобразования
2.1 Анализ опыта обеспечения информационной открытости муниципальных систем образования
Анализ опыта практического обеспечения информационной открытости муниципальных систем образования целесообразно начать с оценки исполнения на муниципальном уровне правовых основ обеспечения информационной открытости системы образования.
В 2018 г. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства» опубликовал результаты всестороннего аналитического исследования практики регулирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и образовательными организациями образовательных отношений с учётом Федерального закона от 29 декабря № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В данном исследовании в частности были представлены результаты оценки организации правового регулирования в области информационной открытости организаций, осуществляющих образовательную деятельность [15].
В исследовании отмечается, что муниципальными образованиями правовое регулирование информационной открытости организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в тех случаях, когда они выступают в качестве учредителей таких организаций. Регулирование осуществляется, как правило, в форме постановлений исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований и направлено на реализацию положений федерального, регионального и местного законодательства, регулирующего данный аспект деятельности.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» содержатся достаточно жесткие требования к объему информации, подлежащей к размещению образовательными организациями на своих сайтах в сети «Интернет», соответственно, можно сделать вывод о том, что в настоящее время модель правового регулирования в части обеспечения информационной открытости образовательных организаций представляется обоснованной и оптимальной, а выработанная на ее основе правоприменительная практика в полной мере согласуется с требованиями действующего законодательства. Вместе с тем, если обратится к данным официальной статистики [11], можно сделать вывод о том, что данных мер недостаточно, поскольку официальные сайты имеются лишь у 87,9% образовательных организаций (рисунок 1).
Это существенно сужает возможности реализации принципов открытого информационного пространства в системе образования, свидетельствует о наличиях проблем в сформированной инфраструктуре информационного пространства, недостаточности правовой, государственной поддержки формирования основ информационного общества.
Рисунок 1 – Образовательные организации, использующие информационные технологии и информационно-телекоммуникационные сети (в процентах от общего числа организаций)
При этом образовательные организации характеризуются слабым программно-техническим оснащением, предназначенным для решения конкретных управленческих и образовательных задач (рисунок 2).
Рисунок 2 – Образовательные организации, использующие специальные программные средства (в процентах от общего числа организаций)
Население также отличается индифферентностью в получении информации по аспектам образования. На рисунке 3 представлены цели использования сети Интернет населением.
Рисунок 3 – Цели использования сети Интернет населением (в процентах от общей численности населения, использующего сеть интернет)
Как видно из рисунка 3, к поиску информации об образовании в целом, курсах обучения, тренингах и т. п. в частности в 2022 г. прибегали лишь 11,7% общей численности населения, использующего сеть Интернет.
В целях дистанционного обучения сеть Интернет использовали 3,6% населения. Несмотря на положительную динамику роста доли населения, использующего сеть Интернет в образовательных целях, целях получения информации о системе образования, достигнутые уровни вовлечённости населения в указанные процессы не являются достаточными, учитывая тренды развития образовательной среды, выявленные и обозначенные в п. 1.1 настоящего исследования. Другим аспектом, призванным способствовать обеспечению информационной открытости муниципальных образовательных систем является организация и предоставление государственных и муниципальных услуг в сфере образования [3].
К числу таких услуг относятся:
- зачисление в образовательное учреждение;
- предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в образовательное учреждение;
- предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости;
- предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках.
Закрепление за перечисленными услугами статуса государственных или муниципальных призвано обеспечить информационную открытость образовательных организаций прежде всего для ключевого субъекта системы образовательных отношений – для граждан.
Вместе с тем, обращение к официальным статистическим данным [10] также не позволяет сделать вывод о том, что данные услуги востребованы широкими массами населения.
Различного вида государственными и муниципальными услугами в 2022 г. воспользовалось 65,7% населения Российской Федерации (рисунок 4).
Это свидетельствует о востребованности гражданами данного государственного сервиса.
Рисунок 4 – Население, взаимодействующее с органами государственной власти и местного самоуправления для получения услуг (в процентах от общей численности населения)
При этом услуги в области образования в 2022 г. были востребованы 15,2% населения, обратившегося в органы государственной власти и местного самоуправления (рисунок 5).
Рисунок 5 – Наиболее популярные категории государственных и муниципальных услуг (в процентах от общей численности населения, получающего государственные и муниципальные услуги)
В сравнении с иными видами государственных и муниципальных услуг, образование демонстрирует достаточно низкий уровень и темпы развития, учитывая вовлечённость граждан России в образовательные отношения.
Одной из проблем, выступающей в качестве наиболее явной причины отсутствия активности граждан в получении данного вида услуг выступает то обстоятельство, что услуга требует мгновенной реализации (например, предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости), а соответственно её получение реализуется посредством сети Интернет.
Вместе с тем, данные официальной статистики свидетельствуют о наличии технических проблем, а также наличием проблемы недостаточной, неясной и устаревшей информации, что отражено на рисунке 6.
Рисунок 6 – Население, сталкивающееся с проблемами при получении государственных и муниципальных услуг через сеть Интернет (в процентах от общей численности населения, использующего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг)
С различного рода проблемами в получении государственных и муниципальных услуг с использованием сети Интернет столкнулись в общей сложности практически треть обратившихся за различные рода услугами, что является весьма существенным негативным фактом.
Таким образом, анализ опыта обеспечения информационной открытости муниципальных систем образования позволяет сделать вывод о том, что система открытой образовательной среды на уровне отдельных муниципальных образований ещё не сформирована в полном объёме. Она основана на исполнении законодательно установленных требований к информации, подлежащей публичному предоставлению.
Образовательные организации слабо включены в процесс формирования комплексной образовательной информационной среды, о чём свидетельствует слабая их вовлечённость в использование современных интернет-технологий. Населением также демонстрируется низкая заинтересованность в получении информации об образовательной среде по причине сложностей чаще всего технического характера.
Решению выявленных проблем призваны способствовать единые автоматизированные информационные системы, объединяющие в себе базы данных обо всех участниках образовательного процесса. Широкое их внедрение позволило бы существенно упростить информационное взаимодействие всех субъектов образовательных отношений по самому широкому кругу аспектов.
2.2 Анализ практики использования автоматизированных информационных систем в городах-миллионниках России
Начиная с 2005 г. в практику муниципальных систем образования стали внедряться автоматизированные программные комплексы, призванные упорядочить, каталогизировать, систематизировать обширные и разносторонние категории информации, используемые в рамках образовательных отношений.
В своём развитии они трансформировались в автоматизированные информационные системы, используемые не на уровне отдельных образовательных организаций, а на уровне муниципальных образований. Первые такие комплексы, охватывающие территорию всего муниципального образования, появились в гг. Москва и Санкт-Петербург. Впоследствии уровень их проникновения расширился и в настоящее время порядка 50% муниципальных образований Российской Федерации в той или иной мере используют автоматизированные информационные системы.
Активизации процесса внедрения автоматизированных информационных систем во-многом способствовало принятие Распоряжения Правительства РФ от 25 октября 2014 г. № 2125–р (ред. от 13.10.2022 г.) «Об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам». Создание единой системы учёта контингента имеет целью решение ряда актуальных проблем развития общего, профессионального и дополнительного образования, за счёт организации эффективного электронного обмена информацией.
Межведомственность системы позволяет обеспечить основы эффективного управления образовательным процессом применительно к каждому обучающемуся с учётом специфики его здоровья, социального положения, проявленных навыков и достижений в учебном процессе, в процессе освоения программ дополнительного образования (то есть с учётом специфики наклонностей и талантов).
Практическая реализация данной концепции в полной мере может выступать основой практического воплощения современных трендов образования, поскольку в ней находят отражение аспекты накопления персонифицированной информации об обучении граждан на протяжении всего жизненного цикла.
Вместе с тем, на сегодняшний день конечная цель, заложенная в рамках указанной выше Концепции, не реализована, поскольку по статистике Министерства просвещения Российской Федерации, в отрасли на настоящий момент действует не менее 50 информационных систем, с которыми вынуждены взаимодействовать работники образовательных организаций.
Автоматизированная система «Контингент» призвана стать связующим звеном уже действующих информационных систем, чтобы данные могли перетекать из одной в другую, не требуя повторного и дополнительного введения информации.
Рисунок 7 – Автоматизированные информационные системы в образовании (в процентах от числа используемых в образовательных организациях)
Одной из первых автоматизированных систем, предназначенных для использования образовательными организациями, стала АИС «Параграф» (г. Санкт-Петербург»). Программный комплекс АИС «Параграф» стал внедрятся и используется в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга с 2006 года. Система позволяет накапливать, хранить и обрабатывать данные об образовательном учреждении, его сотрудниках и обучающихся.