Файл: Анализ практических аспектов обеспечения информационной открытости системыобразования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С помощью встроенных модулей системы имеется возможность создавать, редактировать и поддерживать в актуальном состоянии расписание учебных занятий; вести электронные классные журналы учебных классов; анализировать текущую успеваемость обучающихся; вести учёт материально-технических ресурсов учреждения и т. д.
Согласно распоряжению Комитета по образованию от 10.09.2010 г. № 1616-р «О внедрении Комплексной автоматизированной информационной системы каталогизации ресурсов образования (КАИС КРО)» все школы Санкт-Петербурга с 1 января 2011 года переходят в штатный режим работы с сервисом «Электронный дневник» АИС «Параграф». АИС «Дневник» (ООО «Дневник.ру», г. Санкт-Петербург) является одной из первых российских IT-компаний в сфере образовательных технологий. Позиционируется как партнёр государства на рынке информатизации образовательного сектора России с 2009 года. АИС «Дневник» включает в себя решения по разработке единой электронной образовательной среды для педагогических кадров, обучающихся и их родителей, администраций образовательных организаций, а также представителей органов исполнительной власти.
АИС «Сетевой город» (ООО «ИР-Тех», г. Самара) является наиболее используемой автоматизированной информационной системой. Она обеспечивает широкий функционал для различных категорий пользователей – участников системы образовательных отношений на всех его ступенях – от дошкольного до профессионального.
В целом, изучение функционала перечисленных информационных систем позволяет сделать вывод о том, что они имеют схожие функциональные возможности. В этой связи практические аспекты построения информационно открытых систем образования с использованием ресурсов автоматизированных информационных систем целесообразно рассмотреть на примере наиболее широко используемой системы АИС «Сетевой город», которая в частности применяется и в Челябинской области.
На региональном уровне системы образования в Челябинской области реализуется единая информационная политика [16], призванная способствовать формированию единого информационного пространства под которым понимается совокупность баз данных и технологий их ведения, информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, призванных обеспечить информационное взаимодействие органов, организаций и граждан, удовлетворение их информационных потребностей.
Единое информационное пространство системы образования Челябинской области реализуется через целый ряд Государственных информационных систем:
1) региональный сегмент федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам на территории Челябинской области (АИС «Контингент»);
2) автоматизированная информационная система «Образование Челябинской области» (АИС «Образование»);
3) мониторинг количества руководящих и педагогических работников образовательных организаций Челябинской области, обученных по дополнительным профессиональным программам (повышения квалификации и профессиональной подготовки);
4) автоматизированная информационная система «Е-услуги. Образование»;
5) автоматизированная информационная система «Сетевой город. Образование»;
6) информационная система мониторинга состояния библиотек общеобразовательных организаций Челябинской области;
7) федеральная система показателей электронной очереди;
8) федеральная информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС ФРДО);
9) федеральная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» (ФИС ФРИ);
10) единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО);
11) государственная автоматизированная система «Управление» (ГАС «Управление»);
12) официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях (BUS.GOV.RU);
13) портал открытых данных Российской Федерации;
14) информационная система взаимодействия с федеральной «Виртуальной витриной данных» Федерального бюро медико-социальной экспертизы Минтруда России.
Перечисленные государственные информационные системы прямо или косвенно способствуют формированию информационной образовательной среды на региональном уровне.
В городе Челябинске регламентировано функционирование двух автоматизированных информационных систем (АИС) на муниципальном уровне: АИС «Е-услуги. Образование» и АИС «Сетевой Город. Образование».
Практические аспекты информационной открытости системы образования в муниципальном образовании город Челябинск проявляются через обеспечение организационно-технических возможностей:
1) функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), созданной во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ для оказания государственных услуг гражданам и организациям, в электронном виде;
2) доступа ключевых участников образовательного процесса (органов управления на уровне муниципалитета, районных органов управления сферой образования, администраций образовательных организаций, граждан, являющихся потребителями услуг муниципальной сферы образования) к информации по интересующей проблематике;
3) мониторинга данных информационного наполнения систем с целью обеспечения возможностей их дальнейшей интеграции с другими информационными системами.
С помощью АИС «Е-услуги. Образование» [12] на уровне муниципального образования город Челябинск осуществляются процедуры комплектования образовательных организаций начального и среднего уровня, реализуется ряд государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде.
К их перечню относятся:
- приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады);
- зачисление в образовательную организацию;
- предоставление путёвок детям для организации отдыха в дневных и загородных лагерях;
- предоставление информации об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования;
- предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях, расположенных на территории муниципалитета.
Таким образом, в ключевой функционал АИС «Е-услуги. Образование» на уровне муниципального образования входит автоматизация подачи заявлений и зачисления в образовательные организации всех типов (дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, организация дополнительного образования, профессиональная образовательная организация), а также загородные оздоровительные лагеря. АИС «Е-услуги. Образование» интегрирована с АИС «Сетевой Город. Образование».
Это позволяет обеспечить актуальный обмен информацией о направленных и зачисленных в ту или иную образовательную организацию детях. Востребованность данной системы и указанной функции проявляется в том, что набор в первые классы 2022/2023 учебного года на уровне муниципалитета был организован именно посредством АИС «Е-услуги. Образование» (90,6% первоклассников города Челябинска).
Это в свою очередь позволило существенно облегчить процесс ввода данных в личные карточки учащихся в АИС «Сетевой Город. Образование». С помощью АИС «Сетевой город. Образование» [12] реализуется учёт и обеспечивается контроль движения воспитанников, обучающихся, студентов в образовательных организациях.
Это позволяет сформировать единую среду обмена информацией как в рамках образовательной организации (например, посредством использования доски объявлений, внутренней электронной почты, форума, при обращении к каталогу ресурсов образовательной организации, механизму портфолио ребёнка или педагога), так и между образовательными организациями (посредством электронной почты, единой базы контингента) а также между образовательными организациями и органами управления (через систему отчётности).
Доступны ряд модулей АИС «Сетевой Город. Образование»: «Дошкольная образовательная организация», «Общеобразовательная организация», «Профессиональная образовательная организация», «Организация дополнительного образования», «Одарённые дети». Отдельные модули имеют возможность взаимной интеграции, что позволяет учитывать контингент в более чем одной информационной системе одновременно. Например, ребёнок может быть учтён одной образовательной организацией в модуле «Профессиональная образовательная организация» и другой в модуле «Организация дополнительного образования».
Данная возможность также позволяет упростить процесс заполнения личных карточек обучающихся, а также даёт возможность идентификации обучающегося, его интересов, достижений, направлений развития, учёта и фиксации их результатов, что в свою очередь способствует реализации подхода комплексного профессионального развития личности.
В ключевой функционал на уровне муниципального образования АИС «Сетевой Город. Образование» входит реализация мониторинга и управления образовательной деятельностью всех типов образовательных организаций; сдача форм федерального статистического наблюдения; формирование муниципальной отчётности; для образовательных организаций ключевой функционал, включающий мониторинг и управление образовательной деятельностью, ведение электронных журналов и дневников, составление и ведение расписаний, управление учебными планами, кадровый учет и проч. АИС «Е-услуги. Образование» и АИС «Сетевой Город. Образование» интегрированы с федеральной АИС «Контингент». АИС «Е-услуги. Образование» интегрированы с Федеральной системой показателей электронной очереди, в настоящее время готовится интеграция с Единой государственной информационной системой социального обеспечения (ЕГИССО).
АИС «Сетевой Город. Образование» в настоящее время готовится интеграция с Федеральной информационной системой «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС ФРДО).
Основной задачей руководителя общеобразовательной организации наряду с другими (соответствие деятельности общеобразовательной организации требованиям законодательства, обеспечение качества обучения, кадровое обеспечение образовательного процесса, создание условий для сохранения здоровья обучающихся и проч.), выступает организация качественного исполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Для общеобразовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу, критериями эффективности исполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг выступают:
- сохранение контингента обучающихся общеобразовательной организации;
- выполнение общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательной организации;
- достижение качественных показателей обучения и освоения общеобразовательных программ.
Реализация процедуры оценки качества исполнения муниципальной услуги в области образования возможна с применением автоматизированных информационных систем, активно используемых в образовательном процессе на уровне муниципального образования.
Автоматизированная информационная система «Образование Челябинской области» является автоматизированной информационной системой Министерства образования и науки Челябинской области, в частности, предназначенной для информационного обеспечения управления развитием системы образования; предоставления в электронной форме государственных и муниципальных услуг в сфере образования; повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных образовательных организаций. Общеобразовательные организации используют один из модулей АИС «Образование» – «Модуль общеобразовательной организации системы «Сетевой город. Образование» (далее АИС «СГО»), которая в частности обеспечивает возможность оперативного получения и анализа информации об учебном процессе.
База данных, формируемых в АИС «СГО» на уровне каждой образовательной организации, может быть активно использована в качестве инструмента объективной оценки качества исполнения муниципальной услуги, а на основе полученных результатов и выводов – как инструмент влияния на педагогический состав посредством закрепления соответствующих положений в рамках эффективного контракта.