Файл: Анализ практических аспектов обеспечения информационной открытости системыобразования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Хабаровский Край является одновременно и наиболее закрытым в информационном плане регионе относительно предоставления в публичном доступе информации по результатам ЕГЭ, что также отмечается в исследовании, и отсутствием практики использования информационных систем, что, очевидно, обусловлено сложностью развития информационной инфраструктуры в регионе.
В тоже время, регионы, активно использующие информационные системы в отрасли образования, демонстрируют результаты ЕГЭ на уровне выше среднероссийских.
В частности, на рисунке 10 представлены результаты сопоставления среднего балла ЕГЭ русскому языку в г. Санкт-Петербурге (лидер по разработке и использованию информационных систем) [14], г. Челябинске [12] в сопоставлении со среднероссийскими данными.
Рисунок 10 – Средний балл ЕГЭ по русскому языку
Рисунок 10 демонстрирует стабильное превышение среднего балла результатов ЕГЭ по русскому языку в городах Санкт-Петербург и Челябинск среднероссийских показателей начиная с 2015 года, что соответствует активному внедрению и использованию информационных систем в исследуемых городах. Кроме того, школы Санкт-Петербурга с 1 января 2015 года переходят в штатный режим работы с единым сервисом «Электронный дневник» АИС «Параграф», а до этого времени в городе существовало одновременно несколько информационных систем.
На рисунке 11 представлено сопоставление среднего балла ЕГЭ по математике в г. Санкт-Петербурге, г. Челябинске в сопоставлении со среднероссийскими данными.
Рисунок 11 – Средний балл ЕГЭ по математике
Рисунок 11 также демонстрирует стабильное превышение среднего балла результатов ЕГЭ по математике в городах Санкт-Петербург и Челябинск среднероссийских показателей, но уже начиная с 2018 года, что в большей мере обусловлено спецификой предмета и его оценки. Этим же обуславливается и существенные колебания полученных баллов по итогам ЕГЭ в разрезе годов.
В г. Челябинск тенденция превышения среднего балла по результатам ЕГЭ по математике среднероссийских показателей отмечается с 2011 года. Таким образом, практика показывает, что использование информационных систем повышает уровень открытости образования, что в конечном счёте сказывается и на повышении его результативности и эффективности.
2.3 Проблемы обеспечения информационной открытости муниципальной системы образования
Информационная открытость муниципальной системы образования обеспечивается посредством целенаправленного формирования единого информационного пространства (рисунок 12).
Рисунок 12 – Единое информационное пространство системы образования
В формальном варианте, информационное пространство создано и функционирует на уровне всех муниципальных образований Российской Федерации.
Вместе с тем, если обратится к критериям качественной оценки информационной открытости системы образования, можно выделить ряд проблем, характерных для российской образовательной системы.
1. Наличие информации, сведений и документов. Как показал проведённый анализ, российская система образования перегружена законодательными требованиями к количеству и номенклатуре открытых документов. Информационная открытость в российском образовании предстаёт как результат экстенсивного развития информационных ресурсов, осуществляемое под воздействием нормативного регулирования со стороны государства и ориентированного на субъект пользователя – органы государственного управления системой.
Существующая модель правого регулирования правоотношений в сфере обеспечения информационной открытости образовательных организаций, хоть и представляется оптимальной. Вместе с тем, при формировании системы открытых данных, в том числе и на уровне официальных сайтов образовательных организаций необходимо учитывать и пользовательские запросы со стороны субъектов образовательной системы. Проблема наличия информации, сведений и документов характерная для образовательных организаций, не имеющих собственных сайтов – 12,1% всех образовательных организаций России. Получение открытых данных от таких организаций весьма затруднено.
Стоит отметить также наличие существенной проблемы, обусловленной поиском информации по результатам эффективности образовательного процесса не только по отдельным населённым пунктам, но и в среднем по регионам и стране в целом. Органом власти, ответственным за обеспечение качества организации образовательного процесса – Рособрнадзором РФ – не обеспечивается наличие общедоступной информации по результатам ЕГЭ. При проведении исследования был обнаружен единственный источник, позволяющий в обобщённом виде проанализировать результаты качественной оценки функционирования системы образования [8].
По большей части информация представлена в разрозненном виде, в разрезе отдельных периодов сдачи экзаменов, сдаваемых предметов, регионов, что существенно затрудняет проведение анализа.
Эта проблема также была обозначена в исследовании Международной лаборатории анализа образовательной политики (НИИ ВШЭ), которой не удалось собрать данные по результатам сданных экзаменов (в большей мере по математике). Вместе с тем, следует отметить опыт предоставления информации по результатам проведённых процедур ЕГЭ в г. Санкт-Петербурге, который ежегодно публикует комплексную отчётность [15], а также г. Челябинск [9].
Отличия предоставления информации в данных городах состоят в том, что в г. Челябинск информация о результатах ЕГЭ публикуется в рамках муниципального доклада управляющего системой органа – Комитета по образованию г. Челябинска, в то время, как в г. Санкт-Петербург – это отдельный комплексный доклад о качестве образования в муниципалитете.
Также стоит отметить отсутствие единого подхода при формировании средств организации информационного взаимодействия граждан и институтов, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам муниципальной системы образования. Как показал проведённый анализ, различные муниципалитеты используют различные информационные системы (это наблюдается и в рамках одного муниципалитета, что было характерно для г. Санкт-Петербург), что затрудняет процесс обобщения информации и представления её в сопоставимом виде на национальном уровне.
Существуют регионы, не использующие информационные системы при организации образовательного процесса (например, Хабаровский край), что существенно затрудняет поиск информации.
2. Востребованность информации и сервисов, обеспечивающих открытость. Показателем востребованности являются количество обращений субъектов – потребителей информации к данным информационных источников, их конкретные запросы на ту или иную информацию. Как показал проведённый анализ информация о муниципальной системе образования, не является востребованной в полной мере одним из ключевых субъектов образовательных отношений – граждан.
Запросы граждан в отношении образовательных услуг посредством сети Интернет, и даже запросы в отношении получения государственных услуг в сфере образования находятся на низком уровне
, что обусловлено, прежде всего, недостаточным уровнем качества предоставления таких услуг (технические сбои). Развитые автоматизированные информационные системы в сфере образования также не обеспечивают в полной мере бесперебойное информирование всех участников процесса образовательных отношений и нуждаются в постоянном мониторинге актуальности и достоверности внесённой информации.
Перечисленные выше проблемы обуславливают и следующий критерий оценки качества информационной открытости муниципальной образовательной системы.
3. Полезность (используемость) сервисов и информации для решения конкретных прикладных задач повышается при обеспечении дистанционной открытости данных образовательной системы посредством информационных технологий и средств коммуникаций, прежде всего сети Интернет. Наличие широкого круга данных об образовательной системе, образовательной среде в сети Интернет облегчает доступ к информации и позволяет её использовать для широкого круга прикладных задач.
В этой связи, чётко структурированные в рамках автоматизированных информационных систем базы данных, выступают как наиболее перспективные источники полезной в практическом плане информации.
Кроме того, как показал проведённый анализ, несмотря на законодательную регламентацию обязательного предоставления большого количества документов на информационном сайте образовательной организации, в их перечне отсутствуют важные для одного из ключевых участников образовательных отношений – граждан – сведений о, например, рейтинге образовательной организации, информационных образовательных ресурсах, используемых или рекомендуемых к использованию данной образовательной организацией, сведений о результатах контрольных, проверочных работах, общероссийском, едином государственном экзамене. Включение данных сведений в перечень обязательных к предоставлению сведений (в частности получаемых после прохождения процедур авторизации и аутентификации) существенно повысило бы уровень обращений граждан к образовательным сервисам.
На рисунке 13 выявленные проблемы представлены в виде схемы. Как показывает анализ, проблемы обеспечения информационной открытости муниципальной системы образования взаимосвязаны и обусловлены по большей мере отсутствием повсеместной практики реализации единого сформированного национального подхода к обеспечению такой открытости
, прежде всего для конечного получателя образовательной услуги – граждан.
Вместе с тем, ориентация всех принципов открытости муниципальной системы образования именно на граждан позволит обеспечить не только рост непосредственно информационной открытости, но и повышение качества образования, а также будет способствовать эффективному включению России в общемировые образовательные тренды.
Рисунок 13 – Проблемы обеспечения информационной открытости муниципальной системы образования
В России организация информационного пространства муниципальной системы образования тяготеет к государство-ориентированному типу: образовательная организация предоставляет в открытом доступе информацию с учётом требований государственных нормативно-правовых документов. Реализация данного принципа существенно снижает эффективность функционирования образовательной системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – СПС «Консультант».
2. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210–ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». – СПС «Гарант».
3. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149–ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». – СПС «Консультант».
4. Указ Президента РФ от 09.05.2022 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2022–2030 годы». – СПС «Консультант».
5. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2021–2020 годы». – СПС «Гарант».
6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы»». – СПС «Гарант».
7. Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти (вместе с «Требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства Российской Федерации в сети Интернет»)». – СПС «Консультант».
8. Распоряжения Правительства РФ от 25 октября 2014 г. № 2125–р «Об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам». – СПС «Консультант»