Файл: Анализ практических аспектов обеспечения информационной открытости системыобразования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Техническим элементом обеспечения организационных условий реализации модели оценки качества общего образования на уровне муниципального образования город Челябинск является Автоматизированная информационная система (АИС) «Сетевой Город. Образование», в частности один из модулей автоматизированной информационной системы – модуль «Многоуровневая система оценки качества образования» (МСОКО).

Данный модуль позволяет обеспечить автоматизированную оценку качества образования на уровне каждого обучающегося, класса, отдельной общеобразовательной организации, а также в разрезе муниципальных образований и региона в целом. Оценка качества происходит автоматически путем обработки данных электронного классного журнала.

Модуль «МСОКО» обеспечивает объективной и достоверной информацией всех заинтересованных субъектов:

- родители и обучающиеся (информация об уровне качества образования ребенка в сравнении с результатами обучения всего класса);

- администрация школ и органы управления образованием (мониторинг динамики проблемных компонентов для своевременного реагирования на отклонения от заданных параметров);

- руководители всех уровней сферы образования (формирование прогнозов по предстоящим ЕГЭ и ОГЭ, прогнозов повышения качества образования и планирование управленческих действий по реализации прогнозов).

Обеспечение достоверности данных по учащимся, внесенных в АИС «МСОКО» является основным условием для обеспечения объективной базы функционирования систем оценки качества образования на различных уровнях реализации такой оценки, как внутреннем, так и внешнем.

Таким образом, на территории исследуемого муниципалитета сформирована целостная информационная инфраструктура, нацеленная на формирование открытой системы образования, и в том числе способствующая реализации ключевых трендов образования.

Вместе с тем, анализ практики использования автоматизированных информационных систем для целей обеспечения информационной открытости образования на уровне муниципалитета позволяет также отметить и ряд возникающих в этой связи проблем. Первая проблема обусловлена низкой активностью участников муниципальной образовательной системы.

В частности, для граждан, являющихся потребителями услуг муниципальной сферы образования, актуальным является как получение государственных и муниципальных услуг в сфере образования, так и получение актуальной информации о качестве предоставления образовательных услуг. В этой связи возможности АИС «Е-услуги. Образование» и АИС «Сетевой Город. Образование» являются достаточными.


Вместе с тем, для того, чтобы функционал указанных информационных систем использовался гражданами – потребителями услуг муниципальной сферы образования в полном объеме, необходимо обеспечить привязку профиля пользователя системы и учетной записи Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) / Регионального портала государственных и муниципальных услуг (РПГУ).

Технически, увязка профилей пользователей систем и учетной записи ЕПГУ осуществляется через единую по всей Российской Федерации информационную систему «Единая система идентификации и аутентификации» (ЕСИА).

На Едином портале государственных и муниципальных услуг пользователь использует одну учётную запись ЕСИА.

При этом существует три уровня учётных записей ЕСИА, каждая из которых обеспечивает разный уровень возможностей для пользователя:

1) упрощённая учётная запись (учётная запись первого уровня) позволяет получить доступ к ограниченному перечню услуг и возможностей ЕПГУ. Для получения упрощённой учётной записи пользователю достаточно иметь мобильный телефон или электронную почту, которые при регистрации необходимо подтвердить с помощью уникального кода. При регистрации также нужно указать фамилию и имя, которые будут использоваться для обращения к нему в информационных письмах и в системе;

2) стандартная (проверенная) учётная запись (учётная запись второго уровня). Для её получения требуется наличие упрощённой учетной записи, а также указание дополнительных личных данных пользователя: Страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и паспортных данных. Внесённые данные автоматически проходят проверку и при условии успешности её прохождения упрощённая учётная запись становится стандартной (проверенной), позволяющей получить доступ к расширенному перечню государственных услуг;

3) подтверждённая учётная запись (учётная запись третьего уровня). Для её получения требуется наличие и активация стандартной учетной записи посредством подтверждения личности пользователя.

Подтверждение личности пользователя реализуется двумя способами: путём личного обращения в один из Центров обслуживания (МФЦ), посредством получения кода подтверждения личности заказным письмом через отделение Почты России. В случае успешного подтверждения личности стандартная учётная запись становится подтверждённой, позволяющей получить доступ к полному перечню государственных и муниципальных услуг и всем возможностям ЕПГУ.



Возможность реализовать своё право на получение государственной услуги «Приём заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации» в электронном виде через ЕСИА в АИС «Сетевой Город. Образование» доступен для всех пользователей, с уровнем стандартной (проверенной) учётной записью.

Вход через ЕСИА в АИС «Сетевой Город. Образование» доступен для всех пользователей, с уровнем подтверждённой учетной записи, реализовавших процедуру прикрепления полученного профиля ЕСИА к системе «Сетевой Город. Образование». Прикрепление профиля выполняется двумя способами: с помощью раздела Персональные настройки в АИС «Сетевой Город. Образование» либо через стартовый экран АИС «Сетевой Город. Образование».

После успешного прикрепления профиля тем или иным способом пользователю будет доступен вход в АИС «Сетевой Город. Образование» с использованием профиля ЕСИА. Также система позволяет прикрепить несколько профилей (с целью реализации различных ролей, например, родитель одного или нескольких детей, сотрудник) АИС «Сетевой Город. Образование» с одной учётной записью в ЕСИА.

После реализации процедуры привязки, у пользователя появляется возможность выбора, от имени какой учетной записи АИС СГО ему необходимо войти в систему.

Таким образом, в муниципальном образовании город Челябинск обеспечены возможности информационной открытости для граждан, являющихся потребителями услуг муниципальной сферы образования. Вместе с тем, практическая реализация получения актуальной информации, требует в свою очередь от граждан, являющихся потребителями услуг муниципальной сферы образования, действий, связанных с созданием и подтверждением учётных записей в ЕСИА.

Процесс увязки профилей различных субъектов образовательного процесса реализуется сложно. На рисунке 8 представлены данные, отражающие динамику доли сотрудников образовательных организаций всех типов в городе Челябинске, профили которых интегрированы с ЕСИА.




Рисунок.8 – Доля сотрудников образовательных организаций всех типов в г. Челябинске, профили которых интегрированы с ЕСИА

Из рисунка 8 видно, что процесс интеграции профилей сотрудников образовательных организаций наиболее успешно реализован в организациях общего образования, что обусловлено необходимостью активного участия при заполнении данных в АИС «Сетевой город. Образование».

На рисунке 9 представлены данные, отражающие динамику доли родителей воспитанников и обучающихся образовательных организаций всех типов в городе Челябинске, профили которых интегрированы с ЕСИА.



Рисунок 9 – Доля родителей воспитанников и обучающихся образовательных организаций всех типов в г. Челябинске, профили которых интегрированы с ЕСИА

Из рисунка 9 видно, что процесс интеграции профилей родителей воспитанников и обучающихся образовательных организаций наиболее успешно реализован в организациях общего образования, что обусловлено необходимостью контроля реализации образовательного процесса и его качества в АИС «Сетевой город. Образование» – через электронный дневник.

Другой проблемой по обеспечению открытости системы образования в городе Челябинске выступает проблема обеспечения участников образовательного процесса актуальной информацией, что в свою очередь предполагает необходимость обеспечения наполнения информационных баз достоверной информацией. Достоверность наполнения баз данных регулярно контролируется Комитетом по делам образования Администрации г. Челябинска.

Проведение мониторингов данных информационного наполнения систем с целью обеспечения возможностей их дальнейшей интеграции с другими информационными системами, прежде всего АИС «Контингент». Вместе с тем, поскольку база обновляется в ежедневном режиме – формируется множество ошибок и потому требуется проведение подобных мониторингов на постоянной основе.

Выявленные на уровне муниципального образования г. Челябинск проблемы практического использования информационных систем в целях обеспечения информационной открытости системы образования не являются уникальными и характерны для широкого круга муниципалитетов.


Таким образом требуется постоянный мониторинг актуальности формирования достоверных баз данных в целях обеспечения эффективного функционирования информационной среды муниципальной системы образования.

Другой проблемой по обеспечению открытости системы образования в городе Челябинске выступает проблема обеспечения участников образовательного процесса актуальной информацией, что в свою очередь предполагает необходимость обеспечения наполнения информационных баз достоверной информацией. Достоверность наполнения баз данных регулярно контролируется Комитетом по делам образования Администрации г. Челябинска.

Проведение мониторингов данных информационного наполнения систем с целью обеспечения возможностей их дальнейшей интеграции с другими информационными системами, прежде всего АИС «Контингент».

Вместе с тем, поскольку база обновляется в ежедневном режиме – формируется множество ошибок и потому требуется проведение подобных мониторингов на постоянной основе. Выявленные на уровне муниципального образования г. Челябинск проблемы практического использования информационных систем в целях обеспечения информационной открытости системы образования не являются уникальными и характерны для широкого круга муниципалитетов.

Таким образом требуется постоянный мониторинг актуальности формирования достоверных баз данных в целях обеспечения эффективного функционирования информационной среды муниципальной системы образования.

Активное внедрение информационных систем в практическую деятельность отрасли образования, в том числе и в аспектах обеспечения информационной открытости образования, положительно сказывается на конечной эффективности всего образовательного процесса.

Как показывает анализ, регионы, активно внедряющие в практику функционирования образовательных систем информационные системы, демонстрируют и более результативные показатели качества образовательного процесса, которые в частности могут быть оценены как результаты сдачи обучающимися итоговых экзаменов – единого государственного экзамена (ЕГЭ).

В частности, проведённое в 2022 году исследование Международной лаборатории анализа образовательной политики (НИИ ВШЭ), результаты которого представлены на рисунках 2.10 и 2.11, показывает, что самые низкие результаты ЕГЭ отмечаются на Дальнем Востоке, в частности в Хабаровском Крае [15].