ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 1705

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУ ВПО ВГУ)




О.Ю. Михалев









ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Учебно-методическое пособие






















Воронеж

2009


УДК 94 (4)

ББК 63.3 (4)

М 692



Утверждено Научно-методическим советом факультета междуна­родных отношений 18 ноября 2009 г., протокол № 2.


Рецензенты: к.и.н., зам. директора Регионального информационного центра научно-технологического сотрудничества с ЕС (ВГУ) А.В. Акульшина,

к.и.н., профессор кафедры региональных и международных отношений ВФ РАГС при президенте РФ
В.И. Федосов




М 692 Михалев О.Ю. История европейской интеграции : учебное пособие / О.Ю. Михалев. – Воронеж : Типография факультета международных отношений ВГУ, 2009. – с.



В учебно-методическом пособии рассматривается история европейской интеграции от зарождения европейской идеи до современного этапа развития Европейского Союза.

Пособие подготовлено на кафедре международных отношений и регионоведения факультета международных отношений Воронежского государственного университета.

Для специальности: 030701 – Международные отношения, направления 032300 – Регионоведение.


УДК 94 (4)

ББК 63.3 (4)

М 692

© О.Ю. Михалев, 2009

© Воронежский государственный

университет, 2009



СОДЕРЖАНИЕ


Введение

5

1.

Европейская идея до начала второй мировой войны

6


1.1. Универсалистские идеи в период Средних веков

6


1.2. Европейская идея в Новое время

11


1.3. Европейское движение в межвоенный период

15

2.

Развитие европейской идеи в 40-е гг. ХХ в.

22


2.1. Проекты объединения Европы в годы Второй мировой войны

22


2.2. Предпосылки начала интеграционных процессов во второй половине 40-х гг.

25

3.

Начало интеграционного процесса в Европе в 50-е гг.

31


3.1. Образование Европейского сообщества угля и стали (ЕОУС)

31


3.2. Проект создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС)

36


3.3. Римский договор, создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома)

43

4.

Развитие европейской интеграции в 60-е – начале 70-х гг.

50


4.1. Внутреннее развитие Европейских сообществ

50


4.2. Складывание системы европейского политического сотрудничества

55


4.3. Вопрос о расширении Европейского сообщества

58

5.

Европейская интеграция в 70-е гг. Период «евросклероза»

64

6.

Развитие европейской интеграции в 80-е гг.

73


6.1. Выход из "евросклероза" (1981-1985 гг.)

73


6.2. Единый Европейский акт (ЕЕА). Проект Внутреннего рынка

76


6.3. Политические изменения в Восточной Европе и интеграционный процесс

80

7.

Маастрихтский договор

85


7.1. Заключение и ратификация Маастрихтского договора

85


7.2. Институциональная структура Европейского Союза

90


7.3. Создание Экономического и валютного союза

94

8.

Основные направления развития европейской интеграции в середине 1990-х – 2000-е гг.

97


8.1. Совершенствование институциональной структуры Европейского Союза

97


8.2. Формирование европейской политики безопасности и обороны

103


8.3. Расширение Европейского Союза

109

9.

Перспективы развития европейской интеграции

114


9.1. Современный евроскептицизм

114


9.2. Перспективы развития ЕС в теоретических концепциях европейской интеграции

119

Приложения

125


Приложение 1.

125


Приложение 2.

129


Приложение 3.

130

Список рекомендуемой литературы

131



ВВЕДЕНИЕ


В программе подготовки специалистов в области международных отношений изучение интеграционных процессов, протекающих на европейском континенте, занимает важнейшее место. Оно обусловлено не только тем, что европейская модель интеграции признана на сегодняшний день эталоном, подражать которому стремятся интеграционные объединения всего мира, но и тем, что Европейский Союз является первостепенным экономическим и политическим партнером России, вследствие чего понимание механизмов его функционирования необходимо для эффективного ведения диалога. Существенный объем знаний по европейской интеграции должен дать курс «История европейской интеграции и институтов ЕС», в задачи которого входит рассмотрение истории европейской идеи и европейского движения, основных этапов развития Европейских сообществ, процесса формирования и эволюции системы институтов ЕС, деятельности ЕС на современном этапе, а также ознакомление с основными теоретическими концепциями европейской интеграции.

Между тем изучение названного комплекса проблем затрудняется тем, что при наличии большого количества научных исследований по истории Европейского Союза, изданных в России, региональные вузы испытывают острый дефицит в учебной литературе, которая обобщила бы проделанную исследователями работу и предложила студентам необходимый в учебном процессе объем информации.

Настоящее пособие в какой-то степени призвано восполнить существующий пробел. В него вошли сведения о важнейших фактах, явлениях, понятиях, процессах, политических деятелях, знание которых является обязательным для студента при освоении курса. Автор отдает себе отчет в том, что в рамках данной работы невозможно отразить всю проблематику, связанную с историей европейской интеграции, особенно в ее последний период. Он надеется, что его пособие послужит отправной точкой, с которой студент сможет начать более углубленное изучение интеграционных процессов в Европе.

Учебное пособие рекомендуется для студентов студентов III курса специальности «международные отношения», изучающих курс «История европейской интеграции и институтов ЕС» и III курса направления «Регионоведение», изучающих курс «Международные отношения в европейском регионе». Оно также может быть использовано при изучении других дисциплин, входящих в учебный план специальности «Международные отношения» и направления «Регионоведение».


1. Европейская идея до начала второй мировой войны


1.1. Универсалистские идеи в период Средних веков


В основе европейской интеграции лежит так называемая «европейская идея», или «идея Европы». А.О. Чубарьян определяет ее следующим образом: «идея Европы» - это отно­шение к Европе как к определенной общности, рассмотрение ее в плане внутреннего единства и отличия от других частей света. «Идея Европы» многогранна, она включает в себя различные факторы: географический, экономический, политический и культурно-исторический. Она имеет длительную историю.

Европейская интеграция основывается на цивилизационных достижениях Европы, сформированных главным образом греческой культурой, римским правом и универсалистскими христианскими идеями. Духовную базу европейскости создал папский Рим, распространивший универсальные ценности на территории континента. В период средневековья основную базу единения Европы составляло религиозное сообщество, из которого еще не успели выделиться постоянные государственные организмы. Правители феодальных государств не были в состоянии обеспечивать своих интересов и легко признавали верховенство папства. Христианский универсализм укрепляла развитая церковная иерархия, сеть духовных орденов, средневековое рыцарство и союзы городов. Его упрочивали общие традиции и единый латинский язык. Студенты, ученые, купцы и пилигримы свободно передвигались по территории Европы, сознавая, что остаются в пределах того же самого мира. Образованных европейцев объединял латинский язык, а университеты (Оксфорд, Болонья, Париж) учили студентов со всей Европы. Стремления к единству христианства идентифицировались со стремлениями к единству Европы, потому что тогдашние границы христианства в значительной части совпадали с границами Европы.

В средние века папы фактически играли роль верховной власти по отношению к королям и князьям. Они часто выступали в качестве арбитров во многих европейских делах. Инспирированные папством походы христианских рыцарей против ислама имели панъевропейский характер как выступления под знаком христианского креста против исламского полумесяца. Существует мнение, что крестовые походы создали «единственную настоящую европейскую армию, которая когда-либо существовала».

На пороге средневековья принципы теократического универсализма ярко выразил отец церкви, философ и теолог св. Августин (354-430). В сочинении «О граде божьем» он впервые в истории развил утопическую концепцию создания христианской империи под верховенством папы. Его произведения обосновывали приоритет церковной власти, необходимость религиозных гонений и преследований еретиков.

На рубеже VIII и IX вв. идеи единства христианской Европы представлял франкский король Карл Великий (742-814). В период своего более чем сорокалетнего правления пытался реализовать августиновскую концепцию «царства божьего» на земле. Он объединил под своей властью Галлию, Германию, Италию, северную часть Испании и Венгрию. На этих землях он проводил политику унификации. Покоренные им земли христианизировались, основывались школы с единообразной системой обучения, вводилась единая денежная система, организовывалась многонациональная армия, вводился единый латинский язык, кодифицировалось законодательство и расширялся товарообмен. Он создал институт королевских представителей, функцией которых был контроль и возможная корректировка действий местных властей. При дворе Карла Великого вернулось в обиход старинное название «Европа»: хронисты того времени нередко называли своего короля «отцом Европы» или «королем Европы». Историки считают, что его империя имела форму, подобную территории государств «шестерки» 50-х гг. ХХ в. Империя Кала Великого признана первым объединением Западной Европы и вместе с тем «образцовой» монархией тогдашней Европы.