ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.05.2021
Просмотров: 1709
Скачиваний: 13
После падения империи Каролингов в середине IX в. выросли независимые феодальные королевства, но христианская идея служила и далее для объединения народов и различных этнических групп, особенно в борьбе с мусульманским Востоком. С IX по XIII вв. европейская идея тесно соединила римско-немецкую культуру. Через полтора века после каролингского возрождения «римской идея» получила новое воплощение в виде «Священной римской империи германской нации», созданной в конце Х в. Оттоном I и ставшей к середине следующего века государственным образованием, включившим значительную часть Европы. Императоры Священной римской империи стремились подчинить себе все народы Европы, соперничая за влияние с римскими папами.
Наибольший вклад в теоретическое обоснование имперского варианта «римской идеи» внес великий итальянский поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1312). В своем трактате «Монархия», описывая идеальное государство, он отмечал, что гарантом мира в Европе может быть только верховный монарх, управляющий федерацией подчиненных ему государств и олицетворяющий христианские добродетели. Данте ставил светскую власть выше церковной, считая, что именно император является наместником бога на земле. После него идея общеевропейского государства тесно связывалась с задачей установления всеобщего мира.
В конце средневековья в Европе сформировались национальные монархии, обладающие различными интересами. Вместе с этим уменьшилось значение универсалистских авторитетов папства и императора. Универсальной христианской Европе постепенно приходили на смену интересы наиболее влиятельных европейских правителей. Вместе с тем укреплялось светское понятие «Европы», на которое большое влияние оказывали идеи Возрождения, апеллирующие к возвращению к античным традициям Греции и Рима.
Первым в истории планом светского объединения Европы стал проект магистра Парижского университета и французского королевского прокурора Пьера Дюбуа, изложенный им в трактате «О возвращении Святой земли» (начало XIV в.). Он писал, что для отвоевания Святой земли необходимо прекратить войны между католиками, что может гарантировать создание «христианской республики» – федерации европейских государств под главенством французского короля. Дюбуа предлагал созвать Собор из представителей духовных и светских властей, который будет разрешать конфликты и споры, применяя в качестве наказания конфискацию владений непокорных правителей.
В 1462-1464 гг. чешский король Иржи Подебрад выдвинул предложение создания союза христианских европейских монархов под названием Лига Мира с целью отпора турецкой агрессии. Она должна была охватить Бургундию, Баварию, Чехию, Францию, Польшу, Венецию и Венгрию, а в последующем и другие государства континента. Король предлагал членам Лиги равный статус независимо от величины государств. В качестве руководителя Лиги рассматривался король Франции Людовик XI. Принцип равенства государств в рамках Лиги был направлен против привилегированной позиции папы и императора. Папа не упоминался среди членов Лиги, а императору оставлялись те же права, что и другим монархам. Проект Лиги предусматривал функционирование двух наднациональных органов: Трибунала и Совета. Трибунал должен был исполнять роль международного законодательного органа для принятия общих законов и разрешения споров между участниками. Совет должны были составить представители народов, решающие вопросы о принятии новых членов, общей валюте и условиях ведения войны. Проект Иржи Подебрада предусматривал функционирование общеевропейского административного аппарата и возможность применения совместных акций против агрессора. Р. Куденхове-Калерги считал проект Лиги «первой практической пробой преобразования Европы в федерацию», хотя скорее это был проект создания «союза государей». Предлагаемый Подебрадом союз не мог получить практического воплощения в условиях нарастающего соперничества европейских национальных государств. Его антипапская направленность не получила одобрения у католических правителей, а конфликт с папой привел к тому, что Иржи Подебрад был отлучен от церкви и лишен королевского титула. Тем не менее план Подебрада оставил заметный след в истории тем, что он впервые предлагал объединение европейских государств на равной основе, без доминирования какой-либо страны, и отказывался от принципа универсализма, противопоставляя идее создания единого европейского правительства федеративное объединение государств.
Вместе с развитием Реформации определение Европы как «христианского королевства» утратило смысл. Многовековое христианское единство континента подорвали светские ценности. Ослабла и объединяющая роль самого христианства, так как оно разделилось на несколько соперничающих между собой ветвей. Последней попыткой объединения Европы на основе светской власти императора и духовного владычества католической церкви можно считать правление императора Карла V (1500-1558). Получив власть над Испанией, Италией, многочисленными землями в Центральной Европе, Карл V в течение многих лет вел войны с протестантскими князьями Германии и Францией, добившись завоевания Фландрии. Однако несмотря на многочисленные победы он не сумел создать общеевропейскую католическую империю, и после провозглашения в 1555 г. Аугсбургского мира, уравнявшего в правах католическое и протестантское вероисповедание, отрекся от престола и удалился в монастырь.
Тем не менее проекты объединения Европы продолжали появляться, но это были уже светские проекты, сводящие роль церкви к минимуму. В начале XVII в. во Франции был представлен так называемый Великий план, часто приписываемый королю Генриху IV. На самом деле его разработал министр и королевский советник Максимилиан Сюлли (1559-1641). План предусматривал создание союза европейских государств, обладающих равными правами. В союз должны были войти 15 государств (кроме России и Турции, как цивилизационно не входящих в Европу), независимо от их религиозной принадлежности (по принципу «чья власть, того и вера») и государственного устройства. Это шесть наследственных монархий (Франция, Испания, Англия, Швеция, Дания и Люксембург), 5 выборных монархий (Империя, папская область в Италии, Польша, Венгрия и Богемия) и 4 республики (Венеция, Италия, Швейцария и Бельгия). Власть в планируемой конфедерации должна была принадлежать Великому совету, составленному из делегированных государствами представителей, число которых определялось их размером и силой. Главной задачей Совета Великий план признавал поддержание равновесия сил в Европе и рассмотрение возникающих конфликтов. Предусматривалось и создание коалиционной армии, состоящей из национальных контингентов. Сюлли предлагал пересмотр границ многих европейских государств, от чего в наибольшей степени должны были пострадать Габсбурги, которых он считал главным препятствием для осуществления своего проекта. Великий план отражал растущие политические амбиции французских королей, однако не имел перспектив реализации, поскольку Европа оказалась втянута в кровопролитную Тридцатилетнюю войну.
В 1693 г. в трактате «К настоящему и будущему миру в Европе» свой проект союза европейских государств представил британский политик, один из основателей религиозной секты квакеров, основатель Пенсильвании и Филадельфии Уильям Пенн (1644-1718). Он предлагал перенесение внутренней модели государства на межгосударственные отношения и создание европейского союза государств с участием России и Турции. Главным органом власти в нем должен был стать парламент, уполномоченный на принятие правовых норм для Европы, разрешение споров между государствами и наложение санкций на строптивых членов. Кроме парламента предусматривалось создание правительства и суда, юрисдикции которого подлежали бы также английские колонии в Северной Америке. Пенн детально проработал порядок функционирования предложенных им органов, источники их финансирования, нормы представительства, порядок принятия решений и др. Однако он считал, что наднациональные органы должны ограничивать суверенитет государств только в вопросах поддержания мира, тогда как в остальных сферах их компетенция остается неприкосновенной.
1.2. Европейская идея в Новое время
В XVIII в. в обоснованиях европейской идеи возросла роль экономических мотивов. На это влияли прогресс техники, развитие торговли и европейские колониальные захваты. В начале XVIII в. с концепцией союза всех монархов Европы под названием Европейский Союз выступил французский философ аббат Шарль де Сен-Пьер (1658-1743). В трехтомном произведении «Проект установления вечного мира» (1712) он произвел анализ причин европейских войн и предложил создание «вечного союза» всех европейских монархов. Де Сен-Пьер отрицал возможность объединения Европы под властью какого-либо монарха, доказывая, что предыдущий исторический опыт продемонстрировал бесплодность таких попыток. Поэтому объединить Европу можно лишь на конфедеративных началах. В отличие от плана Сюлли, исключавшего Россию, проект де Сен-Пьера рассматривал ее на равных основаниях с другими европейскими государствами. Европейским монархам предлагалось делегировать свои полномочия постоянному Европейскому Сенату, представляющему все государства континента в рамках «великой христианской республики». Ключевой задачей Сената было разрешение важнейших политических, финансовых и военных вопросов, взаимных споров, угрожающих стабильности и мирному развитию государств-членов. Роль европейского правительства должна была исполнять специальная комиссия, составленная из пяти сенаторов. Де Сен-Пьер считал европейский Союз гарантией сотрудничества государств христианской Европы, обеспечивающий их безопасность и свободу торговли. Столицу союза он предлагал разместить в голландском Утрехте. Важнейшим фактором, интегрирующим союз, должно было стать развитие торговли, для чего предусматривалось создание соответствующих координационных институтов. План де Сен-Пьера был первым проектом объединения Европы, получившим широкую общественную известность. Правда, Вольтер, Лейбниц, прусский король Фридрих II оценили его план весьма скептически. Но идейными наследниками де Сен-Пьера считаются Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант, а часть историков прослеживают влияние его проектов на создание Священного Союза в 1815 г. и Таможенного союза в Германии в 1834 г.
Новые идеи европейского единства сформулировал известный французский мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо (1712-1778). Его принципы политической философии, заключающиеся главным образом в общественном договоре, предусматривали создание союза вольных народов в соответствии со специальным соглашением жителей континента. Руссо выступал за разрешение спорных вопросов между европейскими народами в форме заключения договоров, а примером будущего устройства европейских дел считал кантоны Швейцарии. Его идеи доходили даже до отказа от названий отдельных народов и создания единого европейского общества. Таким образом, отвергая надежду на добрую волю европейских монархов, склонных к завоеванию чужих территорий и расширению собственной власти, Руссо впервые связал объединение Европы с революционной борьбой народов, предвосхитив действия революционной Франции и Наполеона Бонапарта.
В XVIII в. в Европе выросла роль национальных государств, а вместе с тем закреплялось современное понимание европейской идентичности. Мыслители эпохи Просвещения выражали светский характер государства и отдельную сферу церковной деятельности. Развитие науки открыло новые горизонты познания, но христианское мировоззрение и далее оставалось доминирующим мотивом развития европейской идеи. Французская революция и последующие наполеоновские войны распространили лозунги свободы и братства европейских народов, содержащиеся во французской Декларации прав человека. После Великой французской революции идеи европейской интеграции начали выражать также объединения и политические движения.
В начале XIX в. наибольшее влияние на форму Европы оказала деятельность французского императора Наполеона Бонапарта (1769-1821), продолжившего экспансионистские традиции римской империи и каролингской монархии. Используя армию и культурное влияние Франции, он пытался объединить Европу вокруг Парижа. Подчинив себе почти всю Европу от Португалии до границ России, он пытался создать конфедерацию государств с центром в Париже. Вокруг Франции были образованы вассальные или зависимые государства, которые возглавлялись членами семьи императора или его верными союзниками. Так, вице-королем Италии был назначен пасынок Наполеона Евгений Богарнэ, братья императора Жером, Луи и Жозеф стали королями соответственно Вестфалии, Голландии и Испании. А Неаполитанское королевство получил шурин императора Мюрат. Союзные государства (герцогство Варшавское, Рейнская конфедерация), формально остававшиеся независимыми, полностью контролировались Наполеоном и не проводили самостоятельной внешней политики. В подчиненных странах Наполеон вводил новую систему управления, регулируемую гражданским кодексом (кодексом Наполеона), законодательство на манер французского. Оно предусматривало равенство граждан по отношению к закону, ликвидацию феодальных привилегий и сохранило свое влияние после того, как империя Наполеона рухнула. Уже будучи в изгнании Наполеон писал: «Одним из главных моих намерений было объединение всех тех народов, которые распались или были разделены революциями и политикой… Я хотел из всех этих народов создать единый государственный организм. При таком состоянии дел было бы больше возможностей, чтобы везде ввести единообразные кодексы, принципы, мнения, чувства, взгляды и интересы. Тогда, быть может, благодаря тому повсеместному просвещению, стали бы реальны мечты о принятии великой европейской семьей принципов американского конгресса либо греческой амфиктионии». Эти размышления, однако, противоречили прежней военной и политической деятельности Наполеона. Несмотря на провал попытки Наполеона объединить Европу, его деятельность способствовала широкому распространению идеи европейского единства.
По инициативе царя Александра I в 1815 г в Париже Россия, Австрия и Пруссия создали первый панъевропейский Священный союз. В 1816-1821 гг. к нему присоединились все остальные европейские монархи, кроме римского папы, Турции и Англии. Монархи декларировали «неразрывное братство во имя защиты религии, мира и справедливости». Священный союз стремился к установлению своеобразной системы «надзора» над Европой и созданию международного трибунала, который разрешал бы все споры в «великой семье европейских народов». Таким образом, сложился своеобразный «интернационал монархов» с целью стабилизации европейского порядка. Священный союз воскресил миф о средневековом единстве, направленный против стремлений народов Европы к переменам. Деятельность Священного Союза была попыткой создания в посленаполеоновской Европе свободного конфедеративного союза, функционирующего на основе совместно установленных принципов. Он может служить примером формирующегося межгосударственного сообщества.
В противовес консервативному Священному союзу в XIX в. появились новые концепции европейской интеграции, выдвинутые социалистами и республиканцами. Многие из них использовали опыт США, предвидя в будущем нарастание экономического соперничества между Старым и Новым Светом. Идеям сотрудничества европейских монархов эти писатели и философы противопоставляли идеи объединения народов. Наиболее развитые интеграционные идеи представил известный социалист-утопист граф Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825). Анализируя прежние интеграционные идеи, Сен-Симон пришел к выводу, что следует создать объединение народов Европы, при сохранении независимости каждого из них в отдельности. Он предлагал верховной властью сделать общеевропейский Великий парламент, «стоящий над всеми национальными правительствами и уполномоченный на разрешение споров между ними». Этот парламент должен был состоять из двух палат: Палаты Депутатов (на манер Палаты Общин) и Палаты Пэров (на манер Палаты Лордов). Его заседания проводились бы под руководством избираемого короля – правителя всей Европы.
Большую роль на развитие европейской идеи оказал Джузеппе Мадзини и созданная им в апреле 1834 г. в Берне тайная организация «Молодая Европа», которую он видел прообразом «федерации европейских народов». Ее целью было содействие сотрудничеству представителей демократических и национально-освободительных движений из Бельгии, Франции, Германии, Испании, Италии и Польши. Она представляла программу борьбы за национальное освобождение и создание в Европе республиканского устройства по образцу США. «Молодая Европа» Мадзини просуществовала едва пару лет и не получила широкой огласки. «Младоевропейское» движение представляло собой слишком малую силу, чтобы осуществить политические изменения, но помогло утвердить в сознании европейцев потребность тесного сотрудничества свободных государств континента. Одним из активных сторонников «младоевропейской» идеи был великий французский писатель Виктор Гюго. Он указывал на возможность создания Соединенных Штатов Европы и их тесного сотрудничества с США. На Конгрессе друзей мира в Париже в 1849 г. он призывал к федерализации Европы, венчающей процесс развития Старого Континента. Со свойственным ему пафосом говорил, что наступит братство народов континента и придет день, «в котором не будут существовать никакие другие поля битв, кроме открытых для торговли рынков и открытых идеям умов. Придет день, когда два великих блока, то есть Соединенные Штаты Европы и Соединенные Штаты Америки, будут стоять друг против друга, подадут друг другу через море руки, и будут обмениваться продуктами своей торговли и производства, своей культуры и своих гениев». Считал, что столицей планируемых СШЕ должен быть Париж, а главную роль в строительстве будущего континента приписывал Франции. За создание Соединенных Штатов Европы выступали также такие видные деятели, как Лайош Кошут, Адам Мицкевич и Джузеппе Гарибальди.