ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.05.2021
Просмотров: 1706
Скачиваний: 13
Проекты союза или европейской федерации в XIX в. вызвали только ограниченный интерес и без согласия великих держав не могли рассчитывать на широкую поддержку. Развивались они главным образом среди космополитической части европейской аристократии, а также деятелей «Молодой Европы» и социалистов, наиболее склонных к отмене границ и преодолению национальных разделов. В то же время европейские правители, молодая национальная буржуазия, мещанство и духовенство выражали по преимуществу национальные интересы. К концу XIX в. появились также концепции и европейской интеграции гегемонистского и националистического характера. Их инициаторы отстаивали прежде всего интересы собственных государств и стремились подчинить соседей. Ярким примером этого стала концепция Миттельевропы, созданная в середине XIX в. и развитая в начале ХХ в. немецким теологом и публицистом Фридрихом Науманном. В выпущенной в 1915 г. книге с одноименным названием он предлагал создание под верховенством Германии конфедеративного союза государств, соединяющего принципы зоны свободной торговли, политического и военного союзов. Похожим образом панславистские идеи стремились к объединению славянских народов под царским скипетром. Однако процессы исторического развития показали, что все замыслы силового объединения Европы обречены на неудачу, и к окончанию первой мировой войны стало ясно, что единственно возможный путь объединения континента – мирная интеграция, основанная на общих идеях, ценностях и опыте.
-
Европейское движение в межвоенный период
Уже во время I мировой войны появились размышления о необходимости объединения Европы, особенно на территории нейтральной Швейцарии. На разнообразных встречах и собраниях интеллектуалов много говорилось о способах сохранения равенства государств, чтобы предохранить Европу от попыток достижения гегемонии со стороны великих держав. Планировалось создать единый европейский хозяйственный организм и единый европейский парламент, который мог бы возвыситься над эгоистичными интересами национальных государств. Опыт I мировой войны оказался для европейских стран шокирующим. Война не только привела к колоссальным человеческим и материальным жертвам, но и вызвала крупнейшие политические и нравственные потрясения. В результате войны и революционных событий в России и Германии распались три империи: российская, османская и австро-венгерская, рухнула императорская власть в Германии. Появилось 9 новых государств (Польша, Чехословакия, Венгрия, Королевство сербов, хорватов и словенцев (позднее – Югославия), Австрия, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия), а границы большинства существовавших перед войной стран были изменены. Неудивительно, что лучшие умы Европы с утроенной энергией стали задумываться о способах установления мира в Европе и ликвидации межгосударственных противоречий. В межвоенный период на тему единства Европы писалось много. Почти каждый год издавалось по нескольку десятков книг, не говоря уже о брошюрах и публицистических статьях. Однако это пропагандистское и интеллектуальное оживление не перетекало в практические действия. Предлагая амбициозные, но утопические проекты, многие политики и публицисты исходили не столько из реальной международной обстановки, сколько из желания удовлетворить свое самолюбие и достичь личных выгод. Кроме того, претворение в жизнь интеграционных планов затруднялось острыми межгосударственными противоречиями (особенно франко-германским), политико-идеологическим соперничеством (доктрин нацизма, социализма, либерализма) и экономическим протекционизмом многих государств. В недавно возникших государствах очень сильны были опасения за только обретенный суверенитет, и их лидеры мыслили только категориями национального интереса, не принимая в расчет общих интересов континента. Необходимость в интеграции осознавала лишь интеллектуальная элита Европы, тогда как широкие слои населения оказались охвачены националистическими настроениями, особенно усилившимися с приходом к власти Гитлера.
Наиболее известные интеграционные проекты в межвоенный период выдвинули австрийский граф Ричард Куденхов-Калерги (1894-1972) и французский политик Аристид Бриан (1862-1932).
Рихард Николас граф Куденхове-Калерги смог занять центральное место в движении за объединение Европы в межвоенный период не только благодаря своим публицистическим произведениям, но прежде всего вследствие весьма активной практической деятельности по организации Панъевропейского союза. В 1923 г. он издал книгу-манифест «Панъ-Европа», которая сегодня считается «стартовым выстрелом европейского движения». В апреле 1924 г. он начал издавать журнал «Панъ-Европа», вокруг которого попытался объединить интеллектуалов и предпринимателей из разных европейских государств. Куденхове-Калерги объезжал европейские столицы, встречался с политиками и дипломатами, убеждал в необходимости создания панъевропейской организации.
Он утверждал, что Европе, «задолжавшей, раздробленной, неудовлетворенной и ослабленной, раздираемой общественными и национальными распрями, обремененной тяжелыми людскими потерями, погруженной в экономический и валютный хаос», угрожает потеря лидирующей роли в мире. В соперничестве с ведущими мировыми державами (США, Британская империя, СССР, государства Восточной Азии) единственной надеждой Европы является объединение континента в федерацию либо конфедерацию (четкого определения будущей общности Куденхове-Калерги не предлагал). В нее должны были войти все страны континента, кроме Великобритании, у которой Куденхове-Калерги признавал наличие обширных внеевропейских имперских амбиций, и СССР, как недемократичной и цивилизационно чуждой страны. Основой же сотрудничества европейских государств он считал необходимость франко-германского примирения.
Реализацию идеи Панъ-Европы Куденхове-Калерги представлял следующим образом. На первом этапе произошел бы созыв всеевропейской конференции, на втором - заключение соглашений между государствами континента о взаимных гарантиях границ и обязательном вынесении спорных вопросов на разрешение общего арбитражного суда, на третьем – создание таможенного союза и единого экономического пространства, а на заключительном, четвертом, этапе состоялось бы учреждение Соединенных Штатов Европы. Такое объединение являлось бы единым экономическим и политическим целым по отношению к внешнему миру. В нем произошло бы становление единой европейской нации с собственной идентичностью, основанной на достижениях христианско-эллинистической культуры. Главным органом власти Панъ-Европы Куденхове-Калерги видел двухпалатный парламент, состоящий из Палаты Наций и Палаты Государств. Первую из них составляли бы депутаты, избираемые населением, а вторую – представители государств-членов.
Идеи Куденхове-Калерги смогли найти сторонников во влиятельных финансовых и политических кругах. В октябре 1926 г. состоялся первый конгресс Панъевропейского союза в Вене, в котором приняли участие около 2000 делегатов, представлявших 24 европейских государства. Многие делегации возглавлялись бывшими министрами, в том числе русской руководил А.Ф. Керенский. Во время конгресса были утверждены программа, устав, руководящие органы Панъевропейского союза. Его штаб-квартира расположилась в императорском дворце в Вене. Президентом союза был избран Куденхове-Калерги. Вскоре отделения союза появились в Австрии, Бельгии, Германии, Польше, Чехословакии и Франции, союз рос численно, обретал популярность и влияние у европейской общественности. Его членами стали политики Аристид Бриан (с 1927 г. – почетный президент союза), Эдуард Эррио (сменил Бриана на посту почетного президента в 1932 г.), Томаш Масарик, Эдуард Бенеш, Эдуард Даладье, Конрад Аденауэр, деятели науки, литературы и искусства Бенедетто Кроче, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Хосе Ортега-и-Гассет, братья Генрих и Томас Манн, Стефан Цвейг, Мигель де Унамуно. Панъевропейское движение приняло центристский, антикоммунистический и антинационалистический характер и стало претендовать на роль объединителя «духовной элиты Европы».
Пик успехов Панъевропейского союза пришелся на рубеж 1920-1930-х гг. II конгресс союза летом 1930 г. в Берлине выступил с инициативой создания Федерации европейских государств. Предусматривалось создание руководящих органов Федерации: Федерального совета и Федерального собрания в качестве законодательных органов и Федерального правительства, руководимого канцлером с подчиненными ему комиссиями (министерствами). Однако уже в 1932 г. возникли острые разногласия между Куденхове-Калерги и Эррио, поскольку первый выступил с заявлением о необходимости ревизии версальского договора, прямо поддержав германские требования. Эррио не только ушел с поста почетного председателя союза, но и бойкотировал III его конгресс в Базеле (октябрь 1932 г.), который так и не смог принять проекты экономического оздоровления Европы и создания Европейской партии. Приход к власти в Германии нацистов сначала ограничил, а затем сделал практически невозможной деятельность Панъевропейского союза.
После второй мировой войны Куденхове-Калерги пытался вернуться к практической деятельности. В 1947 г. он основал Европейский парламентский союз, которым руководил до 1952 г. Однако возродить влияние панъевропейского движения он не сумел. Не последнюю роль в этом сыграли личные качества Куденхове-Калерги. Он был сложным, противоречивым и весьма амбициозным человеком, который видел себя не иначе как во главе панъевропейского движения, которым руководил авторитарно и стремился бесконтрольно распоряжаться финансовыми средствами союза. Он не отличался демократичностью мировоззрения, из-за чего панъевропейское движение не стало массовым, являясь прежде всего уделом бывших политиков и узкой группы сторонников европейской идеи. Панъевропейский союз стал громким, но малоэффективным проектом объединения Европы, и в новых условиях он не выдержал конкуренции с демократическими силами в европейском движении.
Широкий отзвук в межвоенный период получил проект Аристида Бриана, в течение семи лет возглавлявшего французское министерство иностранных дел (1925-1932), который стал одним из первых европейских политиков, последовательно выступавших за налаживание сотрудничества между государствами в общеевропейских рамках. В своей деятельности на посту министра первостепенное внимание он уделял сближению Франции и Германии, в чем видел главный фактор стабилизации в Европе. Ему удалось наладить взаимопонимание с немецким канцлером Густавом Штреземаном, благодаря чему отношения между странами заметно потеплели. В 1926 г. даже был организован франко-германский Стальной картель, к которому впоследствии присоединились Бельгия, Люксембург, Австрия, Венгрия и Чехословакия, договорившиеся об условиях распределения своей металлургической продукции. Некоторые исследователи считают картель первым шагом в экономической интеграции Европы и предшественником Европейского объединения угля и стали.
5 сентября 1929 г. во время X заседания Лиги Наций Бриан выступил с идеей создания Федерального союза. Бриан говорил: «Я думаю, что между народами, которые географически так близки, как народы Европы, должен существовать своего рода федеративный союз. Эти народы должны иметь возможность установления контактов, дискутирования о своих интересах, принятия совместных решений, создания уз солидарности, что позволило бы им в конкретной ситуации противостоять серьезным проблемам, если бы такие появились. Я уверен, что подобный федеративный союз может быть успешным, не затрагивая суверенитет какого-либо из государств, которые могли бы участвовать в таком объединении». Будучи более прагматичным человеком, чем Куденхове-Калерги, Бриан более трезво оценивал ситуацию в Европе и предлагал объединение Европы начинать с наиболее жгучих экономических вопросов.
План федерализации Европы Бриана не встретил горячей поддержки у европейских политиков, за исключением Штреземана и Куденхове-Калерги. Большинство же оценило предложения Бриана как преждевременные. Однако неофициальная встреча представителей правительств 27 европейских стран 9 сентября предложила Бриану составить письменный меморандум, изложить там его видение европейского Федерального союза и разослать европейским правительствам для вынесения оценки. Меморандум «Об организации Европейского Федерального союза» был опубликован 17 мая 1930 г. Бриан предлагал создание следующих структур союза: Европейская конференция – постоянный орган, состоящий из представителей всех государств-членов, Постоянный политический комитет – исполнительный орган, создаваемый Европейской конференцией, Секретариат – для обслуживания деятельности двух первых органов. Проект Федерального союза предлагал в первую очередь ликвидацию таможенных ограничений и создание общего европейского рынка, а в дальнейшем образование федерации государств континента, обеспечивающей безопасность составляющих ее стран. Для исключения возможности навязывания сильными государствами своей воли слабым Бриан предлагал ежегодную ротацию руководства Европейской конференции и Постоянного политического комитета. Бриан рассматривал деятельность Федерального союза в рамках Лиги Наций, подчинение экономических вопросов политическим, считая, что разрешение вопросов безопасности будет способствовать развитию экономического сотрудничества. Он декларировал уважение суверенитета и независимости членов союза неоднократно подчеркивая, что предлагаемая федерация не будет являться единым государственным образованием. Бриан отказывал в праве вхождения в союз СССР и Турции, так как они не являлись членами Лиги Наций.
Большинство малых и средних государств Европы (за исключением Венгрии и Ирландии) выразили поддержку плану Бриана, хотя выразили немало критических замечаний, считая, что заложенные в нем федералистские идеи нарушают государственный суверенитет (Испания, Италия, Польша, Чехословакия). Довольно прохладный прием проекту оказала пресса, и даже Куденхове-Калерги выражал неудовлетворенность рядом его положений. Остро критиковал Бриана Советский Союз, обвиняя того в империалистических устремлениях и попытке изоляции СССР от европейских государств. Тем не менее XI заседание Лиги Наций в сентябре 1930 г. согласилось создать Комиссию по изучению создания Европейского союза. Ее возглавил Бриан, а секретарем стал Эрик Дрюммон. Комиссия проработала до конца 30-х гг., однако ее деятельность практических последствий не имела. Европа входила в полосу новых серьезных потрясений. Разразившийся экономический кризис сделал невозможным осуществление каких-либо совместных предложений в сфере экономики, оживив протекционистские и националистические настроения. Смерть Бриана в 1932 г. и приход Гитлера к власти в 1933 г. еще более способствовали падению интереса к интеграционным проектам.
В межвоенный период не удалось приступить к реализации европейской идеи в силу целого комплекса объективных и субъективных причин: неразрешенность межгосударственных противоречий, национализм, экономический протекционизм, идеологическое соперничество, расплывчатость и неконкретность интеграционных проектов. Однако в этот период были выработаны идейные основы будущего европейского объединения (демократия, либерализм), средства осуществления (примат экономических методов над политическими), территориальные рамки. Появились такие ключевые для европейской интеграции понятия, как «наднациональный орган», «общий рынок», «таможенный союз», «солидарность» и др. Европейская идея получила значительное распространение в обществе и стала объектом пристального внимания со стороны политических кругов.