Файл: 4. Изобразительное искусство западной европы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 200

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Изобразительное искусство Западной Европы средних веков.

1) Романский стиль. Романский полуциркульный крестовый свод. 2) Искусство Франции. Тимпан церкви Сен-Пьер в Муассаке 1150 г. 3) Искусство Италии. Собор, башня, баптистерий в Пизе XI в.

4) Готический стиль. 5) Система контрфорсов и аркбутанов. Каркасная конструкция. Тектоническая и пластическая композиция готической системы храмов.


1) Первым из крупных исторических стилей, обозначивших основные этапы развития художественной культуры Европы, явился романский стиль, господствовавший на обширной территории Западной Европы и части Восточной Европы от Англии и Испании до Венгрии и Польши с X по XII—XIII века. Это был стиль средневекового искусства, созданного новой феодальной цивилизацией, искусства, которое было и продолжением, и антитезой античного искусства.

Ведущим видом средневекового искусства была архитектура. Ее формирование связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования государств. Сосредоточием жизни раннего Средневековья были замки феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникавших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными.

Основные принципы романской архитектуры выражены в соборе, в монастырской церкви, которые были почти единственными видами общественных зданий эпохи. Храм был призван объединять «человеческое стадо» в молитвенной покорности Богу, как «символ вселенной», олицетворяя собой торжество и универсальность христианской религии.

В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют “нартекс”), корабли или нефы и алтарь. При этом символически эти части уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам; или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу; западная - ад и была посвящена сценам Страшного Суда; северная - олицетворяла смерь, мрак, зло; а южная - посвящалась Новому Завету. В то же время сам Христос говорил, что он есть “путь, истина и жизнь”. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Форма: Прямоугольная, цилиндрическая. Характерные элементы интерьера: Полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру.

Конструкции: Каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом. Окна: Прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные.

КРЕСТОВЫЙ СВОД. Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. Толщина свода иногда была довольно значительной, поэтому стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности. Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок - подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию. Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Поэтому большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки, и в результате уменьшался распор свода. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок, ребер и пилонов. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон - каркасом стены.


Интерьер романского храма был мрачным, в нем господствовали простые строгие ритмы: гладкие плоскости стен, однообразные ряды столбов и полукруглых арок, подпирающих свод. Расцвет монументальной скульптуры начался на рубеже XI—XII веков. Рельефная скульптура не только украшала храмы, приглушая их суровость и делая их даже порой нарядными, она была также мощным средством воздействия церкви на сознание верующих. Основной темой романской скульптуры было прославление могущества Бога, его грозной и безграничной власти над смертными. Разрабатывалась тема борьбы добра и зла, выраженная в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков, в сплошном каменном ковре скульптуры часто причудливо уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие апокалиптические видения, сцены страшного суда с мифологическими образами древних поверий. Характеристика: деформация пропорций фигур, чрезмерное увеличении частей тела, выражающих жест или духовность персонажа — рук и глаз, иерархия размеров фигур в зависимости от их идейной значимости (главные — большие, второстепенные — меньше, третьестепенные — крошечные), угловатость движений и драпировок.

Статуй романская эпоха почти не создала. Если они и возникали иногда, то предназначались для интерьеров храмов и не были непосредственно связаны с архитектурой, — делались из иного материала, металла или дерева с металлической облицовкой, имели небольшие размеры и выполняли сугубо служебные функции — реликвариев, пультов для книг, подсвечников.

Продолжает развиваться в романский период и живопись, как монументальная, так и книжная миниатюра. В ней все ярче прослеживаются черты единого стиля: господство линии и плоскостного локального цветового пятна, отсутствие перспективы и объема, искаженные пропорции. Сохранившийся цикл фресок монастырской церкви Сен Савен сюр Гартан (вторая половина XI в.) в провинции Пуату свидетельствует о том, что миниатюра имела на нее огромное влияние: то же стремительное движение, плоскостность, отсутствие светотеневой моделировки и при всей условности приемов — живость и яркость рассказа. По интенсивности цвета фона фрески получили названия «школы светлых тонов» и «школы синих тонов». Фрески покрывали стены и своды храмов сплошь, ковром, длинными фризами, как ткался или вышивался узор на коврах. Подобный ковер даже дошел до нас это ковер из собора в Байе, 70 м длиной и 0,5 м шириной, с изображением завоевания Англии норманнами в 1066 г. В прикладном искусстве Франции этого периода особенно интересно искусство выемчатых эмалей (г. Лимож). В технике росписей, в трактовке объёмов, плоскостности изображений и постановке фигур заметен византийский канон, сильно, однако, искажённый местными влияниями. Примечательно, что в живописи, как и в скульптуре романского стиля фигуры или непропорционально вытянуты , или наоборот, у них большая голова, из-за чего вся фигура кажется приземистой, "карликовой". В отдельных случаях у фигур увеличены ладони или ступни ног. Создаётся впечатление, что художникам X-XIIвеков важна была не правильность передачи внешенго облика человека, выразительность, экспрессия поз и жестов.


2) Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами.

С XII в. огромную роль в декоре храма играет скульптура. К типическим чертам лангсдокской школы начиная с 20-30-х гг. 12 в. относится повышенная эмоциональность и драматичность образов при полной их условности. Фигуры резко удлинены; драпировки часто производят впечатление чешуи или представляют собой складки, образованные на гладкой поверхности двойными или тройными бороздами. Наиболее полно особенности уже вполне сложившейся лангедокской школы проявились в порталах церкви Сен Пьер в Муас-саке (первая половина 12 в.). В рельефах портала церкви в позе апостола Петра, изображенного почти бесплотным, мы видим повышенную экспрессию, стремительное и очень напряженное движение. Портал в Муассаке поражает взволнованной динамикой орнаментально трактованного целого. Тимпан над входом представляет мистическую сцену из Апокалипсиса: старцы поклоняются Христу во славе. Композиция выполнена, в отличие от многих работ лангедокской школы, в высоком рельефе. Поле тимпана, за исключением центра, заполнено тесно расположенными в несколько ярусов фигурами старцев. Однако глубокий рельеф используется не для раскрытия характеров героев, а для создания напряженной и резкой игры света и тени, созвучной напряженному ритму беспокойно изогнутых фигурок. Они образуют как бы зыбкий узорный фон, на котором выступает центральная группа: «Христос во славе», окруженный ангелами и традиционными символами четырех евангелистов (лев, орел, бык и ангел). Сделав эту группу неизмеримо крупнее, чем старцев, мастер этим архаическим приемом грубо, но убедительно выделил центральную часть композиции. Она выделена и пластически, поскольку (в отличие от фона, где много теневых пятен) здесь господствуют большие выступающие вперед и освещенные плоскости, по поверхности которых скользит, охватывая фигуры, редкая сеть линейно прорисованных складок одежды. Для мастеров Лангедока художественно целостное отражение мира достигалось путем создания фантастических образов, причудливо сплетенных в орнамент, полный пульсирующего движения.

В скульптурном декоре сохранившихся до наших дней памятников большое внимание уделено повествовательности. Композиции обычно строятся вокруг фигур главных персонажей — Христа или Богоматери, которые всегда изображаются неизмеримо большими по масштабу. Рельефы лишены пространственности, причем заполняется вся плоскость, боязнь пустот — также черта, роднящая с миниатюрой.

3) Романское искусство Италии развивалось иначе. В нем всегда ощущается непорываемая даже в средние века связь с Древним Римом.


Именно потому еще, что главной силой исторического развития в Италии были города, а не церковь, в ее культуре сильнее, чем у других народов, выражены светские тенденции. Связь с античностью сказывалась не в простой «цитации» античных форм, а в прочном внутреннем родстве с образами античного искусства. Отсюда чувство меры и соразмерности человеку в итальянской архитектуре, естественность и жизненность в соединении с благородством и величием красоты — в итальянской пластике и живописи. Раннее зарождение в итальянском средневековье элементов гуманистического мировоззрения привело к новой эпохе — Ренессансу.

Собор, башня, баптистерий в Пизе XI в. Флоренции — это уже предвестники ренессансной культуры. Из белого мрамора выстроен знаменитый пизанский комплекс; собор с наклонной башней и баптистерий (XI—XII вв., баптистерий — XIV в.).

Кафедральный собор или Пизанский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии создавался с XI по XIII века, в период наивысшего расцвета Пизы, и представляет собой один из наиболее значительных памятников романской архитектуры Италии. Строительство было начато в 1063 году архитектором Бускето ди Джованни Джудиче на деньги, полученные Пизой в качестве дани с Балеарских островов. По замыслу Бускето, собор должен был включать элементы различных стилей, византийские, ломбардские и даже исламские, что символизировало размах пизанской торговли. Получившийся стиль известен в литературе как пизанский романский стиль. Примерно в то же время строился собор святого Марка в Венеции, и одной из задач Бускето было построить собор не хуже, чем у венецианских конкурентов. Собор был освящён в 1118 году папой Римским Геласием II, который сам происходил из пизанского семейства Каэтано. В первой половине XII века архитектору Райнальдо было поручено спроектировать фасад собора. Работы по созданию фасада выполнила бригада скульпторов под руководством Гильельмо и Бидуино. На облик собора также оказали влияние перестройки и восстановления различных времён. Первая из них была проведена после опустошительного пожара 1595 года. Пожар разрушил три бронзовых портала XI века, и их заменили двери, изготовленные в мастерской Джамболоньи; одним из авторов был Гаспаро Мола. В XVII и XVIII веках существенные изменения претерпел интерьер собора. Здание изначально было построено в виде греческого креста (с равными перекладинами) в плане, в пересечении перекладин которого сооружён купол. В настоящее время пятинефный собор с трёхнефным трансептом в плане имеет вид латинского креста. Внутри возникает эффект огромного пространства, аналогичный большим мечетям, благодаря использованию арок и чередованию белого и чёрного мрамора. Две колоннады из чёрного гранита в нефах - явный признак византийского влияния. Сами колонны происходят из мечети Палермо, завоёванной пизанцами в 1063 году. Фасад собора, выполненный из серого мрамора мастером Райнальдо, состоит из четырёх галерей с колоннами, в углах которых расположены статуи четырёх евангелистов. Внутрь собора ведут двери 1602 года, выполненные в мастерской Джамболоньи. Единственная уцелевшая после пожара средневековая дверь, изготовленная около 1180 года Бонанно Пизано, была перенесена в портал Сан-Раньери, расположенный около башни. Бронзовая дверь представляет сцены из жизни Христа.


Баптистерий - здание, основное назначение которого издавна - совершение таинства крещения. Пизанский баптистерий был заложен в 1153 году. Архитектор проекта Диотисальви. Завершилось строительство около 1278 года, а в XIV веке баптистерий приобрел некоторые готические детали, что изменило его первоначальный облик. Баптистерий в Пизе восхищает своей гармоничностью и продуманностью сюжета. В нижней части сооружения находятся скульптуры, олицетворяющие зло и порок, а над ними возвышаются фигуры святых и пророков. Фигуры святых находятся в трехлепестковых арках. Рельефы парапетов воссоздают иллюстрации земной жизни Христа. На куполе баптистерия находиться скульптура Святого апостола Иоанна. Эта скульптура уже третья по счету на куполе. В плане баптистерий представляет собой окружность (диаметр около 39 м), его венчает полусферический купол, который пронизывается коническим куполом, покоящимся на колоннах внутреннего круга (диаметр около 18 м). Шестигранная мраморная кафедра (1260), выполненная Никколо Пизано для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры. Кафедра из белого, розово-красного и темно-зеленого мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон. По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов. Никколо Пизано использовал здесь традиционные сюжеты и мотивы.

Пизанская башня или Колокольня по праву является символом города. При начале строительства фундамент Пизанской башни положили неровно. Строительство было остановлено и возобновлено только спустя 100 лет. Только потом стало ясно видно, что Пизанская башня “падает” наклонившись к югу. С того времени, как начались постоянные измерения башни в 1911 году, было зафиксировано, что вершина наклоняется на 1.2 миллиметра в год. На сегодняшний день, вершина Пизанской башни отклонена на 5.3 м от центра. Падающая башня имеет цилиндрическую форму и устремляется ввысь своими восемью ярусами (считая звонницу). Шесть центральных ее этажей окаймлены изящными декоративными аркадами, в облике которых, возможно, сказалось влияние византийской или мусульманской архитектурной традиции. Башня декорирована орнаментом из цветного мрамора (белого и светло-серого). У входа расположены барельефы с изображением фантастических животных, наверху - люнета со скульптурой Мадонна с младенцем Андреа Гварди. Хотя Пизанская башня наклонена, колокольня, построенная во второй половине XIV века наверху башни, стоит ровно.

4) Именно на XIII—XV вв. приходится наивысший расцвет средневековой культуры. Готическое искусство целиком связано с городом. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. Архитектура. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Кафедральный собор, в отличие от романского храма, - городское сооружение: контрастируя с небольшими окружающими постройками, он господствовал над городом. Первые готические соборы появились в Северной Франции, затем стиль приобрел всеобщее распространение. Скульптура Переход от романского стиля к готике в скульптуре произошел несколько позже, чем в архитектуре, но затем развитие совершалось в необычайно быстрых темпах, и готическая скульптура на протяжении одного столетия достигла своего наивысшего расцвета. Готика - период расцвета монументальной скульптуры, в ней возрастает значение статуарной пластики, в рельефе появляется тяга к горельефу - высокому рельефу. Готические фигуры воспринимаются, особенно на фасадах, как элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. Отдельные статуи или статуарные группы, неразрывно связанные с фасадной стеной или со столбами портала, являются как бы частями большого многофигурного рельефа. Центральный портал западного фасада, как правило, посвящался Христу, иногда Мадонне; правый портал обычно — Мадонне, левый — святому, особенно чтимому в данной епархии. На столбе, разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая статуя Христа, Мадонны или святого. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера: Благовещение, Посещение Марии Елизаветой, Разумные и неразумные девы, Церковь и Синагога и т. д. Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Готическая пластика, гармонично сочетаясь с архитектурой, уже не слепо подчиняется ей, как это было в романском стиле, а как бы живёт своей жизнью в громаде собора. Усилилась роль круглой пластики. Статуи, ставшие округлыми, отделяются от стены, часто помещались в нишах на отдельных постаментах, и это уже не застывшие фигуры-столбы, не образы-символы, деформированные в архитектурном пространстве. Легкие изгибы, повороты в торсах, перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные позы и жесты наполняют фигуры движением, которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора. Важный раздел в готической скульптуре Франции со времен Людовика IX составили надгробия, но подлинный расцвет мемориальная пластика пережила в XIV в. Заботясь об укреплении королевского престижа, Людовик IX повелел обновить и поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов. Это были сложные сооружения либо в виде балдахина, напоминавшего готический собор, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости; в XIV в. они становятся более индивидуализированными, в облике проступают портретные черты. Живопись Замена в готических соборах глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве XI и XII вв. Фреску заменил витраж — своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой. Огромные поверхности окон заполняли витражные композиции, которые воспроизводили традиционные религиозные сюжеты, исторические события, сцены труда, литературные сюжеты. Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны. Техника витража, позволяющая сочетать цветовое и световое начала живописи, сообщала этим композициям особую эмоциональность. Алые, желтые, зеленые, голубые стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма.