Файл: 4. Изобразительное искусство западной европы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высокого расцвета достигает во Франции XIII-XIV вв. искусство книжной миниатюры, в которой проявляется светское начало. В готической рукописи изменился вид страницы. В иллюстрации, звучные по чистым краскам, включаются реалистические детали, наряду с растительной орнаментикой — религиозные и бытовые сцены. В рукописях второй половины XIII века характерной чертой стал бордюр, обрамлявший поле листа. На завитках орнамента, вынесенного на поля, а также на горизонтальных линиях обрамления художники помещали небольшие фигурки и сцены назидательного, комического или жанрового характера. В позднеготической книжной миниатюре с особенной непосредственностью выразились реалистические тенденции, были достигнуты первые успехи в изображении пейзажа и бытовых сцен. В миниатюрах «Богатейшего часослова герцога Беррийского» (ок. 1411-16), который оформляли братья Лимбурги, поэтично и достоверно изображены сцены светской жизни, крестьянского труда, пейзажи, предвосхитившие искусство Северного Возрождения.

5) Система контрфорсов и аркбутанов. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры – идею устремленности храма ввысь. Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора. Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Второй, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.

Каркасная конструкция. Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры. Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.


Тектоническая и пластическая композиция готической системы храмов.( собственно, как именно применять в ответе данные термины =)) Готическая архитектура уничтожила массу стены, утвердив тектоническую структуру каркасной системы. Конструктивная система соборов зрелой готики представляет собой каркас, состоящий из четырех основных связанных друг с другом элементов — опор (столбов, колонн, пилонов), перекрытия в виде нервюрных сводов стрельчатой формы, контрфорсов, вынесенных за пределы зданий, и аркбутанов. Стена сведена к минимуму и играет роль заполнения. Простейшую форму опоры представляет собой унаследованный от романской архитектуры цилиндрический столб, Следующий по времени тип опоры — тот же цилиндрический столб, но с приставленными к нему с четырех сторон тонкими колонкам. Следующий тип опор уничтожает последние остатки самостоятельности несущих и несомых элементов. Начинается формальное перерождение тектонических принципов готики: происходит дальнейшее дробление служебных колонн, и тем самым усложняется профилировка опоры, отдельные части которой свободно сливаются с нервюрами сводов. В других случаях опора снова превращается в гладкий цилиндрический столб, но лишенный капители. Его верхняя часть разветвляется веерообразно, и нервюры врастают в тело столба. Зрительно опора целиком сливается со сводом, приобретая вид опущенных до базы и сросшихся нервюр (поздняя готика).

Неотъемлемую черту наружного облика готического собора составляет декоративное — в первую очередь скульптурное — убранство. Тектоническая основа здания часто выступает в богатой пластической одежде, которая в наиболее ответственных местах (западный фасад) представляет собой образную энциклопедию религиозных легенд, раскрывающихся в ряде разработанных по единому плану сюжетов, а в частях второстепенных (на карнизах, на башнях, фиалах и пр.) дает волю свободной игре творческой фантазии. Но скульптура не затушевывает тектоники здания, а, наоборот, подчеркивает ее.

Наиболее сложную тектоническую и композиционную роль играют капители опор среднего нефа. Существует четыре основных вида капителей: 1) единая капитель, завершающая цилиндрический столб (соборы в Париже, в Лапе и др.; рис. 16 на стр. 360); 2) расчлененная капитель, части которой в местах опирания служебных колонн по вертикали расчленены на две части (рис. 19); 3) составная капитель; 4) капитель лишь над теми частями устоя, которые поддерживают продольные арки и своды боковых нефов (при этом служебная колонна среднего нефа проходит свободно, не отмеченная даже пояском; например, Сен Дени в Париже).




1Церковь Сен Пьер в Муассаке. Главный портал


2Пизанский собор и башня (кампаниле)