ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
составляющих большую часть отечественного импорта, в силу превышения предложения над спросом и острой международной конкуренции.
В начале третьего тысячелетия стало очевидно, что развиваться в рамках сложившейся и уже порядком устаревшей концепции экономических и внешнеторговых отношений Россия больше не может. Существуют два потенциальных сценария развития внешней торговли в России на среднесрочную перспективу - инерционный и инновационный. Движение в рамках инерционного сценария обрекает Россию на замедление экономического роста, постоянное отставание от других стран в области научно-технического прогресса и эффективности производства, а значит и благосостояния населения, что в конечном счете может привести к полной утрате страной возможности самостоятельного развития. Как показывает мировая практика, для будущего имеют значение не только количественные показатели экономического роста, поскольку они складываются из разных факторов, но и качество и стабильность общей динамики экономики, зависящие от эффективности хозяйственной деятельности. А это требует решительного разворота страны к инновационной модели развития за счет интенсивного использования потенциала научно-технических знаний, полномасштабного освоения высоких технологий, что и ведет к конечному результату - глубокой перестройке структуры производства, внешнеэкономических связей и экспорта в частности.
Следующим направлением внешнеэкономических отношений Российской Федерации является трансграничное движение капитала. Современный этап развития отечественной экономики характеризуется либерализацией движения капитала. Ограничения на его перемещение сняты с 1 июля 2006 г. Это означает некоторую возросшую зависимость страны от трансграничных инвестиций. Увеличивается возможность мобилизации капитала для целей развития, но одновременно усиливается уязвимость экономики по отношению к колебаниям международных финансовых рынков. Государственный долг радикально снизился. Накопленные крупные международные резервы позволяют предотвращать резкие колебания валютного курса. В то же время возможность зарубежных заимствований по относительно низким ставкам привела к масштабному увеличению внешней задолженности корпораций. Начало кризиса на международных финансовых рынках в августе-сентябре 2007 г. потребовало предоставления ликвидности банкам. Однако затем усиление инфляции, которому способствовал рост цен на продовольствие и энергоносители, повлекло за собой ужесточение денежно-кредитной политики. Начиная с июня 2008 г. вывод нерезидентами средств из РФ, вызванный мировым финансовым кризисом, привел к падению российского фондового рынка. Во время кризисов капитал уходит в первую очередь с развивающихся рынков как менее надежных, даже если импульс кризису дали события в развитой стране. Хотя рынок США был
первоисточником мирового финансового кризиса, он, как самый развитый, испытал приток капитала.
К сожалению, Россия крайне незначительно участвует в транснациональных воспроизводственных отношениях и почти не интегрирована в транснациональную воспроизводственную структуру. Модель внешнеэкономических связей РФ - торговая, а не производственно-инвестиционная специализация - сырьевая, что свидетельствует о ее периферийном положении. Для достижения интеграции необходима географическая диверсификация внешнеэкономических связей, развитие международной производственной кооперации, особенно на восточноазиатском направлении. В кооперации со странами Восточной Азии Россия могла бы осуществлять опережающее технологическое развитие.
При рассмотрении перспектив кооперации неизбежно встает вопрос о месте России в таком кооперационном комплексе. Промышленность Китая и НИС Азии используют преимущественно импортируемые технологии - их собственные разработки недостаточны для инновационной базы. Россия могла бы стать технологическим лидером этой группы стран и выстраивать транснациональные производственные цепочки в Азии на основе собственных технологий. В этом случае ей придется выдержать жесткую конкуренцию с Японией, которая традиционно является ведущим поставщиком инвестиций и технологий в эти государства. Однако серьезное развитие этого направления сотрудничества потребует комплексной инфраструктурной и социальной политики на Дальнем Востоке, формирования там исследовательских центров.
Говоря о таком направлении внешнеэкономической деятельности России, как международный обмен, важно отметить, что Правительство РФ поддерживает усилия отечественных компаний по приобретению за рубежом акций высокотехнологичных предприятий в целях расширения доступа к современным технологиям. Но следует иметь в виду, что главной движущей силой внешней экспансии предприятий является их собственная бизнес-стратегия. В невнимании к проблеме технологически прогрессивной экспансии предприятий правительство нельзя упрекнуть. Обсуждение внешних инвестиций российского бизнеса в технологически передовые предприятия порой начинается на правительственном уровне раньше, чем на уровне бизнеса. Разрабатываемые проекты будут органичными для экономики Российской Федерации только в том случае, если они впишутся в общий процесс создания производственно-технологических цепочек, важные звенья которых будут расположены на территории РФ. Выход на зарубежных партнеров должен представлять собой либо объективно назревший этап роста современного предприятия, либо часть нового проработанного инвестиционного проекта. В этом отношении содействие формированию инновационной среды, развитие научно-технических разработок, создание конкурентоспособных производств в России способствуют внешней инвестиционной экспансии в большей степени, чем совершенствование механизмов ее стимулирования.
В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640, к приоритетным направлениям внешней политики Российской Федерации относятся развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и дальнейшее укрепление действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием.
Российская Федерация работает над дальнейшей реализацией потенциала СНГ, укреплением Содружества в качестве влиятельной региональной организации, форума для многостороннего политического диалога, а также в качестве механизма многопланового сотрудничества в сфере экономики и гуманитарного взаимодействия. При этом экономические связи со странами Содружества развиваются в двустороннем и многостороннем форматах на основе принципов прагматизма, взаимной выгоды и учета интересов партнеров.
Выступая за всеобъемлющее выполнение государствами-участниками СНГ обязательств в рамках региональных интеграционных структур с российским участием и обеспечение дальнейшего развития интеграции и взаимовыгодного сотрудничества на пространстве СНГ, Российская Федерация активно содействует расширению экономического сотрудничества с государствами-участниками СНГ, в том числе путем совершенствования нормативно-правовой базы Содружества в соответствии с Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года и решений, принятых в его развитие.
В двустороннем сотрудничестве ключевую роль играет организация деятельности межправительственных комиссий. В ходе заседаний принимаются решения, направленные на совершенствование торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, увеличение объемов торговли и реализацию крупных инвестиционных проектов.
В соответствии с вышеуказанной Концепцией Россия также продолжает расширять стратегическое взаимодействие с Республикой Белоруссия в рамках Союзного государства в целях развития интеграционных процессов во всех сферах». В числе российских приоритетов также остается содействие становлению Республики Абхазия и Республики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению их международных позиций, обеспечению надежной безопасности и социально-экономическому восстановлению.
59 вопрос.
59 вопрос. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА:
В последнее время одним из важнейших процессов в мире, оказывающих значительное влияние на дальнейшие перспективы развития всего человечества, стала глобализация. Глобализация затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, международные отношения, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность и др. и вносит значительные коррективы в дальнейшие перспективы развития всего мирового сообщества. В этой связи данной проблематике уделяется большое внимание многими государствами. Вместе с тем в отношении глобализации многие моменты до сих пор остаются открытыми, спорными. Поэтому важным является глубокое и адекватное осмысление основных аспектов этого процесса. Понятие глобализации отражает, прежде всего, всеобщую информационную взаимосвязь стран, регионов, народов всего мира в любой сфере общественной жизни. Страны, народы и общества не были оторваны друг от друга и в доглобальные эпохи, но их связи были локальными. Но в отличие от локальных связей, глобальные связи и их техническое обеспечение, необходимость их укрепления прокладывают путь, распространяются на каждый участок общественной жизни, повсеместно, где на одной плоскости становятся интересы и потребности различных стран и народов нашей планеты.
Глобализация - это переход от экономик отдельный стран к экономике международного масштаба. Однако глобализация проявляется не только в экономическом плане, но она также занимает особое место в политической, культурной жизни и правовых отношений граждан многих стран мира.
происхождение глобализации и место в политической сфере
Глобализация - это исторический процесс сближения наций и народов, межу которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается в единую политическую систему. Истоки глобализации находятся в XVI и XVII веках, когда устойчивый экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями. В результате португальские и испанские торговцы распространились по всему миру и занялись колонизацией Америки. В XVII веке Голландская Ост-Индская компания, торговавшая со многими азиатскими странами, стала первой подлинной межнациональной компанией. В XIX веке быстрая индустриализация привела к росту торговли и инвестиций между европейскими державами, их колониями и США. В этот период несправедливая торговля с развивающимися странами носила характер империалистической эксплуатации. В первой половине XX века процессы глобализации были прерваны двумя мировыми войнами и разделявшим их периодом экономического спада. После Второй Мировой Войны глобализация возобновилась в ускоренном темпе. Ей способствовали улучшения в технологии, которые привели к быстрым морским, железнодорожным и воздушным перевозкам, а также доступности международной телефонной связи. Устранением барьеров для международной торговли с 1947 года занималось Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (GATT) -- серия соглашений между основными капиталистическими и развивающимися странами. В 1995 году 75 участников GATT образовали Всемирную Торговую Организацию (ВТО). С тех пор ещё 21 страна присоединилась к ВТО, и 28 стран, включая Россию, ведут переговоры о вступлении. Предпосылками процессов глобализации явились информационная революция, обеспечивающая техническую базу для
создания глобальных информационных сетей, интернационализация капитала и ужесточение конкурентной борьбы на мировых рынках, дефицит природных ресурсов, демографический взрыв, а также усиление техногенной нагрузки на природу и распределение оружия массового уничтожения, увеличивающее риск всеобщей катастрофы. Указанные факты, не смотря на их разнородность, тесно связаны между собой, и их взаимодействие определяет сложный и противоречивый характер глобализационных процессов.
+
В начале третьего тысячелетия стало очевидно, что развиваться в рамках сложившейся и уже порядком устаревшей концепции экономических и внешнеторговых отношений Россия больше не может. Существуют два потенциальных сценария развития внешней торговли в России на среднесрочную перспективу - инерционный и инновационный. Движение в рамках инерционного сценария обрекает Россию на замедление экономического роста, постоянное отставание от других стран в области научно-технического прогресса и эффективности производства, а значит и благосостояния населения, что в конечном счете может привести к полной утрате страной возможности самостоятельного развития. Как показывает мировая практика, для будущего имеют значение не только количественные показатели экономического роста, поскольку они складываются из разных факторов, но и качество и стабильность общей динамики экономики, зависящие от эффективности хозяйственной деятельности. А это требует решительного разворота страны к инновационной модели развития за счет интенсивного использования потенциала научно-технических знаний, полномасштабного освоения высоких технологий, что и ведет к конечному результату - глубокой перестройке структуры производства, внешнеэкономических связей и экспорта в частности.
Следующим направлением внешнеэкономических отношений Российской Федерации является трансграничное движение капитала. Современный этап развития отечественной экономики характеризуется либерализацией движения капитала. Ограничения на его перемещение сняты с 1 июля 2006 г. Это означает некоторую возросшую зависимость страны от трансграничных инвестиций. Увеличивается возможность мобилизации капитала для целей развития, но одновременно усиливается уязвимость экономики по отношению к колебаниям международных финансовых рынков. Государственный долг радикально снизился. Накопленные крупные международные резервы позволяют предотвращать резкие колебания валютного курса. В то же время возможность зарубежных заимствований по относительно низким ставкам привела к масштабному увеличению внешней задолженности корпораций. Начало кризиса на международных финансовых рынках в августе-сентябре 2007 г. потребовало предоставления ликвидности банкам. Однако затем усиление инфляции, которому способствовал рост цен на продовольствие и энергоносители, повлекло за собой ужесточение денежно-кредитной политики. Начиная с июня 2008 г. вывод нерезидентами средств из РФ, вызванный мировым финансовым кризисом, привел к падению российского фондового рынка. Во время кризисов капитал уходит в первую очередь с развивающихся рынков как менее надежных, даже если импульс кризису дали события в развитой стране. Хотя рынок США был
первоисточником мирового финансового кризиса, он, как самый развитый, испытал приток капитала.
К сожалению, Россия крайне незначительно участвует в транснациональных воспроизводственных отношениях и почти не интегрирована в транснациональную воспроизводственную структуру. Модель внешнеэкономических связей РФ - торговая, а не производственно-инвестиционная специализация - сырьевая, что свидетельствует о ее периферийном положении. Для достижения интеграции необходима географическая диверсификация внешнеэкономических связей, развитие международной производственной кооперации, особенно на восточноазиатском направлении. В кооперации со странами Восточной Азии Россия могла бы осуществлять опережающее технологическое развитие.
При рассмотрении перспектив кооперации неизбежно встает вопрос о месте России в таком кооперационном комплексе. Промышленность Китая и НИС Азии используют преимущественно импортируемые технологии - их собственные разработки недостаточны для инновационной базы. Россия могла бы стать технологическим лидером этой группы стран и выстраивать транснациональные производственные цепочки в Азии на основе собственных технологий. В этом случае ей придется выдержать жесткую конкуренцию с Японией, которая традиционно является ведущим поставщиком инвестиций и технологий в эти государства. Однако серьезное развитие этого направления сотрудничества потребует комплексной инфраструктурной и социальной политики на Дальнем Востоке, формирования там исследовательских центров.
Говоря о таком направлении внешнеэкономической деятельности России, как международный обмен, важно отметить, что Правительство РФ поддерживает усилия отечественных компаний по приобретению за рубежом акций высокотехнологичных предприятий в целях расширения доступа к современным технологиям. Но следует иметь в виду, что главной движущей силой внешней экспансии предприятий является их собственная бизнес-стратегия. В невнимании к проблеме технологически прогрессивной экспансии предприятий правительство нельзя упрекнуть. Обсуждение внешних инвестиций российского бизнеса в технологически передовые предприятия порой начинается на правительственном уровне раньше, чем на уровне бизнеса. Разрабатываемые проекты будут органичными для экономики Российской Федерации только в том случае, если они впишутся в общий процесс создания производственно-технологических цепочек, важные звенья которых будут расположены на территории РФ. Выход на зарубежных партнеров должен представлять собой либо объективно назревший этап роста современного предприятия, либо часть нового проработанного инвестиционного проекта. В этом отношении содействие формированию инновационной среды, развитие научно-технических разработок, создание конкурентоспособных производств в России способствуют внешней инвестиционной экспансии в большей степени, чем совершенствование механизмов ее стимулирования.
В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640, к приоритетным направлениям внешней политики Российской Федерации относятся развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и дальнейшее укрепление действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием.
Российская Федерация работает над дальнейшей реализацией потенциала СНГ, укреплением Содружества в качестве влиятельной региональной организации, форума для многостороннего политического диалога, а также в качестве механизма многопланового сотрудничества в сфере экономики и гуманитарного взаимодействия. При этом экономические связи со странами Содружества развиваются в двустороннем и многостороннем форматах на основе принципов прагматизма, взаимной выгоды и учета интересов партнеров.
Выступая за всеобъемлющее выполнение государствами-участниками СНГ обязательств в рамках региональных интеграционных структур с российским участием и обеспечение дальнейшего развития интеграции и взаимовыгодного сотрудничества на пространстве СНГ, Российская Федерация активно содействует расширению экономического сотрудничества с государствами-участниками СНГ, в том числе путем совершенствования нормативно-правовой базы Содружества в соответствии с Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года и решений, принятых в его развитие.
В двустороннем сотрудничестве ключевую роль играет организация деятельности межправительственных комиссий. В ходе заседаний принимаются решения, направленные на совершенствование торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, увеличение объемов торговли и реализацию крупных инвестиционных проектов.
В соответствии с вышеуказанной Концепцией Россия также продолжает расширять стратегическое взаимодействие с Республикой Белоруссия в рамках Союзного государства в целях развития интеграционных процессов во всех сферах». В числе российских приоритетов также остается содействие становлению Республики Абхазия и Республики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению их международных позиций, обеспечению надежной безопасности и социально-экономическому восстановлению.
59 вопрос.
59 вопрос. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА:
В последнее время одним из важнейших процессов в мире, оказывающих значительное влияние на дальнейшие перспективы развития всего человечества, стала глобализация. Глобализация затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, международные отношения, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность и др. и вносит значительные коррективы в дальнейшие перспективы развития всего мирового сообщества. В этой связи данной проблематике уделяется большое внимание многими государствами. Вместе с тем в отношении глобализации многие моменты до сих пор остаются открытыми, спорными. Поэтому важным является глубокое и адекватное осмысление основных аспектов этого процесса. Понятие глобализации отражает, прежде всего, всеобщую информационную взаимосвязь стран, регионов, народов всего мира в любой сфере общественной жизни. Страны, народы и общества не были оторваны друг от друга и в доглобальные эпохи, но их связи были локальными. Но в отличие от локальных связей, глобальные связи и их техническое обеспечение, необходимость их укрепления прокладывают путь, распространяются на каждый участок общественной жизни, повсеместно, где на одной плоскости становятся интересы и потребности различных стран и народов нашей планеты.
Глобализация - это переход от экономик отдельный стран к экономике международного масштаба. Однако глобализация проявляется не только в экономическом плане, но она также занимает особое место в политической, культурной жизни и правовых отношений граждан многих стран мира.
происхождение глобализации и место в политической сфере
Глобализация - это исторический процесс сближения наций и народов, межу которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается в единую политическую систему. Истоки глобализации находятся в XVI и XVII веках, когда устойчивый экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями. В результате португальские и испанские торговцы распространились по всему миру и занялись колонизацией Америки. В XVII веке Голландская Ост-Индская компания, торговавшая со многими азиатскими странами, стала первой подлинной межнациональной компанией. В XIX веке быстрая индустриализация привела к росту торговли и инвестиций между европейскими державами, их колониями и США. В этот период несправедливая торговля с развивающимися странами носила характер империалистической эксплуатации. В первой половине XX века процессы глобализации были прерваны двумя мировыми войнами и разделявшим их периодом экономического спада. После Второй Мировой Войны глобализация возобновилась в ускоренном темпе. Ей способствовали улучшения в технологии, которые привели к быстрым морским, железнодорожным и воздушным перевозкам, а также доступности международной телефонной связи. Устранением барьеров для международной торговли с 1947 года занималось Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (GATT) -- серия соглашений между основными капиталистическими и развивающимися странами. В 1995 году 75 участников GATT образовали Всемирную Торговую Организацию (ВТО). С тех пор ещё 21 страна присоединилась к ВТО, и 28 стран, включая Россию, ведут переговоры о вступлении. Предпосылками процессов глобализации явились информационная революция, обеспечивающая техническую базу для
создания глобальных информационных сетей, интернационализация капитала и ужесточение конкурентной борьбы на мировых рынках, дефицит природных ресурсов, демографический взрыв, а также усиление техногенной нагрузки на природу и распределение оружия массового уничтожения, увеличивающее риск всеобщей катастрофы. Указанные факты, не смотря на их разнородность, тесно связаны между собой, и их взаимодействие определяет сложный и противоречивый характер глобализационных процессов.
+