Файл: 51 вопрос. Предыстория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так глобализация в политической сфере имеет название империализма, то есть создание единого политического сообщества с единой структурой социальных отношений на основе единой для всех системы ценностей и единого принципа построения социальной иерархии.В политике глобализация также заключается в ослабевании национальных государств. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам. Дебаты о глобализации принимают наиболее острые формы, именно когда речь заходит о судьбах национального государства. Никто не отваживается прямо утверждать, будто уменьшение роли национального государства - к лучшему, но по логике дискурса получается, что оптимизм по отношению к перспективам экономической глобализации чаще всего сочетается с пессимистическим взглядом на будущее национального государства. Основной интенцией выступает сужение компетенции национального государства. Отличительной особенностью оптимальной стратегии государства в условиях глобализации является то, что оно не подминает под себя общество, а все более тесно кооперируется с ним, делегируя часть своих полномочий местному самоуправлению и организациям гражданского общества. Тесное сотрудничество государственных органов с профсоюзами, ассоциациями предпринимателей, экологистами, другими общественными организациями позволяет консолидировать общество, активизировать творческие силы нации на самом низовом и массовом уровне, адекватно подходить к решению обостряющихся социальных проблем, эффективно контролировать действия бюрократического аппарата и бороться с коррупцией. Это позволяет говорить о наметившейся тенденции к социализации государства в ответ на вызов глобализации, что является предпосылкой успешной интеграции национального общества в мировое сообщество. Парадокс глобализации в том, что чем богаче и крепче внутренние связи общества, чем выше степень его экономической и социальной консолидации и чем
полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка. Но без тесного сотрудничества государства с организациями гражданского общества невозможно успешное реформирование нашей экономики и проведения эффективной промышленной политики. Это предполагает изменение приоритетов государственной политики в сторону социализации государства. Только на этой основе может быть достигнута консолидация общества - необходимая предпосылка возрождения России, ее оптимальной адаптации к сложным процессам глобализации, ее успешной интеграции в мировое сообщество на равноправных основах.

60 вопрос.

МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР - договор об образовании Европейского союза.

Под­пи­сан 07.02.1992 года в городе Маа­ст­рихт (Ни­дер­лан­ды). До­пол­нил и час­тич­но за­ме­нил Рим­ские до­го­во­ры 1957 года, зна­ме­но­вал вы­ход ин­те­грационных про­цес­сов в Ев­ро­пе на но­вый, бо­лее вы­со­кий уро­вень. Со­глас­но до­го­во­ру, ЕС уч­ре­ж­дал­ся на ос­но­ве Ев­ро­пей­ских со­об­ществ (два из них дей­ст­ву­ют в со­ста­ве ЕС, об­ра­зуя т. н. пер­вую опо­ру), до­пол­нен­ных об­щей внеш­ней по­ли­ти­кой и по­ли­ти­кой безо­пас­но­сти («вто­рая опо­ра») и со­труд­ни­че­ст­вом в об­ласти юс­ти­ции и внутренних дел («тре­тья опо­ра»).

До­го­вор оп­ре­де­лил основные па­ра­мет­ры и эта­пы соз­да­ния Ев­ропейского эко­номического и ва­лют­но­го сою­за и кри­те­рии всту­п­ле­ния в не­го. По ус­ло­ви­ям договора не позд­нее 01.01.1999 в ЕС долж­на бы­ла быть вве­де­на еди­ная ев­ропейская ва­лю­та - ев­ро. Ус­та­нав­ли­ва­лось, что стра­ны, всту­паю­щие в Ев­ропейский эко­но­мический и ва­лют­ный со­юз, долж­ны от­ве­чать сле­дую­щим кри­те­ри­ям: иметь де­фи­цит государственного бюд­же­та не бо­лее 3% ВВП, государственный долг - ме­нее 60% ВВП, уро­вень ин­фля­ции - не вы­ше 1,5% по срав­не­нию со средним уров­нем ин­фля­ции трёх стран - уча­ст­ниц ЕС с наи­бо­лее ста­биль­ны­ми це­на­ми, не ме­нее 2 лет уча­ст­во­вать в ме­ха­низ­ме ре­гу­ли­ро­ва­ния ва­лют­ных кур­сов, под­дер­жи­вать курс национальной ва­лю­ты в за­дан­ном диа­па­зо­не и др.

Маастрихтский договор ввёл для гра­ж­дан стран - чле­нов ЕС еди­ное ев­ропейское гра­ж­дан­ст­во (не от­ме­няя гра­ж­дан­ст­во ка­ж­дой от­дель­но взя­той стра­ны), пре­до­ста­вил им пра­во сво­бод­но­го про­жи­ва­ния в лю­бой из стран ЕС, уча­стия в му­ни­ци­паль­ных вы­бо­рах и вы­бо­рах в Ев­ро­пар­ла­мент по мес­ту жи­тель­ст­ва. Маастрихтский договор пре­ду­смат­ри­ва­лись раз­ра­бот­ка и при­ня­тие Кон­сти­ту­ции ЕС. К до­го­во­ру при­ла­гал­ся па­кет со­гла­ше­ний по со­ци­аль­ным во­про­сам, ка­саю­щим­ся в т. ч. вве­де­ния об­щих норм га­ран­ти­ро­ва­ния прав лиц на­ём­но­го тру­да и па­ра­мет­ров со­ци­аль­ной по­лити­ки. Для ко­ор­ди­на­ции дей­ст­вий по­ли­цей­ских ор­га­нов стран ЕС соз­да­вал­ся Ев­ро­пол.



Маастрихтский договор всту­пил в си­лу в но­ябре 1993 года. Его ра­ти­фи­ка­ция вы­зва­ла в ря­де стран оп­ре­де­лён­ные труд­но­сти, в ча­ст­но­сти по­тре­бо­ва­лось про­ве­де­ние ре­фе­рен­ду­мов в Да­нии и Фран­ции, специальных пар­ламент­ских слу­ша­ний в Ве­ли­ко­бри­та­нии и Гер­ма­нии. В по­сле­дую­щие го­ды в до­пол­не­ние к Маастрихтскому договору бы­ли под­пи­са­ны Ам­стер­дам­ский до­го­вор (02.10.1997 года; соз­дал ин­сти­ту­цио­наль­ную ос­но­ву для при­ня­тия в со­став ЕС стран Восточной Ев­ро­пы, уточ­нил про­це­ду­ры при­ня­тия ре­ше­ний в ЕС, на­ме­тил ме­ры по про­ве­де­нию ев­ропейскими стра­на­ми ско­ор­ди­ни­ро­ван­ной по­ли­ти­ки в во­про­сах обес­пе­че­ния за­ня­то­сти), Ницц­кий до­го­вор (26.02.2001 года; оп­ре­де­лил основные тен­ден­ции бу­ду­ще­го раз­ви­тия ЕС и ре­фор­мы его ор­га­нов управ­ле­ния) и Лис­са­бон­ский до­го­вор (13.12.2007 года; внёс из­ме­не­ния в дей­ст­вую­щие со­гла­ше­ния о ЕС в свя­зи с рас­ши­ре­ни­ем чис­ла его уча­стни­ков и за­ме­нил со­бой не всту­пив­шую в си­лу Кон­сти­ту­цию ЕС).

енденции и перспективы развития Европейского Союза

В целом, говоря о тенденциях и перспективах развития Европейского Союза, на мой взгляд, следует отметить одно из наиболее значительных направлений: расширение границ ЕС посредством принятия в качестве новых членов ряд европейских государств, изъявивших желание стать частью Союза.

Осенью 1999 г. продолжалось обсуждение проблем грядущего расширения ЕС. Некоторые вопросы были достаточно четко поставлены на неформальной встрече министров иностранных дел государств-членов ЕС в местности Саариселка (Финляндия), состоявшейся 6-7 сентября:

  1. Утверждать или нет дату окончания переговоров с государствами «первой волны» — Польшей, Чехией, Венгрией, Эстонией, Словенией и Кипром?

  2. Когда начинать переговоры с государствами «второй волны» — Литвой, Латвией, Болгарией, Румынией, Словакией и Мальтой?

  3. Как должна развиваться институциональная реформа, с тем, чтобы не нанести ущерб процессу расширения?

14 сентября 1999 председатель Комиссии ЕС Романо Проди официально заявил, что процесс создания новой европейской архитектуры займет примерно 25 лет. Наиболее продвинутые страны-кандидаты будут приняты в Союз в недалеком будущем. Процесс подготовки других стран растянется на много лет. В этот период сотрудничество между ЕС и странами-кандидатами будет осуществляться на основе принципа «возможного будущего членства». Предполагается, в частности, обеспечить максимально возможное участие стран-кандидатов в Экономическом и валютном Союзе,
сотрудничестве в области безопасности, а также участие в работе институтов ЕС в качестве наблюдателей или сторон в процессе консультаций. Р. Проди прямо предупредил балканские государства, что они не смогут «экспортировать» свои междоусобные конфликты в ЕС — прежде чем вопрос об их вступлении перейдет в практическую плоскость, они должны будут установить между собой отношения мира и сотрудничества.

После завершения процесса расширения в Союз будут входить до 30 государств.

С остальными странами Европы, в первую очередь с Россией и Украиной, будут развиваться отношения «стратегического партнерства» с целью обеспечения мира и стабильности в «более широкой Европе».

На последней встрече Европейского Совета, состоявшейся 10-11 декабря 1999 г. в Хельсинки, была подчеркнута необходимость проведения тщательной подготовки, как в рамках самого Союза, так и в государствах — потенциальных членах для поэтапного их присоединения.

Таким образом, была выработана концепция реформирования Европейского Союза с целью его адоптации к процессу расширения, а именно: во-первых, Совет рекомендовал внести соответствующие изменения в текст Амстердамского Договора, так как его действующая редакция не смогла урегулировать вопросы относительно вступления новых членов и, соответственно, деятельности (функционирования) органов и институтов в условиях большего количества стран-участниц.

Во-вторых, необходимо непосредственно провести институциональную реформу, которая бы способствовала эффективной деятельности Европейского Союза в условиях его расширения. По этому вопросу Европейский Совет принял решение провести межправительственную конференцию до декабря 2000 г. После ратификации принятых на ней документов (примерно с конца 2002 г.) может начаться фактическое расширение ЕС, причем только индивидуально.

В-третьих, Совет настоятельно рекомендовал самим государствам, желающим войти в состав ЕС, урегулировать как внутренние, так и внешнеполитические противоречия путем обращения в Международный Суд, как одно их основных условий вступления.

Немаловажным будет отметить, что на сегодняшний день насчитывается около 13 стран (10 стран Центральной Восточной Европы, Мальта, Кипр и Турция), с которыми ведутся переговоры и консультации по вопросу об их включении в число членов Европейского Союза.


Прежде всего, государства-претенденты должны удовлетворять так называемому Копенгагенскому политическому критерию членства, а именно: соблюдать принципы демократии, господство права, уважать права человека и национальных меньшинств, а также полностью и всецело руководствоваться принципами, закрепленными в учредительных документах ЕС с целью «достижения стабильности и процветания на всем Европейском континенте».

Также необходимо указать на те условия, выдвигаемые ЕС будущим членам, выполнение которых необходимо для более успешного присоединения. Это, прежде всего, приведение внутренней национальной правовой системы стран в соответствие с нормативной базой Союза, т.е. осуществление процесса унификации и имплементации норм права.

Однако наибольшую трудность, на мой взгляд, будет представлять реформирование экономики государств с целью достижения показателей того уровня развития, который необходим для вступления в ЕС. Сложность данного процесса обусловлена тем, что не все претенденты отвечают требованиям единого рынка и, тем более, введения европейской валюты «Евро». Поэтому периодически Комиссия проводит консультации с государствами и дает рекомендации по постепенному изменению и устранению противоречий между экономическими национальными показателями и требуемыми для более успешного их сближения.

Говоря в целом о перспективах расширения ЕС, не стоит забывать также и о том, что нынешние государства-члены, провозглашая ценность и пользу включения новых участников, сами занимают неоднозначную позицию по отношению к указанной проблеме.

Представители Великобритании, к примеру, считают, что разговоры об определении конкретной даты вступления в ЕС стран-кандидатов так называемой «первой группы» являются далекими от реальности.

На франко-испанской встрече в верхах премьер-министры Франции и Испании — Юбер Ведрен и Абель Матутес — высказались против идеи коллективного вхождения стран-кандидатов и назначения дат подобного вхождения, подчеркнув, что единственно приемлемым вариантом является индивидуальное вступление каждой страны. Причем большинство государств-членов также выступает против фиксации дат вступления, что объективно обусловлено спецификой данного процесса.