ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так глобализация в политической сфере имеет название империализма, то есть создание единого политического сообщества с единой структурой социальных отношений на основе единой для всех системы ценностей и единого принципа построения социальной иерархии.В политике глобализация также заключается в ослабевании национальных государств. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам. Дебаты о глобализации принимают наиболее острые формы, именно когда речь заходит о судьбах национального государства. Никто не отваживается прямо утверждать, будто уменьшение роли национального государства - к лучшему, но по логике дискурса получается, что оптимизм по отношению к перспективам экономической глобализации чаще всего сочетается с пессимистическим взглядом на будущее национального государства. Основной интенцией выступает сужение компетенции национального государства. Отличительной особенностью оптимальной стратегии государства в условиях глобализации является то, что оно не подминает под себя общество, а все более тесно кооперируется с ним, делегируя часть своих полномочий местному самоуправлению и организациям гражданского общества. Тесное сотрудничество государственных органов с профсоюзами, ассоциациями предпринимателей, экологистами, другими общественными организациями позволяет консолидировать общество, активизировать творческие силы нации на самом низовом и массовом уровне, адекватно подходить к решению обостряющихся социальных проблем, эффективно контролировать действия бюрократического аппарата и бороться с коррупцией. Это позволяет говорить о наметившейся тенденции к социализации государства в ответ на вызов глобализации, что является предпосылкой успешной интеграции национального общества в мировое сообщество. Парадокс глобализации в том, что чем богаче и крепче внутренние связи общества, чем выше степень его экономической и социальной консолидации и чем
полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка. Но без тесного сотрудничества государства с организациями гражданского общества невозможно успешное реформирование нашей экономики и проведения эффективной промышленной политики. Это предполагает изменение приоритетов государственной политики в сторону социализации государства. Только на этой основе может быть достигнута консолидация общества - необходимая предпосылка возрождения России, ее оптимальной адаптации к сложным процессам глобализации, ее успешной интеграции в мировое сообщество на равноправных основах.
60 вопрос.
МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР - договор об образовании Европейского союза.
Подписан 07.02.1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды). Дополнил и частично заменил Римские договоры 1957 года, знаменовал выход интеграционных процессов в Европе на новый, более высокий уровень. Согласно договору, ЕС учреждался на основе Европейских сообществ (два из них действуют в составе ЕС, образуя т. н. первую опору), дополненных общей внешней политикой и политикой безопасности («вторая опора») и сотрудничеством в области юстиции и внутренних дел («третья опора»).
Договор определил основные параметры и этапы создания Европейского экономического и валютного союза и критерии вступления в него. По условиям договора не позднее 01.01.1999 в ЕС должна была быть введена единая европейская валюта - евро. Устанавливалось, что страны, вступающие в Европейский экономический и валютный союз, должны отвечать следующим критериям: иметь дефицит государственного бюджета не более 3% ВВП, государственный долг - менее 60% ВВП, уровень инфляции - не выше 1,5% по сравнению со средним уровнем инфляции трёх стран - участниц ЕС с наиболее стабильными ценами, не менее 2 лет участвовать в механизме регулирования валютных курсов, поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне и др.
Маастрихтский договор ввёл для граждан стран - членов ЕС единое европейское гражданство (не отменяя гражданство каждой отдельно взятой страны), предоставил им право свободного проживания в любой из стран ЕС, участия в муниципальных выборах и выборах в Европарламент по месту жительства. Маастрихтский договор предусматривались разработка и принятие Конституции ЕС. К договору прилагался пакет соглашений по социальным вопросам, касающимся в т. ч. введения общих норм гарантирования прав лиц наёмного труда и параметров социальной политики. Для координации действий полицейских органов стран ЕС создавался Европол.
Маастрихтский договор вступил в силу в ноябре 1993 года. Его ратификация вызвала в ряде стран определённые трудности, в частности потребовалось проведение референдумов в Дании и Франции, специальных парламентских слушаний в Великобритании и Германии. В последующие годы в дополнение к Маастрихтскому договору были подписаны Амстердамский договор (02.10.1997 года; создал институциональную основу для принятия в состав ЕС стран Восточной Европы, уточнил процедуры принятия решений в ЕС, наметил меры по проведению европейскими странами скоординированной политики в вопросах обеспечения занятости), Ниццкий договор (26.02.2001 года; определил основные тенденции будущего развития ЕС и реформы его органов управления) и Лиссабонский договор (13.12.2007 года; внёс изменения в действующие соглашения о ЕС в связи с расширением числа его участников и заменил собой не вступившую в силу Конституцию ЕС).
енденции и перспективы развития Европейского Союза
В целом, говоря о тенденциях и перспективах развития Европейского Союза, на мой взгляд, следует отметить одно из наиболее значительных направлений: расширение границ ЕС посредством принятия в качестве новых членов ряд европейских государств, изъявивших желание стать частью Союза.
Осенью 1999 г. продолжалось обсуждение проблем грядущего расширения ЕС. Некоторые вопросы были достаточно четко поставлены на неформальной встрече министров иностранных дел государств-членов ЕС в местности Саариселка (Финляндия), состоявшейся 6-7 сентября:
14 сентября 1999 председатель Комиссии ЕС Романо Проди официально заявил, что процесс создания новой европейской архитектуры займет примерно 25 лет. Наиболее продвинутые страны-кандидаты будут приняты в Союз в недалеком будущем. Процесс подготовки других стран растянется на много лет. В этот период сотрудничество между ЕС и странами-кандидатами будет осуществляться на основе принципа «возможного будущего членства». Предполагается, в частности, обеспечить максимально возможное участие стран-кандидатов в Экономическом и валютном Союзе,
сотрудничестве в области безопасности, а также участие в работе институтов ЕС в качестве наблюдателей или сторон в процессе консультаций. Р. Проди прямо предупредил балканские государства, что они не смогут «экспортировать» свои междоусобные конфликты в ЕС — прежде чем вопрос об их вступлении перейдет в практическую плоскость, они должны будут установить между собой отношения мира и сотрудничества.
После завершения процесса расширения в Союз будут входить до 30 государств.
С остальными странами Европы, в первую очередь с Россией и Украиной, будут развиваться отношения «стратегического партнерства» с целью обеспечения мира и стабильности в «более широкой Европе».
На последней встрече Европейского Совета, состоявшейся 10-11 декабря 1999 г. в Хельсинки, была подчеркнута необходимость проведения тщательной подготовки, как в рамках самого Союза, так и в государствах — потенциальных членах для поэтапного их присоединения.
Таким образом, была выработана концепция реформирования Европейского Союза с целью его адоптации к процессу расширения, а именно: во-первых, Совет рекомендовал внести соответствующие изменения в текст Амстердамского Договора, так как его действующая редакция не смогла урегулировать вопросы относительно вступления новых членов и, соответственно, деятельности (функционирования) органов и институтов в условиях большего количества стран-участниц.
Во-вторых, необходимо непосредственно провести институциональную реформу, которая бы способствовала эффективной деятельности Европейского Союза в условиях его расширения. По этому вопросу Европейский Совет принял решение провести межправительственную конференцию до декабря 2000 г. После ратификации принятых на ней документов (примерно с конца 2002 г.) может начаться фактическое расширение ЕС, причем только индивидуально.
В-третьих, Совет настоятельно рекомендовал самим государствам, желающим войти в состав ЕС, урегулировать как внутренние, так и внешнеполитические противоречия путем обращения в Международный Суд, как одно их основных условий вступления.
Немаловажным будет отметить, что на сегодняшний день насчитывается около 13 стран (10 стран Центральной Восточной Европы, Мальта, Кипр и Турция), с которыми ведутся переговоры и консультации по вопросу об их включении в число членов Европейского Союза.
Прежде всего, государства-претенденты должны удовлетворять так называемому Копенгагенскому политическому критерию членства, а именно: соблюдать принципы демократии, господство права, уважать права человека и национальных меньшинств, а также полностью и всецело руководствоваться принципами, закрепленными в учредительных документах ЕС с целью «достижения стабильности и процветания на всем Европейском континенте».
Также необходимо указать на те условия, выдвигаемые ЕС будущим членам, выполнение которых необходимо для более успешного присоединения. Это, прежде всего, приведение внутренней национальной правовой системы стран в соответствие с нормативной базой Союза, т.е. осуществление процесса унификации и имплементации норм права.
Однако наибольшую трудность, на мой взгляд, будет представлять реформирование экономики государств с целью достижения показателей того уровня развития, который необходим для вступления в ЕС. Сложность данного процесса обусловлена тем, что не все претенденты отвечают требованиям единого рынка и, тем более, введения европейской валюты «Евро». Поэтому периодически Комиссия проводит консультации с государствами и дает рекомендации по постепенному изменению и устранению противоречий между экономическими национальными показателями и требуемыми для более успешного их сближения.
Говоря в целом о перспективах расширения ЕС, не стоит забывать также и о том, что нынешние государства-члены, провозглашая ценность и пользу включения новых участников, сами занимают неоднозначную позицию по отношению к указанной проблеме.
Представители Великобритании, к примеру, считают, что разговоры об определении конкретной даты вступления в ЕС стран-кандидатов так называемой «первой группы» являются далекими от реальности.
На франко-испанской встрече в верхах премьер-министры Франции и Испании — Юбер Ведрен и Абель Матутес — высказались против идеи коллективного вхождения стран-кандидатов и назначения дат подобного вхождения, подчеркнув, что единственно приемлемым вариантом является индивидуальное вступление каждой страны. Причем большинство государств-членов также выступает против фиксации дат вступления, что объективно обусловлено спецификой данного процесса.
полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка. Но без тесного сотрудничества государства с организациями гражданского общества невозможно успешное реформирование нашей экономики и проведения эффективной промышленной политики. Это предполагает изменение приоритетов государственной политики в сторону социализации государства. Только на этой основе может быть достигнута консолидация общества - необходимая предпосылка возрождения России, ее оптимальной адаптации к сложным процессам глобализации, ее успешной интеграции в мировое сообщество на равноправных основах.
60 вопрос.
МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР - договор об образовании Европейского союза.
Подписан 07.02.1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды). Дополнил и частично заменил Римские договоры 1957 года, знаменовал выход интеграционных процессов в Европе на новый, более высокий уровень. Согласно договору, ЕС учреждался на основе Европейских сообществ (два из них действуют в составе ЕС, образуя т. н. первую опору), дополненных общей внешней политикой и политикой безопасности («вторая опора») и сотрудничеством в области юстиции и внутренних дел («третья опора»).
Договор определил основные параметры и этапы создания Европейского экономического и валютного союза и критерии вступления в него. По условиям договора не позднее 01.01.1999 в ЕС должна была быть введена единая европейская валюта - евро. Устанавливалось, что страны, вступающие в Европейский экономический и валютный союз, должны отвечать следующим критериям: иметь дефицит государственного бюджета не более 3% ВВП, государственный долг - менее 60% ВВП, уровень инфляции - не выше 1,5% по сравнению со средним уровнем инфляции трёх стран - участниц ЕС с наиболее стабильными ценами, не менее 2 лет участвовать в механизме регулирования валютных курсов, поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне и др.
Маастрихтский договор ввёл для граждан стран - членов ЕС единое европейское гражданство (не отменяя гражданство каждой отдельно взятой страны), предоставил им право свободного проживания в любой из стран ЕС, участия в муниципальных выборах и выборах в Европарламент по месту жительства. Маастрихтский договор предусматривались разработка и принятие Конституции ЕС. К договору прилагался пакет соглашений по социальным вопросам, касающимся в т. ч. введения общих норм гарантирования прав лиц наёмного труда и параметров социальной политики. Для координации действий полицейских органов стран ЕС создавался Европол.
Маастрихтский договор вступил в силу в ноябре 1993 года. Его ратификация вызвала в ряде стран определённые трудности, в частности потребовалось проведение референдумов в Дании и Франции, специальных парламентских слушаний в Великобритании и Германии. В последующие годы в дополнение к Маастрихтскому договору были подписаны Амстердамский договор (02.10.1997 года; создал институциональную основу для принятия в состав ЕС стран Восточной Европы, уточнил процедуры принятия решений в ЕС, наметил меры по проведению европейскими странами скоординированной политики в вопросах обеспечения занятости), Ниццкий договор (26.02.2001 года; определил основные тенденции будущего развития ЕС и реформы его органов управления) и Лиссабонский договор (13.12.2007 года; внёс изменения в действующие соглашения о ЕС в связи с расширением числа его участников и заменил собой не вступившую в силу Конституцию ЕС).
енденции и перспективы развития Европейского Союза
В целом, говоря о тенденциях и перспективах развития Европейского Союза, на мой взгляд, следует отметить одно из наиболее значительных направлений: расширение границ ЕС посредством принятия в качестве новых членов ряд европейских государств, изъявивших желание стать частью Союза.
Осенью 1999 г. продолжалось обсуждение проблем грядущего расширения ЕС. Некоторые вопросы были достаточно четко поставлены на неформальной встрече министров иностранных дел государств-членов ЕС в местности Саариселка (Финляндия), состоявшейся 6-7 сентября:
-
Утверждать или нет дату окончания переговоров с государствами «первой волны» — Польшей, Чехией, Венгрией, Эстонией, Словенией и Кипром? -
Когда начинать переговоры с государствами «второй волны» — Литвой, Латвией, Болгарией, Румынией, Словакией и Мальтой? -
Как должна развиваться институциональная реформа, с тем, чтобы не нанести ущерб процессу расширения?
14 сентября 1999 председатель Комиссии ЕС Романо Проди официально заявил, что процесс создания новой европейской архитектуры займет примерно 25 лет. Наиболее продвинутые страны-кандидаты будут приняты в Союз в недалеком будущем. Процесс подготовки других стран растянется на много лет. В этот период сотрудничество между ЕС и странами-кандидатами будет осуществляться на основе принципа «возможного будущего членства». Предполагается, в частности, обеспечить максимально возможное участие стран-кандидатов в Экономическом и валютном Союзе,
сотрудничестве в области безопасности, а также участие в работе институтов ЕС в качестве наблюдателей или сторон в процессе консультаций. Р. Проди прямо предупредил балканские государства, что они не смогут «экспортировать» свои междоусобные конфликты в ЕС — прежде чем вопрос об их вступлении перейдет в практическую плоскость, они должны будут установить между собой отношения мира и сотрудничества.
После завершения процесса расширения в Союз будут входить до 30 государств.
С остальными странами Европы, в первую очередь с Россией и Украиной, будут развиваться отношения «стратегического партнерства» с целью обеспечения мира и стабильности в «более широкой Европе».
На последней встрече Европейского Совета, состоявшейся 10-11 декабря 1999 г. в Хельсинки, была подчеркнута необходимость проведения тщательной подготовки, как в рамках самого Союза, так и в государствах — потенциальных членах для поэтапного их присоединения.
Таким образом, была выработана концепция реформирования Европейского Союза с целью его адоптации к процессу расширения, а именно: во-первых, Совет рекомендовал внести соответствующие изменения в текст Амстердамского Договора, так как его действующая редакция не смогла урегулировать вопросы относительно вступления новых членов и, соответственно, деятельности (функционирования) органов и институтов в условиях большего количества стран-участниц.
Во-вторых, необходимо непосредственно провести институциональную реформу, которая бы способствовала эффективной деятельности Европейского Союза в условиях его расширения. По этому вопросу Европейский Совет принял решение провести межправительственную конференцию до декабря 2000 г. После ратификации принятых на ней документов (примерно с конца 2002 г.) может начаться фактическое расширение ЕС, причем только индивидуально.
В-третьих, Совет настоятельно рекомендовал самим государствам, желающим войти в состав ЕС, урегулировать как внутренние, так и внешнеполитические противоречия путем обращения в Международный Суд, как одно их основных условий вступления.
Немаловажным будет отметить, что на сегодняшний день насчитывается около 13 стран (10 стран Центральной Восточной Европы, Мальта, Кипр и Турция), с которыми ведутся переговоры и консультации по вопросу об их включении в число членов Европейского Союза.
Прежде всего, государства-претенденты должны удовлетворять так называемому Копенгагенскому политическому критерию членства, а именно: соблюдать принципы демократии, господство права, уважать права человека и национальных меньшинств, а также полностью и всецело руководствоваться принципами, закрепленными в учредительных документах ЕС с целью «достижения стабильности и процветания на всем Европейском континенте».
Также необходимо указать на те условия, выдвигаемые ЕС будущим членам, выполнение которых необходимо для более успешного присоединения. Это, прежде всего, приведение внутренней национальной правовой системы стран в соответствие с нормативной базой Союза, т.е. осуществление процесса унификации и имплементации норм права.
Однако наибольшую трудность, на мой взгляд, будет представлять реформирование экономики государств с целью достижения показателей того уровня развития, который необходим для вступления в ЕС. Сложность данного процесса обусловлена тем, что не все претенденты отвечают требованиям единого рынка и, тем более, введения европейской валюты «Евро». Поэтому периодически Комиссия проводит консультации с государствами и дает рекомендации по постепенному изменению и устранению противоречий между экономическими национальными показателями и требуемыми для более успешного их сближения.
Говоря в целом о перспективах расширения ЕС, не стоит забывать также и о том, что нынешние государства-члены, провозглашая ценность и пользу включения новых участников, сами занимают неоднозначную позицию по отношению к указанной проблеме.
Представители Великобритании, к примеру, считают, что разговоры об определении конкретной даты вступления в ЕС стран-кандидатов так называемой «первой группы» являются далекими от реальности.
На франко-испанской встрече в верхах премьер-министры Франции и Испании — Юбер Ведрен и Абель Матутес — высказались против идеи коллективного вхождения стран-кандидатов и назначения дат подобного вхождения, подчеркнув, что единственно приемлемым вариантом является индивидуальное вступление каждой страны. Причем большинство государств-членов также выступает против фиксации дат вступления, что объективно обусловлено спецификой данного процесса.