ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эти страны (их также называют «азиатскими драконами») стали создавать экономику, ориентированную на экспорт, на производство высококачественной продукции. Общим для «азиатских тигров» было получение западной финансово-экономической помощи, льготных займов. В этих странах у власти находились радикальные антикоммунистические режимы, которые в условиях холодной войны и «горячей войны» в Индокитае находились на передовой линии борьбы с коммунизмом.
Были и особенности в развитии. В Южной Корее по примеру Японии создавали крупные многопрофильные фирмы. В Тайване отдавали предпочтение средним и мелким фирмам. В Гонконге использовали соседство с Китаем. Сингапур занимал важное место в системе международной торговли.
В 60-90-х гг. XX в. эти страны сделали рывок. Среднегодовой рост ВВП в 1960- 1990 гг. составил 6,3% на Тайване и в Гонконге, 6,9% в Южной Корее и 7,0% в Сингапуре. В результате ВНП на душу населения, который в 1960 г. находился на уровне Нигерии и Эфиопии, приблизился к уровню стран ЕС, а в некоторых случаях и превзошел его. Например, Сингапур (ВНП 32 810 долларов на душу населения) по этому важному показателю опережает большинство стран Западной Европы, в том числе и Германию.
Сингапур, Тайвань и Гонконг устояли в условиях финансовой катастрофы 1997 г. Кризис в Южной Корее был тоже быстро преодолен.
Соединив трудолюбие и неприхотливость своих народов с использованием новейших достижений в организации сложного наукоемкого производства, мастера «желтой сборки» заняли видное место в производстве разного рода современной техники, в банковском деле, туристическом бизнесе.
57 вопрос. Создание государства Израиль. Арабо-израильский конфликт. Проблема урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке
В конце XIX в. возникло политическое сионистское движение, в рамках которого евреи начали борьбу за возрождение собственного государства. Евреи утратили государственность в VI в. до н. э. Их земли входили в состав Нововавилонского царства (VI в. до н. э.), государств Ахеменидов, Птолемеев и Селевкидов (VI-! вв. до н. э.), Рима (с 63 г. н. э.), Византии (с 395). В VII в. Палестину завоевали арабы, в XI в. — крестоносцы, в XII — египетские султаны. В 1516 г. палестинские земли вошли в состав Османской империи. В 1917 г. эти земли оккупировали английские войска.
Англичане в 1920-1947 гг. по итогам Первой мировой войны получили мандат на управление Палестиной. Именно англичане разрешили евреям-сионистам селиться на подведомственной территории, что вызывало сопротивление местного арабского населения.
В 1947 г. по решению ООН на территории Палестины должны были возникнуть два независимых государства: еврейское и арабское. Иерусалим выделялся в самостоятельную административную единицу под управлением ООН. Однако реально было создано лишь государство Израиль. Арабские страны объявили войну вновь созданному еврейскому государству. В ходе первой арабо-израильской войны 1948-1949 гг. Израиль занял большую часть территории, предназначавшейся для Палестины. Часть земель заняли Иордания и Египет.
Так возник арабо-израильский конфликт, сущность которого составляло противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных (оккупированных) Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, государством Израиль, с другой стороны.
В ходе «шестидневной» войны 1967 г. Иордания и Египет потеряли не только занятые, но и некоторые собственные территории. Израиль захватил у Сирии стратегически важные Голанские высоты. СССР помогал арабским странам. Третья арабо-израильская война, состоявшаяся в 1973 г., закончилась «вничью», показав возросшие боевые возможности арабских войск.
Результатом значительных международных усилий стало подписание Израилем мирных договоров с Египтом (1979) и Иорданией (1994). Арабские государства получили обратно свои территории, ранее занятие войсками Израиля. В 1995 г. было признано палестинское самоуправление на ряде территорий.
58 вопрос. Особенности современных внешнеэкономических отношений России
Среди основных проблем, волнующих сегодня мир, - проблемы о месте России в экономической системе, о ходе происходящих реформ и об изменениях в связи с этим соотношений сил на мировом рынке и пропорций хозяйственных связей. Каков сегодня современный статус России в мировом сообществе, основные направления ее развития, слабые и сильные стороны внешнеэкономических отношений с другими национальными экономиками, каким видится ее будущее в мировом контексте в обозримой перспективе?
Довольно успешное развитие и высокие темпы роста российской экономики за последнее десятилетие во многом можно объяснить весьма благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, в частности высокими мировыми ценами на нефть и возможностью значительного расширения экспорта энергоресурсов.
В ближайшие годы наша страна должна решить ряд перспективных задач, важное место среди которых занимают задачи, связанные с организацией и управлением внешнеэкономической деятельностью. Внешнеэкономический комплекс должен стать неотъемлемой частью долгосрочной стратегической концепции развития нашей страны, поскольку именно он может помочь российской экономике успешно интегрироваться в систему современного мирового рынка.
Затрагивая вопрос стратегического развития Российской Федерации, стоит отметить, что российскими учеными разработан ряд вариантов долгосрочной экономической стратегии на период до 2015 г. и далее, до 2025 г. В стратегии выделяется три значимых этапа реализации, которые приводятся с некоторыми коррективами1.
На первом этапе (2006-2010 гг.) предполагалось преодоление последствий кризиса основного и человеческого капитала, причем в это время степень влияния государства на внешнеэкономические отношения была еще довольно высока.
Ко второму этапу (2011-2015 гг.) относятся завершение модернизации и принципиальное обновление машиностроительного комплекса на основе инноваций, планируется экспансия продукции российской инвестиционной сферы на мировом рынке, а также сокращение доли традиционных товаров в экспорте за счет инновационных продуктов. На этом этапе роль государства сводится лишь к стратегическим коррективам в сфере международной торговли и международных финансовых отношений.
Третий этап (2016-2025 гг.) представляет собой настоящую либерализацию российской экономики и внешнеэкономических отношений, при этом роль государства ограничивается рыночной экономикой, необходимой кредитной и дипломатической поддержкой саморегулируемых хозяйственных и научно-технических организаций. Однако на всех
трех этапах сохраняется функция государства, связанная с наполнением доходной части бюджета отчислениями от внешнеторговой деятельности.
Основными направлениями внешнеэкономического взаимодействия РФ с другими странами можно считать:
-
- внешнюю торговлю; -
- инвестиции российских компаний за рубежом и инвестиции зарубежных агентов в России; -
- международные валютно-финансовые отношения; -
- международное движение капитала и его государственное регулирование; -
- международное производство и кооперацию; -
- международный технологический обмен; -
- трансграничную миграцию рабочей силы; -
- международный транспорт; -
- международную безопасность.
Международная торговля - это широкая многоярусная система. Нижний этаж - рынок базовых товаров - образует продукция сельского хозяйства и добывающей промышленности. Средний - полуфабрикаты и трудоинтенсивные готовые изделия, т. е. продукция низких и средних технологий (черная металлургия, строительные материалы, текстиль и другая продукция легкой промышленности). К среднетехнологичным товарам относятся станки, средства транспорта, продукция основной химии, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукция деревообработки. Наиболее динамичным сектором международной торговли в последние годы является обмен товарами "высоких технологий" или наукоемких отраслей промышленности и отраслей нематериального производства.
В июне 2004 г. вступил в действие Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в котором зафиксировано, что правом ведения внешнеторговой деятельности обладают любые иностранные и российские лица. Это право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных международными договорами и федеральными законами Российской Федерации (ст. 10).
Закон можно считать более либеральным по сравнению с ранее существовавшим законом от 1995 г., так как он снимает многие ограничения в сфере ведения внешней торговли1. Права экспортеров и импортеров расширились, а условия ограничений и запретов стали более четкими. Наряду с тем полномочия правительства расширились. И хотя в новом законе нет статьи о возможности введения государственной монополии на торговые операции по отдельным товарам, но разрешается применение их исключительного права на экспорт и импорт.
Структура произведенного ВВП у России существенно иная, чем в мире в целом и у развитых стран в особенности. В промышленности создается почти половина российского ВВП. Однако при таком высоком уровне индустриализации Россия слабо включена в международную торговлю готовой продукцией. Дело в том, что российское и мировое производство сильно разнятся по своей структуре1. В мировом промышленном производстве 81,9% приходится на обрабатывающие отрасли, 10,4% - на добывающие. Большая часть международного обмена - готовые изделия, и около половины его-продукция машиностроительного комплекса. В российской промышленности вклад добывающих отраслей в объем производства составляет 24,4%. Примерно половину промышленного производства (46%) дают отрасли первичной переработки сырья - металлургия, химия и нефтехимия, лесопереработка. Доля машиностроения и металлообработки - чуть более 20%. К тому же многие российские машиностроительные предприятия не в силах выпускать конкурентоспособную продукцию. При такой структуре промышленности экспортный потенциал страны складывается в основном из минеральных сырьевых ресурсов и полуфабрикатов.
Экспортная структура РФ за последние несколько лет, к сожалению, не сильно изменилась. Россия занимает 1-е место в мире по экспорту никеля и природного газа, 2-4-е места по экспорту нефти, нефтепродуктов, железной руды, алюминия, древесины. Она остается крупным поставщиком мирового рынка по меди, алмазам, круглому лесу. Приведенные товары являются основой российского экспорта и составляют 80% его стоимостного объема.
Оборот внешней торговли в 2000_2007 гг. возрос почти четырехкратно и достиг 578,9 млрд долл., в том числе экспорт товаров увеличился в 3 раза, до 354,5 млрд долл., импорт товаров - в 5 раз, до 223,5 млрд долл. За годы кризиса показатели не ухудшились: в 2011 г. экспорт товаров составил 521,4 млрд долл., а импорт - 323,3 млрд долл.1
Первопричиной такого внешнеэкономического успеха был стремительный рост цен на важнейшие товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители, основные черные, цветные и драгоценные металлы, круглый лес, аммиак и азотные удобрения, ряд других позиций.
Отдельно следует упомянуть снижение или довольно умеренный рост средних импортных цен для России, что обеспечивало нашей стране устойчиво благоприятные условия обмена с внешним миром и получение чистого выигрыша в торговле. Главная причина этой ситуации - слабая конъюнктура на рынках продовольствия, товаров народного потребления, массовой продукции информационно-коммуникационных технологий, ряда других промышленных изделий,