Файл: НормативнаяБазаСКД.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 405

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 17. Благотворительная программа


1. Благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.

2. Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

3. На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.


Раздел IV. Государственные гарантии благотворительной деятельности


Статья 18. Поддержка благотворительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления


1. Гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц - участников благотворительной деятельности.

2. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль 11 августа 1995 года, N 135-ФЗ




Просветительская деятельность

Закон РФ о просветительской деятельности, несомненно, имеет огромное значение для работников социально-культурной сферы, поскольку он отображает и регулирует главное понятие в социально-культурной деятельности – понятие просветительства и просветительской деятельности.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

7 декабря 2002 г. № 20-15

г.Санкт-Петербург

По состоянию на 30 августа 2006 года


О МОДЕЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"


Рассмотрев представленный Постоянной комиссией МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту проект модельного закона "О просветительской деятельности", Межпарламентская Ассамблея

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять модельный закон "О просветительской деятельности"

(прилагается).

2. Направить парламентам государств - участников МПА СНГ указанный модельный закон и рекомендовать его для использования в национальном законодательстве.



Председатель Совета Ассамблеи С.М.Миронов



МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О просветительской деятельности


Закон призван способствовать созданию в странах Содружества эффективной системы просветительских учреждений и организаций, обеспечивающих реализацию неотъемлемого права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры, а также их права на беспрепятственное получение и распространение информации.


РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и их определения


Перечисленные ниже понятия используются в тексте настоящего Закона с заданным основным значением, что не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых в развитие данного Закона:

образование - процесс передачи и освоения социально-культурного опыта, сориентированный на формирование комплекса способностей к его обогащению;

просвещение - целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений;

непрерывное образование - пожизненный стадиальный процесс освоения знаний и умений, сориентированный на поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира; состоит из трех основных этапов -

социализация индивида (детское образование), подготовка к различным видам социальной деятельности (юношеское образование), личностное развитие в период взрослости (образование взрослых); образование взрослых - составная часть системы образования, преемственно обеспечивающая обогащение знаний и умений, приобретенных до вступления в сферу оплачиваемой трудовой деятельности;

общее образование - совокупность учреждений и образовательных программ, сориентированных на систематическое обогащение знаний и умений, необходимых всем членам общества, безотносительно к роду и характеру их профессиональных занятий;

неформальное образование - совокупность программ и курсов, по завершении которых у лица не появляется права заниматься профессиональной деятельностью по профилю пройденного курса или поступать в образовательные учреждения более высокого уровня;

просветительская деятельность - разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности "со знанием дела");


просветительское мероприятие - совокупность организованных действий, направленных на распространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений;

эффективность просвещения - оценочная категория, характеризующая результаты просветительской деятельности по критерию их соответствия поставленным социальным целям.


Статья 2. Основные принципы просветительской деятельности


Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как:

- признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека;

- ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;

- недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;

- широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;

- автономность и самоуправляемость просветительских учреждений и организаций;

- плюрализм: право политических партий, общественных движений и иных добровольных объединений граждан заниматься просветительской деятельностью, отражающей их идеологию;

- недопустимость какой-либо цензуры по отношению к просветительским программам, проектам и мероприятиям;

- государственная (в том числе финансовая) поддержка просветительских учреждений и организаций;

- достоверность сообщаемых сведений;

- партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности;

- учет региональных и местных особенностей территории;

- учет общегосударственных интересов.


Статья 3. Законодательство о просветительской деятельности


Законодательство о просветительской деятельности является правовой системой, включающей нормы общенационального, регионального и местного действия, а также подзаконные нормативные акты правомочных органов, определяющие организационные и экономические аспекты деятельности просветительских учреждений и организаций.

Оно основывается на конституции страны, нормах настоящего Закона и иных нормативных актов, а также межгосударственных договоров, ратифицированных страной.

Просветительская деятельность регулируется также уставами и другими положениями, принимаемыми самостоятельно просветительскими учреждениями и организациями.


РАЗДЕЛ II

СИСТЕМА ПРОСВЕЩЕНИЯ


Статья 6. Понятие системы просвещения


Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса страны, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию.

В систему просвещения входят следующие типы учреждений и организаций со свойственными каждому из них задачами:


- исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ;

- просветительские учреждения и организации, работающие по проектам и программам различной направленности;

- учреждения, организующие просветительскую деятельность на определенной территории;

- государственные и неправительственные органы управления общенационального, регионального и местного уровня, координирующие развитие просветительской деятельности и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные предпосылки ее эффективности.

Правоотношения компонентов системы просвещения и правовые нормы, регулирующие процесс их взаимодействия, устанавливаются настоящим Законом, а также подзаконными нормативными актами, принимаемыми в его исполнение; при этом учитывается специфика видов просветительской деятельности.




РАЗДЕЛ IV

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ


Статья 16. Понятие просветительской программы


Под просветительской программой понимается разработанный специалистами документ, устанавливающий содержание и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы.


Статья 17. Принципы формирования просветительских программ


Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:

- целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности (статьи 7, 9 настоящего Закона);

- адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);

- достоверность предлагаемых для освоения сведений;

- доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;

- научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;

- учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);

- взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);

- взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;

- учет региональных и местных особенностей территории.


Статья 18. Виды просветительских программ


В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизнедеятельности общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ, предназначенных для взрослого населения:

- профессиональное просвещение: ознакомление с достижениями науки и передовым опытом в области специализированных оплачиваемых занятий;


- экономическое просвещение: расширение и углубление знаний, составляющих теоретические основы хозяйственной деятельности;

- политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;

- правовое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;

- гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к стране, в которой они живут;

- научное просвещение: популяризация достижений современной науки;

- художественно-эстетическое просвещение: ознакомление с достижениями литературы и искусства;

- национально-патриотическое просвещение: распространение знаний об истории и культуре страны;

- медицинское просвещение: распространение сведений об охране и поддержании здоровья.

Перечень видов просветительской деятельности не является исчерпывающим. Просветительские программы утверждаются коллегиальным органом управления реализующих их учреждений и организаций.


Статья 19. Специальные (особые) просветительские программы


Специальные программы предназначаются для граждан, находящихся в экстремальных условиях, затрудняющих реализацию их конституционного права на образование и просвещение.

К названной категории граждан относятся: инвалиды, мигранты и беженцы, жители отдаленных районов, кочевники, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.


РАЗДЕЛ V

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ


Статья 22. Понятие просветительского учреждения


К просветительским относятся учреждения неформального образования, основной задачей которых является проведение мероприятий по пропаганде, распространению и разъяснению научных знаний и иных социально значимых сведений.

Данные учреждения функционируют как основные структурные подразделения системы просвещения, осуществляющие свою деятельность в непосредственном контакте с аудиторией.


Статья 23. Типы просветительских учреждений


В зависимости от реализуемых ими программ просветительские учреждения подразделяются на:

- монопрофильные - одна определенная программа или несколько программ одного профиля;

- многопрофильные, реализующие просветительские программы различного содержания и направленности.

С учетом конкретных обстоятельств просветительские учреждения могут создаваться и действовать как на постоянной, так и на временной основе.




РАЗДЕЛ VI

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПРОСВЕЩЕНИЯ


Статья 28. Понятие управления


Под управлением системой просвещения понимается осуществляемая на основе законов и других законодательных актов деятельность по разработке, принятию и исполнению решений, направленных на повышение ее эффективности.