Файл: 2009_Давл-Кильд_Биатова_ВведСпец.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 1337

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный

университет сервиса и экономики

Кафедра "Социально-культурный сервис и туризм"





Е.А. Биатова, Н.Г. Давлет-Кильдеева





Социально-культурный сервис и туризм:

введение в специальность



Учебное пособие

для студентов специальности

100103 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"








Санкт-Петербург

2009



Рекомендовано УМО учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма Минобрнауки России, протокол № от г.


Одобрено на заседании кафедры "Социально-культурный сервис и туризм", протокол № 6 от 16.02.2009 г.


Утверждено на методическом совете института социологии и управления социальными процессами, протокол № 3 от 24.02.2009 г.


Учебное пособие подготовили:

Доцент, кандидат педагогических наук Давлет-Кильдеева Н.Г

Старший преподаватель Биатова Е.А.


Под общей редакцией к.п.н., доц. Давлет-Кильдеевой Н.Г.



Биатова Е.А., Давлет-Кильдеева Н.Г. Социально-культурный сервис и туризм: введение в специальность: Учеб. пособие для студентов спец-ти 100103 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"- СПб: Из-во СПбГУСЭ, 2009.

Учебное пособие “Социально-культурный сервис и туризм: введение в специальность” имеет целью дать ориентацию в кругу основных проблем деятельности организаторов социально-культурного сервиса и туризма.

Дает возможность помочь будущим специалистам осознать место социально-культурного сервиса и туризма в системе социально-культурной досуговой деятельности; познакомиться с многообразием профессиональной деятельности организатора СКСиТ, которая включает в себя владение основами управления, маркетинга , рекламы и связей с общественностью, а также мастерством делового общения.

Профессия организатора социально-культурного сервиса и туризма относится к творческим видам умственного труда. Данное пособие помогает обнаружить и развить в себе общие и творческие способности и черты, необходимые для успешной деятельности.

В приложении приведены упражнения на развитие способностей, тесты и другие материалы.


Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Ивлиева И.А.



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………

4


Тема 1.

Сущность и особенности организации социально-культурного сервиса………………..


7

Тема 2.

Компоненты системы социально-культурного сервиса……………………………………………


11

Тема 3.

Специалист социально-культурного сервиса как субъект социально-культурной деятельности……………………………………...



22

Тема 4.

Профессиональные требования к личности организатора социально-культурного сервиса…


25

Тема 5.

Мастерство делового общения в деятельности специалиста социально-культурного сервиса….


36

Тема 6.

Конкретно-экономические аспекты деятельности организатора социально-культурного сервиса……………………………..



49

Тема 7.

Социально-культурные потребности людей: проблемы изучения и удовлетворения………….


63

Тема 8.

Принципы организации социально-культурного сервиса…………………………………………….


71

Тема 9.

Социальная эффективность деятельности организатора культурного сервиса и туризма…


82

Тема 10.

Маркетинг на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма…………………


96

Тема 11.

Проектирование услуг в социально-культурном сервисе и туризме………………………………..


103

Тема 12.

Государственная культурная политика…………

114


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………..

123

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………

124

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………...

127




Введение



Социально-культурный сервис и туризм являются сферой услуг, непосредственно связанной с удовлетворением социально-культурных потребностей людей.

В наши дни в разных точках планеты наметилась четкая тенденция к феноменальному расширению сферы услуг, т.е. производству таких товаров, которые практически лишены физического содержания. В экономически развитых странах на сферу услуг приходится от 60 до 75% совокупного национального дохода.

По прогнозам специалистов, через несколько лет объем предоставляемых услуг по стоимости будет превышать объем продажи товаров, благодаря повышению жизненного уровня и увеличению у людей свободного времени. Удовлетворение растущих потреб­ностей клиентов в разнообразных услугах на высоком культурном уровне яв­ляется важнейшей задачей сферы услуг и каждой ее организации.

Специалист сферы услуг, организатор социально-культурного сервиса должен четко понимать специфические черты услуги.

Под услугой понимается работа (совокупность мероприятий), выполняемая для удовлетворения нужд и потребностей клиентов, обладающая закончен­ностью и имеющая определенную стоимость.

Отличительными особенностями услуг являются:

- неосязаемость, т.е. их нематериальный характер (услуги, в отличие от материальных товаров, нельзя попробовать на вкус, на ощупь, их не увидишь и не услышишь до момента их непосредственного оказания). Роберт Льюис заметил, что тот, кто приобрел какую-либо услугу, в руках ничего не уносит, но в памяти удерживает многое;

- услуги нельзя хранить, то есть процесс предоставления и потребления услуг протекает одновременно и потребители являются непосредственными участниками этого процесса;

- изменчивость по своим качествам, поскольку они во многом зависят от ква­лификации работника, его индивидуально - личностных черт, настроения и при каких условиях происходит оказание услуги.

В современных условиях рыночной экономики практически на всех рынках существует жесткая конкуренция. Особенно это ощутимо в сфере услуг. Рынок услуг стремительно развивается: открываются новые организации, предлагаются новые услуги.

Потребители услуг также меняются: они становятся более требовательны, избирательны, придирчивы, постоянно хотят чего-то нового. И эти требования вполне обоснованы, т.к. услуги стоят недешево.

Качество услуг является важнейшей составляющей культуры обслуживания, удовлетворения клиента, а значит успеха предприятия в конкурентной борьбе. Под качеством понимается совокупность свойств, обуславливающих ее способность удов­летворять определенные потребности клиентов. Временная неустойчивость спроса делает проблематичным сохранение качества обслуживания в периоды, когда спрос становится повышенным.

Для потребителя определяющее значение при выборе предприятия сферы услуг являются ответы на вопросы:


Какие услуги и по какой цене он может приобрести? Как общаются с ним в офисе? Сколько времени затрачивается на получение необходимой услуги?

По тому, как решаются эти вопросы, и судят о культуре обслуживания. Желания клиентов, в основном, сводятся к следующему: получить услугу быстро, без лишних затрат сил, за приемлемую цену и в комфортной обстановке.

Значительную роль в повышении культуры обслуживания играют малые предприятия. Для этих предприятий характерна мобильность, предприимчивость, быстрая приспособляемость к требованиям спроса и предложения на рынке, открытость инновациям и внедрениям достижений научно-технического прогресса, готовность идти на риск.

Развитие предпринимательской деятельности в сфере услуг в нашей стране сдерживается такими обстоятельствами, как: отставание от мировых стандартов в области качества услуг и культуры обслуживания клиентов; недостаточной раз­работанностью законодательной базы.

Предпринимательство в сфере услуг, конечно, как и во всех остальных сферах бизнеса, связано с риском, и его надо учитывать при вложении денег. Поэтому для этих предприятий необходимы команды активных, заинтересованных людей, которые готовы рисковать, постоянно нацелены на разработку и внедрение новых услуг, спрос на которые имеется сегодня на рынке.