ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.05.2021
Просмотров: 1396
Скачиваний: 1
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный
университет сервиса и экономики
Кафедра "Социально-культурный сервис и туризм"
Е.А. Биатова, Н.Г. Давлет-Кильдеева
Социально-культурный сервис и туризм:
введение в специальность
Учебное пособие
для студентов специальности
100103 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"
Санкт-Петербург
2009
Рекомендовано УМО учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма Минобрнауки России, протокол № от г.
Одобрено на заседании кафедры "Социально-культурный сервис и туризм", протокол № 6 от 16.02.2009 г.
Утверждено на методическом совете института социологии и управления социальными процессами, протокол № 3 от 24.02.2009 г.
Учебное пособие подготовили:
Доцент, кандидат педагогических наук Давлет-Кильдеева Н.Г
Старший преподаватель Биатова Е.А.
Под общей редакцией к.п.н., доц. Давлет-Кильдеевой Н.Г.
Биатова Е.А., Давлет-Кильдеева Н.Г. Социально-культурный сервис и туризм: введение в специальность: Учеб. пособие для студентов спец-ти 100103 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"- СПб: Из-во СПбГУСЭ, 2009.
Учебное пособие “Социально-культурный сервис и туризм: введение в специальность” имеет целью дать ориентацию в кругу основных проблем деятельности организаторов социально-культурного сервиса и туризма.
Дает возможность помочь будущим специалистам осознать место социально-культурного сервиса и туризма в системе социально-культурной досуговой деятельности; познакомиться с многообразием профессиональной деятельности организатора СКСиТ, которая включает в себя владение основами управления, маркетинга , рекламы и связей с общественностью, а также мастерством делового общения.
Профессия организатора социально-культурного сервиса и туризма относится к творческим видам умственного труда. Данное пособие помогает обнаружить и развить в себе общие и творческие способности и черты, необходимые для успешной деятельности.
В приложении приведены упражнения на развитие способностей, тесты и другие материалы.
Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Ивлиева И.А.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………… |
4 |
Тема 1. |
Сущность и особенности организации социально-культурного сервиса……………….. |
7 |
Тема 2. |
Компоненты системы социально-культурного сервиса…………………………………………… |
11 |
Тема 3. |
Специалист социально-культурного сервиса как субъект социально-культурной деятельности……………………………………... |
22 |
Тема 4. |
Профессиональные требования к личности организатора социально-культурного сервиса… |
25 |
Тема 5. |
Мастерство делового общения в деятельности специалиста социально-культурного сервиса…. |
36 |
Тема 6. |
Конкретно-экономические аспекты деятельности организатора социально-культурного сервиса…………………………….. |
49 |
Тема 7. |
Социально-культурные потребности людей: проблемы изучения и удовлетворения…………. |
63 |
Тема 8. |
Принципы организации социально-культурного сервиса……………………………………………. |
71 |
Тема 9. |
Социальная эффективность деятельности организатора культурного сервиса и туризма… |
82 |
Тема 10. |
Маркетинг на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма………………… |
96 |
Тема 11. |
Проектирование услуг в социально-культурном сервисе и туризме……………………………….. |
103 |
Тема 12. |
Государственная культурная политика………… |
114 |
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………..
123
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………
124
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………...
127
Введение
Социально-культурный сервис и туризм являются сферой услуг, непосредственно связанной с удовлетворением социально-культурных потребностей людей.
В наши дни в разных точках планеты наметилась четкая тенденция к феноменальному расширению сферы услуг, т.е. производству таких товаров, которые практически лишены физического содержания. В экономически развитых странах на сферу услуг приходится от 60 до 75% совокупного национального дохода.
По прогнозам специалистов, через несколько лет объем предоставляемых услуг по стоимости будет превышать объем продажи товаров, благодаря повышению жизненного уровня и увеличению у людей свободного времени. Удовлетворение растущих потребностей клиентов в разнообразных услугах на высоком культурном уровне является важнейшей задачей сферы услуг и каждой ее организации.
Специалист сферы услуг, организатор социально-культурного сервиса должен четко понимать специфические черты услуги.
Под услугой понимается работа (совокупность мероприятий), выполняемая для удовлетворения нужд и потребностей клиентов, обладающая законченностью и имеющая определенную стоимость.
Отличительными особенностями услуг являются:
- неосязаемость, т.е. их нематериальный характер (услуги, в отличие от материальных товаров, нельзя попробовать на вкус, на ощупь, их не увидишь и не услышишь до момента их непосредственного оказания). Роберт Льюис заметил, что тот, кто приобрел какую-либо услугу, в руках ничего не уносит, но в памяти удерживает многое;
- услуги нельзя хранить, то есть процесс предоставления и потребления услуг протекает одновременно и потребители являются непосредственными участниками этого процесса;
- изменчивость по своим качествам, поскольку они во многом зависят от квалификации работника, его индивидуально - личностных черт, настроения и при каких условиях происходит оказание услуги.
В современных условиях рыночной экономики практически на всех рынках существует жесткая конкуренция. Особенно это ощутимо в сфере услуг. Рынок услуг стремительно развивается: открываются новые организации, предлагаются новые услуги.
Потребители услуг также меняются: они становятся более требовательны, избирательны, придирчивы, постоянно хотят чего-то нового. И эти требования вполне обоснованы, т.к. услуги стоят недешево.
Качество услуг является важнейшей составляющей культуры обслуживания, удовлетворения клиента, а значит успеха предприятия в конкурентной борьбе. Под качеством понимается совокупность свойств, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные потребности клиентов. Временная неустойчивость спроса делает проблематичным сохранение качества обслуживания в периоды, когда спрос становится повышенным.
Для потребителя определяющее значение при выборе предприятия сферы услуг являются ответы на вопросы:
Какие услуги и по какой цене он может приобрести? Как общаются с ним в офисе? Сколько времени затрачивается на получение необходимой услуги?
По тому, как решаются эти вопросы, и судят о культуре обслуживания. Желания клиентов, в основном, сводятся к следующему: получить услугу быстро, без лишних затрат сил, за приемлемую цену и в комфортной обстановке.
Значительную роль в повышении культуры обслуживания играют малые предприятия. Для этих предприятий характерна мобильность, предприимчивость, быстрая приспособляемость к требованиям спроса и предложения на рынке, открытость инновациям и внедрениям достижений научно-технического прогресса, готовность идти на риск.
Развитие предпринимательской деятельности в сфере услуг в нашей стране сдерживается такими обстоятельствами, как: отставание от мировых стандартов в области качества услуг и культуры обслуживания клиентов; недостаточной разработанностью законодательной базы.
Предпринимательство в сфере услуг, конечно, как и во всех остальных сферах бизнеса, связано с риском, и его надо учитывать при вложении денег. Поэтому для этих предприятий необходимы команды активных, заинтересованных людей, которые готовы рисковать, постоянно нацелены на разработку и внедрение новых услуг, спрос на которые имеется сегодня на рынке.