ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.05.2021
Просмотров: 2489
Скачиваний: 11
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики
Институт туризма и международных экономических отношений
Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм»
Г.Н. Кокшина, Е.В. Кокшина
ОСНОВЫ ДИЗАЙНА ГОСТИНИЧНОГО ИНТЕРЬЕРА
Учебное пособие
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение 4
Лекция 1. История развития дизайна в России 7
Лекция 2. Гостиничный дизайн: определение и специфика 14
Лекция 3. Современное состояние гостиничного
дизайна в России 18
Лекция 4. Дизайн гостиничного интерьера в зарубежных
странах: особенности, тенденции, проблемы 27
Лекция 5. Базовые конфигурации гостиничных зданий
и распределение площадей 38
Лекция 6. Создание фирменного стиля гостиницы
и основные требования к нему 59
Лекция 7. Стили гостиничного интерьера 68
Лекция 8. Разработка дизайн-проекта номерного фонда
и общественных помещений 93
Лекция 9. Цветовые решения и элементы декора
гостиничных интерьеров 97
Лекция 10. Освещение в гостиницах 107
Лекция 11. Комфорт гостиничных интерьеров
и его составляющие 113
Лекция 12. Холлы и вестибюли. Аксессуары для холлов 126
Лекция 13. Специфика проектирования и производства
мебели для номеров, общественных зон,
кафе, баров, ресторанов 140
Лекция 14. Профессиональная посуда 154
Лекция 15 . Ландшафтный дизайн гостиниц и отелей:
флористика, озеленение, малые архитектурные формы 162
Лекция 16. Флористика и озеленение гостиниц 178
Лекция 17. Фитодизайн в гостиницах и ресторанах 190
Лекция 18. Оформление производственных помещений 202
Лекция 19. Бассейны, тренажерные,
фитнес-залы, SPA-салоны 212
Лекция 20. Текстиль: шторы, махровые
изделия, униформа, столовое белье, скатерти, салфетки 229
Лекция 21. Уборочная техника и сервисное оборудование 252
Заключение 257
Контрольные вопросы 259
Список использованной литературы 262
Введение
Курс «Основы дизайна гостиничного интерьера» является дисциплиной специализации 100103.65 «Гостиничный сервис» и предусмотрен для обучения студентов дневной и заочной формы обучения.
Бурное развитие отечественной экономики, наблюдающееся в последнее десятилетие, не обошло стороной и гостиничный бизнес. Многочисленные компании стали налаживать деловые контакты, сотрудничество с организациями других регионов и стран. Представители зарубежных компаний, партнеры, инвесторы стали активно посещать Россию, налаживая деловые отношения. Развитие туризма также внесло свою немалую долю в притоке людей. Существующий потенциал отечественного гостиничного хозяйства с трудом стал справляться с таким наплывом туристов и приезжих с деловыми визитами. Перед владельцами отелей и гостиниц стал вопрос развития гостиничного хозяйства, переход на более новый уровень предоставления гостиничных услуг, создание новых комплексов, соответствующих современным стандартам.
Новое время требует совершенно иного подхода к решению данных вопросов. По убедительным рекомендациям ведущих отечественных специалистов и аналитиков, необходимо придерживаться определенных правил при планировании строительства новых отелей и гостиничных комплексов. На самой ранней стадии планирования и проектирования требуется привлечение гостиничного оператора, который смог бы указать все необходимые требования в соответствии с географическим расположением будущего объекта, выбором площадки, ее пригодностью, форматом будущего отеля.
Гостиничный брокер сможет максимально точно определить категорию клиентов, которые будут пользоваться услугами отеля, сформирует оптимальную ценовую категорию. Это поможет точно определить будущий класс гостиницы, необходимый уровень комфорта. Брокер даст возможность оптимизировать затраты и уменьшить срок окупаемости всего проекта.
Ни для кого не секрет, что западные специалисты обладают огромным практическим опытом в успешной реализации гостиничных проектов. Использование современных технологий позволяет добиться уникального результата окупаемости проекта и последующей финансовой отдачи. Тем не менее, требуется участие и отечественных специалистов, которые в большой степени знакомы с российскими стандартами и требованиями законодательства. А для этого необходим своеобразный тандем зарубежных и российских специалистов. В данной ситуации есть определенные сложности, которые связаны с амбициозным отношением друг к другу каждой участвующей стороны. В таком случае желательно подобрать зарубежного специалиста и по его рекомендации подобрать отечественного эксперта, с которым зарубежный гость сможет эффективно реализовать весь проект.
«В современной России гостинично-ресторанный комплекс рассматривается как важнейший элемент социальной сферы, который играет существенную роль в повышении эффективности общественного производства»1. Услуги, предоставляемые индустрией гостеприимства, выступают средством оздоровления, обеспечения не только материального, но и морально-психологического комфорта людей, удовлетворения эстетических запросов. Ведущие зарубежные и отечественные специалисты в области гостинично-ресторанного бизнеса подчеркивают, что в современных условиях высшей целью деятельности в сфере индустрии гостеприимства является, прежде всего, удовлетворение нужд клиента и только потом – повышение доходов ее предприятий. Все организационные уровни предприятий должны участвовать в процессе выявления клиентов и находить способы не только удовлетворять эти ожидания, но и превзойти их. Для успешного решения многоплановых задач по удовлетворению нужд клиента необходимо овладеть разнообразными профессиональными знаниями. Специалисты, занятые в сфере индустрии гостеприимства, должны быть полностью ориентированы на потребителя – клиента, гостя. В частности, современный специалист должен знать деловой стиль работы предприятия, научные основы стратегии его поведения на потребительском рынке товаров и услуг; уметь формировать конкурентоспособный фирменный стиль, умело использовать его элементы в конкретных условиях, четко знать внутреннюю структуру предприятия и его специфику.
Таким образом, помимо эстетических функций, интерьер обеспечивает оптимальные условия для обслуживания, оказывает непосредственное влияние на уровень корпоративной культуры, создает комфорт, как материальный, так и моральный.
Цель курса – формирование цельного представления о состоянии и развитии дизайна в России и за рубежом, его становление, модернизация и развитие.
Задачи курса:
- дать представление о развитии дизайна в России и за рубежом;
- показать тенденции развития дизайна в последнее десятилетие;
- проанализировать стили интерьера отелей и наиболее значимые теоретические концепции и практические разработки в отелях России и за рубежом;
- определить механизмы функционирования гостиниц и отелей на мировом уровне.
Студенты в ходе изучения курса должны:
- ознакомиться с теоретическим материалом, современными публикациями и уметь анализировать этот материал;
- уметь свободно ориентироваться в используемых в отелях стилях дизайна и тенденциях их развития;
- создавать свой дизайн-проект помещения и использовать его в практических целях.
Учебное пособие составлено в виде лекций по основным вопросам курса.
При подготовке к семинарским занятиям по данному курсу в качестве дополнительного материала можно использовать предложенные научные статьи и информационные материалы из периодической печати, которые должны изучаться студентами самостоятельно.
Лекция 1. История развития дизайна в России
Наиболее сильной стороной российского дизайна была и остается эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке. В отличие от зарубежного дизайна, который возник из потребности промышленности каким-либо образом стимулировать сбыт товаров, русский дизайн вышел из беспредметного искусства в основном через творчество производственников и конструктивистов. Художники и теоретики этих направлений дали толчок к его возникновению. Идя по стопам Сезанна, кубистов, они осознали необходимость определения базовых составляющих произведения искусства, с помощью которых можно передать зрителю любую чувственную информацию. Они искали универсальные элементы художественной формы, протестуя против традиционного реалистического изображения объектов действительности.
Таким образом, художники пришли к противопоставлению конструкции как воплощения истинной сущности предметов и композиции как привнесенной извне формы, искусственно надетой на уже существующее. Именно стремление сделать «конструктивную структуру» основой формообразования объединило в общем движении художников некогда различных направлений.
Hа первом этапе развития (1917-1922) дизайн формировался на стыке производства и агитационно-массового искусства. «Основным объектом стало художественное оформление новых форм общественной активности масс: политических шествий и уличных празднеств. Оригинальная конфигурация и устройство трибун, агитационных и театральных установок, киосков доказали обоснованность переноса акцентов с разработки новых стилистических приемов на художественно-конструкторские проблемы. Наиболее интенсивно развивается графический дизайн, что проявляется в принципиально новом подходе к созданию плаката, рекламы, книжной продукции»2.
Необходимо отметить немаловажную роль театра в становлении конструктивизма. Всеволод Мейерхольд предоставил сцену для реализации данной концепции на практике. На первый план выходит материальная сторона художественного творчества, которое трактуется как сознательная и целесообразная организация элементов произведения, как изобретательство. Конструктивизм переориентировал представителей беспредметного искусства на социальную целесообразность творчества. В качестве основателей конструктивизма, чье творчество имело принципиальное значение для дальнейшего развития дизайна, можно назвать В. Маяковского, В. Татлина, О. Брика, В. Кушнера, позднее -Б. Арбатова, А. Веснина, В. и Г. Стенбергов, А. Гана, А. Лавинского, Вс. Мейерхольда, А. Родченко, В. Степанову, Л. Попову. Их центром стал созданный в 1919 году Совет мастеров, а позднее - ИHХУК и, главным образом, Рабочая группа конструктивистов ИHХУКа (А. Родченко, братья Стенберги, К. Медуницкий, К. Йогансон).
Преобладание в социальном заказе на дизайн элементов агитационно-массового искусства предопределило активное участие в движении «от изображения к конструкции» прежде всего художников и их профессиональных организаций. Однако признание новой концепции формообразования пришло лишь в 1921 году, когда произошли определенные изменения в экономической ситуации. Так совпало, что именно этот год характеризуется наиболее активными и плодотворными пространственными экспериментами конструктивистов.
Прежде всего, необходимо отметить деятельность первых «красных художников» (выпускников первых ГСХМ - Государственных свободных художественных мастерских), организовавших Общество молодых художников (Обмоху, 1919-1923). Оригинальные конструкции и теоретические манифесты К. Йогансона, братьев Стенбергов и К. Медуницкого подробно разобраны в книге С. О. Хан-Магометова «Пионеры советского дизайна» (М., 1995). Конструктивизм перерос производственное искусство, утвердив собственную эстетику и самостоятельные цели. Основным «противником», полемика с которым не ослабевала, остается супрематизм, основателем и идейным вдохновителем которого был Казимир
Малевич.
Второй этап развития дизайна в России (1923-1932) можно считать временем становления его профессиональной модели. Россия становится одним из важнейших центров формирования дизайна. Происходит становление школы профессиональной подготовки дипломированных дизайнеров – производственных факультетов ВХУТЕМАСа.
«Дизайн переориентируется на решение практических задач: разработку бытового оборудования для жилищ, обстановки рабочих клубов, общественных интерьеров. Производственный заказ пока не играет определяющей роли, и активной стороной остается сам дизайн, сохранивший энтузиазм изобретательства. Основная цель - организация предметной среды с учетом общих процессов в сферах труда, быта и культуры»3. В этот период формируются оригинальные творческие концепции дизайна, определившие его дальнейшее развитие. Более подробно о них можно узнать из работ самих авторов - А. Родченко, Л. Лисицкого, В. Татлина. Задача создания новой среды жизнедеятельности придала особый импульс развитию конструктивизма. Производственные факультеты ВХУТЕМАСа охватывает эйфория изобретательства. Безусловно, тон задавали их лидеры - А. Родченко и Л. Лисицкий, которые наиболее ярко проявили себя именно в графическом дизайне. Фотомонтаж, коллаж, шрифтовые композиции, рекламная и плакатная графика, книжные конструкции составляют золотой фонд мирового дизайна. Множество их открытий и проектов в других областях (новые принципы организации выставочных и бытовых интерьеров, типовой мебели, архитектурных ансамблей и небоскребов) были реализованы значительно позже.
Комплексный подход к созданию объектов нашел отражение и в программе В. Татлина, преподававшего культуру материала. «Он уделял основное внимание роли взаимосвязей и взаимоотношений: человек и вещь, функция и материал, различные материалы в процессе создания «систематической, жизненно необходимой вещи»4. Он учил студентов с самых первых шагов разработки проекта учитывать функциональный (конечная цель создания предмета, особенности производства) и органический (человек, который будет этой вещью пользоваться) факторы.
Третий этап (1933-1960) был достаточно печальным для развития дизайна в России: он перестает быть интегрирующей творческой деятельностью, развитие которой определялось универсальной концепцией (вне зависимости от специфики объекта). Принцип стандартизации применялся не только к человеку, но и к создаваемой искусственной среде. Стихия изобретательства, которая позволила отечественному дизайну достичь высот мирового признания, явно не вписывалась в изменившуюся атмосферу. Дизайн как единый процесс формообразования окружающей среды перестал существовать.
Он был расчленен на узко прикладные направления: инженерно-технический, предметно-бытовой и декоративно-оформительский, которые воспринимались как различные виды деятельности. Кончилась целая эпоха единой эстетической концептуальности, которая не зависела от специфики объекта.
Однако потенциал, накопленный авангардом, еще какое-то время сказывался в проектных работах. В первую очередь в продукции графического дизайна: политических и киноплакатах, книгах, рекламе.
Четвертый этап развития дизайна определяется по-разному: 60-80-е или 60-90-е годы. Его начало характеризуется безусловным интересом к наследию 20-х годов. Созданный в 1961 году Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВHИИТЭ) начинает свою деятельность с издания журнала «Техническая эстетика» и выпуска тематических сборников, которые самым подробным образом обратились к первой волне русского авангарда, поставившей советский дизайн на одно из первых мест в европейской эстетике того периода, Это время возрождения художественного конструирования. Большое внимание уделялось разработке новой концептуальной базы дизайн-деятельности, обоснованию ее новых видов, органично отвечающих современным требованиям.
В 60-е годы были пересмотрены многие стандарты. Пристальное внимание было обращено на функциональные и эстетические качества предметов народного потребления. Пожалуй, можно сказать, что именно в то время дизайн получил самый массовый заказ за весь период своего существования в нашей стране. В связи с этим расширилось поле деятельности и для рекламы. Развивается система специализированных изданий: «Книжное обозрение», «Рекламное приложение» к «Вечерней Москве», «Hовые товары».