Файл: Групповое консультирование и ведение терапевтической группы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
Модуль 3
Особенности различных направлений и групповой работы в них
Тема 7
Психоаналитический подход в практике группового консультирования

Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
2
Содержание
1.
Теоретическая база группового консультирования
2.
Групповой психоанализ
3.
Психосоциальная теория
4.
Психодрама
5.
Трансактный анализ

Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
3
1.
Теоретическая база группового
консультирования
Групповое консультирование, как и индивидуальное, базируется на трех основных теоретических подходах.
1.
По
теории социального научения
человек при рождении не имеет сущно- сти, его поведение и симптомы определяет воздействие средовых факторов и дефицит научения. Цель терапии — привести поведение в соответствие с заданными критериями: при дефиците следует обучить, при эксцессе — от- учить. Эта теория легла в основу когнитивно-поведенческой терапии.
2. Психоаналитический подход рассматривает человека как управляемого своими инстинктами. Причина заболевания видится в подавлении Суперэго, сексуальных и враждебных инфантильных влечений. Цель терапии — пре- вратить бессознательное в сознательное, преодолеть детскую амнезию, рас- крыть вытесненные воспоминания. Этот подход стал теоретической основой
группового психоанализа
,трансактного анализа, психодрамы.
3.
Согласно
клиентоцентрированному подходу
,
человек от рождения хоро- ший, неиспорченный и обладает интрапсихическим самоактуализирую- щимся Я. Психические расстройства объясняются чрезмерным старанием соответствовать внешним требованиям и обязательствам, неспособностью ассимилировать опыт в Я-концепцию. Цель терапии — дать человеку воз- можность сознательно и глубоко прочувствовать свое истинное, хорошее Я. На этом подходе ос- нована идеология
Т-групп,
групп встреч, гештальт-групп и
экзистенциальных групп
Клиентоцентрированному подходу в
групповом консультировании посвя-
щена следующая лекция.

Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
4
Безотносительно того, какая модель лежит в основе групповой практики, в ходе работы консультанту нужно ответить на вопросы:
Какие неразрешенные конфликты несет в себе клиент?
Каковы отношения между текущими проблемами личного характера и зна- чимыми событиями ранних лет жизни?
Какие факторы повлияли на становление его характера?
Какими были поворотные моменты и кризисы в жизни этого человека?
Какой выбор делал человек в критические периоды своей жизни и как он справлялся с этими кризисами?
В каком направлении этот человек движется сейчас?
Психоаналитическая теория повлияла на большинство других
моделей групповой работы. Множество теорий группового кон-
сультирования заимствовали свои техники и понятия из психо-
анализа.
Важно!
Чтобы использовать психоаналитический подход, тренеру необ-
ходимо специальное образование, а участникам — настрой на
длительную работу.
Важно!


Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
5
2.
Групповой психоанализ
Цель аналитического процесса — реструктурирование характера клиента и его личности. Эта цель достигается посредством переноса бессознательного кон- фликта на уровень сознания и его исследования.
Болезненный опыт раннего детства и чувства, связанные с ним, погребены в бес- сознательном. Если человек пытается осознать травму, полученную в детстве, он начинает испытывать невыносимое беспокойство. Вытеснение, осуществленное когда-то ребенком, не исчезает автоматически, с течением времени, поэтому ре- акция взрослого клиента на угрозу осознания вытесненного материала чрезвы- чайно сильна. Он ожидает, что тревога, связанная с воспоминанием о событиях раннего детства, будет столь же невыносимой. Таким образом, «призраки про- шлого» часто посещают настоящее.
Консультанту важно помнить, что полученная травма была невыносима с точки
зрения ребенка, а взрослый клиент может принять эти воспоминания относи- тельно легко. Консультант помогает сделать бессознательное сознательным, а тре- вогу не столь сильной, что освобождает клиента от тирании прошлого.
Чтобы правильно оценить психоаналитическую модель, нужно понять динамику
тревоги.
Психоаналитическая групповая работа сосредоточена на пони-
мании того, как прошлое влияет на деятельность человека в
настоящем. Опыт, полученный в первые шесть лет жизни, рас-
сматривается как источник существующего конфликта.
Важно!

Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
6
Тревогу запускает что-то в окружении человека или его внутреннее состояние. Она появляется при угрозе того, что бессознательный материал пробьет стену, выстро- енную вытеснением. Мы испытываем тревогу, когда сталкиваемся с чувством, гро- зящим выйти из-под нашего контроля.
Психоаналитическая терапия определяет сопротивление как нежелание индивида допускать в сознание тревожащий его бессознательный материал, который был вытеснен или отрицается. Его также можно рассмотреть как всё, что предохраняет членов группы от взаимодействия с бессознательным материалом и таким обра- зом не позволяет им достичь прогресса.
Тревога —
это чувство страха и надвигающейся опасности, кото-
рое появляется в результате того, что подавленные чувства, вос-
поминания, желания и переживания поднимаются к поверхности
сознания.
Определение
Сопротивление —
это бессознательная попытка защитить себя
от сильной тревоги, которая возникнет, если бессознательный
материал будет осознан.
Определение


Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
7
Сопротивление включает в себя: постоянные опоздания или неявки; утверждение позиции самодовольства или безразличия; попытки укрыться за стеной тишины или нескончаемой болтовни; интеллектуализацию; демонстрацию преувеличенной потребности помогать другим членам группы; демонстрацию недоверия и др.
Один из методов терапевтической работы с сопротивлением —
свободные ассо-
циации
,то есть не подвергаемое цензуре и ничем не ограниченное течение идей и мыслей, продуцируемых клиентом, что дает ключ к бессознательному конфликту личности.
Ключевая проблема переноса
— искажение и наложение первичных отношений
(особенно детских) на терапевтические. Аналитические техники предназначены для стимулирования переноса у клиента. Но в терапевтической ситуации (в отли- чие от исходной) не наказывают за выражение чувств. Даже если клиент воспри- нимает терапевта как строгого и отвергающего отца, он все равно не получает от терапевта ожидаемой негативной реакции. Вместо этого терапевт принимает чув- ства клиента и помогает понять их. Заново проживая свое прошлое в процессе пе- реноса, клиент достигает инсайта, понимая, как прошлое воздействует на его жизнь в настоящем.
Перенос —
базовое понятие психоаналитического подхода. Оно
подразумевает бессознательный сдвиг чувств, фантазий и отно-
шений клиента (как позитивных, так и негативных) в сторону
психотерапевта (или другого члена группы). Эти чувства на са-
мом деле — реакция клиента на значимую личность из прошлого.
Определение

Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
8
Базовые техники, используемые в психоаналитической группе:
Осознание тревоги и работа над ней с конкретными участниками и с груп- пой в целом;
Свободные ассоциации — высказывание всего, что приходит на ум, вне за- висимости от того, насколько болезненным, нелогичным или неадекватным оно может показаться. От членов группы ожидают непосредственного выра- жения чувств, без отбора или цензуры высказываемого содержания.
Одна из адаптаций свободных ассоциаций к работе в группе — это так назы- ваемая
«круговая техника»
,которую используют для стимуляции взаимо- действия между участниками.
Например, ведущий предлагает каждому выразить свое
настроение в виде метафоры. Члены группы по кругу высказы-
вают ассоциации: «мое настроение как безоблачное небо»,
«мое настроение похоже на сухое дерево» и т. д.
Пример
Психоаналитическая группа предоставляет возможности для
множественного переноса. Группа — это благоприятная среда, в
которой воспроизводятся значимые события прошлого, по-
скольку «сегодняшняя группа становится вчерашней семьей».
Важно!


Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
9
Интерпретация — анализ свободных ассоциаций, сопротивления и чувств, связанных с переносом. Осуществляя интерпретацию, групповой терапевт вычленяет и объясняет глубинные значения поведения.
Анализ сновидений — важная техника, поскольку бессознательный мате- риал, который содержит сон, оказывает на клиента освобождающее воздей- ствие.

Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
10
3.
Психосоциальная теория
Психосоциальная теория подчеркивает интеграцию биологического, психиче-
ского и социального аспектов развития.
Э. Эриксон описывает развитие на протяжении всей жизни, каждая стадия кото- рого характеризуется особым
кризисом
, который должен быть разрешен. Со- гласно Эриксону, каждый кризис — поворотный момент в жизни человека.
Теория отношений
рассматривает межличностные отношения как фактор взаим- ного влияния людей друг на друга. Применительно к групповой работе отношения рассматриваются как устойчивые связи, помогающие клиенту: осознать свою ответственность в межгрупповом взаимодействии, научиться сосуществовать с другими членами группы, сформировать необходимые навыки для выстраивания психологической ди- станции в процессе общения.
Цели групповой терапии на базе психосоциальной теории: развивать навыки межличностного общения и способствовать личностному росту.

Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
11
Индивидуальные и групповые цели терапии разрабатывают в ходе групповых сес- сий и совещаний. Группа обсуждает свои функции, обсуждает ролевые позиции руководителей и помощников, поощряет взаимопомощь и оказывает помощь в ре- шении индивидуальных проблем. В процессе групповой дискуссии разрабатыва- ются модели оптимального социального функционирования, стабилизируется эмоциональное напряжение. Терапевт фиксирует взаимодействие в группе, пред- лагает и объясняет модели помощи, а также интерпретирует групповое поведение.
В групповой работе используются различные
методы
:
интервьюирование; групповые встречи в сообществе; вербализация чувств и страхов и их последующее обсуждение; методы групповой поддержки.

Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
12
4.
Психодрама
Многие используемые в психодраме термины связаны с театром. Руководителя группы называют
режиссером
. В его задачу входит разогрев группы, помощь в организации психодрамы, управление действием, которое происходит на сцене, и совместное с участниками исследование результатов.
Ролевая игра
— одно из основных понятий психодрамы. В отличие от театра, в психодраме участник исполняет роль в импровизированном представлении и ак- тивно экспериментирует со значимыми для него ролями, которые он играет в ре- альной жизни.
Понятие
спонтанность
выделил Я. Морено на основе наблюдений за игрой детей.
Он считал, что спонтанность — это ключ, который поможет открыть дверь в область творчества.
Понятие
«
теле
»
описывает двусторонний поток эмоций между всеми участниками психодрамы. Это позитивные и негативные чувства, которые люди испытывают в отношении друг друга в процессе психодраматического действия. Результат ис- пользования понятия «теле» в изучении групп — признание того, что мы видим других не такими, какие они есть на самом деле, а какими они проявляются в от- ношении к нам. Групповая психодрама позволяет проанализировать наше воспри- ятие других людей.
Классическая психодрама —
это терапевтический групповой
процесс, в котором используется инструмент драматической им-
провизации для изучения внутреннего мира клиента. Пси-
ходрама — вид драматического искусства, который отражает
действительные проблемы клиента, а не создает воображаемые
сценические образы.
Определение


Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
13
Катарсис
, или эмоциональное освобождение, возникающее у актера в пси- ходраме, представляет собой важную ступень в достижении конечного резуль- тата —
инсайта
, нового понимания имеющейся проблемы.
Психодраматическое действие включает в себя
3 этапа
:
Во время разминки используют импровизации, разыгрывают сказки, дискуссии.
Цель этого этапа — снять тревожность и развить спонтанность участников.
Во время основного этапа члены группы делятся на активных участников и ауди- торию. Основной участник
(протагонист) рассказывает и изображает события из своей жизни. Участники, задействованные в работе
(вспомогательные Я)
,олице- творяют собой всех значимых других в глазах протагониста. Под руководством тренера (режиссера) они включаются в психодраматическое действие. Д. Киппер в своей работе «Клинические ролевые игры и психодрама» описал 9 специальных техник, позволяющих усилить эффект от игры:

Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
14
На заключительном этапе участники и аудитория делятся своими чувствами.
Функция тренера на этом этапе уже не режиссерская, а аналитическая: он помо- гает обсудить последствия игры для участников.
Конечная цель психодрамы — освобождение подавляемых чувств и нахожде-
ние более эффективных способов поведения.
Психодрама привносит в психокоррекционные группы важную особенность: роле- вые игры по принципу «здесь и сейчас». Этот подход имеет разнообразные прило- жения к лечению и к личностному росту.

Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
15
5.
Трансактный анализ
Исходными положениями трансактного анализа стали представления Э. Бер­на о
структуре личности
Берн считал, что личность естественным для себя путем дифференцирует эти три состояния, которые способны к гармоничному взаимодействию. Это противоречит
теории психоанализа, согласно которой деление личности на отдельные компо- ненты — результат травмы, который свидетельствует о патологии. Можно найти поверхностное сходство между Родительским, Взрослым и Детским состояниями
Я по Берну и фрейдовскими понятиями Сверх-Я, Я и Оно. Но, как отмечал Берн, между ними существуют и достаточно выраженные различия.
Родитель
— это «запись» информации, полученной в детстве от родителей или из другого авторитетного источника, которая содержит различные предписания и за- частую неоправданные запреты. Родитель может быть
Контролирующим Родите-
лем
, который критикует, дает указания, требует и запрещает, и
Заботливым Ро-
дителем
, который защищает, хвалит, поддерживает и одобряет, действуя с пози- ции не критичной симпатии.
Взрослый
— рациональное и рассудительное начало в личности, которое выпол- няет функции объективной и беспристрастной оценки событий, планов и возмож- ностей, обеспечивает принятие наиболее взвешенных и целесообразных решений.
По теории трансактного анализа Личность — это единство трех
эго-состояний: Родитель, Взрослый и Ребенок. Любые проявле-
ния личности вызваны определенным эго-состоянием и несут на
себе его отпечаток.
Важно!