Файл: Групповое консультирование и ведение терапевтической группы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
16
Ребенок
сохраняет следы детского уровня развития личности, ему присущи все достоинства и недостатки этого периода. Это эго-состояние может проявляться в двух ипостасях.
Свободный Ребенок ведет себя естественно и импульсивно, ему присущи независимость и эгоцентризм, стремление к радости и энергичность.
Адаптированный Ребенок
ограничен родительскими запретами, испытывает чув- ства страха и постоянной тревоги, вины и стыда за свои поступки.
Эго-состояния Родитель, Взрослый и Ребенок могут взаимодействовать между со- бой и влиять друг на друга. Например, Родитель и Ребенок могут подавлять Взрос- лого, что сказывается на поведении человека (конфликтность, тревожность, неуживчивость).
Определить эго-состояние (или состояние Я) участников группы можно различ- ными способами:
1.
Наблюдение за поведением членов группы, употреблением ими тех или иных слов, их голосом, жестами, мимикой и позами.
2.
Наблюдение транзакций между людьми.
3.
Анализ прошлого человека и его семейных отношений.

Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
17
Члены группы могут научиться самостоятельно определять собственные эго-состо- яния, особенно при приобретении достаточного опыта.
Трансакции могут быть комплементарными, когда ответ направлен именно из того эго-состояния, к которому обращались. Перекрестные трансакции возникают, ко- гда ответ исходит не из того эго-состояния, на которое было направлено воздей- ствие, что порождает конфликты, непонимание. Скрытые трансакции содержат не- явную информацию, предназначенную не для того эго-состояния, к которому чело- век апеллирует на сознательном уровне, что создает основу для манипулирования людьми.
Трансакция —
это взаимодействие между людьми, которое исхо-
дит из определенного эго-состояния и обращено также к опреде-
ленному эго-состоянию другой личности.
Определение

Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
18
Трансакции могут формировать
игры
, которые, в свою очередь, образуют
сцена-
рии
.Сценарии могут быть конструктивными и деструктивными. Источники игр и сценариев: эго-состояния родителей человека (их собственные Ребенок и Родитель); система обучения и воспитания; широкая социальная и культурная среда (например, волшебные сказки и фантазии); сообщения, исходящие от Родительских состояний Я родителей или воспи- тателей.
Такие
сообщения
,
называемые также предписаниями (контрзапретами) или ди-
рективами (драйверами), часто ограничивают свободу роста и развития личности.
Т. Кэлер приводит перечень наиболее распространенных директив: «будь совер- шенным», «будь сильным», «торопись», «упорно пытайся» и «радуй других». Эти сообщения в социальном отношении приемлемы, но по сути деструктивны, по- скольку подразумевают, что дети хороши, только если следуют родительским ука- заниям.
Группа должна создать атмосферу, которая будет способствовать приобретению каждым участником нового опыта, а не повторению старых сценариев. Руководи- тель помогает выявить негативные сценарии, после чего члены группы уже могут
Игры —
серии скрытых трансакций, ведущих к результату (выиг-
рышу), в котором заинтересован только один из участников об-
щения.
Сценарии (скрипты) —
обобщенные планы, программы, кото-
рые организуют жизнь человека.
Определение


Групповое консультирование
и ведение терапевтической группы
19 сами принять противодействующие сценарию решения. «Перерешение» более се- рьезных сценариев должно происходить на уровне Ребенка, который неподвла- стен резонам Взрослого. Чтобы добраться до Ребенка, в группах трансактного ана- лиза применяют методы, взятые из других терапевтических направлений, включая
метод инкаунтер-групп, гештальт-методику с использованием пустого стула, пси-
ходраму и биоэнергетическую разрядку.
Перед началом тренинга проводят специфичное для групп трансактного анализа мероприятие —
заключение контракта между руководителем и каждым участ-
ником группы
.По Э. Берну, заключение контракта заставляет людей более четко осознать свои потребности и цели прихода в группу. Предложение человеку при- нять на себя письменные обязательства — начало работы психолога с его эго-со- стояниями, позволяющее выявить среди них доминирующее.
Этапы тренинга трансактного анализа:
1.
Деконтаминация — выявление преобладающих, истинных эго-состояний личности.
2.
Рекатексис — побуждение к переживанию различных эго-состояний.
3.
Прояснение — установление контроля за эго-состояниями Родителя и Ре- бенка со стороны Взрослого, достижение взаимодействия между ними.
4.
Переориентация — работа со скриптами, их исследование, осознание и из- менение деструктивного жизненного сценария.
Основные приемы и упражнения
в тренинге трансактного анализа связаны с вы- явлением и анализом доминирующих эго-состояний участников группы, трансак- ций, психологических игр и жизненных сценариев для осознания манипулятивных тенденций в межличностных отношениях.
Трансактный анализ осуществляется в ходе наблюдений за поведением людей в группе, разбора внутриличностных трансакций и взаимодействия между участни- ками группы, интерпретации событий прошлого, в которых можно проследить игры и сценарии. Это помогает участникам избавиться от сценариев и игр в своих отношениях, заново оценить свои прежние решения и принять новые, более созна- тельные и обоснованные.