Файл: Тема Возрастные возможности музыкального восприятия детей. Формы организации слушания музыки в детском саду, методы и приемы слушания музыки в разных возрастных группах План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема 1. Возрастные возможности музыкального восприятия детей. Формы организации слушания музыки в детском саду, методы и приемы слушания музыки в разных возрастных группах

План

Введение

1. Возрастные возможности музыкального восприятия детей

2. Формы организации слушания музыки в детском саду

3. Методы и приёмы слушания музыки в разных возрастных группах

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В.А Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» по этому поводу отмечает: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».

По силе своего эмоционального воздействия музыка превосходит любой вид искусства. Глубина этого воздействия зависит от подготовленности слушателя к общению с настоящим искусством, от того, на сколько близка ему музыку.

Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. Поэтому столь остро стоит в наше время проблема воспитания слушателя ещё с дошкольного возраста, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

1. Возрастные возможности музыкального восприятия детей

 Развитие музыкального восприятия происходит на протяжении всего дошкольного возраста. К двум годам у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например, колыбельной. У детей развиваются слуховые ощущения: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание.


К третьему году жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3—4 мин, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло.

На четвертом году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение. У них развивается музыкальное мышление и память, активно развивается речь. Она становится более связной. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому. Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой. В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным). В этом возрасте творческие проявления детей становятся более заметными. У них появляется интерес к познанию музыкальных и немузыкальных звуков, они с удовольствием играют на шумовых музыкальных инструментах (ложках, палочках и т.п.). Постепенно расширяются представления детей о других музыкальных инструментах и возможностях игры на них: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, металлофон и др. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх.

Дети пятого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку,

различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них накапливается, хотя и небольшой, слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную. В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).  Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них. Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).  

Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д. Дети могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Имеют представление, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, порывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания. Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа. На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп и т. д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения.


Задачи раздела слушание и их усложнение

(по программе «От рождения до школы»)

Возрастная группа

Задачи

1 младшая

от 2-3 лет

Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые пес-
ни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком)
поется, и эмоционально реагировать на содержание.
Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).


Задачи



Усложнение

2 младшая

от 3-4 лет

Учить слушать музыкальное произведение до конца, пони-
мать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в про-
изведении.
Развивать способность различать звуки по высоте в пределах окта-
вы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко,
тихо).
Совершенствовать умение различать на слух звучание музыкальных
игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молото-
чек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

- понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении.


- различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).

- различать на слух звучание музыкальных
игрушек, детских музыкальных инструментов

Средняя

от 4-5 лет

Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушивать произведение до конца). Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои
впечатления о прослушанном.
Учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

- чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.
- замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро.

- различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы)

Старшая

от 5-6 лет

Учить различать жанры музыкальных произведений (марш,
танец, песня).
Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий
по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).
Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах
квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные
и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

- различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня)
- узнавание мелодий
по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).
- различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Подготовительная

от 6-7 лет

Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте
в пределах квинты — терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп,
ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов.

Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской
Федерации

- развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты — терции
- формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память
- Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов


2. Формы организации слушания музыки в детском саду

Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка.

Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение. Результаты этой работы не столь очевидны, как в пении и ритмике. Однако знакомить детей с музыкальными произведениями, развивая их слух, расширяя кругозор, воспитывая активного слушателя, необходимо последовательно и систематически на каждом занятии. Например, с детьми старшего дошкольного возраста на музыкальном занятии с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки можно провести следующую музыкально-дидактическую игру «Слушаем внимательно». Игровой материал: запись инструментальной музыки, знакомой детям; картинки с музыкальными инструментами (пианино, аккордеон, скрипка и т.д.).

Ход игры: детей делят на 2 или 3 команды и усаживают их за столы, на которых лежат картинки с музыкальными инструментами. Им включают знакомое музыкальное произведение, после прослушивания дети должны определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе, выигрывает та команда, которая нашла все инструменты правильно и быстрее других команд.

Очень важная форма эмоционального обогащения маленьких слушателей – концерты. Они наполняют впечатлениями, создают приподнятое, праздничное настроение. Содержание концертов обычно связывается с программой занятий. Они, как бы подводя итог пройденного материала, вводят в круг новых интересов. Например, концерты, посвященные какому–либо композитору (П. Чайковскому, Д. Кабалевскому), позволяют педагогу широко и многогранно познакомить дошкольников с творчеством большого мастера. Концерт «Музыкальные инструменты» дает возможность детям узнать о различных музыкальных инструментах, способах игры на них, звуковых особенностях. В такие концерты входят различные «Музыкальные загадки», используется грамзапись.

        С детьми старшей и подготовительной групп, когда они уже приобрели навыки слушания музыки, умеют различать ее харак­тер, средства выразительности и способны более длительное время сосредоточивать свое внимание на музыкальном звучании, можно проводить слушание музыки как самостоятельное занятие. Это занятие иногда проводится и во вторую половину дня, так как оно является спокойным видом деятельности, не требующим боль­шой активности со стороны детей. В занятие обычно включается 4-5 произведений, из которых 1-2 инструментальные, а осталь­ные вокальные. С детьми проводится беседа об услышанном - простейший анализ музыкальное произведения. Кроме музыки в такое занятие хорошо включить небольшой рассказ, сказку, сти­хотворение, отвечающее музыкальным образам. Положительным моментом является объединение занятия одной темой. Например, «Песни и пляски нашего народа», «Зима», «Хорошо у нас в саду» и т. д. В каждое занятие по слушанию музыки входит новый (не более одного-двух произведений) и уже знакомый детям мате­риал. Новый впоследствии закрепляется в ходе обычных музы­кальных занятий.