Файл: Тема Возрастные возможности музыкального восприятия детей. Формы организации слушания музыки в детском саду, методы и приемы слушания музыки в разных возрастных группах План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Использование музыки на других занятиях в детском саду. Задачи и способы использования

План

Введение

1. Использование музыки на занятиях по познавательному развитию. Задачи и способы использования.

2. Использование музыки на занятиях по речевому развитию. Задачи и способы использования.

3. Использование музыки на занятиях по изо деятельности. Задачи и способы использования.

4. Использование музыки на занятиях по физическому развитию. Задачи и способы использования.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Если включать маленькому ребенку классические произведения Баха, Бетховена и Моцарта, он очень быстро научится их различать. Взрослые оценивают музыку по-другому, с точки зрения сложности и неожиданных решений, а дети способны ощущать чувства композитора. И это прекрасно.

Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление ребенка, она также помогает развить память и воображение. Музыка активизирует у малышей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное. Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная. Обладая такими серьезными инструментами, ребенок начинает делать успехи и в остальных предметах. И такое образное мышление позволит ребенку быстро усвоить материал любой сложности. Музыка может входить как составная часть и в разные занятия с детьми в детском саду.

1. Использование музыки на занятиях по познавательному развитию. Задачи и способы использования

Занятия по ознакомлению с окружающим.

Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной.

Например, «Экскурсия в парк», используется песня о берёзке. В ходе экскурсии воспитатель обращает внимание детей на берёзу, предлагает рассмотреть её, побеседовать о ней, а затем предлагает послушать (спеть) песню о берёзке.

Задачи использования песни:
закрепить детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы при помощи музыкального произведения.

Место музыки в занятии: после наблюдения за деревом, закрепление впечатлений.

Средство звучания песни или пьесы: аудиозапись или исполнение песни детьми.

Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы. (О временах года, наступающем празднике, о Родине и т. д.)

Занятия по развитию математических представлений.

Педагог, используя музыку на занятии, может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. Например, формируя у детей временные понятия, воспитатель обращает внимание на то, как в музыке отражаются признаки времени года, частей суток.

         При пассивном восприятии музыки выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, на втором плане. Например, дети занимаются со знакомым раздаточным материалом, классифицируют предметы, рисуют геометрические фигуры, занимаются штриховкой и т.д.

         Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. Так, на занятии по математике с целью активизации мышления, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном.

         Музыка – волшебница, она способна объединить усилия всех педагогов дошкольного учреждения, чтобы помочь подарить детям чувство психологического комфорта, так необходимого для гармоничного развития личности ребёнка.  Музыка может помочь в создании активизации мыслительной деятельности, развитии воображения детей в процессе формирования познавательно-математических представлений. Хорошо, если подобран разнообразный музыкальный репертуар. Прослушав отрывок музыкального произведения, необходимо определить его характер, оценить, в какой деятельности с детьми целесообразно его использовать, чтобы формировать, закреплять, уточнять математические понятия.

         Например, спокойную, негромкую музыку необходимо включать в том разделе занятия по познавательно-математическому развитию, где дети работают со знакомым раздаточным материалом, составляя узор, работа с мозаикой. Необходимо подобрать музыкальное произведение как динамическую паузу в виде психологической разгрузки,

момента релаксации, во время занятия по математике.

         Ритмическую музыку необходимо использовать в качестве физкультминутки, когда детям необходимо переключиться с напряжённой умственной деятельности, получить заряд бодрости и отличного настроения. А также ритмичное, весёлое музыкальное произведение использовать во время математических досугов и развлечений.

Например, занятие «Ориентировка во времени. Дни недели».

Игра: «Неделька». Закрепление у детей понятий о рабочих и выходных днях. Дети танцуют под музыку в рабочие дни недели, в выходные замирают. Команды: Вторник, Суббота и т. д.

Задачи использования: закрепление ранее полученных знаний, ориентировки в днях недели.

Место музыки в занятии: при проведении дидактической игры, физминутки.

Средство звучания песни или пьесы: аудиозапись.

2. Использование музыки на занятиях по речевому развитию. Задачи и способы использования

Музыку целесообразно включать в речевое занятие, например, при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его.

Если воспитатель знакомит малышей со стихотворением А. Барто «Лошадка», то будет полезным прослушать в грамзаписи пьесу Потоловского одноименного названия. В старших группах перед разучиванием стихотворений об осени впечатляюще звучат пьесы «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» П. И. Чайковского из альбома «Времена года».

На занятиях по социализации, говоря об эмоциональном состоянии человека, о настроении, характере людей, воспитатель может подобрать для прослушивания вместе с детьми множество музыкальных произведений (в младшем и среднем возрасте – «Весело-грустно» Л. Бетховена, «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Плакса», «Злюка», «Резвушка» Д. Кабалевского и др; в старшем возрасте – «Тревожная минута» С. Майкапара, «Первая утрата» Р. Шумана и др.) Эти музыкальные произведения могут стать содержанием беседы о внутреннем состоянии ребенка и взрослого, его эмоциональных переживаниях. Совместное слушание музыки и сопоставление ее с собственным настроением будут содействовать улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию диалогической речи
, обогащению словарного запаса, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах. Содержание музыкального произведения – это безграничное содержание беседы, побуждающее детей к сочинительству, речевому, литературному творчеству.

При чтении дошкольникам художественной литературы воспитатель также может подобрать музыку, соответствующую тому или иному литературному произведению. Музыка, как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких выразительных образах. Музыка способствует образному, эмоциональному настрою ребенка, что, в свою очередь, способствует расширению словарного запаса, развитию душевных качеств – сопереживанию, сочувствию героям. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким-то невообразимым образом подбирая их.

Например, слушание фрагментов музыкальных пьес «Полёт шмеля», «Ария царевны Лебедь» при чтении сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Задачи использования: иллюстрирование отрывков литературного произведения, для создания у детей полноты образа, эмоционального восприятия.

Место музыки в занятии: фон при чтении соответствующих отрывков; обсуждение прочитанного, характеристики героев.

Средство звучания: аудиозапись.

Музыка на различных занятиях по развитию речи может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста». Для того, чтобы подобный процесс осуществился, педагогу необходимо хорошо представлять особенности восприятия детьми музыки и чётко понимать коммуникативную задачу, которая ставится на занятии по развитию речи. Важно помнить, что механизм, побуждающий детей к высказыванию и обогащению речи, тесно связан с развитием фантазии, творчества.

3. Использование музыки на занятиях по изо деятельности. Задачи и способы использования

Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, она содействует развитию у детей творческого воображения, вызывает яркие ассоциации, стимулирует фантазию, помогает передать в рисунке характерные особенности образа, обогащает детские впечатления. Музыкальное сопровождение основывается, прежде всего, на восприятии музыки. Поэтому умение детей эмоционально откликаться на музыку и адекватно воспринимать различные музыкальные произведения является важным показателем.


Использование музыкального сопровождения во время рисования, спокойный характер и негромкое звучание музыки стимулирует изобразительную деятельность детей, повышает концентрацию внимания, способствует повышению интереса

С одной стороны, музыка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой - дает материал для ее проведения. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание хорошо знакомой песни или программного инструментального произведения.

Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности образа, обогащает детские впечатления. Например, пьеса Д. Кобалевского «Клоуны», прослушанная в начале занятия, дает им возможность по-своему изобразить этого веселого и смешного клоуна в рисунке. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусств.

Основные принципы использования музыки на занятиях изо деятельностью:

1. Мотивация на создание образа. Используется в начале занятия для формирования у ребёнка определённого образа и всестороннего его рассмотрения.

2. Фоновое звучание музыки при рисовании, лепке, аппликации на протяжении всего занятия.

Музыка, как и любое воздействие на ребенка, должна быть дозирована – по громкости, длительности и т. д. Чем младше малыш, тем спокойней должна быть мелодия.

Громкость не должна превышать громкость разговорной речи, а колонки надо располагать на расстоянии не меньше 1 метра от малыша.

Несколько примеров подбора музыкального репертуара к занятиям:

Тема занятия: «Зимний пейзаж». А. Вивальди. «Времена года». Часть 1. Музыка Вивальди – светлая, ясная, гармоничная. Музыка звучит ненавязчиво, негромко. Исполнение её в качестве звукового сопровождения фрагментарно.

Тема занятия: «Море». Шуберт «Серенада». Песня «Фея моря» сл. и муз. Паниной.

Тема занятия: «Листопад». «Танец осенних листочков» муз. А. Филиппенко. «Вальс» А. Жилин.

4. Использование музыки на занятиях по физическому развитию. Задачи и способы использования

Музыка, сопровождая физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив.

Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.