Файл: Тема Возрастные возможности музыкального восприятия детей. Формы организации слушания музыки в детском саду, методы и приемы слушания музыки в разных возрастных группах План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приведём пример фрагмента занятия по слушанию музыки «Сказочная страна».
Цель: учить воспринимать музыку, рисующую образы сказочных персонажей.
Задачи:
-учить слышать изобразительность в музыки, различать средства выразительности, создающие сказочный образ:
-учить сравнивать музыкальные произведения, контрастные по настроению:
-развивать воображение у детей.
Музыкальный ряд: «Сказка по лесу идёт» С. Никитиной; «Грустная сказка» Д. Шостаковича; «Баба Яга» П. Чайковского; «Дюймовочка» С. Слонимского.
Ход занятия:
Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочную страну, а поможет нам туда добраться – песня.
Песня «Сказка по лесу идёт» (Во время исполнения песни дети идут «змейкой» и подходят к дубу, на котором сидит кот)
Муз. рук: Вот мы с вами и очутились в сказочной стране (чтение стихотворения «У лукоморья дуб зелёный…»
- Ребята, послушайте, какую сказку нам расскажет кот.
Исполняется «Грустная сказка» Д. Шостаковича.
- Ребята, вы узнали произведение?
Дети: Это пьеса «Грустная сказка», а написал её композитор Д. Шостакович.
Муз. Рук: Наверное, с кем-то из жителей сказочной страны случилась беда. Вы узнаете, послушав пьесу композитора С. Слонимского.
Исполняется пьеса «Дюймовочка» С. Слонимского.
Муз. Рук: Как вы думаете, о ком рассказала музыка? (ответы детей- музыка нежная, светлая, лёгкая, изящная. Музыка рассказывает о каком-то маленьком, хрупком существе)
Муз. рук: Эта пьеса нам рассказывает о Дюймовочке. Дюймовочка- маленькая девочка, хрупкая, нежная, трепетная, и музыка её очень воздушная, как кружево. А, что вы представили, когда слушали музыку?... (продолжение)
Также дети встречаются со слушанием музыки на вечерах досуга, праздниках. Устраиваются концерты, целиком посвященные слушанию музыки. В отличие от занятий по слушанию музыки здесь не проводится анализ музыкальных произведений. Даются названия пьес или предлагается краткое вступительное слово взрослого, а затем дети слушают произведение. Например, приведём краткое содержание концертной программы в подготовительной группе - «Детский альбом» посвящённой творчеству П. Чайковского.
Цель: Прививать интерес и любовь детей к классической музыке, закрепить знания о русском композиторе П. И. Чайковском.
Программные задачи:
• Образовательная: формировать у детей умение воспринимать и эмоционально откликаться на музыку разного характера, жанра, настроения;
• Развивающая: развивать у детей образное мышление, слух, память;
• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к музыке и творчеству П. И. Чайковского.
Содержание:
1. Беседа о П. Чайковском.
2. Слушание пьесы «Марш деревянных солдатиков»
3. Слушание пьесы «Болезнь куклы»
4. Слушание пьесы «Новая кукла»
5. Чтение стихотворения «О маме»
6. Слушание пьесы «Мама»
Положительным моментом на концертах является знакомство детей с различными музыкальными инструментами, выступление учащихся музыкальных школ, педагогического коллектива детского сада. Не стоит утомлять детей длительным слушанием музыки, так как у них пропадает интерес к музыкальным произведениям, они невнимательно слушают, а, следовательно, плохо усваивают музыкальный материал.
Слушание как часть обычного музыкального занятия может занимать 2-4 минуты, а специальное занятие или концерт, на котором дети только слушают музыку, длится 10-12 минут в средней группе и 15—20 минут в старшей и подготовительной группах.
Родители многое могут сделать в развитии у ребенка музыкальных наклонностей и способностей. Музыкальный руководитель и воспитатель должны им в этом помочь. Важно, чтобы родители знали некоторые пути воздействия в этом направлении. Прежде всего, родителей следует познакомить с музыкальной деятельностью ребенка в детском саду: с праздниками, вечерами досуга, музыкальными занятиями. Обычно родителей приглашают на праздники и вечера досуга, где ребенок может проявить себя в наиболее понравившейся области. Правда, не все родители объективно оценивают задатки своего ребенка. Поэтому роль музыкального руководителя и воспитателя, я вижу в том, чтобы помочь им разглядеть в своем ребенке «изюминку».
Развить музыкальный вкус ребёнка призван такой вид деятельности, как слушанье музыки. Важным дополнением к прослушанному в детском саду материалу может явиться знакомство с музыкой дома. Дети охотно слушают музыку радио и телепередач, аудиозаписи.
Здесь важную роль я отвожу родителям в подборе репертуара: он должен быть разнообразным, доступным пониманию детей, вызывать положительные эмоции. С этой целью в нашем детском саду силами музыкального руководителя и педагогов для родителей воспитанников создана музыкальная библиотека, в которой подобран разнообразный музыкальный репертуар в соответствии с возрастными и программными требованиями.
3. Методы и приёмы слушания музыки в разных возрастных группах
Мышление детей младшего возраста конкретное, они охотно слушают музыку, связанную со знакомыми, близкими им образа ми. Внимание их неустойчиво и зависит от новизны и привлекательности объектов восприятия. Внимательно они могут прослушать только небольшие по объему музыкальные произведения.
У детей средней группы возрастает интерес к музыке, объем музыкальной памяти и внимания несколько увеличивается. Они приобретают известный навык слушания музыки. Дети должны спокойно сидеть во время слушания, уметь не только слушать музыку, но и узнавать ее. Например, детям предлагается узнать песню по мелодии, спетой без слов, по мелодии, исполненной на инструменте, по вступлению. Если дети первое время пытаются подпевать голосу педагога, двигаться во время исполнения инструментальной музыки, он напоминает им о том, что эту музыку надо только слушать.
Слушание музыки в младших и средней группах является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально-ритмические движения, ибо прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить некоторый запас музыкальных впечатлений.
В младших группах в процессе слушания музыки педагог стремится: накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение; развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру; не отвлекаясь, дослушивать до конца произведение, запоминать его; развивать умение чувствовать характер музыки, различать простейшие формы, рассказывать, о чем поется в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения.
В процессе слушания музыки в средней группе педагог должен: формировать умение слушать музыку заинтересованно, внимательно, до конца, откликаясь на ее характер и настроение; развивать память путем узнавания песни, инструментальной пьесы по сыгранной мелодии или пропетой без слов; воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать ее, накапливать музыкальные впечатления; средствами музыки содействовать возникновению чувства любви к окружающему.
На занятиях в процессе слушания музыки дети получают еще очень ограниченные сведения, направленные на разъяснение произведений, которые они слушают. Тем более важно требовать от детей точных, конкретных ответов.
Систематические упражнения в слушании музыки вырабатывают у детей устойчивость слухового внимания. Именно это помогает ребенку эмоциональнее, сознательнее воспринимать музыку, ощущать силу ее воздействия. Выполнение правил поведения в процессе слушания музыки и ее простейшего анализа постепенно становится потребностью и в дальнейшем приводит к воспитанию культурного слушателя.
В целом в музыке для детей младшего и среднего дошкольного возраста должна преобладать гамма светлых, жизнерадостных настроений. Тематика произведений может быть самой разнообразной, но должна относиться к близким и понятным детям явлениям жизни.
Слушание музыки проходит по трем этапам:
1. Первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением.
2. Повторное слушание, разбор произведения, привлечения внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности.
3. Узнавание произведения, уточнение отдельных средств выразительности.
На каждом из этих этапов применяются определенные методические приемы обучения.
На первом этапе педагог должен возбудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требование. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление в сознании ребенка.
На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать ее общий характер. В сферу новых музыкальных впечатлений детей вводит педагог. Его слово, посвященное музыке, должно быть кратким, образным, направленным на ее основное содержание. Важно тщательно продумать вступительное слово перед первым слушанием музыки, а также все последующие пояснения, которые будут сопутствовать исполнению. В младших группах в ходе пояснений педагог может использовать художественную игрушку, помогающую восприятию музыкального образа.
Судить об активном музыкальном восприятии следует по высказываниям детей, а также наблюдая за мимикой, выражением лица ребенка в процессе слушания, которые свидетельствуют о заинтересованности детей или об отсутствии таковой.
На втором этапе - повторном слушании - перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Педагог поясняет композицию музыкального произведения, обращает внимание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Кроме того, можно использовать игрушки и игровые приемы обучения, показать картинку, тематически связанную с содержанием произведения. Так, например, повторно исполняя пьесу «Курочка» Н. Любарского, педагог предлагает детям «поклевать», как курочка, т. е. постучать пальцем правой руки о левую ладонь.
Этот этап характеризуется углубленным восприятием музыки
, уже неоднократно слышанной, путем привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности: развитием музыкальной памяти.
На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребенок начинает узнавать их, что свидетельствует о сформировавшихся представлениях о музыке.
В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. У них проявляется избирательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их любимые произведения потому, что хотят вновь пережить вызванные ими чувства. Желательно, чтобы знакомые детям музыкальные произведения исполнялись на разных инструментах - аккордеоне, балалайке, баяне и др. Это обогащает музыкальное восприятие и слух детей, развивает их память, воображение.
В старших группах продолжается и углубляется работа по слушанию музыки. Оно выступает и как раздел занятия, и как методический прием работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний, и чувств. Внимание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать довольно сложные произведения. Речь детей достаточно развита, они способны высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами, определениями. Глубже и богаче становятся их эстетические переживания - дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произведений педагогом, на звучание музыки в грамзаписи.
В старших группах в процессе слушания музыки педагог стремится: приучать детей со вниманием слушать музыку, все свои эмоции выражать после слушания; воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке; прививать интерес к слушанию народной музыки, классической и современной в исполнении солистов, хора, инструментальных ансамблей разных составов, оркестра; приучать запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам, частям; развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, высказывать суждения о них; различать двух- и трехчастную форму, песенный танцевальный, маршевый жанры; развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту; вызывать желание неоднократно слушать любимые произведения.