Файл: Тема Возрастные возможности музыкального восприятия детей. Формы организации слушания музыки в детском саду, методы и приемы слушания музыки в разных возрастных группах План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приведём пример фрагмента занятия по слушанию музыки «Сказочная страна».

Цель: учить воспринимать музыку, рисующую образы сказочных персонажей.

Задачи:

-учить слышать изобразительность в музыки, различать средства выразительности, создающие сказочный образ:

-учить сравнивать музыкальные произведения, контрастные по настроению:

-развивать воображение у детей.

Музыкальный ряд: «Сказка по лесу идёт» С. Никитиной; «Грустная сказка» Д. Шостаковича; «Баба Яга» П. Чайковского; «Дюймовочка» С. Слонимского.

Ход занятия:

Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочную страну, а поможет нам туда добраться – песня.

Песня «Сказка по лесу идёт» (Во время исполнения песни дети идут «змейкой» и подходят к дубу, на котором сидит кот)

Муз. рук: Вот мы с вами и очутились в сказочной стране (чтение стихотворения «У лукоморья дуб зелёный…»

- Ребята, послушайте, какую сказку нам расскажет кот.

Исполняется «Грустная сказка» Д. Шостаковича.

- Ребята, вы узнали произведение?

Дети: Это пьеса «Грустная сказка», а написал её композитор Д. Шостакович.

Муз. Рук: Наверное, с кем-то из жителей сказочной страны случилась беда. Вы узнаете, послушав пьесу композитора С. Слонимского.

Исполняется пьеса «Дюймовочка» С. Слонимского.

Муз. Рук: Как вы думаете, о ком рассказала музыка? (ответы детей- музыка нежная, светлая, лёгкая, изящная. Музыка рассказывает о каком-то маленьком, хрупком существе)

Муз. рук: Эта пьеса нам рассказывает о Дюймовочке. Дюймовочка- маленькая девочка, хрупкая, нежная, трепетная, и музыка её очень воздушная, как кружево. А, что вы представили, когда слушали музыку?... (продолжение)

       Также дети встречаются со слушанием музыки на вечерах досуга, праздниках. Устраиваются концерты, целиком посвященные слу­шанию музыки. В отличие от занятий по слушанию музыки здесь не проводится анализ музыкальных произведений. Даются назва­ния пьес или предлагается краткое вступительное слово взрослого, а затем дети слушают произведение. Например, приведём краткое содержание концертной программы в подготовительной группе - «Детский альбом» посвящённой творчеству П. Чайковского.

Цель: Прививать интерес и любовь детей к классической музыке, закрепить знания о русском композиторе П. И. Чайковском.

Программные задачи:

• Образовательная: формировать у детей умение воспринимать и эмоционально откликаться на музыку разного характера, жанра, настроения;

• Развивающая: развивать у детей образное мышление, слух, память;


• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к музыке и творчеству П. И. Чайковского.

Содержание:

1. Беседа о П. Чайковском.

2. Слушание пьесы «Марш деревянных солдатиков»

3. Слушание пьесы «Болезнь куклы»

4. Слушание пьесы «Новая кукла»

5. Чтение стихотворения «О маме»

6. Слушание пьесы «Мама»

Положительным моментом на концертах является знакомство детей с различными музыкаль­ными инструментами, выступление учащихся музыкальных школ, педагогического коллектива детского сада. Не стоит утомлять де­тей длительным слушанием музыки, так как у них пропадает инте­рес к музыкальным произведениям, они невнимательно слушают, а, следовательно, плохо усваивают музыкальный материал.

Слушание как часть обычного музыкального занятия может за­нимать 2-4 минуты, а специальное занятие или концерт, на кото­ром дети только слушают музыку, длится 10-12 минут в средней группе и 15—20 минут в старшей и подготовительной группах.

Родители многое могут сделать в развитии у ребенка музыкальных наклонностей и способностей. Музыкальный руководитель и воспитатель должны им в этом помочь. Важно, чтобы родители знали некоторые пути воздействия в этом направлении. Прежде всего, родителей следует познакомить с музыкальной деятельностью ребенка в детском саду: с праздниками, вечерами досуга, музыкальными занятиями.  Обычно родителей приглашают на праздники и вечера досуга, где ребенок может проявить себя в наиболее понравившейся области. Правда, не все родители объективно оценивают задатки своего ребенка. Поэтому роль музыкального руководителя и воспитателя, я вижу в том, чтобы помочь им разглядеть в своем ребенке «изюминку».

Развить музыкальный вкус ребёнка призван такой вид деятельности, как слушанье музыки. Важным дополнением к прослушанному в детском саду материалу может явиться знакомство с музыкой дома. Дети охотно слушают музыку радио и телепередач, аудиозаписи.

Здесь важную роль я отвожу родителям в подборе репертуара: он должен быть разнообразным, доступным пониманию детей, вызывать положительные эмоции. С этой целью в нашем детском саду силами музыкального руководителя и педагогов для родителей воспитанников создана музыкальная библиотека, в которой подобран разнообразный музыкальный репертуар в соответствии с возрастными и программными требованиями.

3. Методы и приёмы слушания музыки в разных возрастных группах



Мышление детей младшего возраста конкретное, они охотно слушают музыку, связанную со знакомыми, близкими им образа ми. Внимание их неустойчиво и зависит от новизны и привлека­тельности объектов восприятия. Внимательно они могут прослу­шать только небольшие по объему музыкальные произведения.

У детей средней группы возрастает интерес к музыке, объем музыкальной памяти и внимания несколько увеличивается. Они приобретают известный навык слушания музыки. Дети должны спокойно сидеть во время слушания, уметь не только слушать музыку, но и узнавать ее. Например, детям предлагается узнать пес­ню по мелодии, спетой без слов, по мелодии, исполненной на ин­струменте, по вступлению. Если дети первое время пытаются подпевать голосу педагога, двигаться во время исполнения инстру­ментальной музыки, он напоминает им о том, что эту музыку надо только слушать.

Слушание музыки в младших и средней группах является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваря­ющим детское пение и музыкально-ритмические движения, ибо прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить некоторый запас музыкальных впечатлений.

В младших группах в процессе слушания музыки педагог стре­мится: накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение; развивать умение различать звуки по высоте, динамике, темб­ру; не отвлекаясь, дослушивать до конца произведение, запоминать его; развивать умение чувствовать характер музыки, различать про­стейшие формы, рассказывать, о чем поется в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения.

В процессе слушания музыки в средней группе педагог должен: формировать умение слушать музыку заинтересованно, внима­тельно, до конца, откликаясь на ее характер и настроение; развивать память путем узнавания песни, инструментальной пьесы по сыгранной мелодии или пропетой без слов; воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать ее, накапливать музыкальные впечатления; средствами музыки содействовать возникновению чувства люб­ви к окружающему.

На занятиях в процессе слушания музыки дети получают еще очень ограниченные сведения, направленные на разъяснение про­изведений, которые они слушают. Тем более важно требовать от детей точных, конкретных ответов.

Систематические упражнения в слушании музыки вырабатыва­ют у детей устойчивость слухового внимания. Именно это помога­ет ребенку эмоциональнее, сознательнее воспринимать музыку, ощущать силу ее воздействия. Выполнение правил поведения в процессе слушания музыки и ее простейшего анализа постепенно становится потребностью и в дальнейшем приводит к воспитанию культурного слушателя.


В целом в музыке для детей младшего и среднего дошкольно­го возраста должна преобладать гамма светлых, жизнерадостных настроений. Тематика произведений может быть самой разнооб­разной, но должна относиться к близким и понятным детям явле­ниям жизни.

Слушание музыки проходит по трем этапам:

1. Первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением.

2. Повторное слушание, разбор произведения, привлечения вни­мания детей к основным средствам музыкальной выразительности.

3. Узнавание произведения, уточнение отдельных средств выра­зительности.

На каждом из этих этапов применяются определенные методи­ческие приемы обучения.

На первом этапе педагог должен возбудить интерес к произ­ведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требова­ние. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление в сознании ребенка.

На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушивать­ся, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать ее общий характер. В сферу новых музыкальных впечатлений детей вводит педагог. Его слово, посвященное музыке, должно быть кратким, образным, направленным на ее основное содержа­ние. Важно тщательно продумать вступительное слово перед пер­вым слушанием музыки, а также все последующие пояснения, ко­торые будут сопутствовать исполнению. В младших группах в ходе пояснений педагог может использо­вать художественную игрушку, помогающую восприятию музы­кального образа.

Судить об активном музыкальном восприятии следует по вы­сказываниям детей, а также наблюдая за мимикой, выражением лица ребенка в процессе слушания, которые свидетельствуют о за­интересованности детей или об отсутствии таковой.

На втором этапе - повторном слушании - перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Педагог поясняет композицию музыкального произведения, обращает вни­мание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Кроме того, можно ис­пользовать игрушки и игровые приемы обучения, показать картин­ку, тематически связанную с содержанием произведения. Так, например, повторно исполняя пьесу «Курочка» Н. Любарского, пе­дагог предлагает детям «поклевать», как курочка, т. е. постучать пальцем правой руки о левую ладонь.

Этот этап характеризуется углубленным восприятием музыки
, уже неоднократно слышанной, путем привлечения внимания к от­дельным элементам музыкальной выразительности: развитием музыкальной памяти.

На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребе­нок начинает узнавать их, что свидетельствует о сформировавших­ся представлениях о музыке.

В результате частого повторения произведений дети запомина­ют, выделяют наиболее понравившиеся. У них проявляется изби­рательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их люби­мые произведения потому, что хотят вновь пережить вызванные ими чувства. Желательно, чтобы знакомые детям музыкальные произведения исполнялись на разных инструментах - аккордеоне, балалайке, баяне и др. Это обогащает музыкальное восприятие и слух детей, развивает их память, воображение.

В старших группах продолжается и углубляется работа по слу­шанию музыки. Оно выступает и как раздел занятия, и как методи­ческий прием работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Дети за­мечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопо­ставляют знакомые произведения по их образному содержанию, ха­рактеру звучания. Появляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний, и чувств. Вни­мание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать до­вольно сложные произведения. Речь детей достаточно развита, они способны высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами, опреде­лениями. Глубже и богаче становятся их эстетические пережива­ния - дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произ­ведений педагогом, на звучание музыки в грамзаписи.

В старших группах в процессе слушания музыки педагог стре­мится: приучать детей со вниманием слушать музыку, все свои эмо­ции выражать после слушания; воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке; прививать интерес к слушанию народной музыки, классичес­кой и современной в исполнении солистов, хора, инструмен­тальных ансамблей разных составов, оркестра; приучать запоминать произведения по вступлению и заклю­чению, по мелодии, отдельным фразам, частям; развивать умение различать характер музыки, средства музы­кальной выразительности, высказывать суждения о них; разли­чать двух- и трехчастную форму, песенный танцевальный, мар­шевый жанры; развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту; вызывать желание неоднократно слушать любимые произ­ведения.