Файл: Тема Возрастные возможности музыкального восприятия детей. Формы организации слушания музыки в детском саду, методы и приемы слушания музыки в разных возрастных группах План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Произведения, предназначенные для слушания детям старшего дошкольного возраста, отражают разнообразную гамму чувств, настроений, многочисленные, но доступные детскому восприятию события и явления окружающей действительности. Вокальная музыка по-прежнему занимает основное место. Инструментальная становится более разнообразной по образному содержанию, сочетанию средств музыкальной выразительности.
В основе развития музыкального восприятия по-прежнему лежит выразительное исполнение произведений педагогом или слушание музыки при помощи технических средств обучения, а также умелое использование слова, игрушек, картинок, предметов прикладного искусства.
Словесные приемы становятся более развернутыми, способствующими углубленному восприятию музыкальных произведений.
Широко используется жизненный опыт детей, новые произведения ассоциируются с уже знакомыми. В процессе анализа музыкальных произведений требования к детям постепенно повышаются. Во время беседы о прослушанной музыке педагог побуждает дошкольников к самостоятельным высказываниям. Беседы, в которых дети усваивают, уточняют и углубляют необходимые сведения о музыке, проводятся с использованием сравнений, сопоставлений музыкальных произведений, с постепенным введением новых понятий. Педагог побуждает детей связывать характер музыки с содержанием образа, выраженным в ней настроением, добивается более развернутых высказываний, оценочных суждений об услышанном. Иногда перед слушанием программной музыки педагогу следует сочинить короткий образный рассказ. Например, «У одного мальчика был конь, игрушечный конь. Любил он на нем скакать быстро, быстро. Мчится конь - только копыта стучат», - и исполнить пьесу Р. Шумана «Смелый наездник», конечно, назвав ее. Активному участию детей в анализе музыкального произведения способствуют вопросы педагога о его характере, средствах выразительности, форме, содержании. Вопросы должны быть четко сформулированы, заинтересовывать детей, побуждать к оценочным суждениям и их аргументации.
Для того, чтобы углубить впечатления детей, педагог следит за эмоциональной окрашенностью своей речи. Если говорить о музыке тусклым, будничным языком, то проводимая работа не достигнет цели. Перед исполнением произведения очень хорошо заинтересовать детей поэтическим словом - фрагментом стихотворения или текста песни.
Например, перед тем, как дать послушать песню «Рыбка» (музыка М. Красева, слова М. Клоковой), педагог говорит: «Дети, про нашу рыбку, которая живет в аквариуме, я знаю песню. Она так и называется "Рыбка". Написал ее композитор Михаил Красев. Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыба, рыбка озорница, Мы хотим тебя поймать!». Исполняет песню.
К словесным приемам также относятся пояснения и уточнения. Например, перед слушанием пьесы «Клоуны» Д. Кабалевского педагог поясняет ее название. Говорит о том, что клоуны — это артисты цирка. На следующем занятии педагог вспоминает с детьми, какую новую музыку они слышали и уточняет ее содержание словами: «Вот как весело, задорно прыгают и кувыркаются клоуны! А кто такие клоуны?». Педагог обращает внимание детей на характер музыки, а дети высказывают свои впечатления об услышанном и называют пьесу. Конечно, все пояснения, уточнения, дополнения должны быть тесно связаны с непосредственным восприятием самой музыки.
Помимо исполнения всего музыкального произведения, можно проигрывать наиболее характерные отрывки из него, но ни в коем случае не на первом занятии. Это делается тогда, когда произведение уже знакомо детям. Так, в пьесе «Рыбка» М. Красева ярко изобразительным является заключение. Проиграв его, педагог спрашивает: «Дети, как вы думаете, что здесь рыбка делает?» Дети отвечают, что рыбка плавает.
Раскрывая содержание музыки, педагог по-прежнему опирается на имеющийся у детей запас жизненных представлений. Иногда специально организует наблюдения над теми или иными явлениями. Так, перед тем, как дать послушать ту же пьесу «Рыбка», желательно понаблюдать за движениями рыбок в аквариуме в уголке природы.
Наблюдение - весьма важный прием воспитательной работы, используемый педагогом при слушании музыки.
Процесс знакомства детей старших групп с музыкальными произведениями также включает три этапа. На примере русской народной песни «Земелюшка-чернозем» в обработке А. Лядова рассмотрим методику слушания музыки в ходе четырех музыкальных занятий.
1-е занятие
Педагог. Дети, вы заметили, как тепло стало на дворе? Солнце греет сильнее. Наступила весна, а за ней придет лето. Я вам спою русскую народную песню «Земелюшка-чернозем». Послушайте. (Исполняет песню.)
С приходом весны распустила березка листочки, зазеленела под березкой травонька, расцвели на ней цветики. Пришли дети на лужок, стали водить хоровод, петь песни, рвать цветы и плести венки. (Исполняет песню еще раз.)
2-е занятие
Педагог. Дети, послушайте песню «Земелюшка-чернозем». (Исполняет.) Пришли дети на лужок, стали петь, ласково все называть: березка, земелюшка, травонька, цветики. И музыка звучит нежно. Послушайте! (Играет лишь инструментальное сопровождение песни.) Дети, кто из вас хочет рассказать, о чем поется в песне?» (Выслушивает ответы детей, задает вопросы.)
3-е занятие
Педагог. Сейчас я узнаю, кто из вас умеет хорошо слушать музыку. (Играет мелодию песни.) Как называется эта музыка? (Выслушивает ответы детей и уточняет.) Это песня. Она называется «Земелюшка-чернозем». Послушайте, я ее вам спою, и скажите, как звучит песня, какой у нее характер? (Поет, выслушивает и уточняет ответы детей.)
4-е занятие
Педагог играет две последние фразы песни.
Педагог. Дети, что я играла? (Выслушивает ответы, уточняет их и исполняет песню целиком.)
Как уже указывалось, дети старших возрастных групп способны более детально различать средства музыкальной выразительности, но это не означает, что полный разбор произведения можно провести на одном занятии. Поскольку в своих оценочных суждениях дошкольники опираются на характеристику музыкального звучания, связывают элементы музыкальной выразительности с содержанием образа, задачу охарактеризовать произведение следует ставить перед детьми на протяжении нескольких занятий.
Приводим пример последовательного слушания и анализа детьми пьесы «Детская полька» М. Глинки.
1-е занятие
Педагог. Сегодня будем слушать бодрую, веселую пьесу, которая называется «Полька. Кто знает, что такое полька? (Выслушивает ответы детей, уточняет.) Это танец. Написал Польку композитор М. Глинка. (Исполняет произведение.) Как весело и красиво можно танцевать, слушая такую музыку! [Исполняет польку еще раз.)
2-е занятие
Педагог. Я исполню Польку композитора М. Глинки. А вы послушайте и скажите: музыка медленная или быстрая? (Исполняет, выслушивает ответы детей, уточняет.) Это музыка веселая, быстрая, так и хочется танцевать. Везде ли музыка одинакова? Послушайте. (Играет произведение еще раз, выслушивает ответы детей, уточняет их.) Начало первой части играется тихо, затем музыка звучит громче, вторая часть исполняется громко, а третья часть опять тише.
3-е занятие
Педагог. Кто сумеет отгадать музыкальную загадку? Послушайте, что это за музыка? (Исполняет Польку и выслушивает ответы детей.) Дети, расскажите о Польке: каков ее характер, сколько в ней частей? (Выслушивает ответы детей, уточняет их.)
4-е занятие
Педагог. Сегодня я дам вам послушать два музыкальных произведения, но не назову их. А вы отгадайте, как они называются. (Исполняет Колыбельную Н. Римского-Корсакова из репертуара старшей группы и Польку М. Глинки. Дети отгадывают.) Какое произведение вы хотели бы послушать еще раз? Колыбельную или Польку? (Исполняет произведение, которое предпочитает большинство детей.)
Так дети постепенно приучаются анализировать музыкальные произведения, чувствовать их разнохарактерность, выделять средства музыкальной выразительности.
Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляется музыкальным руководителем, имеющим специальное образование и воспитателем группы. Эта работа должна проводится в полном, обоюдном понимание и контакте.
Роль воспитателя на музыкальном занятии во время слушания музыки заключается в следующем: личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность; следит за дисциплиной; оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и
другого методического материала.
Заключение
Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание. Ведь для того, чтобы разучить песню, ее надо сначала услышать, а выучив, прислушаться, выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, надо слушать ее постоянно, следить за развитием, передавая настроение и характер произведения.
Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.
Музыка прежде всего язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном. В представлении детей музыка всегда о чем- то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют к ней живой интерес.
Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.
Список использованной литературы
-
Ветлугина Н.А. и др. Музыкальные занятия в детском саду: Из опыта работы. Пособие для воспитателя и муз. руководителя/Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова. – М.: Просвещение, 1984. – 208 с. -
Кохановская И.А. Особенности музыкального восприятия детей дошкольного возраста. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-muzykalnogo-vospriyatiya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.11.2022 г.) -
Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание»/Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комисарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 271 с. -
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —336 с. -
Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с. -
Резцова Т. М. Основы развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки / Т. М. Резцова, В. И. Русанова. —// Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9156/ (дата обращения: 15.11.2022 г.)