Файл: Цифровизация государственных услуг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Определим благоприятные возможности внедрения цифровых технологий.

Эффективность рынка труда. Цифровизация дает возможности для появления новых профессий. Появляются возможности для удаленной работы. Создаются сетевые структуры, снижается необходимость аренды офисов, что приводит к экономии компаний.

Развитие технологий обеспечения безопасности. Развитие технологий цифровой идентичности и блокчейн, внедрение которого позволит разрешить две ключевые проблемы: сохранение истории изменений и гарантии подлинности внесенных данных, а также идентичность данных у всех участников децентрализованной платформы, дает возможность обеспечить безопасность деятельности экономических субъектов, снижает транзакционные издержки. Использование современных технологий (дронов, роботов, систем искусственного интеллекта) уменьшает потребность участия человека в опасных видах деятельности, снижает риск «человеческого фактора.

Сокращение транзакционных издержек за счет снижения роли посредников, благодаря созданию цифровых сервисов. Происходит прямой контакт поставщика и покупателя товаров и услуг.

Доступность и повышение качества предоставления социальных услуг населению. Создание в России эффективных и удобных электронных сервисов, которые упрощают взаимодействие государства с гражданами и предпринимателями в разных вопросах.

Использование инновационных методов формирования политики и оценки ее влияния. Цифровые технологии дают возможность активного участия граждан в оценке действий государства за счет обратной связи.

Еще один пример решения проблемы, благодаря цифровизации. В Федеральной информационной адресной системе было обнаружено порядка 1 млн проблемных адресов (адрес есть, а дом физически не существует; двойные или тройные адреса и др.). Сегодня эта и много других задач решены, что подтверждает то, цифровизация помогает наводить порядок и в жилищно-коммунальном хозяйстве, и в сопутствующих отраслях и сферах.

6. Определите риски, связанные с использованием цифровых платформ государственных услуг.


Киберпреступность. Основным риском, связанным с внедрением цифровых технологий, является возрастающий риск киберпреступности. Масштабное применение цифровых технологий в различных сферах деятельности в результате приводят к скоплению рисков в условиях деятельности взаимосвязанных сложных систем. Опасность заключается в возможном разрушении информационной инфраструктуры, хищении данных, мошенничестве. Деятельность киберпреступников носит транснациональный характер, вычислить личность преступника при использовании им современных технологий достаточно сложно. Объектом атак является информация – важный ресурс постиндустриального общества. Уничтожение, похищение и доступ к информации могут привести к очень негативным последствиям.

Зависимость от Интернета. Чрезмерная зависимость субъектов экономической деятельности от Интернета. Риск заключается в возможности нарушения нормального функционирования информационной инфраструктуры, что полностью парализует работу различных систем на всех уровнях. У населения происходит психологическая зависимость от Сети, имеет место феномен «клипового мышления», сложность восприятия большого количества информации.

Угроза сокращения рабочих мест на рынке труда. Цифровизация предполагает развитие робототехники, что в свою очередь приводит к сокращению рабочих мест, исчезновение ряда профессий, особенно низкого и среднего уровня квалификации.

Отставание системы образования. Система образования не успевает реагировать на изменения, возникшие вследствие цифровизации. Необходима адаптация образовательных программ к современным трансформациям рынка труда, гибкая система кадров, возможность дополнительного образования во время трудовой деятельности.

Цифровое неравенство может проявляться на микроуровне между гражданами с учетом их возрастных, гендерных, и образовательных особенностей.

Концентрация цифровых технологий у отдельных игроков ввиду неконкурентной борьбы. На рынке информации возможны процессы олигополизации, где будет происходить концентрация факторов производства в руках небольшого количества собственников.

Снижение государственного контроля. Формирование горизонтальных связей в обход традиционных путей обмена и потребления товаров и услуг возможно в информационном обществе. Государству необходимо пресекать данные факты, но при этом не создавать трудности для законопослушных граждан и предпринимателей.



Отставание нормативно-правовой базы от развития технологий. Происходит расхождение между юридической трактовкой и фактическими преступлениями в сфере экономики с использованием информационно-коммуникационных сетей.

7. Как эти риски разрешаются на современном этапе развития цифровой экономики? Результат представьте в табличной форме.




Риски

Пути решения

1

Киберпреступность

формирование отраслевых, региональных и общегосударственных систем обеспечения кибербезопасности. В частности, необходимо доработать законодательство о борьбе с киберпреступностью, создать подразделения защиты в правоохранительных органах, разработать безопасные технологические решения, обеспечить взаимодействие всех участников глобальной цифровой экономики. Однако следует помнить, что безопасность не должна препятствовать росту и развитию технологий. Необходимо укреплять межстрановой обмен информацией в области кибербезопасности.

2

Зависимость от интернета

задуматься о колоссальном влиянии цифровизации на нашу жизнь, оградить детей от пагубного влияния гаджетов и самим начать тщательно фильтровать потребляемую информацию – это долг каждого сознательного человека

3

Сокращение рабочих мест на рынке труда

Риски безработицы в долгосрочном аспекте будут сглаживаться компенсационными механизмами рынка труда – созданием новых рабочих мест в ответ на совершенствование производства, рост производительности живого и машинного труда.

В краткосрочном аспекте специфический механизм российского рынка (низкая эластичность занятости и безработицы), а также меры содействия безработным и социальной защиты трудящихся будут способствовать сглаживанию циклических колебаний и ослаблению отрицательных последствий воздействия цифровизации.

4

Отставание системы образования

•Инфраструктурная поддержка студентов, включающая в себя адресные субсидии на приобретение средств цифрового обучения для студентов низкодоходных семей для снижения первичных эффектов цифрового неравенства.

•Передача во временное пользование информационной инфраструктуры образовательных организаций (например, компьютеров) студентам, для которых дефициты технического оснащения являются существенной преградой в дистанционном освоении программ.

•Национальный централизованный бесплатный доступ к глобальным цифровым библиотечным ресурсам для студентов вузов.

•Поддержка вузов в части разработки образовательных программ цифровой дидактики и новых форматов обучения для уровня школьного и высшего образования.

•Разработка цифровых инструментов для самостоятельной оценки и мониторинга цифровых навыков и компетенций. В том числе для мета предметных навыков, реализуемых в цифровых средах: коммуникации, кооперации, критического мышления и т. д.

•Формирование пула валидных компьютерно адаптированных инструментов оценки и сертификации предметных знаний университетского уровня. Разработка инструмента цифровой сертификации навыков.

•Разработка рекомендательных сервисов подбора образовательных курсов, кастомизированных под индивидуальные дефициты в развитии цифровых навыков.

•Разработка цифровых инструментов навигации образовательного выбора на основе технологий искусственного интеллекта.

•Модернизация инструмента стипендиальных выплат, предполагающая перераспределение стипендиальных фондов и фондов материальной помощи для поддержки наиболее рисковых групп студентов. Гранты для получения высшего образования (в том числе через сбор онлайн-микростипендий) для студентов в первом поколении.

•Расширение онлайн-форматов получения высшего и среднего профессионального образования в регионах, учитывающих потребность в гибкости образовательных траекторий и возможностях совмещения работы с обучением.

5

Цифровое неравенство

Выравниванию навыков использования информационных технологий может способствовать внедрение курсов или компонент digital навыков в школьную программу, либо интервенции, ориентированные на менее обеспеченные группы населения.
Программа направлена на обустройство центров повышения навыков и квалификации, оснащенных компьютерными классами и обеспеченных квалифицированными преподавателями. Любой желающий в возрасте 17-35 лет может пройти обучение компьютерным навыкам, получить сертификацию пройти профессиональную подготовку. Второй компонент программы предусматривает обучение педагогов в области естественных и точных наук, которые смогут разработать свои онлайн-курсы или электронные ресурсы обучения и способствовать успешному освоению школьниками программ средней школы. Третий компонент подразумевает программу поддержки молодых предпринимателей, заинтересованных в развитии бизнеса, основанного на информационных технологиях.

6

Концентрация цифровых технологий

дополнительная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в создании цифровых технологий, платформ и предоставлении цифровых услуг. Это может быть достигнуто, например, путем предоставления определенных стимулов соответствующим компаниям (например, в отношении страховых выплат или налоговых платежей), которые развивают цифровые технологии, создавая здоровую конкуренцию между такими компаниями, обеспечивая их заказами и стандартами, которым должен соответствовать конечный продукт;

7

Снижение государственного контроля

повышение уровня безопасности, сокращение издержек органов исполнительной власти, исключение возможности коррупционного поведения. Вместе с тем повышение уровня безопасности в данном случае обеспечивается за счет увеличения финансовой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. В этой части тенденция расширения применения дистанционных средств контроля не в полной мере соответствует общим задачам реформирования контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти.

8

Отставание нормативно-правовой базы от развития технологий

Как считают эксперты, главное препятствие обновлению нормативно-правовой базы — консерватизм чиновников. Они больше всего боятся роста социальной напряженности, которую им, чиновникам, придется разруливать. И потому предпочитают «не гнать волну».
Внедрение программ, заменяющих многие функции чиновников Минфина и налоговой службы. Внедрение таких программ неизбежно приводит к сокращению персонала Минфина и ФНС.