Файл: Анализ языковой сложности русскоязычных учебных пособий по лингвистике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» Институт лингвистики и международныхкоммуникаций Кафедра лингвистики и перевода

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой, к.филол.н., доцент

/О.И. Бабина/

АНАЛИЗ ЯЗЫКОВОЙ СЛОЖНОСТИ РУССКОЯЗЫЧНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО ЛИНГВИСТИКЕ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ЮУрГУ 45.03.03.2023.123.ВКР

Руководитель, д.филол.н., профессор

/С.О. Шереметьева/

«»2023 г.
Автор

студент группы ЛМ-437

/З.В. Печёнкин/

«»2023 г.
Нормоконтролер, к.филол.н., доцент

/О.А. Толстых/

«»2023 г.

Работа защищена с оценкой

«»2023г.
Челябинск 2023
Введение


Методы анализа языковой сложности текста являются важной областью исследований в лингвистике и образовании. Понимание уровня сложности текста и его доступности для аудитории является неотъемлемой частью разработки учебных пособий, оценки языковых навыков студентов и определения эффективности коммуникации.
Целью данного введения является представление основных методов анализа языковой сложности текста, которые будут подробнее исследованы и применены в дальнейшей работе. Методы анализа помогают определить различные аспекты сложности текста, такие как количество слов и предложений, слов в среднем на предложение, слов с более чем 4-мя слогами.


В процессе анализа языковой сложности текста применяются различные критерии и формулы, которые позволяют количественно оценить уровень сложности. Некоторые из наиболее распространенных методов включают формулы Flesch-Kincaid, Индекс Колман-Лиау, Automatic Readability Index (ARI), SMOG и формулу Дэйла-Чейла. Каждая из этих формул основывается на различных параметрах текста, таких как количество слов, предложений, сложных слов и т.д., и предоставляет числовую оценку удобочитаемости текста.


Анализ языковой сложности текста имеет практическое применение в образовательной сфере, особенно при разработке учебных материалов и оценке их пригодности для конкретной аудитории. Понимание уровня сложности текста позволяет преподавателям и авторам учебников выбирать подходящие материалы, учитывая способности и потребности студентов.

В дальнейшем исследовании будет проведен анализ языковой сложности русскоязычных учебных пособий по лингвистике с использованием описанных методов. Анализ полученных данных позволит сделать выводы о доступности и эффективности данных учебников, а также предложить рекомендации для разработки более удобочитаемых и понятных материалов.

Удобочитаемость
Удобочитаемость — это мера того, насколько легко читается фрагмент текста. Уровень сложности текста, его узнаваемость, удобочитаемость и типографика влияют на то, насколько удобочитаем ваш текст. Читабельность является ключевым фактором пользовательского опыта. Доступный контент строит доверие с аудиторией.

Удобочитаемость важна отчасти потому, что Google считает ее ключевым фактором ранжирования. Это также важно для поиска из-за появления домашних помощников с искусственным интеллектом. Увеличение голосового поиска определяет, как пользователи ищут информацию. Это делает его более разговорным. Теперь люди чаще оформляют свой поиск в Google как вопрос. Это означает предугадывание возможных вопросов по теме. Затем вы можете ответить на них в своем контенте простым и понятным способом.

Оценка читабельности

Оценка удобочитаемости может сказать вам, какой уровень образования нужен кому-то, чтобы легко прочитать фрагмент текста. Оценка определяет уровень обучения, приблизительно равный количеству лет обучения, которое человек получил. Наиболее широко используется Флеш Кинкейд. Оценка FK около 8 примерно соответствует уровню чтения 8-го класса США в возрасте 13-14 лет. Чтобы охватить самую широкую аудиторию, мы рекомендуем стремиться к оценке Флеша Кинкейда между 8 и 10. При использовании более специализированных формул степень, к которой вы должны стремиться, может отличаться. Чтобы помочь определить свои цели, ознакомьтесь с нашим обзором каждой формулы, ее лучшим использованием и идеальным результатом.

Хорошей оценкой для работы для публики является оценка уровня Флеша Кинкейда 8. Этого достаточно для того, чтобы 85% публики могли легко понять. Самый простой способ проверить, доступно ли ваше письмо, — это проверить:



  • Ваша удобочитаемая буквенная оценка

  • Ваша оценка охвата

В идеале, ваше письмо должно иметь читабельный класс A со 100% охватом.

По уровням обучения баллы соответствуют системе образования США. Уровень около 10-12 лет примерно соответствует уровню чтения по окончании средней школы. Текст, предназначенный для широкой публики, должен быть рассчитан примерно на 8 баллов. Это гарантирует, что ваш текст будет читаться примерно 85% публики. Популярная художественная литература редко получает оценки выше 6-го уровня.

Стоит отметить, что даже если вы пишете для высокообразованной аудитории, более низкий балл все же предпочтительнее. Особенно в деловой переписке. Высокопрофессиональные читатели по-прежнему предпочитают время, сэкономленное простым английским языком.

Что такое хороший результат, зависит от вашей аудитории:

  • Если вы пишете для детей, ориентируйтесь на их определенный уровень или ниже.

  • Если вы пишете будущий бестселлер, стремитесь к уровню 6 или ниже.

  • Если вы пишете для широкой публики, стремитесь к уровню оценки 8 или ниже.

  • Если вы пишете для выпускников, стремитесь к уровню 10 или ниже.

  • Если вы пишете для аспирантов, стремитесь к уровню 12 или ниже.

Как вы можете использовать показатели удобочитаемости в своем письме

Лучший способ использовать показатели удобочитаемости в своем письме — использовать комплексный инструмент с четкими результатами. Это даст вам целостное представление о вашем письме и даст четкие рекомендации к действию. Глядя на отдельные оценки удобочитаемости, может быть трудно определить следующий шаг.

Вы можете использовать оценки удобочитаемости, чтобы улучшить:

  • Насколько легко читать ваш контент

  • Качество вашего контента

  • Как вы общаетесь со своей аудиторией

Индивидуальные формулы в рамках нашего предложения могут помочь вам ориентироваться на определенную аудиторию.

Как улучшить показатель читабельности

Вы можете начать улучшать свой показатель удобочитаемости, выполнив некоторые из следующих действий:

  • Сокращение ваших предложений

  • Использование активного залога

  • Исправление орфографии и грамматики

  • Замена длинных слов короткими словами, когда они являются синонимами

  • Использование более активных глаголов, чем наречий

  • Соответствие вашего тона вашей аудитории

    История читабельности


Истоки удобочитаемости восходят к девятнадцатому веку. В век прогресса образование не стало исключением. Реформы означали, что образование стало более доступным. Заметно выросла грамотность. Вместе с этим пришло осознание важности удобочитаемости.

Средняя длина предложения составляла около 26 слов. Очень длинное предложение по сегодняшним меркам.Первое использование формул удобочитаемости

В это время были предприняты первые попытки оценить тексты для разных возрастов чтения. Классы становились больше. Педагоги хотели научить детей сложным понятиям простым языком.

Многие изобретения рассматривались через призму викторианского дарвинизма. Удобочитаемость считалась эволюцией. Л. А. Шерман, профессор английского языка, заметил, что предложения становятся короче. Мы научились общаться более эффективно.

Он сказал:

«Никто не должен говорить хуже, чем пишет. Ни один человек не должен писать лучше, чем он должен говорить. Устное предложение является самым ясным, потому что оно является результатом миллионов ежедневных усилий, направленных на то, чтобы быть ясным и сильным. Он представляет собой тысячелетнюю работу расы по совершенствованию [...] коммуникации».

Это было задолго до самых влиятельных исследований читабельности. У Шермана была философия «пиши так, как говоришь».

Разработка формул удобочитаемости

Легкость чтения для взрослых была разработана в двадцатом веке. В 1930-х годах Великая депрессия вызвала рост инвестиций в образование взрослых. Наряду с интересом к тому, что любят читать взрослые. Многие взрослые жаловались, что хотели бы больше читать и учиться. Однако многие книги для взрослых было слишком сложно читать. В результате они были недоступны.

Исследования читабельности были сосредоточены на том, какие книги могут быть прочитаны взрослыми с ограниченным образованием. Издательство Чикагского университета проанализировало несколько аспектов удобочитаемости книг:

  • Содержание

  • Стиль

  • Формат

  • Состав

Авторами были Уильям Грей и Бернис Лири. Они обнаружили, что стиль является одним из наиболее важных факторов. Это включает в себя длину предложения и трудные слова.

Их изучение коррелировало с тестами на понимание. Эта публикация произвела фурор в сфере образования. Началась гонка читабельности 1940-х годов. Несколько лингвистов стремились создать самую простую и надежную формулу.


Рудольф Флеш впервые разработал формулы удобочитаемости. Пионером формул был Рудольф Флеш. Он увидел потенциал для создания ценного маркетингового инструмента. Его прорывом в этой области стала докторская степень. Речь шла о материалах для чтения для взрослых. Это включало формулу удобочитаемости. Его стали использовать самые разные исследователи. Через несколько лет он опубликовал его. Легкость чтения Флеша.

Чем выше балл, тем легче читается текст. Он использовался и используется как в государственном, так и в частном секторе. Он использовался в фискальных целях. Это также стало важным в издательском деле и журналистике. Работа Флеша оказала большое влияние на эти отрасли. Было ясно, что читатели любят простой язык.

Роберт Ганнинг разработал формулу в 1950-х годах. Он получил некоторую критику в свой адрес. Он хотел быть более осведомленным о своих писательских привычках. Он назвал это индексом тумана Ганнинга. Он использовал его, чтобы научить бизнес рассеять «туман».

Это была первая формула удобочитаемости, в которой использовался уровень успеваемости в США. Таким образом, он соперничал с Flesch по удобству использования.

За этим последовало новое внимание к детским книгам. Джордж Спейч следовал тенденции школьного образования в США, разработав свою формулу Спача. Он сосредоточился на том, чтобы тексты для маленьких детей соответствовали их возрасту. Формула PSK также была простым и точным решением.

Лингвисты, создававшие их, работали для достижения общей цели. Развитие тестов на удобочитаемость наряду с языком. Переменные были изменены и проверены. Удобочитаемость неуклонно набирала обороты как важный показатель. Это проложило путь движению за простой язык 1960-х годов.

Движение за простой язык способствовало регулированию

Движение за простой язык было частью движения за права потребителей. Потребители требовали прозрачности. Спрос на четкие сообщения набирал обороты в течение десятилетия. Это обеспечило больше регулирования в будущем. Простой язык стал важным направлением как часть этого.

Читабельность также развивалась вместе с технологиями. Исследования формулы были инициированы ВМС США. Табулирование стало автоматизированным. Это повысило надежность повторных тестов.

Одним из примеров этого был ОРИ. Он использовал пишущие машинки для машинного табуляции.

Другим примером был Флеш Кинкейд. Флеш плодотворно работал над облегчением чтения. Он выступал за то, чтобы детей обучали фонетике; он опубликовал несколько книг по чтению и письму. Он также работал с газетными публицистами. Это должно было улучшить ясность в журналистике. Это значительно увеличило читательскую аудиторию, несмотря на угрозу телевидения.