Файл: Отчет о практике Педагогическая практика была пройдена в доу 15, г. Нижний Новгород.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Используя метод наблюдения, педагог может получить достаточно полное, целостное представление о внимании каждого ребенка, наблюдая за поведением детей, характером их учебной и внеурочной деятельности.

Одновременно с методом наблюдения, педагог может использовать и другие приемы диагностики внимания младших дошкольников, которые позволят проанализировать динамику в развитии внимания детей за определенный период: неделю, месяц, четверть. Если применять эти приемы систематически, они могут стать эффективным средством тренировки внимания.

Очень эффективный прием, который многие педагога используют в своей работе – это словарный диктант с комментированием. Его можно считать способом измерения внимания, если выполнять следующие требования: прочитать слово, прослушать комментирование, нельзя отвлекаться, заглядывая друг к другу в тетради. Перед его началом необходимо проанализировать образец выполнения задания (понять алгоритм действий), указать орфограмму.

Анализируя результат выполненной работы, обращается внимание не только на качество результата, но и на то, как дети выполняли задание: сразу включились в работу, не могли долго приступить к выполнению, не обнаружили в тексте ошибок и т.д.

Рассмотрим еще некоторые задания, которые предполагают наличие высокого уровня произвольного внимания, системное применение которых направлено на профилактику невнимательности, повышению уровня развития внимания у детей.

Для коррекции концентрации внимания обучающемуся предлагается находить и вычеркивать определенные буквы, знаки в печатном тексте с крупным шрифтом (вырезки из газет, журналов, отрывки литературных произведений). Выполнение подобных заданий способствует также развитию самоконтроля при выполнении обучающимися письменных работ.

Корректурные упражнения проводятся каждый день в течение 2-4 месяцев по 5 мин; занятие может быть индивидуальным или групповым; желательно проводить в форме игры. При овладении приемом, правила проведения нужно усложнить (поменять отыскиваемые буквы, по-разному зачеркивать, отыскивать две буквы одновременно, одну зачеркивать, а вторую подчеркивать и т.п.). В начале каждого занятия желательно менять возможное количество ошибок, договорившись с классом, количественный критерий надо брать исходя из допущенного на прошлом занятии количества ошибок, с тем, чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозможности достичь нужного результата.


По итогам работы подсчитывается число ошибок (пропуски, неправильно зачеркнутые буквы). Проверка выполнения задания может проводится самими обучающимися друг у друга. Если 4 и меньше пропусков, концентрации внимания в норме. Пропусков больше 4-х – слабая концентрация. Уже после первых 3-4 недель занятий будет наблюдаться уменьшение количества ошибок в письменных заданиях вдвое и даже втрое.

Чтение текста до указанной учителем фразы или выражения. Как оказалось, большинство детей не справляется с таким заданием, но с удовольствием совершают новые попытки, желая добиться успеха. Тем самым, благодаря систематическим упражнениям данного вида, концентрация внимания усиливается.

Рекомендуем для использования в работе с младшими дошкольниками задания, составленные по принципу воспроизведения данного образца. Дошкольникам дается какая-либо последовательность из нескольких букв, цифр или некий графический образец (выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и необходимо выполнить требование точно воспроизвести его.

В ходе исследования была изучена психолого-педагогическая литература, изучены основные свойства внимания, нарушения внимания у младших дошкольников, подобраны и включены в систему занятий игры на внимание. Была проведена диагностика внимания у младших дошкольников.

Были выявлены следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Можно отметить следующие свойства внимания: объём, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение, переключение, колебания. Были изучены следующие виды нарушений внимания у младших дошкольников: отвлекаемость (внутренняя и внешняя), рассеянность (мнимая и подлинная), инертность. Были диагностированы следующие свойства внимания: продуктивность и устойчивость, переключаемость, объём внимания, распределение внимания, уровень развития произвольного внимания. Были использованы методики диагностики: найди и вычеркни, запомни и расставь точки, корректурная проба, треугольники 1 и 2.

Сравнивая результаты диагностики, можно сделать вывод, что после проведения игр, уровень развития основных свойств внимания значительно увеличился.

Беседуя с родителями одаренных дошкольников, страдающих нарушениями внимания, можно дать следующие советы:

-чаще хвалите ребёнка, это вселит в него уверенность.

-избегайте повторений слов «нет» и «нельзя»

-говорите сдержанно, спокойно и мягко.



-давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени.

-поддерживайте дома строгий распорядок дня.

-оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля.

-полезна ежедневная физическая нагрузка.

Введение в систему занятий игр на внимание, способствует его развитию, что в свою очередь приводит к повышению качества знаний.

Итак, психологическая служба является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.

Задачи работы психолога в образовательном учреждении:

- содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

- формирование у детей, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию

- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

- работа, направленная на адаптацию детей, подростков и молодежи к условиям образовательных учреждений, разработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям, воспитателям и др. по оказанию помощи детям в адаптационный период;

- разработка и создание программ индивидуальной работы с участниками образовательного процесса, направленных на адаптацию детей к процессу обучения и обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности;

- создание условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в системе образования (из начальной ДОУ в неполную среднюю, из неполной средней в среднюю образовательную, из средней образовательной в профессиональную и пр.);

- работа по созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в учреждении образования (как среди рабочего коллектива, так и среди детей);

- осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива и др.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2006

2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991

3.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М.: Академия, 1999. – 320 с.

4.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 1960. – 500 с.


5.Горбач М.С. Психологические основы воспитания внимания. – М.: Просвещение, 1992. – 233 с.

6.Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших дошкольников. – М.: Аркти, 2008. – 56 с.

7.Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вызов. – СПб.: Питер, 2006. – 583 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Должностная инструкция воспитателя детского сада

І. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция регулирует должностные функции воспитателя, его полномочия и права, а также определяет нарушения и проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность.

1.2. Прием на работу и увольнение воспитателя происходят в порядке, установленном законодательством РФ и только после выпуска отдельного приказа руководителя учреждения.

1.3. Воспитателем может быть сотрудник, обладающий следующими квалификационными данными: среднее специальное или высшее профильное (педагогическое, психологическое) образование, опыт работы от двух лет, наличие документа о медицинском допуске.

1.4. Прямой руководитель воспитателя: заведующий детским садом.

1.5. При отсутствии воспитателя на рабочем месте, его должностные функции переходят к лицу, соответствующему требованиям по квалификации и назначенному специальным распоряжением руководителя учреждения.

1.6. Воспитатель должен быть знаком с:

  • законами РФ в части трудового и гражданского права;

  • внутренними приказами, распоряжениями, постановлениями, касающимися как его лично, так и учреждения в целом;

  • внутренними правилами трудового распорядка, нормами по охране труда, здоровья и безопасности (в том числе пожарной, санитарной, элетробезопасности, экологической и т.д.)

  • нормативными актами и методологическими документами, относящимися к образовательному процессу и деятельности;

  • основами детской психологии и педагогическими подходами,

  • правами детей;

  • способами и методами воспитания детей, контроля за ними;

  • правилами коммуникаций с воспитанниками, родителями, коллегами в различных ситуациях, а также педагогической этикой;

  • методами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций между различными возрастными группами;

  • различными развивающими методиками (в том числе игровыми и неигровыми);

  • правилами составления учета посещаемости детей и отчетности перед руководством;

  • правилами действий в сложных, опасных, непредвиденных и форс-мажорных обстоятельствах.


ІІ. Должностные обязанности воспитателя детского сада

2.1. В функции воспитателя входит решение следующих задач и вопросов:

  • воспитание детей в соответствии с их возрастными потребностями;

  • проведение развивающих и обучающих занятий в соответствии с образовательными методиками, программами и планами,

  • обеспечение безопасности детей во время нахождения в группе, на прогулке, перемещения внутри детского сада и на его территории;

  • заполнение и ведение учетной документации: в том числе журнала посещаемости;

  • обучение воспитанников нормам гигиены и ухода за собой,

  • проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей (совместно с другими работниками детского сада);

  • обучение правилам коммуникаций с представителями разных возрастных групп;

  • ознакомление детей с нормами этики и эстетики;

  • обучение детей соблюдению режима дня;

  • подготовка и проведение утренников, а также иных праздников, направленных на укрепление дружбы между детьми, налаживанию отношений;

  • подготовка и проведение родительских собраний;

  • контроль за здоровьем детей, своевременное и грамотное реагирование в случае травмирования детей (обращение за медицинской помощью к медсестре учреждения и в случае необходимости в скорую помощь);

  • сообщение обо всех нестандартных, опасных, критических, форс-мажорных ситуациях непосредственному руководителю и коллегам;

  • индивидуальное общение с родителями на предмет обсуждения особенностей характера их ребенка, консультирование в вопросах воспитания детей (в рамках своей компетенции);

  • рекомендации к участию детей в различных конкурсах, смотрах, мероприятиях;

  • обеспечение сохранность вверенных в его пользование товарно-материальных ценностей;

  • следование установленному графику работы;

  • регулярное повышает своей трудовой квалификации;

  • регулярное прохождение медицинского осмотра (не реже одного раза в год).

ІІІ. Права

3.1. Воспитатель детского сада наделяется следующими правами и полномочиями:

  • требовать от руководства учреждения создания нормальных условий труда, соответствующих законодательству РФ;

  • предлагать заведующему меры, направленные на оптимизацию работы учреждения в целом и себя лично в частности;

  • представлять учреждение в государственных и негосударственных организациях (в границах своей компетенции);

  • получать информацию обо всех приказах, распоряжениях, постановлениях руководства, касающихся его деятельности;

  • общаться с представителями других структурных отделов учреждения для решения собственных профессиональных вопросов;

  • принимать самостоятельные и независимые решения (в рамках своей деятельности при обязательном соблюдении условий безопасности);

  • меняться сменами со вторым воспитателем (при взаимном добровольном согласии);

  • отказаться от выполнения должностных функций при возникновении угрозы жизни или здоровью