Файл: Отчет о практике Педагогическая практика была пройдена в доу 15, г. Нижний Новгород.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
-
Музыка:
- ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет короткие ритмические куски.
-
Двигательная сфера:
- ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- любит движения (бег, пряжки, лазание);
- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.
Основные составляющие и методические рекомендации программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:
-
Использовать перспективное планирование для организации систематического интеллектуально познавательного развития одарённых детей. -
Помнить о познавательной нагрузке образовательной деятельности. С целью оптимизации можно использовать:
-
блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия; -
модификационные и усложнённые варианты развивающих игр и упражнений.
-
В занятиях познавательного цикла должны присутствовать следующие блоки:
-
вводящие новую информацию (навыки, операции); -
закрепляющие новую информацию; -
систематизирующие новую информацию.
-
Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные занятия, психолого-педагогические тренинги. Это способствует структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие – мышление – воображение. -
Систематически проводить:
-
контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1-2 раза в месяц); -
психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).
Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми:
Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми являются:
-
Системный подход, который реализуется через:
-
интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на всех этапах становления, развития их личности (детские дошкольные учреждения, ДОУ всех типов, внешкольные учреждения и т.д.); -
интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях развития одаренных детей, учитывая их способности; -
взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с развитием общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой деятельности детей; -
взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том числе спецгруппы, кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных детей; -
направленность на формирование целостной индивидуальности дошкольника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и эмоционально-волевую сферы; -
обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного ребенка); -
наличие соответствующей подсистемы организационно-методического обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных материалов, проведение конференций, семинаров и т.д.).
-
Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в человеке творческого потенциала, развитию потребности и способности преобразовывать окружающую действительность и самого себя «по законам разума, красоты и добра». -
Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных детей заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе, содержание которой направлено на реализацию его непосредственных интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им обязательным программным материалом. -
Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и развития одаренных детей предполагает, во-первых, что процесс развития одаренности будет протекать постепенно – от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь. Во-вторых, основополагающие элементы творческих способностей, восприятия и деятельности, заложенные в самом начале (в семье, в других формах занятий с дошкольниками) будут последовательно проходить все более усложняющиеся этапы развития, видоизменясь в целом, но сохраняя и обогащая главное – способность восприятия разных дисциплин и искусств, потребность самовыражения и личного участия в активном преобразовании действительности. -
Принцип развития важен для целенаправленного программирования работы с одаренными детьми. Содержание и формы творческой деятельности одаренных детей надо организовать таким образом, чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным видам деятельности, искусств. -
Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:
-
принцип комплексности в преподавании различных предметов и искусств на интегративной основе; -
принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность. Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому делу он будет относиться с отвращением; -
принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных условий для его творчества (математического, музыкального, литературного и т.д.); -
принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных инструментов, приборов. Потом все это может оказаться невостребованным и уже ненужным; -
принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на раннем этапе развития детей необходимо, чтобы во время процесса обучения у ребенка были задействованы все органы чувств.
В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются четыре основных стратегии обучения:
-
Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебно-воспитательной деятельности не представляется возможным. -
Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими этих знаний, деятельности. -
Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. -
Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у воспитанника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных учебно-воспитательных программ
Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
-
между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в ДОУ; -
между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются; -
между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры; -
между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива детского сада, родителей воспитанников и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности ДОУ. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
Направления работы в рамках программы
-
Координационное направление:-
организация работы всего коллектива детского сада; -
создание предметных базовых площадок; -
интеграция в рамках данного направления деятельности дополнительного образования; -
обеспечение нормативно-правовой базы; -
ресурсное обеспечение; -
контроль и анализ деятельности.
-
-
Диагностическое направление:-
формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности; -
проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей; -
проведение диагностики одаренных детей; -
диагностика условий обучения и развития одаренных детей; -
создание банка данных «Одаренные дети ДОУ».
-
-
Кадровое направление:-
определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми; -
повышение квалификации педагогов на разных уровнях; -
оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам; -
создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными детьми; -
создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
-
-
Развивающее направление:-
создание образовательной среды для развития одаренных детей; -
организация кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности; -
создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня; -
обеспечение материально-технической базы; -
создание системы психологического сопровождения одаренных детей; -
использование информационно-коммуникационных технологий.
-
-
Информационное направление:-
привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей; -
организация работы библиотеки; -
создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов; -
информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
-