Файл: Отчет о практике Педагогическая практика была пройдена в доу 15, г. Нижний Новгород.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

  • Музыка:

- ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- легко повторяет короткие ритмические куски.

  • Двигательная сфера:

- ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

- любит движения (бег, пряжки, лазание);

- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;

- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.

Основные составляющие и методические рекомендации программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:

  1. Использовать перспективное планирование для организации систематического интеллектуально познавательного развития одарённых детей.

  2. Помнить о познавательной нагрузке образовательной деятельности. С целью оптимизации можно использовать:

  • блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия;

  • модификационные и усложнённые варианты развивающих игр и упражнений.

  1. В занятиях познавательного цикла должны присутствовать следующие блоки:

  • вводящие новую информацию (навыки, операции);

  • закрепляющие новую информацию;

  • систематизирующие новую информацию.

  1. Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные занятия, психолого-педагогические тренинги. Это способствует структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие – мышление – воображение.

  2. Систематически проводить:

  • контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1-2 раза в месяц);

  • психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).


Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми:


Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми являются:

  1. Системный подход, который реализуется через:

  • интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на всех этапах становления, развития их личности (детские дошкольные учреждения, ДОУ всех типов, внешкольные учреждения и т.д.);

  • интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях развития одаренных детей, учитывая их способности;

  • взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с развитием общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой деятельности детей;

  • взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том числе спецгруппы, кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных детей;

  • направленность на формирование целостной индивидуальности дошкольника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и эмоционально-волевую сферы;

  • обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного ребенка);

  • наличие соответствующей подсистемы организационно-методического обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных материалов, проведение конференций, семинаров и т.д.).

  1. Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в человеке творческого потенциала, развитию потребности и способности преобразовывать окружающую действительность и самого себя «по законам разума, красоты и добра».

  2. Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных детей заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе, содержание которой направлено на реализацию его непосредственных интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им обязательным программным материалом.

  3. Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и развития одаренных детей предполагает, во-первых, что процесс развития одаренности будет протекать постепенно – от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь. Во-вторых, основополагающие элементы творческих способностей, восприятия и деятельности, заложенные в самом начале (в семье, в других формах занятий с дошкольниками) будут последовательно проходить все более усложняющиеся этапы развития, видоизменясь в целом, но сохраняя и обогащая главное – способность восприятия разных дисциплин и искусств, потребность самовыражения и личного участия в активном преобразовании действительности.

  4. Принцип развития важен для целенаправленного программирования работы с одаренными детьми. Содержание и формы творческой деятельности одаренных детей надо организовать таким образом, чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным видам деятельности, искусств.

  5. Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:


  • принцип комплексности в преподавании различных предметов и искусств на интегративной основе;

  • принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность. Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому делу он будет относиться с отвращением;

  • принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных условий для его творчества (математического, музыкального, литературного и т.д.);

  • принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных инструментов, приборов. Потом все это может оказаться невостребованным и уже ненужным;

  • принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на раннем этапе развития детей необходимо, чтобы во время процесса обучения у ребенка были задействованы все органы чувств.

В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются четыре основных стратегии обучения:

  1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебно-воспитательной деятельности не представляется возможным.

  2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими  этих знаний, деятельности.

  3. Обогащение.  Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.

  4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у воспитанника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных учебно-воспитательных программ




Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:

  • между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в ДОУ;

  • между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;

  • между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;

  • между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.

Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива детского сада, родителей воспитанников и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности ДОУ. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.


Направления работы в рамках программы

  • Координационное направление:

    • организация работы всего коллектива детского сада;

    • создание предметных базовых площадок;

    • интеграция в рамках данного направления деятельности дополнительного образования;

    • обеспечение нормативно-правовой базы;

    • ресурсное обеспечение;

    • контроль и анализ деятельности.

  • Диагностическое направление:

    • формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;

    • проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;

    • проведение диагностики одаренных детей;

    • диагностика условий обучения и развития одаренных детей;

    • создание банка данных «Одаренные дети ДОУ».

  • Кадровое направление:

    • определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;

    • повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

    • оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;

    • создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными детьми;

    • создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

  • Развивающее направление:

    • создание образовательной среды для развития одаренных детей;

    • организация кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;

    • создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;

    • обеспечение материально-технической базы;

    • создание системы психологического сопровождения одаренных детей;

    • использование информационно-коммуникационных технологий.

  • Информационное направление:

    • привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей;

    • организация работы библиотеки;

    • создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;

    • информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.