Файл: Перечень экзаменационных билетов с ответами по истории. Билет 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1794

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Расселение людей по планете привело к возникновению многочисленных человеческих популяций, которые были уже слишком удалены друг от друга, чтобы тесно взаимодействовать между собой. Постепенно климатические условия, естественный отбор и изменчивость привели к формированию трёх больших человеческих рас: европеоидной, монголоидной и негроидной – каждая со своими характерными признаками3. В настоящее время ряд исследователей выделяют в отдельную группу ещё и австралоидную расу.

Неолитическая революция.

В эпоху неолита произошло одно из самых важных изменений в истории человечества. Это изменение получило название неолитическая революция4. Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к хозяйству производящему (земледелие, скотоводство).

В конце палеолита, около 10 тысяч лет назад, произошло очередное изменение климата на планете, связанное с окончанием ледникового периода. Люди начали переходить к осёдлому образу жизни с достаточно высокой их концентрацией в пригодных для жизни районах. В новых условиях примитивные орудия труда и экстенсивное присваивающее хозяйство стремительно сужали сырьевую базу увеличивающегося человечества, что вело к продовольственному кризису.

Решением проблемы стал переход человека к интенсивному производящему хозяйству путём культивирования5 определённых растений и злаков и хранения собранного урожая в специально возведённых сооружениях.

Переход к земледелию начал происходить, независимо друг от друга, в нескольких регионах мира и продолжался длительное время. Очагом неолитической революции стали самые удалённые от ледника области на Ближнем Востоке, в Месопотамии, Египте и Восточном Средиземноморье. Почти одновременно обрабатывать почву стали в Восточной Азии, Мексике и Перу. Дальнейшее распространение земледелия по планете происходило вслед за таянием ледника и растянулось на несколько тысячелетий (Скандинавия освободилась ото льда к VI тыс. до н.э.). До настоящего времени на Земле сохранились народы занятые присваивающим хозяйством.

Составной частью неолитической революции стала доместикация (от лат. domesticus – домашний) – процесс одомашнивания диких животных и растений. Для одомашнивания необходимо чтобы содержащееся в неволе животное принесло потомство, из которого, сохраняя особи с наиболее ценными для человека свойствами, спустя несколько поколений можно получить уже не просто прирученное, а действительно домашнее животное.


Первым прирученным животным стала собака (30–10 тыс. лет назад), затем были одомашнены овцы, козы, свиньи и коровы (не менее 10 тыс. лет назад), чуть позже – буйволы (около 7,5 тыс. лет назад) и сравнительно недавно – лошади (5-6 тыс. лет назад). Около 5 тысяч лет назад были одомашнены куры, гуси, медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Примерно 3-4 тысячи лет назад одомашнили уток и цесарок.

Неолитическая революция, ставшая решающей предпосылкой перехода человечества от варварства к цивилизации, имела ряд важных последствий.

Во-первых, неолитическая революция способствовала окончательному переходу от бродячего образа жизни к осёдлому, возникновению крупных стационарных поселений, сменивших временные лагеря охотников и собирателей. Развиваясь, эти посёлки превращались в крупные города насчитывающие сотни и тысячи жителей. К древнейшим городам относят:

  • Исфахан (на территории современного Ирана) – ранее 9 тыс. до н.э.;

  • Иерихон (на территории современной Палестины) – около 9 тыс. до н.э.;

  • Дамаск (столица современной Сирии) – ранее 8 тыс. до н.э.

  • Библ (на территории современного Ливана) – около 7 тыс. до н.э.

Во-вторых, переход к земледелию привёл к значительному росту производительности труда. Земледелец производил продукции в десятки раз больше собирателя и во много раз больше своего предшественника, занимавшегося огородничеством. Для примера, чтобы одной семье вскопать 1 га земли требовалось:

  • ручной мотыгой -120 дней;

  • деревянным плугом, который тащили люди – 30 дней;

  • сохой с железным лемехом, с применением тяги животных – 3 дня.

Уже раннее земледелие позволяло производить продуктов больше, чем требовалось для поддержания жизни. С развитием орудий труда и переходом к пашенному земледелию получаемый прибавочный продукт6 увеличился в разы.

В-третьих, связанный с неолитической революцией рост производительности труда и появление прибавочного продукта сделали возможным появление эксплуатации человека человеком. Именно неолитическая революция стала завершающим этапом развития первобытного общества и прологом к зарождению цивилизации с её эксплуатацией труда, товаро-денежным отношениям, социальным неравенством и государственным управленческо-репрессивным аппаратом.

Первобытное искусство и религиозные верования.

Выделение человека из живой природы было обусловлено не только умением использовать и создавать орудия труда. Во многом сущность человека была предопределена возникновением разума, способного не только воспринимать окружающий мир, но и объяснять его, а также воспроизводить в образах искусства.



Первые представления человека об окружающем мире отразило первобытное искусство, возникшее около 30 тысяч лет назад.

Древнейшими примерами первобытного искусства являются, так называемые «палеолитические Венеры» - примитивные скульптурные изображения женских фигур из камня, кости или глины, размером от 4 до 25 см в высоту, датируемые 33 – 10 тысячелетиями до н.э. Статуэтки встречаются главным образом в Европе и имеют общие черты – увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. По мнению ученых, данные статуэтки могут символизировать роль женщины, как хранительницы домашнего очага или являться предметом религиозного культа, воплощая великую богиню-мать.

Другим проявлением первобытного искусства является пещерная или наскальная живопись. Наскальные изображения, впервые открытые в 1879 году археологом-любителем Марселино де Саутолой в пещере Альтамира, в Испании, впоследствии были найдены на территории Европы, Азии и Северной Африки. Время создания пещерных росписей датируется 20-10 тысячелетием до н.э. Первобытная живопись представляет собой изображения людей и животных, нанесённые на стены и потолки пещер с помощью красителей различного происхождения. Появление пещерной живописи, выполняло не только эстетическую функцию, но, по всей видимости, было связано и с представлениями первобытных людей о возможности воздействовать на природу с помощью нарисованных изображений.

К IV-III тысячелетию до н.э. относятся такие памятники первобытного искусства, как мегалиты (от греческого – большой камень) – сооружения из каменных глыб. К мегалитическим сооружениям относятся: менгиры – вертикально стоящие камни высотой более двух метров; дольмены – несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; и, кромлехи – постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Наиболее известным мегалитическим сооружением является Стоунхендж – кромлех в Англии, представляющий собой постройку из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, диаметром тридцать метров. Назначение мегалитов до конца не ясно. Ученые предлагают такие варианты как погребальные сооружения, храмово-церемониальные комплексы, древнейшие обсерватории для наблюдения астрономических явлений.

Еще одним проявлением познания окружающего мира и развития духовных потребностей человека стало возникновение религиозных верований. В первобытных религиозных верованиях запечатлено осознание людьми их зависимости от природных сил. Объектом религиозного поклонения становились те природные явления, с которыми человек был связан в своей повседневной практической деятельности и которые имели для него жизненно важное значение. Бессилие перед природой вызывало у человека страх перед её могущественными силами. Пытаясь освободиться от этих страхов, человек пришёл к идее обожествления природных сил, создания их культа.


К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся:

  1. Магия – вера людей в возможность воздействовать на силы природы и влиять на ход событий, путём проведения особого ритуального действия.

  2. Тотемизм – вера людей в их связь с окружающим миром через родственный союз с животным или растением.

  3. Анимизм – вера в сверхъестественных существ (духов), живущих в людях, животных и растениях.

  4. Фетишизм – вера в предметы, обладающие сверхъестественной силой, которые могут защитить своего владельца (обереги) или причинить вред врагу.

  5. Шаманизм – вера в возможность определённых людей (шаманов) взаимодействовать с миром духов.

  6. Погребальный культ – совокупность религиозных обрядов и представлений, связанных с погребением умерших и верой в загробный мир.

Разложение первобытного общества и возникновение государства.

Основными чертами первобытного общества являлись:

  • крайне низкий уровень развития производительных сил;

  • коллективный труд;

  • общинная собственность на орудия и средства производства;

  • уравнительное распределение продуктов производства.

Экономический, технологический и культурный прогресс создал предпосылки для разложения первобытного общества и возникновения институтов классового общества – частной собственности и социального неравенства.

Неолитическая революция и улучшение орудий способствовали росту производительности труда, что, в свою очередь, вело к увеличению избыточного продукта. Человек стал способен производить большее количество продуктов, чем было необходимо для его пропитания, затрачивая при этом меньше усилий. Отпала необходимость задействовать в производстве тех или иных продуктов всех членов рода, что сделало возможным переход от коллективного хозяйства к хозяйству индивидуальному. На смену родовой общине приходит община соседская, а основной формой социальной организации общества становится экономически самостоятельная семья, что разрушает равную обеспеченность всех членов рода. Возникает частная собственность.

Первое (отделение земледелия от скотоводства) и второе (отделение ремесла от скотоводства и земледелия) крупное общественное разделение труда приводит к возникновению регулярного обмена продуктами производства, что, в свою очередь, также способствует имущественному расслоению в первобытной общине. Среди соплеменников появляются богатые и бедные.


Возникновение и развитие товарных отношений делают необходимым появление прослойки людей занимающихся обменом продуктов производства между общинами, что приводит к третьему крупному общественному разделению труда – появлению торговцев, которые уже не участвуют непосредственно в процессе производства.

Таким образом, переход к производящей экономике, совершенствование орудий труда, специализация общественного производства приводят к увеличению производительности труда, переходу к индивидуальному хозяйству, возникновению частной собственности и развитию товарных отношений. Формируется имущественное неравенство. Тем самым, разрушаются основы первобытного общества.

На этом этапе первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытнообщинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии во главе с военачальником и его дружиной для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам. Перерождение органов первобытного общества постепенно ведёт к возникновению государства.

Формирование государства – длительный исторический процесс, который у различных народов проходил разными путями. На всей территории земного шара родовая организация рано или поздно исчерпывала себя, обретая новые, не свойственные её черты и на смену родовому строю приходила государственная организация общества.
Первобытнообщинный строй – отправная точка в истории человечества. Это самая длительная по времени общественно-экономическая формация, существовавшая у всех народов на ранней стадии развития. Важным этапом в истории первобытного человека стала неолитическая революция, в результате которой произошёл переход от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе увеличивался прибавочный продукт, развивался обмен, что стало основой возникновения частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному обществу приходят классовые общества.


  1. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва