Файл: Перечень экзаменационных билетов с ответами по истории. Билет 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1804

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Крестьянская война 1773—1775 годов (Пугачёвщина, Пугачёвское восстание, Пугачёвский бунт) — восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачёва.

Крестьянское восстание охватило земли Яицкого войска, Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкортостан, часть Западной Сибири, Среднее и Нижнее Поволжье. В ходе восстания к казакам присоединились башкиры, татары, казахи, уральские заводские рабочие и многочисленные крепостные крестьяне всех губерний, где разворачивались военные действия. Восстание началось 17 сентября 1773 года с Бударинского форпоста и продолжалось вплоть до середины 1775 года, несмотря на военное поражение казацкой армии и пленение Пугачёва в сентябре 1774 года.

поводом для начала стало чудесное объявление спасшегося «царя Петра Фёдоровича», в основе своей имела комплекс причин, различных для каждой из групп участников, но при единовременном сложении приведших к фактически самой грандиозной гражданской войне в истории России с 1612 до 1917 года.

Ход войны:Прибыв 22 ноября 1772 г. в Яицкий городок, Пугачев лично убедился, в какой напряженной и тревожной обстановке находилось казачество в ожидании репрессий за убийство представителя царской администрации Траубенберга. По городку ползли слухи о государе Петре Федоровиче (объявившемся самозванце Федоте Богомолове). Постепенно созрел план действий. И вот, в беседе с хозяином дома, казаком-старовером Д.С. Пьяновым, Пугачев выдает себя за императора Петра Федоровича. Поверил Пьянов или нет, но казакам об этом рассказал, и они вместе решили "принять" императора на Рождество, когда масса казаков соберется на лов рыбы.

Тем временем Пугачев по доносу был арестован и привезен в Казань; 29 мая 1775 г. колодники Пугачев и Дружинин, напоив одного из охранников, с другим бежали в кибитке. Пока вели розыск, Пугачев был уже вновь на постоялом дворе Ереминой курицы. Но теперь это был уже "государь Петр Федорович". Разумеется, первых яицких казаков, примкнувших к Пугачеву, государь Петр Федорович не обманывал. Д. Караваев, М.Шигаев, И.Н. Зарубин-Чика, И. Ульянов, Д. Лысов и др. узнали, что перед ними простой донской казак, бежавший из казанской тюрьмы. Но казакам это было безразлично, главное заключалось в том, что Пугачев становился ярким знаменем в их борьбе за волю. Однако для широких кругов казачества, присоединившегося позже, он был и оставался российским императором Петром III. Впоследствии у него были и торжественные выходы, ему целовали ручку, сажали на трон, оказывали иные почести. Главной задачей Пугачева в начала восстания стало привлечение на свою сторону народа, прежде всего - казачества. Обнаружилась необходимость иметь хоть какую-то программу действий, причем закрепленную в документе. Пугачев обратился к одному из верных своих людей. Так родился первый манифест Крестьянской войны. Отряд Пугачева рос с быстротой снежного кома. Отовсюду к нему стекался бедный люд. Под знамена восставших стекались все - русские и калмыки, казахи, башкиры и марийцы. Взять с ходу Яицкую крепость не удалось - не было пушек, и пугачевцы пошли вверх по реке. Скоро были все крепости вплоть до Оренбурга. Гарнизоны, как правило, переходили без боя к восставшим. Взяв Чернореченскую крепость, войско Пугачева, насчитывающее уже 2,5 тыс. человек, подошло к Оренбургу.



  1. Дать определение понятиям: иерархия, меценатство



Иера́рхия (др.-греч. ἱεραρχία — «священноначалие», от др.-греч. ἱερός — «священный» и др.-греч. ἀρχή — «начало; начальство; власть»[1]) — положение частей или элементов чего-либо в порядке от высшего к низшему.[2]
Меценатство представляет собой материальную или иную безвозмездную поддержку, оказываемую организациям, а также представителям культуры и искусства. Получило название по имени Гая Цильния Мецената, который помогал талантливым поэтам и писателям, преследуемым властью.
Билет № 17


  1. Первобытная религия и искусство


Долгое время человечество не имело религиозных верований и не нуждалось в них, так как не имело нужды объяснять для своего понимания те или иные природные стихии.

Только у палеоантропов или неандертальцев, как еще называют вторую стадию эволюции человека, живших 80-50 тысяч лет назад, в пещерах ученые находят намеки на доказательства зачатков религиозных верований.

Жизнь этой локальной группы людей протекала во время ледникового периода, когда климатические условия были крайне суровы. Эти условия, по мнению ученых, и явились главным толчком к попытке понять и объяснить природные катаклизмы и явления.

Главным доказательством зачатков религии, ученые предоставляют погребения этих древних людей. Палеоантропы хоронили своих собратьев в небольших углублениях, в своих пещерах-домах, но в необычных позах – на боку с подогнутыми коленями.

Что именно имели в виду неандертальцы, так хоронившие своих мертвецов, доподлинно неизвестно. Но, в сравнении с частью древних племен, например Новой Гвинеи, хоронившие покойников связанными, дабы обезопасить себя от мертвецов, можно сделать выводы о наличии определенной идеи, зарождающейся веры в нечто, пока не обретшее ясные религиозные черты.

Кроманьонцы. Доказательства веры и искусства.

Кроманьонцы, следующий этап развития эволюции, более походящие на современного человека и жившие около 30 тысяч лет назад, были более развиты в религиозных представлениях и развитии искусства.

Доказательством служат их погребения, в которых найдены не только останки. К погребенному человеку клали и предметы быта, и орудия труда.

А доказательством их веры в загробную жизнь является сама процедура погребения. На умершего человека надевали украшения и натирали охрой, клали рядом его орудия труда и все, чем он пользовался при жизни, полагая, что все эти вещи пригодятся ему и в загробном царстве.

Так зародился погребальный культ.

Причина зарождения религии.
Древний человек испытывал первобытный страх и полное бессилие перед силами и явлениями природы. Жизнь его проходила в постоянной борьбе с окружающим миром.

Именно не способность понять и объяснить такие явления, как гром, дождь, холод, землетрясения или пожары, постоянно угрожающие существованию и влекли за собой голод, нападения зверей, эпидемии, сотнями уносившие жизни собратьев, устойчиво сформировали в человеке естественный страх перед необъяснимым.

Именно потому, что сознание Кроманьонцев уже достигло определенного уровня развития и люди начали задумываться о причинах происходящего, и возникла религия. 

Задав вопрос и не найдя на него ответа, человек приписывал происходящее кому-то более могущественному.

Возникновение Искусства.
Зачатки искусства ученые начали находить еще в раннем палеолите, около 33 тысяч лет назад до н.э. Это было отображение образа жизни человека того времени, занимавшегося, в основном, охотой. Доказательством служат и примитивные жилища, и настенные рисунки, изображающие животных и людей, и первые статуэтки.

В более поздние периоды неолита и энеолита развилось искусство орнамента.

Развитие искусства. Эпоха homo sapiens или Кроманьонского человека.
Часть антропологов считают эпоху Кроманьонского человека начальной точкой возникновения искусства. 

Эти люди имели большее сходство с современным человеком. У них был выраженный заостренный подбородок, узкая голова. А главное, Кроманьонец имел развитую речь, что способствовало сильнейшему развитию навыков с помощью способности договариваться между собой.


Техника изготовления орудий и скульптуры передавалась из поколения в поколение. Например, проще обрабатывать камень после сильного прогрева его на огне.

При раскопках были найдены сотни фигурок животных пронзенных острыми дротиками, что доказывало веру в колдовство и идею свыше.

Однако археологами доказано, что орудия труда появились практически на миллион лет ранее, чем предметы искусства.


  1. Отмена крепостного права

Отмена крепостного права. Император Николай I скончался в разгар Крымской войны. 19 февраля 1855 г. на трон взошел его сын Александр II. Потребности экономического развития страны и последствия поражения в Крымской войне поставили его перед необходимостью проведения решительных реформ. Главной из них была отмена крепостного права. В речи перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 г. Александр II заявил, что лучше дать свободу крестьянам сверху, чем ждать, пока это произойдет снизу.

В конце 1856 — начале 1857 г. был создан Секретный комитет для подготовки реформы, но входившие в его состав убежденные крепостники делали все, чтобы затянуть его работу. Тогда Александр пошел обходным путем. По его просьбе в конце 1857 г. виленский генерал-губернатор В. И. Назимов склонил дворян своих губерний подать царю просьбу об освобождении крестьян.

Программа отмены крепостного права содержалась в опубликованном рескрипте (от лат. rescribo — письменно отвечаю) на имя Назимова. Для разработки условий реформы рескрипт предписывал создать губернские дворянские комитеты. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Он утвердил требование об обязательном наделении крестьян землей за выкуп. Позже Главный комитет был преобразован в Редакционные комиссии (они занимались «редактированием» подготовленных губернскими дворянскими комитетами проектов) во главе с либералом Я. И. Ростовцевым. В работе ко- миссий участвовали товарищ министра внутренних дел Н. А. Милютин, славянофилы Ю.Ф. Самарин и В. А. Черкасский. Поступавшие проекты в основном учитывали помещичьи интересы, но в Редакционных комиссиях они были серьезно изменены в пользу крестьян.