ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 1319
Скачиваний: 8
─ >
≥ · ─ >
≥ · ─ >
≥ · ─ >
А. Харитонов
Звукоизвлечение
на медных духовых
инструментах
как артикуляционно-штриховой
феномен
©
2010 Александр Харитонов
· ─ >
≥ · ─ >
≥ · ─ >
≥ · ─ >
2
3
Предисловие
Проблемы штриховой организации музыкального материала
находятся на периферии музыкальной теории. Для исследователей
наиболее важными всегда были вопросы звуковысотности, ритма и
формы. Косвенно моменты, связанные со сферой штриха и артику-
ляции, затрагиваются в работах, посвящѐнных проблемам акустики
и психологии музыкального восприятия. Но в основном разработка
вопросов штриховой организации остаѐтся уделом педагогов и музы-
кантов, в своих теоретических поисках не уходящих далеко от прак-
тики исполнительства на конкретных инструментах. Такое положение
не могло не отразиться на уровне теоретического осмысления сути и
специфики штриховых явлений. Пока что в методической науке не
вполне определены даже направления, по которым должно было бы
идти изучение этих явлений. Не будет большим преувеличением
утверждение о том, что данная область музыкознания находится лишь
на начальном этапе своего развития.
Сформировавшийся музыкант реализует свои слуховые пред-
ставления (частью которых является и сфера штриха) на подсозна-
тельном уровне. Но прежде такой музыкант должен пройти этап фор-
мирования соответствующих представлений (т.е. этап обучения) и их
осмысления. Задача осмысления актуальна в первую очередь для
педагога. Именно у него, для точной передачи ученику собственных
слуховых представлений, для эффективности процесса обучения, воз-
никает потребность в систематизированном взгляде на штрих: «...про-
фессиональная музыкальная культура должна была постепенно выра-
ботать –
в целях передачи ремесла
* – более или менее
ограничен-
ный круг правил
, касающийся звуковой материи. К ним прямое
отношение имеет, например, учение о музыкальной артикуляции и
штрихах. Осюда идут попытки их систематизации и канонизации».**
То есть
кроме практического исполнительского аспекта
штриховых проблем существует и более сложный – методичес-
кий, формально-теоретический их аспект, к живому музициро-
ванию имеющий опосредованное отношение
.
Действительно, для любого методиста, занимающегося сферой
штриха, проблема классификации и систематизации – одна из глав-
ных и «трансцедентных». Отсюда
понятно значение, которое должно
было бы получить постулирование принципов, служащих основой
классификационных процессов в данной сфере, – ведь без методоло-
гического базиса здание теории не может быть прочным. Однако к
выработке
такого рода принципов исследователи пока ещѐ проявляют
наименьший интерес.
Звук в аспекте штриховой организации чаще всего рассматрива-
ется как артикуляционная единица. Раскрытие содержания этого
___________
*
Выделено везде мной. –
А. Х.
**
Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 1988. С. 52.
4
понятия, а также понятия «единица штриховой системы» (или
«штрих») – частью которого является само понятие «артикуляционная
единица» – будет одной из основных задач данной работы.
Другая важнейшая проблема – специфика восприятия штрихо-
вых акустических явлений: «Если
способы
выполнения
штрихов на
разных инструментах имеют свою природу и свои особенности, то по
характеру звучания
штрихи должны быть близкими
на всех инстру-
ментах. На этом основывается понимание штрихов всеми музыкан-
тами, независимо от инструмента, на котором они играют».*
В таком утверждении уже есть достаточно ясное понимание
существования
двух аспектов сферы штриха
– технологического (он
отражен в термине «
способ
выполнения») и восприятийного (термин
«
характер
звучания»).
Как справедливо замечает Т. Докшицер, общность
штрихового
«мышления» исполнителей разных специальностей, возможна только
в сфере восприятия. Но и сейчас, спустя более чем 30 лет после
опубликования его статьи, исчерпывающе не определѐн даже круг
объективных
акустических явлений
,
относящихся к штриховой
сфере, совершенно недостаточно
изучены
психофизиологические
особенности их слышания
. Подобные вопросы ещѐ не стали темами
отдельного рассмотрения, что, в свою очередь, сказывается на уровне
теоретического осмысления проблемы в целом.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Проблемы терминологии
(способ, приѐм исполнения – характер исполнения)
«
Штрих – это
приѐм
исполнения
, сочетающий определѐнный
характер
извлечения, ведения и соединения звуков
».**
В этой формулировке под термином
«
характер» авторы
несомненно подразумевают
приѐмы
(
способы
) выполнения атаки,
ведения и соединения звуков. Термин
«
характер
»
в данном случае был
применѐн скорее всего из желания избегнуть повторения термина
«приѐм»
–
как его синоним. Но такая замена стала возможной толь-
ко потому, что термин «характер» оказался не связан для авторов с
совершенно иным аспектом сферы штриха – восприятийным.
Почему же возникают столь, казалось бы, очевидные термино-
логические ошибки? В первую очередь они как раз и связаны со слабой
изученностью восприятийного фактора сферы штриха, с отсут-
ствием традиции последовательного отделения явлений восприятия
от явлений технологии
.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
________
* Докшицер Т. Штрихи трубача. – В кн.: Методика обучения игре на духовых
инструментах. – М.: Музыка, 1976. – Вып. 4. С. 65.
** Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов. – В кн.: Методика
обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1966. – Вып. 2. С. 190.
5
Если говорить конкретно о взглядах на природу штриха в оте-
чественной духовой методической литературе, то ещѐ относительно
недавно в ней велись активные дебаты о том, что вообще составляет
содержание понятия «штрих». Именно этот вопрос стоял в центре
статей Б. Дикова и А. Седракяна «О штрихах духовых инструментов»
и Т. Докшицера «Штрихи трубача». Эти работы стали очень важным
этапом в развитии методики преподавания игры на медных духовых
инструментах. Они значительно развили наше представление о сути
штриховых явлений и о самом понятии «штрих».
И всѐ же слова, сказанные Диковым и Седракяном ещѐ в 1966
году о том, что «в методической литературе...
отсутствует единство
взглядов
в толковании таких важных понятий, как атака звука,
штрих, способ звукоизвлечения...», что «
разноречивость
нередко
порождает у исполнителей неправильные представления о штрихах и,
в конечном итоге, обедняет их художественно-выразительные
возможности»,* – эти слова, к сожалению, во
многом всѐ ещѐ
актуальны.
Если мы хотим сделать методику преподавания игры на духовых
инструментах наукой, то совершенно необходимо, чтобы в ней, как во
всякой науке, появился унифицированный «инструментарий» в виде
чѐткой, однозначной терминологии, обоснованных, ясно сформули-
рованных методов изучения явлений исполнительской практики.
«...Терминология штрихов должна быть возможно более
унифициро-
ванной
и понятной любому исполнителю-профессионалу».** Без это-
го педагоги и исполнители часто говорят, недостаточно точно пони-
мая друг друга.
Чѐткая, лишенная внутренних противоречий, унифицированная
система штрихов значительно легче усваивалась бы учащимися. Им
не нужно было бы решать кто прав, обнаружив, что один педагог
трактует штрихи не так, как другой. Пока же, при достаточно внима-
тельном взгляде на использующиеся в данной области определения и
термины, можно заметить много неясностей, неточностей и противо-
речий.
Одной из целей данной работы и является попытка построения
такой
непротиворечивой
,
основанной на единой методологи-
ческой концепции
, системы штрихов, которая могла бы – в силу
подобных качеств – претендовать на научность и стать унифициро-
ванной в среде исполнителей на медных духовых инструментах.
Решение подобной задачи должно сочетать опору на уже суще-
ствующие разработки с их развитием. Поэтому принцип критического
подхода и полемики со взглядами, изложенными в основных работах,
посвящѐнных данному разделу методики, принцип выявления в этих
взглядах противоречий и неясностей – будет основным в настоящей
_________
* Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов. С. 182.
** Там же. С. 190.