ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 1324
Скачиваний: 8
136
Объем книги не позволил достаточно подробно коснуться мно-
гих важных вопросов, связанных со сферой штриха. Часть из них
здесь лишь обозначена.
Автор понимает, что некоторые его взгляды могут вызвать
активные возражения у части читателей. Автор не считает свою точку
зрения единственно возможной и в отношении некоторых сложных
вопросов восприятия штрихов сам испытывает определѐнные
сомнения.
Главная цель книги видится, конечно же, не в том, чтобы поста-
вить все точки над «i», окончательно решив все вопросы, связанные
с выполнением, восприятием и систематизацией духовых штрихов.
Пока в методике преподавания игры на духовых инструментах акту-
альны более скромные задачи: воспитание критического отношения к
устаревшим воззрениям, привлечение внимания к вопросам термино-
логии и восприятия. Автор считал бы свою работу успешной, если бы
она помогла хоть немного сдвинуться вперѐд в решении именно этих
первоначальных задач, как необходимого условия появления в буду-
щем
подлинно глубоких и масштабных исследований.
≥ · ─ >
≥ · ─ >
≥ · ─ >
137
Список литературы
Методика обучения игре на духовых инструментах.
–
М.: Музыка,
1964.
Методика обучения игре на духовых инструментах.
–
М.: Музыка,
1966.
–
выпуск 2.
Методика обучения игре на духовых инструментах.
–
М.: Музыка,
1976.
–
выпуск 4.
Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. – М.: Музыка, 1984.
Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. – М.: Музыка,
1987.
Вопросы музыкальной педагогики. – М.: Музыка, 1991.
–
выпуск 10.
Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М.:
Музыка, 1972.
Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 1988.
Блажевич В. Школа коллективной игры на духовых инструментах. –
М.: Музгиз, 1935.
Григорьев
Б. Школа игры на тромбоне. – М.: Музгиз, 1949.
Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. 1. –
М.: Музгиз, 1953.
Тюрнер Ф. Элементарная школа для тенор-тромбона. – Л., 1923.
Браудо И. Артикуляция. М.: Музыка, 1961
.
Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство
интерпретации. – Л.: Музыка, 1988.
Музыка. Большой энциклопедический словарь. – М.: БРЭ. 1998.
Robinson Paul. KARAJAN. Lester and Orpen Ltd., 1975.
138
Оглавление
Предисловие
.
.
.
.
.
.
.
. 3
Проблемы классификации
.
.
.
.
.
. 7
Методология категоризации
.
.
.
.
. 23
Факторы сферы штриха
.
.
.
.
.
. 26
Атака на медных духовых инструментах
.
.
. 33
«Стационарная» часть звука
.
.
.
.
. 50
Окончание звука
.
.
.
.
.
.
.
. 52
Соединение звуков
.
.
.
.
.
.
. 58
Определение категории «штрих»
.
.
.
. 61
Штрих
detache
.
.
.
.
.
.
.
. 67
Штрих
marcato
.
.
.
.
.
.
.
. 76
Штрих
non legato
.
.
.
.
.
.
.
. 81
Штрих
staccato
.
.
.
.
.
.
.
. 85
Штрих
portato
.
.
.
.
.
.
.
. 106
Штрих
legato
.
.
.
.
.
.
.
.
. 109
Комбинированные штрихи
.
.
.
.
.
. 121
Маркированные штрихи
.
.
.
.
.
. 125
Нестандартные штриховые ситуации
.
.
. 126
139
Об этой книге
Особый итерес к проблемам штриха и артикуляции возник у
автора в середине 70-х годов из-за ощущения несогласованности
штриховых систем, существующих на то время в методике препода-
вания игры на духовых инструментах. Внутренняя противоречивость
и неубедительность каждой из этих систем также была очевидна.
(Здесь имеются в виду прежде всего системы, изложенные в статьях
Дикова/Седракяна и Т. Докшицера. Появившиеся в 80-х годах
работы Ю. Усова и В. Сумеркина лишь подтвердили это
впечатление.)
Постепенно оформлялось убеждение в том, что основная
причина неудовлетворительного состояния этого раздела музыкаль-
ной педагогики заключена в отсутствии единой и обоснованной
методики классификации штриховых явлений. Поэтому уже в конце
70-х годов возникает концепция выявления качественной определѐн-
ности штрихов как основного инструмента классификации, а также
–
идея трактовки процесса смыкания–размыкания губ, как качественно
определяющего технологию твѐрдой атаки на медных духовых
инструментах. Уже тогда и некоторые моменты в восприятии
штриховых явлений также были интуитивно классифицированы как
качественно определѐнные.
Впоследствии, после долгого перерыва, по возвращении к
написанию книги в 2007 году, пришло понимание важности и
сложности терминологических
проблем, в частности
–
необходимости ясной соотнесѐнности штриховых терминов со
сферами технологии и восприятия. На этом же этапе работы над
книгой возникли и размышления о структуре восприятия штриховых
явлений, об особенностях исполнительского восприятия и его
значении для процесса классификации штрихов.
Автор не претендует на детальное знакомство со всем массивом
литературы, посвящѐнной проблемам штриха. Возможно, некоторые
идеи, представляющиеся автору наиболее оригинальными, были уже
кем-то сформулированы – сам он не находил тому подтверждений.
Автор заранее благодарен за отзывы о книге, которые могут
быть посланы по электронным адресам:
или
140
Об авторе
Александр Евгеньевич Харитонов родился в 1946 году в Кишинѐве,
в 1966 году окончил Кишинѐвское музыкальное училище а в 1971
году – Кишинѐвский Институт искусств по классу тромбона. В обоих
учебных заведениях занимался у К. М. Ененко. С 1973 по 1992 год
преподавал тромбон и тубу в Житомирском музыкальном училище.
C 1981 года в этом же училище начал преподавать и ударные инстру-
менты. В 1989 году окончил Донецкий музыкально-педагогический
институт по классу ударных. С 1992 года живѐт в США.