Файл: zvukoizvlechenie_na_mednykh_dukhovykh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 1324

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

136 

 

 

 

Объем  книги  не  позволил  достаточно  подробно  коснуться  мно-

гих  важных  вопросов,  связанных  со  сферой  штриха.  Часть  из  них 
здесь лишь обозначена. 
 

Автор  понимает,  что  некоторые  его  взгляды  могут  вызвать 

активные возражения у части читателей. Автор не считает свою точку 
зрения  единственно  возможной  и  в  отношении  некоторых  сложных 
вопросов  восприятия  штрихов  сам  испытывает  определѐнные 
сомнения.            

 

 

Главная цель книги видится, конечно же, не в том, чтобы поста-

вить все точки над «i», окончательно решив все вопросы, связанные   
с  выполнением,  восприятием  и  систематизацией  духовых  штрихов. 
Пока в методике преподавания игры на духовых инструментах акту-
альны более скромные задачи: воспитание критического отношения к  
устаревшим воззрениям, привлечение внимания к вопросам термино-
логии и восприятия. Автор считал бы свою работу успешной, если бы 
она помогла хоть немного сдвинуться вперѐд в решении именно этих 
первоначальных задач,  как необходимого условия появления в буду-
щем

  

подлинно глубоких и масштабных исследований.

  

 

 

 

≥ · ─ > 

 

≥ · ─ > 

 

≥ · ─ > 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

137 

 
 

Список литературы 

 
Методика  обучения  игре  на  духовых  инструментах. 

  М.:  Музыка,

 

1964.

 

Методика  обучения  игре  на  духовых  инструментах. 

    М.:  Музыка,

 

1966. 

– 

выпуск 2.

 

Методика  обучения  игре  на  духовых  инструментах. 

    М.:  Музыка, 

1976. 

– 

выпуск 4.  

Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. – М.: Музыка, 1984.  

 

Сумеркин  В.  Методика  обучения  игре  на  тромбоне.  –  М.:  Музыка, 

1987. 

Вопросы музыкальной педагогики. –  М.: Музыка, 1991. 

– 

выпуск 10.  

 

Назайкинский  Е.  О  психологии  музыкального  восприятия.  –  М.: 

Музыка, 1972. 

Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 1988. 

 

Блажевич В.  Школа коллективной игры на духовых инструментах. – 

М.: Музгиз, 1935. 

Григорьев

 

Б. Школа игры на тромбоне. – М.: Музгиз, 1949. 

 

Табаков М.  Первоначальная прогрессивная школа для трубы.  Ч. 1. – 

М.: Музгиз, 1953. 

Тюрнер Ф. Элементарная школа для тенор-тромбона. – Л., 1923. 

 

Браудо И.  Артикуляция.  М.: Музыка, 1961

 

Гуревич  Л.  Скрипичные  штрихи  и  аппликатура  как  средство 

интерпретации. – Л.: Музыка, 1988.  

Музыка. Большой энциклопедический словарь. – М.: БРЭ. 1998. 

 

Robinson Paul. KARAJAN. Lester and Orpen Ltd., 1975. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

138 

 
 

Оглавление 

 
 

Предисловие

  

.    3 

 

Проблемы классификации

  . 

.    7 

 

Методология категоризации

 

.    23 

 

Факторы сферы штриха

 

.    26 

 

Атака на медных духовых инструментах

 . 

.    33 

 

«Стационарная» часть звука

 

.    50 

 

Окончание звука

  . 

.    52 

 

Соединение звуков

 

.    58 

 

Определение категории «штрих»

 

.    61 

 

Штрих 

detache

 

.    67 

 

Штрих 

marcato

 

.    76 

 

Штрих 

non legato

  . 

.    81 

 

Штрих 

staccato

 

.    85 

 

Штрих 

portato

 

.    106 

 

Штрих 

legato

 . 

.    109 

 

Комбинированные штрихи

 .    

.    

.    121 

 

Маркированные штрихи

 

.    125 

 

Нестандартные штриховые ситуации

 

.    126

 


background image

 

139 

 

Об этой книге 

 

Особый  итерес  к  проблемам  штриха  и  артикуляции  возник  у 

автора  в  середине  70-х  годов  из-за  ощущения  несогласованности 
штриховых систем, существующих на то время в методике препода-
вания игры на духовых инструментах. Внутренняя противоречивость 
и  неубедительность  каждой  из  этих  систем  также  была  очевидна. 
(Здесь имеются в виду прежде всего системы, изложенные в статьях 
Дикова/Седракяна  и  Т.  Докшицера.  Появившиеся  в  80-х      годах 
работы  Ю.  Усова  и      В.  Сумеркина  лишь  подтвердили  это 
впечатление.) 

Постепенно  оформлялось  убеждение  в  том,  что  основная 

причина  неудовлетворительного  состояния  этого  раздела  музыкаль-
ной  педагогики  заключена  в  отсутствии  единой  и  обоснованной 
методики  классификации  штриховых  явлений.  Поэтому  уже  в  конце 
70-х  годов возникает  концепция  выявления  качественной определѐн-
ности штрихов как основного инструмента классификации, а также 

 

идея трактовки процесса смыкания–размыкания губ, как качественно 
определяющего  технологию  твѐрдой  атаки  на  медных  духовых 
инструментах.  Уже  тогда  и  некоторые  моменты  в  восприятии 
штриховых  явлений  также  были  интуитивно  классифицированы  как 
качественно определѐнные.   

Впоследствии,  после  долгого  перерыва,  по  возвращении  к 

написанию  книги  в  2007  году,  пришло  понимание  важности  и 
сложности  терминологических 

  проблем,  в  частности 

– 

необходимости  ясной  соотнесѐнности  штриховых  терминов  со 
сферами  технологии  и  восприятия.  На  этом  же  этапе  работы  над 
книгой возникли и размышления о структуре восприятия штриховых 
явлений,  об  особенностях  исполнительского  восприятия  и  его 
значении для процесса классификации штрихов. 

Автор не претендует на детальное знакомство со всем массивом 

литературы,  посвящѐнной  проблемам  штриха.  Возможно,  некоторые 
идеи, представляющиеся автору наиболее оригинальными, были уже 
кем-то сформулированы – сам он не находил тому подтверждений. 

Автор  заранее  благодарен  за  отзывы  о  книге,  которые  могут 

быть посланы по электронным адресам: 
       

kharitonovae@verizon.net

  

или

  

kharitonovae@netzero.com

  

 
 
 

 
 
 

 


background image

 

140 

 

 
 

 

 

 

 
 

Об авторе

 

 

Александр  Евгеньевич  Харитонов  родился  в  1946  году  в  Кишинѐве,   
в  1966  году  окончил  Кишинѐвское  музыкальное  училище  а  в  1971 
году – Кишинѐвский Институт искусств по классу тромбона. В обоих 
учебных  заведениях  занимался  у  К.  М.  Ененко.  С  1973  по  1992  год 
преподавал  тромбон  и  тубу  в  Житомирском  музыкальном  училище.  
C 1981 года в этом  же училище начал преподавать и ударные инстру-
менты. В 1989 году окончил  Донецкий  музыкально-педагогический  
институт  по классу  ударных. С 1992 года живѐт в США.