Файл: zvukoizvlechenie_na_mednykh_dukhovykh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 1322

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

131 

2). Раздельно с первым звуком другого штриха 

или другой лиги 

 

Legato

 с другими штрихами 

 

Практически возможные варианты: 

 

                  №63а                          №63б                             №63в          

 

 

 

№64                                                                         А. Мартелли.     Диалог 

 

№ 65                                                              Г. Ф. Телеман.  Соната, ч. III 

 

( См. также примеры № 30 и 33.) 

 

Несовершенство  существующих  вариантов  обозначения  укора-

чивания последней ноты под лигой – то же, что и в вариантах 57ж–и

черточка  с  точкой  под    лигой  и  точка  под    лигой  во  многих 
штриховых системах обозначают мягкую атаку.

 

  

 

Portato

 с другими штрихами 

 

                            № 66а                               № 66-б

 

 

Если бы в примере 

66а

 нам необходимо было обозначить 

оконча-

ние

  четвѐртой  восьмой  в  характере 

non  legato 

(с  помощью  мягкого 

языка и без максимальной краткости), а в примере 

66-б

 – в характере 

staccato

 (с помощью мягкого языка при максимальной краткости), то, 

как и в примерах 

61а–в

 и 

62

, совершенно неясно как это сделать, учи-

тывая что к этим восьмушкам уже «привязаны» и лига, и чѐрточка. 

 

 

 

С попыткой решения подобной задачи сталкивается Докшицер в 

своей  работе  «Штрихи  трубача»,  и  результат  этой  попытки  трудно 
признать  успешным именно в силу несовершенства системы обозна-
чения  различных  вариантов  окончания  лиг.  На  странице  52  Докши-
цер  даѐт  свою  редакцию  оригинального  нотного  текста  Прокофьева,  
с целью   обозначить мягкое (

рortato-

образное)

 

окончание лиги: 

 


background image

 

132 

      

№ 67

    

Труба    

                                 

С. Прокофьев.   Симфония №7, ч.

 

II

       

 

Оригинальный текст выглядит так: 

 

      № 67а                                                    

 

 

Двусмысленность  редакции  Докшицера  заключена  в  том,  что  Про-
кофьев тоже применяет точки в конце лиг  в аналогичных фразах, но  
у него они обозначают не мягкое артикулирование последнего звука, 
а его сокращение: 

 

    № 67б                                                    С. Прокофьев.   Симфония №7, ч.

 

II

      

 

 

Поэтому  в  варианте  Докшицера  (

№  67

)

 

подобное  обозначение, 

без 

дополнительных  устных  пояснений

,  в  контексте  данного  произве-

дения должно быть понято прежде всего как рекомендация к укорачи-
ванию, а не смягчению последнего звука под лигой. * 

 

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  

 

 

Выходом  из  подобной  достаточно  запутанной  ситуации  мог  бы 

стать следующий принцип штриховой редактуры: обозначения, каса-
ющиеся характера 

атаки

,

 

помещать

  между  лигой  и нотой

, а симво-

лы,  уточняющие  характер

  окончания 

последней  ноты  или 

соедине-

ния

 со следующей нотой, помещать 

вне

 

лиги

.  

 

 

Согласно этому правилу, проблемные варианты окончания лиг 

будут выглядеть следующим образом:   

                                                         

Слитное окончание 

legato 

 

№ 56-б   Валторна                      Л. ван Бетховен.   Симфония № 3, ч. I

 

 

 

__________ 

  * Возможный вариант обозначения желаемой для Докшицера штриховой ситуации   
     (мягкая атака  последнего звука под лигой  с  одновременным его укорачиванием)   
     приведѐн в примере № 67в.   


background image

 

133 

 
№ 58а                                                        А. Томази.   Этюд для трубы 

 

 

   № 59а                                                        Г. Ф. Телеман.   Соната, ч. I 

         

 

 

№ 60а                                                             А. Лядов.   Прелюдия 

 

(См. также пример № 2.) 

 
 
 

Раздельное окончание 

legato 

 

             

 

№ 64a                                                                         А. Мартелли.     Диалог 

 

 

№ 65а                                                             Г. Ф. Телеман.  Соната, ч. III

 

 

 

 

Слитное окончание 

рortato 

 

№ 62а                                                                             К. Давыдов.   Романс                                                  

 

 
 
 
 


background image

 

134 

Раздельное окончание 

рortato 

 

 

  №64б                                                                   А. Мартелли.    Диалог

 

 

 

       

№ 67в

                                                  

С. Прокофьев.   Симфония №7, ч.

 

II

       

  

 

(См. также пример 

44а

). 

 
Следуя  этому  же  принципу,  артикуляционные  символы,  указы-

вающие  на  характер  окончания  ноты,  связанной  ритмической  лигой, 
также должны помещаться вне еѐ (см. примеры № 20, 68 и 71).  

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  

 

  

Выдержанные звуки 

 

Ситуацию  «выдержанного»  звука  можно  назвать  не  только 

нестандартной в штриховом отношении, но и вообще внештриховой. 
Некоторые  акустические  феномены,  возможные  в  ситуации  выдер-
жанного  звука,  вообще  не  имеют  отношения  к  сфере  штриха.  Это 
особенно заметно на примере динамического профиля стационарной 
части  звука.  В  рамках  штриховой  организации  рассматриваются 
только два его архетипа

 

 

стабильный (динамически ровный) и угаса-

ющий;  но  в  выдержанном  звуке  вполне  осуществим,  к  примеру, 
нарастающий  (крещендирующий)  или  более  сложный  динамический 
профиль. Наиболее типичный и известный пример такого рода – звук 
трубы, начинающий увертюру к опере Р. Вагнера «Риенци».  
    
 

Выдержанный  звук  может  соединиться  со  следующим  посред-

ством твѐрдой,  

          

            № 68 

                

         

Alain Weber.   Soliloque pour trombone basse 

 


background image

 

135 

мягкой или легатной атаки. 

 

           № 69                                                  Я. Франкль.   Сонатина для трубы 

 

        
 

Оканчивается выдержанный звук как правило, филированно:  

 

                № 70                             Alain Weber.   Soliloque pour trombone basse

 

 

 

 

Более  редкая  ситуация  нефилированного  окончания  выдержан-

ного звука характерна, главным образом, для авангардной музыки, но 
может встретиться и в рамках традиционной стилистики. 

 

    № 71                                              П. Скворцов.  Марш «Парад молодости» 

 

 

      

Здесь в четвѐртом такте активное «закрытое»  окончание (своего 

рода  «обрубание»)  выдержанного  звука рекомендовано для подчѐр-
кивания  паузы  перед  последующим  акцентом  (см.  также  пример 
№ 20).  
        Интересно сравнить этот последний нотный пример с самым пер-
вым  (см.  с.  57).  Нетрудно  заметить,  что  выдержанные  звуки  в  них 
текстуально  почти  тождественны,  однако  такое  сходство  чисто  фор-
мально. Выразительный контраст здесь очевиден, и артикуляционное 
оформление выдержанного звука, совершенно неприемлемое в рахма-
ниновской  кантилене,  вполне  уместно  и  естественно  в  образной 
атмосфере марша. 
 

Только в достаточно долгих  звуках при окончании без помощи 

языка возможно звукоизвлечение со стабильной (воспринимающейся 
как неугасающая) стационарной частью ноты. Такой тип звукоизвле-
чения можно было бы классифицировать как самостоятельный штрих, 
если бы не его крайне ограниченные темповые рамки.  

 

                             

 

 

─ > 

 

≥ · ─ > 

 

≥ · ─ > 

 

≥ · ─ >