ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 1322
Скачиваний: 8
131
2). Раздельно с первым звуком другого штриха
или другой лиги
Legato
с другими штрихами
Практически возможные варианты:
№63а №63б №63в
№64 А. Мартелли. Диалог
№ 65 Г. Ф. Телеман. Соната, ч. III
( См. также примеры № 30 и 33.)
Несовершенство существующих вариантов обозначения укора-
чивания последней ноты под лигой – то же, что и в вариантах 57ж–и
:
черточка с точкой под лигой и точка под лигой во многих
штриховых системах обозначают мягкую атаку.
Portato
с другими штрихами
№ 66а № 66-б
Если бы в примере
66а
нам необходимо было обозначить
оконча-
ние
четвѐртой восьмой в характере
non legato
(с помощью мягкого
языка и без максимальной краткости), а в примере
66-б
– в характере
staccato
(с помощью мягкого языка при максимальной краткости), то,
как и в примерах
61а–в
и
62
, совершенно неясно как это сделать, учи-
тывая что к этим восьмушкам уже «привязаны» и лига, и чѐрточка.
С попыткой решения подобной задачи сталкивается Докшицер в
своей работе «Штрихи трубача», и результат этой попытки трудно
признать успешным именно в силу несовершенства системы обозна-
чения различных вариантов окончания лиг. На странице 52 Докши-
цер даѐт свою редакцию оригинального нотного текста Прокофьева,
с целью обозначить мягкое (
рortato-
образное)
окончание лиги:
132
№ 67
Труба
С. Прокофьев. Симфония №7, ч.
II
Оригинальный текст выглядит так:
№ 67а
Двусмысленность редакции Докшицера заключена в том, что Про-
кофьев тоже применяет точки в конце лиг в аналогичных фразах, но
у него они обозначают не мягкое артикулирование последнего звука,
а его сокращение:
№ 67б С. Прокофьев. Симфония №7, ч.
II
Поэтому в варианте Докшицера (
№ 67
)
подобное обозначение,
без
дополнительных устных пояснений
, в контексте данного произве-
дения должно быть понято прежде всего как рекомендация к укорачи-
ванию, а не смягчению последнего звука под лигой. *
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Выходом из подобной достаточно запутанной ситуации мог бы
стать следующий принцип штриховой редактуры: обозначения, каса-
ющиеся характера
атаки
,
помещать
между лигой и нотой
, а симво-
лы, уточняющие характер
окончания
последней ноты или
соедине-
ния
со следующей нотой, помещать
вне
лиги
.
Согласно этому правилу, проблемные варианты окончания лиг
будут выглядеть следующим образом:
Слитное окончание
legato
№ 56-б Валторна Л. ван Бетховен. Симфония № 3, ч. I
__________
* Возможный вариант обозначения желаемой для Докшицера штриховой ситуации
(мягкая атака последнего звука под лигой с одновременным его укорачиванием)
приведѐн в примере № 67в.
133
№ 58а А. Томази. Этюд для трубы
№ 59а Г. Ф. Телеман. Соната, ч. I
№ 60а А. Лядов. Прелюдия
(См. также пример № 2.)
Раздельное окончание
legato
№ 64a А. Мартелли. Диалог
№ 65а Г. Ф. Телеман. Соната, ч. III
Слитное окончание
рortato
№ 62а К. Давыдов. Романс
134
Раздельное окончание
рortato
№64б А. Мартелли. Диалог
№ 67в
С. Прокофьев. Симфония №7, ч.
II
(См. также пример
44а
).
Следуя этому же принципу, артикуляционные символы, указы-
вающие на характер окончания ноты, связанной ритмической лигой,
также должны помещаться вне еѐ (см. примеры № 20, 68 и 71).
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Выдержанные звуки
Ситуацию «выдержанного» звука можно назвать не только
нестандартной в штриховом отношении, но и вообще внештриховой.
Некоторые акустические феномены, возможные в ситуации выдер-
жанного звука, вообще не имеют отношения к сфере штриха. Это
особенно заметно на примере динамического профиля стационарной
части звука. В рамках штриховой организации рассматриваются
только два его архетипа
–
стабильный (динамически ровный) и угаса-
ющий; но в выдержанном звуке вполне осуществим, к примеру,
нарастающий (крещендирующий) или более сложный динамический
профиль. Наиболее типичный и известный пример такого рода – звук
трубы, начинающий увертюру к опере Р. Вагнера «Риенци».
Выдержанный звук может соединиться со следующим посред-
ством твѐрдой,
№ 68
Alain Weber. Soliloque pour trombone basse
135
мягкой или легатной атаки.
№ 69 Я. Франкль. Сонатина для трубы
Оканчивается выдержанный звук как правило, филированно:
№ 70 Alain Weber. Soliloque pour trombone basse
Более редкая ситуация нефилированного окончания выдержан-
ного звука характерна, главным образом, для авангардной музыки, но
может встретиться и в рамках традиционной стилистики.
№ 71 П. Скворцов. Марш «Парад молодости»
Здесь в четвѐртом такте активное «закрытое» окончание (своего
рода «обрубание») выдержанного звука рекомендовано для подчѐр-
кивания паузы перед последующим акцентом (см. также пример
№ 20).
Интересно сравнить этот последний нотный пример с самым пер-
вым (см. с. 57). Нетрудно заметить, что выдержанные звуки в них
текстуально почти тождественны, однако такое сходство чисто фор-
мально. Выразительный контраст здесь очевиден, и артикуляционное
оформление выдержанного звука, совершенно неприемлемое в рахма-
ниновской кантилене, вполне уместно и естественно в образной
атмосфере марша.
Только в достаточно долгих звуках при окончании без помощи
языка возможно звукоизвлечение со стабильной (воспринимающейся
как неугасающая) стационарной частью ноты. Такой тип звукоизвле-
чения можно было бы классифицировать как самостоятельный штрих,
если бы не его крайне ограниченные темповые рамки.
─ >
≥ · ─ >
≥ · ─ >
≥ · ─ >