Файл: zvukoizvlechenie_na_mednykh_dukhovykh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 1321

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

работе.  К  сожалению,  примеров  такой  совершенно  необходимой 
полемики  –  на  удивление  мало  в  методической  литературе.  Обычно 
авторы  просто  излагают  свой  подход,  своѐ  понимание  проблемы 
штрихов,  нимало  не  заботясь  тем,  что  их  подход  часто  находится  в 
противоречии  со  взглядами  других    авторов,  не  пытаясь  разрешить 
такие  противоречия.  Это,  в  конечном  счѐте,  делает  их  позицию 
неубедительной и ведѐт к затруднениям в педагогической практике. 

Началом серьѐзного пересмотра взглядов на проблему штрихов* 

 

в  отечественной  духовой  методике

стала  вышеупомянутая  статья     

Б. Дикова и А.  Седракяна  «О штрихах  духовых инструментов». Она 
стала  явлением  не  только  потому,  что  в  ней  были  изложены  новые, 
отличающиеся  от  предшественников  теоретические  положения,  но     
и потому, что это изложение было дано в форме полемики со взгля-
дами  таких  корифеев  педагогики,  как  В.  Блажевич,  Б.  Григорьев,      
Н. Платонов и другие.  

Подобное  открытое  и  крайне  плодотворное  посягательство  на 

«священных  коров»  тем  более  удивительно,  что  оно  осталось  един-
ственным  в  нашей  методической  литературе  на  долгие  20  лет  –  до 
появления  очерка  об  атаке  и  штрихах  в  книге  «Методика  обучения 
игре на трубе» Юрия Усова.   

После Дикова и Седракяна следующей крупной работой, которая 

развивала  и  углубляла  их  идеи,  стала  статья  Тимофея  Докшицера 
«Штрихи  трубача».    Однако  эта  работа  написана  совершенно  в  дру-
гом ключе. В ней автор излагает  свои взгляды, не полемизируя ни с 
кем из предшественников или современников.  

Все последующие достойные внимания методические экскурсы в 

область штрихов стали, по сути, не более чем краткими конспектами 
статьи  Докшицера.  Книга  Усова,  хотя  и  полемическая  по  форме,  в 
разработке  штриховой  проблематики  во  многом  оказалась  даже 
шагом  назад в сравнении с уровнем,  достигнутым  Докшицером. 

 

В этой книге сегменты, посвящѐнные проблемам терминологии, 

выделены  курсивом,  однако  это  выделение  достаточно  условно.   
В конечном счѐте рассмотрение терминологических и методологичес-
ких проблем – основная цель всей работы. 

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 

_______ 

   *  Здесь важно понимать, что под «проблемой» имеется в виду прежде всего «пробле-   
       ма классификациии».

 


background image

 

Проблемы классификации 

Традиционное определение категории «штрих» 

в методике преподавания игры на духовых 

инструментах 

 

В  данной  работе,  по-видимому,  нет  необходимости  вдаваться  в 

отдалѐнную  предысторию  формирования  понятия  «штрих»  в  отече-
ственной методике. С задачей подобного критического экскурса пре-
красно справились Б. Диков и А. Седракян в статье «О штрихах духо-
вых инструментов»

 

(В кн. Методика обучения игре на духовых инс-

трументах. – М.: Музыка, 1966. – Вып. 2. С. 182–210). Поэтому в сво-
ей  оценке  современного понимания  термина мы  будем  опираться  на 
самые важные из более поздних статей, посвящѐнных проблеме штри-
ха, или на соответствующие разделы в наиболее значительных обще-
методических  работах.  Этими  работами  будут  (в  хронологическом 
порядке): названная выше статья Б. Дикова и А. Седракяна, статья Т. 
Докшицера  «Штрихи  трубача»  (В  кн.  Методика  обучения  игре  на 
духовых  инструментах.  –  М.:  Музыка,  1976.  –  Вып.  4.  С.  48–70), 
книги Ю. Усова  «Методика обучения игре на трубе»

 

(М.:  Музыка, 

1984)  и  В.  Сумеркина  «Методика  обучения  игре  на  тромбоне»  (М.: 
Музыка, 1987). 

Приведѐм  вначале  определение  термина  «штрих»  в  самой 

авторитетной  работе,  посвящѐнной  данному  разделу  методики,  – 
статье  Т.  Докшицера.  Именно  в  этой  работе  впервые  разграничива-
ются  понятия  «технический  приѐм»  и  «штрих»,  даѐтся  определение 
штриха  как 

суммы

  технических  приѐмов.  Важность  этого  теорети-

ческого  положения  трудно  переоценить:  «Штрих  –  это  не  только 
начало  звука,  а  и  определѐнный  характер  его  ведения,  способ  окон-
чания  и,  в  отдельных  случаях,  способ  соединения  звуков.  Каждый 
штрих имеет три зоны – начало, стационарную часть и окончание»;*  

«Штрихи – это сумма технических приѐмов»

. ** 

К  такому  определению  понятия  «штрих»  уже  довольно  близко 

подходили  Диков и  Седракян.  Вот  их  формулировка:  «

Штрих

  –  это 

приѐм

  исполнения,  сочетающий  определѐнный  характер  извлечения, 

ведения и соединения звуков...».***   

Здесь  уже  возникает  ощущение  структуры  штриха  как  состав-

ной, как суммы  более  элементарных  явлений  (выражение  «сочета-
ющий»). В то же время выражение «приѐм» мешает нарождающемуся 
осознанию  многосложности  –  оно  несѐт  в  себе  отчѐтливый  оттенок 
единичности и нерасчленѐнности; формулировка же  Докшицера зна-
чительно более элегантна и точна. 

В.  Сумеркин  в  своей  характеристике  штриха  просто  ограничи-

вается дословным цитированием Т. Докшицера. 

__________ 

    *  Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 57. 
  **  Там же. С. 63. 
***  Диков Б., Седракян А.  О штрихах духовых инструментов. С. 190. 


background image

 

У Юрия Усова, несмотря на  его  недвусмысленное заявление об 

опоре на систему Докшицера, общая формулировка понятия «штрих» 
значительно менее чѐткая и точная: «

Атака звука,

 его стационарная 

часть,  окончание  или  соединение  с  другим  звуком  объединяются 
понятием  «штрих»...  Штрих  включает  в  себя  четыре  технических 
приѐма  звукообразования...  –  это  приѐмы 

извлечения  звука

,  его 

ведения,  окончания  или  соединения. 

Штрих

  следует  рассматривать 

как  технический 

приѐм

  и  в  то  же  время  как  средство  музыкального 

выражения».*    

Строго  говоря,  эта  формулировка  –  определѐнный  шаг  назад  в 

сравнении с Докшицером. Она гораздо ближе к формулировке Дикова 
и Седракяна. Об их близости свидетельствует почти дословное повто-
рение  Усовым  тех  же  двух  терминологических  ошибок,  которые  в 
своѐ время допустили Диков и Седракян.  Первая – это уже отмечен-
ное  определение  «

штриха

»  как  «

приѐма

»,  вторая  ошибка  связана  с 

трактовкой понятия «

извлечение звука»

.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 

Проблемы терминологии 

(«извлечение звука» - «извлечение начала звука») 

 

В  формулировке  Усова  выражение  «приѐмы 

извлечения

  звука» 

стоит в одном ряду с понятиями 

«

приѐмы 

ведения

 звука

»

 и 

«

приѐмы 

окончания

 или соединенния звука

»

. То есть в предлагаемом контекс-

те под выражением 

«

приѐмы извлечения звука

»

  автор явно подразу-

мевает то, что в определении Докшицера названо

 

«

началом звука

»

 

и 

что  сам  Усов,  тремя  предложениями  выше,  называет

 

«

атакой 

звука

»

 

Действительно,  выражение

 

«

начало  звука

»

 

(понимаемое  не 

акустически, а технологически)  – или

 

«

атака звука

»

 

 

гораздо точ-

нее  и  ближе  к    понятию

 

«технический  приѐм,  с  помощью  которого 

осуществляется  начальный  момент  звукоизвлечения».  Без  такого 
уточнения  («начальный  момент»)  выражение  «извлечение  звука»  
(или «звукоизвлечение») в методической литературе уже давно озна-
чает  не

  момент, 

а

  процесс

,  то  есть  всю  жизнь  звука  –  от  его 

зарождения  до  окончания,  а  ещѐ  точнее  –  весь  круг  явлений,  отно-
сящийся  к  артикуляционно-штриховой  сфере  (см.  стр.  68).  Именно 
поэтому  выражение  «приѐмы  извлечения  звука»  никак  не  может 
служить синонимом выражения

 «приѐмы атаки звука»

И если аналогичную ошибку мы встречаем в определении штри-

ха у Дикова и Седракяна  – предшественников Докшицера,  – то там 
она  более  понятна,  чем  у  Усова,  который    допускает  подобную  не-
точность  или  небрежность  спустя  годы  после  того,  как  Докшицер 
дал

 

чѐткое определение атаки не просто как «приѐма извлечения зву-

ка», а как «способа

 

извлечения 

начала 

звука».**  

________ 

  *  Усов Ю.  Методика обучения игре на трубе. С. 70. 
**  Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 50. 


background image

 

Но самое удивительное, что ещѐ до Докшицера  эту же мысль 

не  менее  чѐтко  сформулировали  сами   Диков  и  Седракян:  «В  нашем 
понимании,  атака  звука  –  это 

не

  «

способ  извлечения  звука

»,  (как 

это  считалось  ранее),  а  только 

лишь  начальный  момент извлече-

ния

 

звука

».

 Тем не менее чуть дальше, на той же самой странице, 

в  своѐм  определении  штриха  вместо  понятий  «начальный  момент 
извлечения звука»,

 

«начало звука» или «атака звука» они применяют 

всѐ то же злополучное «извлечение звука». 

Пример этот показателен в плане до сих пор существующей пу-

таницы в терминологии или как минимум недостаточного внимания 
к ней.  Примеры подобного рода, конечно же, далеко не редки. Совре-
менная методическая литература изобилует и гораздо более серьѐз-
ными терминологическими ошибками. 

 

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 

 

        И всѐ же, несмотря на отмеченные выше неточные и небрежные 
высказывания,  в  целом  взгляд  на  такое  явление  как  «штрих»  стал  в 
отечественной духовой методике достаточно единообразным. Подоб-
ный единый взгляд должен был бы привести к возникновению единой 
и  свободной  от  противоречий  системы  штрихов.  Чтобы  убедиться  в 
том, достигнута ли эта цель, давайте сравним характеристики некото-
рых  штрихов,  данные  разными  авторами,  и  определим,  насколько 
такие характеристики унифицированы. 
 

Штрих 

staccato

 

 

      

Б.  Диков  и  А.  Седракян:  «Staccato 

  приѐм  исполнения,  харак-

теризующийся  извлечением 

отрывистых

  звуков.  Достигается  при 

помощи 

быстрых

  толчков  языка,  регулирующих  начало  и 

прекра-

щение

 движения выдыхаемой струи воздуха». **  

      

Т.  Докшицер:  «Staccato 

  это 

акцентированное

 

короткое

  ис-

полнение  звуков.  При  staccato  атака 

острая

,  звук 

быстрогаснущий

окончание  звука

  лѐгкое, 

без  участия  языка. 

Staccato  исполняется 

простой атакой

, в быстром темпе вспомогательной...»*** 

Ю.  Усов:  «Стаккато  характеризуется  исполнением 

коротких

 

отрывистых

  звуков,  которые  по  своей  длительности  уменьшаются 

вдвое»****  
 

В. Сумеркин

 

относит 

staccato

  к группе штрихов

  с твѐрдой ата-

кой 

и  далее  отмечает:

 

«...во всех  методических  пособиях  говорится, 

что  при  штрихе  стаккато...длительности  звуков  укорачиваются 
наполовину. К этой рекомендации надо относиться с осторожностью.  

 

_________ 

         *  Диков Б., Седракян А.  О штрихах духовых инструментов. С. 190. 
       **  Там же. С. 191. 

 

    

 

***  Докшицер Т.  Штрихи трубача. С. 60. 

   ****  Усов Ю.  Методика обучения игре на трубе. С. 73. 


background image

 

10 

 
Если  исходить  из  всего  многообразия 

выразительности

  штриха 

стаккато в музыке, то 

точка

 

может

 о

бозначать не сокращение дли-

тельности,  но  предписывать  более  острое  и  чѐткое  произнесение 
тона

...  И  вообще  музыкант  в  своей  исполнительской  деятельности 

постоянно  должен  учитывать  две  стороны,  имеющие  отношение  к 
выполнению штриха: технологическую и выразительную».* 

 

Даже при беглом взгляде на приведѐнные определения нетрудно 

заметить, что Докшицер в характеристике конкретного штриха наибо-
лее  последовательно  опирается  на  общее  определение  штриха  как 

суммы

 

технических приѐмов

 и, соответственно, старается охаракте-

ризовать  с  технологической  стороны 

каждую

  стадию  звукоизвлече-

ния.  Диков  и  Седракян  тоже  достаточно  методично  следуют  своему 
определению понятия «штрих». Определения  же Усова и Сумеркина 
значительно  менее  конкретны  и  последовательны.  Это  опять  явный 
шаг  назад  в  сравнении  уже  не  только  с  Докшицером, но  и  со взгля-
дами Дикова и Седракяна. 

Определение Сумеркина особенно выделяется ещѐ и намеренно 

подчѐркнутым смешением образно-выразительных и технологических 
характеристик штриха. И это, по нашему мнению

,

 является уже круп-

ной  методологической  ошибкой,  требующей  более  внимательного 
рассмотрения.  

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  - - - - -  

 

Выразительные возможности штрихов  

и проблема классификации 

 

Ещѐ  в  статье  Дикова  и  Седракяна,  при  рассмотрении  пред-

шествующих  штриховых  систем,  авторы  заметили,  что  образные 
термины не могут служить основанием для классификации штриха: 
«...термины  pesante  и  secco  непосредственно  к  штрихам  не  имеют 
отношения потому, что они лишь поясняют тот или иной 

характер

 

звучания».** 

  

К сожалению, эта мысль не была в должной степени оценена и 

развита  ни  самими  авторами,***  ни  следующим  поколением  мето-
дистов, во взглядах которых по-прежнему очень заметны стереоти-
пы, присущие ещѐ довоенной педагогике.  

То, что штрихи

в конечном  счѐте, являются средством  музы-

кальной выразительности, – давно уже стало бессспорной истиной. 
Значит ли это, однако, что образно-эмоциональные характеристики 
могут служить критерием для формальной классификации штрихов 
в учебно-методических целях? Ведь на их выразительный потенциал 

__________      

    

*

   Сумеркин В.  Методика обучения игре на тромбоне. С. 63. 

  **

   Диков Б., Седракян А.  О штрихах духовых инструментов. С. 180. 

***

   Об этом говорит другая их цитата (со страницы 183), приведѐнная несколько 

         ниже.