ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 1328
Скачиваний: 8
126
Нестандартные штриховые ситуации
Первый звук в штрихе
Первый звук в штрихе можно назвать нестандартной ситуацией
только тогда, когда он начинается не так, как последующие звуки.
Такая ситуация возникает только в
legato
и
portato
.
«
Legato
– приѐм связного исполнения звуков, при котором язык
участвует лишь в воспроизведении первого звука; остальные звуки
исполняются без участия языка...»*
Это утверждение справедливо в большинстве случаев, однако
оно не абсолютно. Ситуация, при которой первая нота в
legato
может
быть начата и без участия языка, – вполне реальна. Так
же возможны
случаи, когда первый звук в
portato
может начаться не твѐрдой
атакой, а мягкой
.
В следующем примере первые ноты во втором и третьем тактах
иллюстрируют обе эти ситуации:
№ 53 А. Лебедев. Концертное аллегро для тубы и ф-но
Последний звук в штрихе
Ситуацию «последнего звука» нужно разделить на две катего-
рии: действительно
последний звук
, – то есть звук, за которым
следует внештриховая пауза, – и
последний звук в определѐнном
штрихе перед первым звуком другого штриха.
Звук перед внештриховой паузой
Чаще всего такой звук оканчивается филированно (угасающе, без
участия языка) в любом штрихе. Подобное, по умолчанию, окон-
чание не требует специального обозначения. В случае применения
такого общепринятого символа угасающего звука, как «обратная
вилочка», он может быть принят за символ штриха
marcato
и, соот-
ветственно, истолкован не как напоминание об угасающем оконча-
нии, а как рекомендация динамически выделить (сакцентировать)
атаку.
Исключения из правила филированного окончания могут быть
только в штрихе
staccato
и, реже, –
non legato
. В этих штрихах, в
зависимости от музыкального контекста, последний звук может
_______
* Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов. С. 191.
127
окончиться как с участием языка, так и без него. Поэтому и в
staccato
,
и в
non legato,
в случае предпочтения нефилированного окончания
последнего звука, желательно применить регулярный символ штриха,
иначе звук, скорее всего, будет закончен по умолчанию, то есть
филированно.
№ 54 К. Сероцкий. Сонатина для тромбона и ф-но, ч.1
Во втором и третьем тактах следующего примера восьмые ноты
обозначены как стаккатные именно для избежания филированного
окончания, чтобы подчеркнуть цезуру перед последующим акцентом
в типичном маршевом приѐме «снять–поставить». Восьмая же пос-
леднего такта не требует точки потому, что еѐ желательно окончить
филированно (пассивно, открыто, естественно).
№ 55 Н. Иванов-Радкевич. Марш Советской Армии
(См. также примеры №
6, 21, 28, 69 и 71.)
Последний звук под лигой
Ситуацию «последнего звука перед первым звуком другого
штриха» можно назвать неординарной только в случае «последнего
звука под лигой». Ведь в раздельных штрихах (
staccato
,
non legato
и
marcato
) каждый звук, благодаря его акустической изолированности,
может быть принят за «последний», а в
detache
последний звук, если
он чем-либо отличается от регулярного, уже может быть обозначен
как первый (или единственный) звук в другом штрихе.
№ 55а
К. де Феш. Соната
И только в «залигованных» штрихах
(legato, portato)
в «послед-
нем звуке»
всегда
(включая внештриховую паузу) возникает ситуа-
ция, отличающаяся от регулярной. Начавшись стандартно (то есть
слитно с предпоследним звуком и регулярной для данного штриха
атакой), завершается такой звук всегда нестандартно: разница неиз-
бежно возникает либо в
типе
соединения
со следующим звуком,
либо в самом факте и
способе окончания
.
128
Звук перед
внештриховой
паузой
Последний звук в штрихе
перед первым звуком
другого штриха
Последний звук под лигой
Почему мы считаем важным детально разобраться в ситуации
«последнего звука»? Отнюдь не из желания абстрактно потеорети-
зировать. Этого требует педагогическая практика и связанная с ней
практика музыкальной редактуры.
К примеру, в исполнительской практике духовиков (и, пожалуй,
не только их) очень распространено сокращение последней ноты под
лигой даже в тех случаях, когда это совершенно несовместимо с ха-
рактером фразы. Причин, способствующих возникновению такой ма-
неры выполнения слитных штрихов, – несколько. Одна из них – связь
зрительного, графического образа штриха со звуковым. Действитель-
но, если лига обрывается, то с этим моментом вполне естественно
ассоциируется разрыв в звучании, нарушение слитности, цезура.
Другая причина – технологическая, когда на первый план выходят
соображения удобства и уверенности исполнения, заслоняя собой
задачи художественные. Несомненно,
соединение двух лиг
(или лиги
с незалигованным звуком)
без разрыва в звучании
–
приѐм техни-
чески сложный. По сути, это тот же самый приѐм «соединения
посредством твѐрдой атаки», с которым исполнитель сталкива-
ется и в
detache.
Строго говоря, в любом последнем звуке под лигой нужно
обозначать способ его
соединения
со следующим звуком или способ
окончания
(если это не филированное окончание перед внештрихо-
вой паузой). На практике, естественно, это делается очень редко,
только в том случае, когда композитор, редактор или педагог
ощущают необходимость и важность такого обозначения.
№ 56 Валторна Л. ван Бетховен. Симфония № 3, ч. I
Один из главных факторов, ограничивающих более широкое
применение подобных обозначений, – чисто технический: отсутствие
удовлетворительной и общепринятой системы графического обозна-
чения различных ситуаций, связанных с «последним звуком под
лигой». Сложность здесь связана с тем,
что лига как штриховой
символ уже несѐт в себе определѐнную информацию, связанную с
артикуляцией и межзвуковой связью, и дополнительная информация,
Последний звук в штрихе
129
которую желательно было бы иметь о «последнем звуке», должна
быть добавлена к лиге, а в случае
portato
– к лиге с чѐрточкой.
Давайте рассмотрим конкретные ситуации, возникающие в свя-
зи с
«
последним звуком под лигой» перед первым звуком другого
штриха или первым звуком другой лиги, и возможные способы обоз-
начения таких ситуаций.
1). Слитно с первым звуком другого штриха
или другой лиги
В этом случае главная задача редактора или педагога – подчерк-
нуть момент слитности со следующим звуком, для того чтобы избе-
жать возможной, но нежелательной цезуры. Причѐм сам последую-
щий штрих здесь значения не имеет. Он может быть и слитным, и раз-
дельным. Тут важно найти приемлемый способ обозначения, который
дополнительно напоминал бы исполнителю о недопустимости сокра-
щения последнего звука под лигой, о необходимости его
соединения
с последующим звуком. Обычно для этого применяется чѐрточка как
символ максимальной выдержанности длительности звука.
Legato
с другими штрихами
Теоретически здесь возникают возможности для следующих
вариантов:
№57а №57б №57в №57г №57д №57е
Практически же слитность последней ноты под лигой с первой
нотой следующего штриха характерна только для первых трѐх штри-
ховых сочетаний (
57а
,
57б
и
57в)
. В этих сочетаниях традиционный
способ напоминания о необходимости соединения последней ноты
под лигой со следующей выглядит так:
№ 57ж № 57з № 57и
Здесь определѐнная проблема заключена в том, что сочетание
лиги с чѐрточкой используется и для обозначения штриха
portato
.
Поэтому применение чѐрточки в рассматриваемой ситуации может
быть воспринято не как
напоминание о необходимости предельно
выдержать длительность и избежать цезуру перед атакой следую-
щего звука, а как рекомендация к применению мягкой атаки (см.
также пример № 26).
130
№ 56а Валторна Л. ван Бетховен. Симфония № 3, ч. I
№58 А. Томази. Этюд для трубы
№59
Г. Ф. Телеман. Соната, ч. I
№60 А. Лядов. Прелюдия
Соединение
legato
с
portato
(как и обратный вариант) опасений,
связанных с возможным нарушением слитности звукизвлечения, не
вызывает только в случае объединения обоих штрихов одной лигой.
№ 57к № 57л
(См. также пример № 53.)
Portato
с другими штрихами
Практически возможные варианты:
№ 61а № 61б № 61в
В этой ситуации вообще непонятно, как применить дополнитель-
ную чѐрточку для напоминания о нежелательности цезуры.
№ 62 К. Давыдов. Романс