Файл: zvukoizvlechenie_na_mednykh_dukhovykh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 1328

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

126 

Нестандартные штриховые ситуации 

 

Первый звук в штрихе 

 

Первый звук в штрихе можно назвать нестандартной ситуацией 

только  тогда,  когда  он  начинается  не  так,  как  последующие  звуки. 
Такая ситуация возникает только в 

legato 

и 

portato

.

  

«

Legato

 – приѐм связного исполнения звуков, при котором язык 

участвует  лишь  в  воспроизведении  первого  звука;  остальные  звуки 
исполняются без участия языка...»*  

Это  утверждение  справедливо  в  большинстве  случаев,  однако 

оно не абсолютно. Ситуация, при которой первая нота в 

legato

 может 

быть начата и без участия языка, – вполне реальна. Так

 

же возможны 

случаи,  когда  первый  звук  в 

portato

  может  начаться  не  твѐрдой 

атакой, а мягкой

В следующем примере первые ноты во втором и третьем тактах 

иллюстрируют обе эти ситуации: 

 

  № 53                              А. Лебедев.  Концертное аллегро для тубы и ф-но                                     

 

 

 
 

Последний звук в штрихе 

 

Ситуацию  «последнего  звука»  нужно  разделить  на    две  катего-

рии:  действительно 

последний  звук

,  –  то  есть  звук,  за  которым 

следует  внештриховая  пауза,  –  и 

последний  звук  в  определѐнном 

штрихе перед первым звуком другого штриха.

 

 

Звук перед внештриховой паузой 

 

Чаще  всего  такой  звук  оканчивается  филированно  (угасающе,  без 
участия  языка)  в  любом  штрихе.  Подобное,  по  умолчанию,  окон-
чание  не  требует  специального  обозначения.  В  случае  применения 
такого  общепринятого  символа  угасающего  звука,  как  «обратная 
вилочка»,  он  может  быть  принят  за  символ  штриха 

marcato

  и,  соот-

ветственно,  истолкован  не  как  напоминание  об  угасающем  оконча-
нии,  а  как  рекомендация  динамически  выделить  (сакцентировать) 
атаку. 

Исключения  из  правила  филированного  окончания  могут  быть 

только  в  штрихе 

staccato 

и,  реже,  –

  non  legato

.  В  этих  штрихах,  в 

зависимости   от   музыкального   контекста,  последний   звук   может 

 

 

_______

 

  *  Диков Б., Седракян А.  О штрихах духовых инструментов. С. 191. 


background image

 

127 

окончиться как с участием языка, так и без него. Поэтому и в 

staccato

и  в

  non  legato, 

в  случае  предпочтения  нефилированного  окончания 

последнего звука, желательно применить регулярный символ штриха, 
иначе  звук,  скорее  всего,  будет  закончен  по  умолчанию,  то  есть 
филированно.  

 

    № 54                             К. Сероцкий.   Сонатина для тромбона и ф-но, ч.1 

    

 

Во втором и третьем тактах следующего примера восьмые ноты 

обозначены  как  стаккатные  именно  для  избежания  филированного 
окончания, чтобы подчеркнуть цезуру перед последующим акцентом 
в  типичном  маршевом  приѐме  «снять–поставить».  Восьмая  же  пос-
леднего  такта не  требует  точки  потому,  что  еѐ  желательно окончить 
филированно (пассивно, открыто, естественно). 

 

 

№ 55                                  Н. Иванов-Радкевич.   Марш Советской Армии 

 

(См. также примеры №

 

6, 21, 28, 69 и 71.)

 

 
 

Последний звук под лигой  

 

Ситуацию  «последнего  звука  перед  первым  звуком  другого 

штриха»  можно  назвать  неординарной  только  в  случае  «последнего 
звука под лигой». Ведь в раздельных штрихах (

staccato

non legato

  и 

marcato

) каждый звук, благодаря его акустической изолированности, 

может быть принят за «последний», а в 

detache 

последний звук, если 

он  чем-либо  отличается  от  регулярного,  уже  может  быть  обозначен 
как первый (или единственный) звук в другом штрихе.

 

     

№ 55а                

                                               

К. де Феш.     Соната

 

 

   

 

 

И только в «залигованных» штрихах 

(legato, portato) 

в «послед-

нем  звуке» 

всегда

  (включая  внештриховую  паузу)  возникает  ситуа-

ция,  отличающаяся  от  регулярной.  Начавшись  стандартно  (то  есть 
слитно  с  предпоследним  звуком  и  регулярной  для  данного  штриха 
атакой),  завершается  такой  звук  всегда  нестандартно:  разница  неиз-
бежно  возникает  либо  в 

типе

 

соединения

  со  следующим  звуком, 

либо в самом факте и 

способе окончания

 


background image

 

128 

 

Звук перед 

внештриховой          

паузой

 

Последний звук в штрихе 

перед первым звуком 

другого штриха

 

Последний звук под лигой 

 

 

Почему  мы  считаем  важным  детально  разобраться  в  ситуации 

«последнего  звука»?  Отнюдь  не  из  желания  абстрактно  потеорети-
зировать.  Этого  требует  педагогическая  практика  и  связанная  с  ней 
практика музыкальной редактуры.  
        К примеру, в исполнительской практике духовиков (и, пожалуй, 
не только их) очень распространено сокращение последней ноты под 
лигой даже в тех случаях, когда это совершенно несовместимо с ха-
рактером фразы. Причин, способствующих возникновению такой ма-
неры выполнения слитных штрихов, – несколько. Одна из них – связь 
зрительного, графического образа штриха со звуковым. Действитель-
но,  если  лига  обрывается,  то  с  этим  моментом  вполне  естественно 
ассоциируется  разрыв  в  звучании,  нарушение  слитности,  цезура. 
Другая  причина  –  технологическая,  когда  на  первый  план  выходят 
соображения  удобства  и  уверенности  исполнения,  заслоняя  собой 
задачи художественные. Несомненно, 

соединение двух лиг

 (или лиги 

с незалигованным звуком) 

без разрыва в звучании

  – 

приѐм техни-

чески  сложный.  По  сути,  это  тот  же  самый  приѐм  «соединения 
посредством  твѐрдой  атаки»,  с  которым  исполнитель  сталкива-
ется и в 

detache.

   

Строго  говоря,  в  любом  последнем  звуке  под  лигой  нужно 

обозначать способ его 

соединения

 со следующим звуком или способ 

окончания 

(если  это  не  филированное окончание  перед  внештрихо-

вой  паузой).  На  практике,  естественно,  это  делается  очень  редко, 
только  в  том  случае,  когда  композитор,  редактор  или  педагог 
ощущают необходимость и важность такого обозначения. 

 

№ 56       Валторна                            Л. ван Бетховен.   Симфония № 3,  ч. I 

 

 

 

Один  из  главных  факторов,  ограничивающих  более  широкое 

применение подобных обозначений, – чисто технический: отсутствие 
удовлетворительной  и  общепринятой  системы  графического  обозна-
чения  различных  ситуаций,  связанных  с  «последним  звуком  под 
лигой».  Сложность  здесь  связана  с  тем,

 

что  лига  как  штриховой 

символ  уже  несѐт  в  себе  определѐнную  информацию,  связанную    с 
артикуляцией и межзвуковой связью, и дополнительная информация, 

Последний звук в штрихе

 


background image

 

129 

которую  желательно  было  бы  иметь  о  «последнем  звуке»,  должна 
быть добавлена к лиге, а в случае 

portato

 – к лиге с чѐрточкой. 

 

Давайте рассмотрим конкретные ситуации, возникающие в свя-

зи  с

  «

последним  звуком  под  лигой»  перед  первым  звуком  другого 

штриха или первым звуком другой лиги, и возможные способы обоз-
начения таких ситуаций. 

 

1). Слитно с первым звуком другого штриха  

или другой лиги 

 

В этом случае главная задача редактора или педагога  – подчерк-

нуть  момент  слитности  со  следующим  звуком,  для  того  чтобы  избе-
жать  возможной,  но  нежелательной  цезуры.  Причѐм  сам  последую-
щий штрих здесь значения не имеет. Он может быть и слитным, и раз-
дельным. Тут важно найти приемлемый способ обозначения, который 
дополнительно напоминал бы исполнителю о недопустимости сокра-
щения последнего звука под лигой, о необходимости его

 соединения 

с последующим звуком. Обычно для этого применяется чѐрточка как 
символ максимальной выдержанности длительности звука.   

 

Legato

 с другими штрихами 

 

Теоретически  здесь  возникают  возможности  для  следующих 

вариантов:  

 

              №57а          №57б          №57в         №57г          №57д          №57е 

 

Практически  же  слитность  последней  ноты  под  лигой  с  первой 

нотой следующего штриха характерна только для первых трѐх штри-
ховых  сочетаний  (

57а

57б

  и 

57в)

.  В  этих  сочетаниях  традиционный 

способ  напоминания  о  необходимости  соединения  последней  ноты 
под лигой со следующей выглядит так: 

 

               № 57ж                             № 57з                            № 57и

 

 

Здесь  определѐнная  проблема  заключена  в  том,  что  сочетание 

лиги  с  чѐрточкой  используется  и  для  обозначения  штриха 

portato

Поэтому  применение  чѐрточки  в  рассматриваемой  ситуации  может 
быть  воспринято  не  как

 

напоминание  о  необходимости  предельно 

выдержать  длительность  и  избежать  цезуру  перед  атакой  следую-
щего  звука,  а  как  рекомендация  к  применению  мягкой  атаки  (см. 
также пример № 26). 

 


background image

 

130 

№ 56а   Валторна                            Л. ван Бетховен.   Симфония № 3,  ч. I

 

 

       №58                                              А. Томази.   Этюд для трубы 

 

              

 

              №59

                                

Г. Ф. Телеман.   Соната, ч. I

 

 

             №60                                                                  А. Лядов.   Прелюдия 

 

Соединение 

legato

  с 

portato

  (как  и  обратный  вариант)  опасений, 

связанных  с  возможным  нарушением  слитности  звукизвлечения,  не 
вызывает только в случае объединения обоих штрихов одной лигой. 

 

                              № 57к                                     № 57л

 

 

(См. также пример № 53.)

 

 
 

Portato

 с другими штрихами 

 

Практически возможные варианты:

 

 

                             № 61а                          № 61б                      № 61в

 

      

 

 

В этой ситуации вообще непонятно, как применить дополнитель-

ную чѐрточку для напоминания о нежелательности цезуры. 

 

№ 62                                                                        К. Давыдов.   Романс