ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других органи- заций;
- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием ос- новных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме ино- странной валюты), товаров, продукции;
- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в поль- зование денежных средств (кредитов, займов);
- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными орга- низациями;
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- возмещение причиненных организацией убытков;
- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
- курсовые разницы;
- сумма уценки активов;
- перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотво- рительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприя- тий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского харак- тера и иных аналогичных мероприятий.
Прочими расходами также являются расходы, возникающие как по- следствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (сти- хийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).
2. Доходы предприятия: понятие и виды. Выручка от реализации
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и
(или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой ор- ганизации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
12
Согласно ПБУ не признаются доходами организации следующие по- ступления от других юридических и физических лиц:
- суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;
- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
- в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
- авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
- задатка;
- в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имуще- ства залогодержателю;
- в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
Доходы организации в зависимости от их характера, условия получе- ния и направлений деятельности организации подразделяются на:
доходы от обычных видов деятельности;
прочие доходы;
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от про- дажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (выручка от реализации).
Выручка от реализации – это сумма денежных средств, поступающая на счета предприятия за отгруженную покупателям продукцию или оказан- ные им услуги. Формула выручки от реализации имеет вид:
В=Р х Ц,
где В – это выручка,
Р – объем реализации,
Ц – стоимость реализации одного изделия
Поступление выручки на счета – это завершающая стадия кругооборо- та средств предприятия, имеющая определяющее значение для обеспечения его дальнейшей нормальной хозяйственной деятельности. Методы исчисле-
13 ния выручки от реализации и определение момента реализации имеют суще- ственное значение для расчета финансовых показателей предприятия.
Момент реализации (продажи) продукции (работ, услуг) подтверждает- ся переходом права собственности от одних лиц к другим, в соответствии с условиями договора купли-продажи, мены, поставки и т.п.
В практике применяется два метода формирования выручки:
По факту оплаты продукции - факт реализации считается совершенным при поступлении суммы денежных средств на расчетный счет или кассу предприятия от покупателей (кассовый метод).
По факту отгрузки продукции - факт реализации считается совершенным при отгрузке продукции покупателю и предъявлении расчетных документов два (метод начислений).
Право выбора метода определения выручки от продаж предоставлено предприятиям, которое отражают принятое решение в приказе по учетной политике. Однако для целей налогообложения выручка должна учитываться по отгрузке.
На величину выручки от реализации влияют три основных фактора:
- объем реализованной продукции. Чем больше объем продаж в нату- ральном выражении, тем больше выручка от реализации. В свою очередь, объема продаж зависит от объема выпуска товарной продукции и изменение остатков нереализованной товарной продукции.
- уровень цен на реализованную продукцию – оказывает прямое влия- ние на величину выручки;
- ассортимент (структура) реализованной продукции -
Увеличение доли более дорогостоящей продукции в общем объеме реализации ведет к увеличению выручки.
Существует два основных метода исчисления выручки от реализации.
1. Метод прямого счета заключается в том, что по каждому изделию в отдельности подсчитывается объем от реализации в отпускных ценах, а затем результаты складываются. Данный метод применяется при небольшом ассор-
14 тименте выпускаемой продукции и в случае, когда имеются соответствую- щие договора на поставку продукции по соответствующим ценам.
Выручка от реализации рассчитывается по формуле: где
- выручка от продаж в планируемом периоде;
- цена единицы i-го вида продукции; n- всего видов продукции;
- объем реализации i-го вида продукции в натуральном выражении.
2. Расчетный метод. В этом случае плановая величина выручки от реализации определяется исходя из величины ожидаемых остатков нереали- зованной продукции на начало и на конец планового периода, а также от ве- личины прогнозируемого выпуска товарной продукции в плановом периоде
(ТПП).
Отсюда формула расчета плановой величины выручки от реализации продукции:
В = О
1
+ ТП – О
2
,
где О
1
– остатки нереализованной продукции на начало года;
ТП – выпуск товарной продукции по плану;
О
2
– остатки нереализованной продукции на конец планируемого года.
Наряду с доходами, связанными с основной деятельностью предпри- ятия получают прочие доходы.
Прочими доходами являются:
- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникаю- щих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов ин- теллектуальной собственности;
- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других ор- ганизаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
15
- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятель- ности (по договору простого товарищества);
- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
- поступления в возмещение причиненных организации убытков;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым ис- тек срок исковой давности;
- курсовые разницы;
- сумма дооценки активов;
- прочие доходы.
Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (сти- хийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость мате- риальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановле- нию и дальнейшему использованию активов, и т.п.
3. Прибыль: понятие, функции, виды. Показатели рентабельности
Прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый ре- зультат деятельности предприятия, основа финансовой стабильности пред- приятия, источник его развития. Максимизация прибыли – одна из главных целей развития предприятия и непосредственный объект финансового ме- неджмента.
16
Напомним, что в экономической теории принято различать экономиче- скую и бухгалтерскую прибыль.
Экономическая прибыль равна выручке от реализации за вычетом эко-
номических издержек производства, которые включают:
- внешние (денежные, явные) издержки - денежные платежи, сде- ланных фирмой поставщикам факторов производства (заработная плата, рас- ходы на сырье и материалы, арендная плата и т.п.). Такого рода издержки производства учитываются бухгалтерами и потому называются бухгалтер- скими;
- внутренние (неявные) издержки - это денежные доходы, которыми жертвует фирма, самостоятельно используя принадлежащие ей ресурсы, т.е. это доходы, которые могли бы быть получены фирмой за самостоятельно ис- пользуемые ресурсы (денежные средства, помещения, оборудование и т.п.) при наилучшем из возможных способов их применения. Например, если фирма располагается в помещении, принадлежащем ей, то тем самым фирма упускает возможность сдать это помещение в аренду и получать арендную плату.
В отличие от экономической прибыли бухгалтерская прибыль равна выручке от реализации продукции за вычетом бухгалтерских (внешних, яв- ных) издержек производства, т.е. бухгалтерская прибыль (убыток) – положи- тельная (отрицательная) разница между доходами и расходами коммерческой организации. В дальнейшем, при анализе прибыли речь будет идти именно о бухгалтерской прибыли.
Прибыль выполняет ряд важнейших функций.
Прибыль служит экономическим показателем, характеризующим фи-
нансовые результаты хозяйственной деятельности. Прибыль является по- казателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости и т.д. По показателю прибыли определяется уровень
17 отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предпри- ятия. Как основной показатель, характеризующий финансовые результаты де- ятельности предприятия, прибыль находится под влиянием множества внут- ренних и внешних факторов.
Внутренние (субъективные) факторы, влияющие на величину прибыли:
- организационно-технический уровень производства;
- уровень управления деятельностью предприятия;
- конкурентоспособность выпускаемой продукции;
- уровень производительности труда;
- затраты на производство и реализацию продукции;
- уровень цен на готовую продукцию и т.п.
Внешние (объективные, не зависящие от предприятия) факторы:
- уровень цен на потребляемые ресурсы;
- нормы амортизационных отчислений;
- конъюнктура рынка и т.п.
Многообразие факторов, влияющих на прибыль, делает необходимым при анализе прибыли проведения ее факторного анализа, т.е. определения влияния отдельных факторов на величину прибыли.
Стимулирующая функция. Стимулирующая функция прибыли связана с тем, что она служит одним из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия. Величина чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
Фискальная функция. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования выполнения государством своих функций, государственных
18 инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов.
Виды прибыли. Поскольку факторами формирования прибыли являются отдельные виды доходов и расходов предприятий, то это делает возможным обособление различных показателей прибыли. Наиболее полные сведения и компоненты прибыли приводятся в форме № 2 годовой бухгалтерской отчет- ности - «Отчет о финансовых результатах», который содержит следующие по- казатели прибыли:
Валовая прибыль = разница между выручкой и себестоимостью
Прибыль от продаж = валовая прибыль минус коммерческие (расходы, которые связаны со сбытом произведенной продукции) и управленческие расходы.
Прибыль до налогообложения (налогооблагаемая прибыль) = прибыль от продаж плюс доходы от иных предприятий (доходы от вложений средства в уставной капитал других предприятий), плюс проценты по депозитам и цен- ным бумагам, которые предприятие должно получить, плюс иные доходы
(суммы, полученные за реализацию внеоборотных и оборотных средств, полу- ченные штрафы, проценты, доходы от долевого участия) минус проценты, рас- ходы на проценты по займам или кредитам, которые необходимо оплатить, минус иные расходы (уплаченные штрафы, проценты, долги.).
Чистая прибыль= прибыль (до вычета налогов), минус налог на прибыль
(текущий), плюс/ минус постоянные обязательства по налогам, плюс/минус изменения суммы отложенных налоговых платежей, минус доплаты, пени, пе- реплаты по налогам и др.
Схема формирования чистой прибыли представлена на рис. 2.
19
Рис.1. Формирование показателей прибылей.
Следующий вопрос, который возникает при анализе прибыли – это во- прос ее распределения. Объектом распределения является прибыль до налого- обложения предприятия, скорректированная на отложенные налоговые активы/ обязательства. Под распределением прибыли понимается направление прибы- ли в бюджет и по статьям использования на предприятии.
К принципам распределения прибыли относят:
прибыль, получаемая предприятием в результате производственно- хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государст- вом и предприятием;
прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены;
II. Доходы от участия в других организациях
Выручка
Себестоимость продаж минус
Валовая прибыль (убыток)
минус
Управленческие расхо‐
Коммерчески расходы
Прибыль (убыток) от продаж
Проценты к получению (+)/ Проценты к упла‐
Прочие доходы (+)/Прочие расходы (‐)
Прибыль (убыток) до налогообложения
Чистая прибыль (убыток) отчетного года
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Текущий налог на прибыль (‐)
Изменение отложенных налоговых обязательств /активов
(
)
20
величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать заинтересованности в росте объема произ- водства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансо- вой деятельности.
Прибыль распределяется между государством, собственниками пред- приятия и самим предприятием.
Прибыль, остающаяся послу уплаты налога на прибыль, может быть распределена на потребляемую часть (выплата дивидендов) и реинвестиро- ванную часть (нераспределенная прибыль).
В условиях рыночной экономики государство не вмешивается в вопро- сы распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Вместе с тем через налоговые льготы оно стимулирует на- правление прибыли на капитальные вложения производственного назначе- ния, строительства жилья, на благотворительные цели, финансирование при- родоохранных мероприятий, проведение научно- исследовательских работ и т.п.
Внутри предприятия распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и дивидендов, пеней и штрафов. Порядок распределения прибыли регламентируется внутренними документами предприятия (учетной полити- кой, уставом организации). В соответствии с уставом или решением распоря- дительного органа создаются фонды: накопления, потребления, социальной сферы, резервные фонды.
Чистая прибыль - это, по существу, источник самофинансирования предприятия. В условиях хозяйственной самостоятельности предприятия имеют право выбирать направления использования оставшейся в их распоряжении прибыли.
При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частью с целью обеспечения:
- требуемого объема инвестиций в производство;