Файл: Министерство науки и высшего образования российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский государственный университет Гуманитарнопедагогический институт 44..docx
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Психология детства »
Студент | Ксения Владимировна Азязова | |
| | |
Группа | ППОбп-2102а | |
| | |
Преподаватель | Екатерина Владимировна Некрасова | |
| | |
Тольятти 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования
1.1 .Проблема развития речи в психологии и педагогике. ……………...5
1.2. Особенности развития речи в раннем возрасте……………………8
Выводы по первой главе………………………………………………………11
Глава 2 Экспериментальное изучение проблемы исследования
2.1.Организация и методика исследования ………………………………12
2.2.Результаты исследования……………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………..17
Список используемой литературы…….........................................................19
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одним важнейшим механизмом познания человека мира является общение с другими людьми посредством речи. Если в раннем детстве данный механизм не будет усвоен ребенком, его дальнейшая социализация будет осложнена целым рядом обстоятельств, начиная с мышления и заканчивая трудностями в общении со сверстниками и другими людьми.
Речь - это способность говорить, выражать словами наши мысли. Речь напрямую зависит от умственной деятельности и определяет ею и вместе с тем показателем уровня умственного развития. Для развитию речи нужно общаться, стараться разговаривать с ребенком как можно чаще: описывать предметы, которые привлекли его внимание, а также ваши совместные действия. Совместные действия лучше всего облечь в форму игры. Играя с взрослым, малыш осваивает очень многие действия, овладеть которыми сам бы он не смог бы.Как известно, именно подражание имеет место при овладении речью .
Даной проблемой занимались такие авторы, как М. М. Кольцова , Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев , Р.С.Немова, М.И.Лисина и др.
М. М. Кольцова отмечает что речь детей находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики рук .
А.А.Леонтьев отмечал, что использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью.
Л.С.Выготский, исследуя проблему мышления и речи, установил, что мышление отделено от речи.
Цель исследования - изучить особенности речевого развития в раннем детстве.
Объект исследования - уровень развития речи
Предмет исследования- особенности речевого развития в раннем детстве.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ проблемы исследования.
2.Рассмотреть особенности развития речи в раннем детстве.
2.Изучить и подобрать методику исследования по выбранной проблеме.
3.Провести исследование и проанализировать полученные результаты.
Гипотеза исследования:можно предположить, что уровень развития речи в группе детей раннего детского возраста развит недостаточно.
Методы исследования:
тереоретический анализ литературы , наблюдение, эксперимент, беседа.
Иследование проводилось СП д/с «Теремок»..Количество детей-10.
Поставленные задачи решались с помощью следующих методов :
1.тереоретический анализ литературы.
2. использование методик для развития речи раннего возраста.
3.Методы математической обработки.
Работа состоит из следующих структурных компонентов: введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1.Теоретический анализ проблемы
-
Проблема развития речи в психологии и педагогике
Возникновение речи связано с мозговой деятельностью .Речь является важнейшей социальной функцикй, для ее развития одних только биологических предпосылок недостаточно, так как речь возникает при условии общения с ребенком[30].
«К раннему детству относят возрастной период от 1 до 3 лет. В ряду новообразований раннего возраста Л.С Выготстский называет речь. Развитие речи как средство общения, как средства понимания речи окружающих представляет собой центральную линию развития ребенка этого возраста и существенно меняет отношение ребенка к окружающей среде».[27, с.210]
«Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. А вот следующий этап - психологическое отделение от матери - наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания»[9,с.36].
Речь – это сложная система условных рефлексов. Согласно И.П. Пав-
лову, у людей она состоит только из слов. Работа этой системы заключается в анализе и синтезе речевых высказываний. [17].
Речь представляет собой определенные звуки, которые представлены в зрительной и звуковой форме. Звуки и написанные слова сначала для человека являются нейтральными раздражителями[7].
Овладение речи бывает пассивным и активным . Речь строится с помощью слов. Каждое слово имеет свой смысл. Сначала ребенок воспринимает слово как какой-то предмет, постепенно учится общаться со взрослым. Ребенок пытается говорить помощью жестов, мимики, указания на предметы [20].
Речь ребенка связана непосредственно с предметами и явлениями окружающего мира. Это создает предпосылки для умственного развития [28].
М. И. Лисина, «общение имеет самое прямое отношение к развитию личности у детей, так как уже в своей самой примитивной, непосредственно–эмоциональной, форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом общественных взаимоотношений, который и составляет сущность личности».
В. Штерн считает что слово имеет главное место в развитии раннего возраста. С помощью слов ребенок познает мир в целом[21].
В процессе общения ребенок вслушивается в слова, обращает внимание на жесты,подражает взрослым. Ребенок очень быстро обучается ответному действию[15].
К. Бриджес отмечает, что в период раннего детства из неудовольствия выделяются эмоции страха, гнева и страдания, равно как из удовольствия выделяются радость, привязанность-любовь и собственно удовольствие [29].
М.М Кольцова, Гвоздев А.Н, отмечают ранний возраст как характерный этап развития детской речи факт, что первые фразы ребенка совершенно стереотипныи представляют собой воспроизведения словосочетаний, наиболее часто повторяемых окружающими.
«А.Н.Леонтьев связывал речь с образами предметов и явлений окружающего мира»[28].
«Р. С. Рубинштейн отмечает, что факт столь раннего появления форм в речи ребенка, выражающих причинные, а затем различные логические отношения в сопоставлении с данными об умственном развитии ребенка говорит о том, что оперирование словами, которые выражают отношения причинности, основания, противопоставления в привычных построениях, не доказывает, что ребенок вполне осознал и те принципы или отношения, для выражения которых они служат в речи взрослых»[18, стр.437].
Основными причинами задержки появления речи у ребенка являются:
-
Темповая задержка речевого развития. Это означает, что у ребенка сдвигаются только сроки появления речи; -
Снижение или полная потеря слуха; -
Первичное речевое недоразвитие(алалия) возникает в результате повреждения речевых отделов коры головного мозга в период внутриутробного развития или в раннем возрасте; -
Коммуникативные нарушения( синдром раннего детского аутизма) -
Раннее органическое повреждение головного мозга нарушает познавательное и речевое развитие ребенка
Хорошо развитая речь имеет психологический аспект- это умение сосредоточиться, выделить главное, отважно начать высказывание и почувствовать, когда надо завершить его. Как мы видим, если речь достаточно хорошо развита, то она задействует волю, самоконтроль, требует проявления внимания, правильного соотношения реакций возбуждения и торможения[16].
-
Особенности развития речи в раннем детстве
Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития сознания ребенка, его личности в целом. Через активное речевое общение с окружающими людьми ребенок получает основную информацию, необходимую для его личностного развития. Речь содержит в себе словесные поощрения и наказания, средства контроля и самоконтроля поведения» [16,с.156].
«В раннем детстве речь ребенка развивается с помощью предметов. Развитие речи зависит способствует пониманию речи взрослого и формирование детской речи»[5,с.43].
«Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить предмет или действие, как ребенок запоминает их названия» [27,с.208].
«Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения. Речь появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии
взрослого на ребенка» [22,с.20].
В раннем возрасте ребенок воспринимает слово, обозначающее определенный предмет, но не сознает до конца значение слова[11].
Согласно культурно-исторической концепции Л.В. Выготского развитие речи непрерывно связано с развитием мышления ребенка [19].
«Выготский Л.С считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. А. Р. Лурия выдвинул положение о том, при выполнении речевой инструкции взрослого ребенком, коренным образом отличаются от непроизвольных движений: в его основе лежат не врожденные потребности, и в то же время оно не возникает как ответ на непосредственно воспринимаемую ситуацию»[6].
Уже с грудного возраста ребенок слышит звукам, следит за мимикой и жестами взрослых.Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов [4]