Файл: Министерство науки и высшего образования российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский государственный университет Гуманитарнопедагогический институт 44..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
44.03.02 Психолого-педагогическое образование

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Психология детства »

Студент

Ксения Владимировна Азязова













Группа

ППОбп-2102а













Преподаватель

Екатерина Владимировна Некрасова













Тольятти 2023


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования

1.1 .Проблема развития речи в психологии и педагогике. ……………...5

1.2. Особенности развития речи в раннем возрасте……………………8

Выводы по первой главе………………………………………………………11

Глава 2 Экспериментальное изучение проблемы исследования

2.1.Организация и методика исследования ………………………………12

2.2.Результаты исследования……………………………………………….13


Заключение……………………………………………………………………..17

Список используемой литературы…….........................................................19

Приложения

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одним важнейшим механизмом познания человека мира является общение с другими людьми посредством речи. Если в раннем детстве данный механизм не будет усвоен ребенком, его дальнейшая социализация будет осложнена целым рядом обстоятельств, начиная с мышления и заканчивая трудностями в общении со сверстниками и другими людьми.

Речь - это способность говорить, выражать словами наши мысли. Речь напрямую зависит от умственной деятельности и определяет ею и вместе с тем показателем уровня умственного развития. Для развитию речи нужно общаться, стараться разговаривать с ребенком как можно чаще: описывать предметы, которые привлекли его внимание, а также ваши совместные действия. Совместные действия лучше всего облечь в форму игры. Играя с взрослым, малыш осваивает очень многие действия, овладеть которыми сам бы он не смог бы.Как известно, именно подражание имеет место при овладении речью .

Даной проблемой занимались такие авторы, как М. М. Кольцова , Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев , Р.С.Немова, М.И.Лисина и др.

М. М. Кольцова отмечает что речь детей находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики рук .

А.А.Леонтьев отмечал, что использо­вание разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью.

Л.С.Выготский, исследуя проблему мышления и речи, установил, что мышление отделено от речи.

Цель исследования - изучить особенности речевого развития в раннем детстве.

Объект исследования - уровень развития речи

Предмет исследования- особенности речевого развития в раннем детстве.

Задачи исследования:

1.Провести теоретический анализ проблемы исследования.

2.Рассмотреть особенности развития речи в раннем детстве.

2.Изучить и подобрать методику исследования по выбранной проблеме.

3.Провести исследование и проанализировать полученные результаты.

Гипотеза исследования:можно предположить, что уровень развития речи в группе детей раннего детского возраста развит недостаточно.

Методы исследования:

тереоретический анализ литературы , наблюдение, эксперимент, беседа.

Иследование проводилось СП д/с «Теремок»..Количество детей-10.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов :

1.тереоретический анализ литературы.

2. использование методик для развития речи раннего возраста.

3.Методы математической обработки.

Работа состоит из следующих структурных компонентов: введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1.Теоретический анализ проблемы


    1. Проблема развития речи в психологии и педагогике

Возникновение речи связано с мозговой деятельностью .Речь является важнейшей социальной функцикй, для ее развития одних только биологических предпосылок недостаточно, так как речь возникает при условии общения с ребенком[30].

«К раннему детству относят возрастной период от 1 до 3 лет. В ряду новообразований раннего возраста Л.С Выготстский называет речь. Развитие речи как средство общения, как средства понимания речи окружающих представляет собой центральную линию развития ребенка этого возраста и существенно меняет отношение ребенка к окружающей среде».[27, с.210]

«Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. А вот следующий этап - психологическое отделение от матери - наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания»[9,с.36].

Речь – это сложная система условных рефлексов. Согласно И.П. Пав-

лову, у людей она состоит только из слов. Работа этой системы заключается в анализе и синтезе речевых высказываний. [17].

Речь представляет собой определенные звуки, которые представлены в зрительной и звуковой форме. Звуки и написанные слова сначала для человека являются нейтральными раздражителями[7].

Овладение речи бывает пассивным и активным . Речь строится с помощью слов. Каждое слово имеет свой смысл. Сначала ребенок воспринимает слово как какой-то предмет, постепенно учится общаться со взрослым. Ребенок пытается говорить помощью жестов, мимики, указания на предметы [20].


Речь ребенка связана непосредственно с предметами и явлениями окружающего мира. Это создает предпосылки для умственного развития [28].

М. И. Лисина, «общение имеет самое прямое отношение к развитию личности у детей, так как уже в своей самой примитивной, непосредственно–эмоциональной, форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом общественных взаимоотношений, который и составляет сущность личности».

В. Штерн считает что слово имеет главное место в развитии раннего возраста. С помощью слов ребенок познает мир в целом[21].

В процессе общения ребенок вслушивается в слова, обращает внимание на жесты,подражает взрослым. Ребенок очень быстро обучается ответному действию[15].

К. Бриджес отмечает, что в период раннего детства из неудовольствия выделяются эмоции страха, гнева и страдания, равно как из удовольствия выделяются радость, привязанность-любовь и собственно удовольствие [29].

М.М Кольцова, Гвоздев А.Н, отмечают ранний возраст как характерный этап развития детской речи факт, что первые фразы ребенка совершенно стереотипныи представляют собой воспроизведения словосочетаний, наиболее часто повторяемых окружающими.

«А.Н.Леонтьев связывал речь с образами предметов и явлений окружающего мира»[28].

«Р. С. Рубинштейн отмечает, что факт столь раннего появления форм в речи ребенка, выражающих причинные, а затем различные логические отношения в сопоставлении с данными об умственном развитии ребенка говорит о том, что оперирование словами, которые выражают отношения причинности, основания, противопоставления в привычных построениях, не доказывает, что ребенок вполне осознал и те принципы или отношения, для выражения которых они служат в речи взрослых»[18, стр.437].

Основными причинами задержки появления речи у ребенка являются:

  1. Темповая задержка речевого развития. Это означает, что у ребенка сдвигаются только сроки появления речи;

  2. Снижение или полная потеря слуха;

  3. Первичное речевое недоразвитие(алалия) возникает в результате повреждения речевых отделов коры головного мозга в период внутриутробного развития или в раннем возрасте;

  4. Коммуникативные нарушения( синдром раннего детского аутизма)

  5. Раннее органическое повреждение головного мозга нарушает познавательное и речевое развитие ребенка


Хорошо развитая речь имеет психологический аспект- это умение сосредоточиться, выделить главное, отважно начать высказывание и почувствовать, когда надо завершить его. Как мы видим, если речь достаточно хорошо развита, то она задействует волю, самоконтроль, требует проявления внимания, правильного соотношения реакций возбуждения и торможения[16].


    1. Особенности развития речи в раннем детстве


Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития сознания ребенка, его личности в целом. Через активное речевое общение с окружающими людьми ребенок получает основную информацию, необходимую для его личностного развития. Речь содержит в себе словесные поощрения и наказания, средства контроля и самоконтроля поведения» [16,с.156].

«В раннем детстве речь ребенка развивается с помощью предметов. Развитие речи зависит способствует пониманию речи взрослого и формирование детской речи»[5,с.43].

«Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить предмет или действие, как ребенок запоминает их названия» [27,с.208].

«Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения. Речь появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии

взрослого на ребенка» [22,с.20].

В раннем возрасте ребенок воспринимает слово, обозначающее определенный предмет, но не сознает до конца значение слова[11].

Согласно культурно-исторической концепции Л.В. Выготского развитие речи непрерывно связано с развитием мышления ребенка [19].

«Выготский Л.С считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. А. Р. Лурия выдвинул положение о том, при вы­полнении речевой инструкции взрослого ребенком, коренным об­разом отличаются от непроизвольных движений: в его основе лежат не врожденные потребности, и в то же время оно не воз­никает как ответ на непосредственно воспринимаемую ситуа­цию»[6].

Уже с грудного возраста ребенок слышит звукам, следит за мимикой и жестами взрослых.Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов [4]