Файл: Министерство науки и высшего образования российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский государственный университет Гуманитарнопедагогический институт 44..docx
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ч.Дарвин считал, что детская речь отличается от взрослых , тем то ребенок произносит непонятные слова. 21].
Возникновение речи считается индивидуальным процессом, Овладение словом зависит от разных причин[14].
В развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Старайтесь говорить с ребенком четко, немногословно, так чтобы ему стало ясно, что обозначает данное слово [3].
Для того чтобы ребенок понял какое- либо слово, предмет о котором идет речь, должен находиться в поле его зрения, а взрослы интонацией, мимикой или жестами должен помогать обратить на него внимание. Для того чтобы помочь ребенку запоминать названия чего либо- можно рассказывать стишки и потешки, в которых упоминаются эти слова[8].
Развитие ребенка раннего возраста связано с психическими процессами все основные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. В этом возрасте идет процесс отделения действия от предметов [23].
В возрасте одного года развивается зрительное и слуховое сосредоточение, развивается понимание речи. Общение строится изначальо на эмоциях, с появлением слов- на основе речи[12].
В 2 года развивается способность к подражанию, пониманию речи. Речь становится более осмысленной. Считается что до 1,5 лет у ребенка фразовая речь[12].
«К трем годам речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые совершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов с стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. [12].
Если подражательные способности малыша снижены, то необходимо стимулировать разные подражания, начиная с крупных движений рук и ног, побуждать его выполнять по подражанию элементарные действия с предметами. При этом вначале ребенок учиться воспроизводить по показу( а не по словесному указанию) взрослого уже знакомые ему движения, а затем и новые[26].
В дальнейшем предлагается повторять за взрослым движения кистей и пальцев рук. Различные «пальчиковые игры» как и действия с мелкими предметами, как доказывают исследования М.М.Кольцовой, активизируют соответствующие структуры мозга[26].
Выводы по первой главе
Овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики. Речь возникает и развивается как средство общения со взрослым. Постепенно становится средством мышления и средством овладения своим поведением.Значение слов ребенка остается неизменным, а проходит определенный путь своего развития.
Л.С. Выготский, Р.С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев считают, что речь о влияет на умственное развитие ребенка. Речь развивается по средством общения со взрослым, затем становится средством мышления и средством овладения своим поведением.
Основными причинами задержки появления речи у ребенка являются: темп, проблемы с слуховым аппаратом, повреждение отделов головного мозга, аутизм
В процессе овладения словом сначала является наличие самого предмета. Ребенок тянется к нему, сопровождая свои попытки мимическими и интонационно-выразительными движениями.
В последующем ребенок сразу переходит к произнесению нового слова, к его артикуляции. Ребенок начинает не просто смотреть на взрослого, но сосредотачивается на его губах, присматривается к артикуляции. После этого обычно появляются первые попытки произнести слово.
Таким образом ,в раннем возрасте происходит развитие зрительного и слухового аппарата. Возрастает способность детей к подражанию речи взрослого, речь ребенка до сих пор не четкая, произношение звуков тоже не внятное. Если подражательные способности малыша снижены, то необходимо стимулировать разные подражания, начиная с крупных движений рук и ног, побуждать его выполнять по подражанию элементарные действия с предметами.
Глава 2 Экспериментальное изучение проблемы исследования
2.1. Организация и методы исследования
В исследовании приняла участие младшая группа «Слезки» СП д/с «Теремок» . Данные испытуемых представлены в таблице 1. Для исследования принимался определенный комплекс методик, позволяющий выявить уровень испрессивной и эеспрессивной речи речи.
Задание № 1. «Изучение понимания речи».
Задание №2. « Найди игрушку».
Задание № 3 . «Кто это».
Задание № 4 «Беседа по картинке».
Оценка заданий проводилось с помощью системы баллов, представлено в таблице 8.
Таблица 8- Уровень речи
Импрессивная в баллах | В | В.с | С | Н |
Экспрессивная | 27-30 | 21-26 | 15-20 | 7-14 |
Импрессивная | 17-19 | 14-16 | 10-13 | 6-9 |
Общий уровень | 44-49 | 35-43 | 25-34 | 13-24 |
Таким образом, с помощью здаданий был выявлен уровень речи, результаты были получены.
2.2.Результаты исследования
Результаты уровня детей были получены с помощью методик. Они набрали уровень речи.
Методика 1. « Изучение понимания речи «. Результаты показали что высокого уровня не наблюдается, низкий уровень был выявлен 50%. Камиль М, Ксения М, Александра Т , Михаил М, Виктория О не понимают формулировку заданий, им нужно повторять задания несколько раз. Таисия С, Мария Е, Кирилл О показали средний уровень развития речи, что составляет 30% , у двоих наблюдается уровень выше среднего, что соответствует норме. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3- Выявление уровня восприятия речи взрослого
Уровень | Кол-во | % |
Высокий | - | - |
Выше среднего | 2 | 20% |
Средний | 3 | 30% |
Низкий | 5 | 50% |
Методика 2 « Знакомство с предметами» . Эльмира М и Матвей М показали высокий уровень понимания речи. Ребята следовали инструкциям и сосредоточено и внимательно слушали задания , не испытывая никаких трудностей . У 80 % отмечается средний уровень дети не понимают формулировку заданий или не испытуют каких- то положительных эмоций при выполнении заданий, допускают ошибки при действии с предметами, не озвучивают свои действия при игровой деятельности. Результаты предствавлены в таблице 4.
Таблица 4- Выявление уровня понимания речи
Уровень | Кол-во | % |
Высокий | 2 | 20% |
Выше среднего | - | - |
Средний | 9 | 80% |
Низкий | - | - |
Методика 3 « Назови предметы «. Эльмира М и Матвей М, высокий объем активного словаря, Низкий уровень речи у 30 %, это говорит о том, что словарный запас у детей нужно расширять, дети путают названия предметов, либо вовсе их не называют. Средний уроень у 10%. Выше среднего уровня отмечен у 40% что согласно уровня развития речи.
Таблица 5- Методика №3
Уровень | Кол-во | % |
Высокий | 2 | 20% |
Выше среднего | 4 | 40% |
Средний | 1 | 10% |
Низкий | 3 | 30% |
Методика 4. Беседа, составление рассказа по картине. 60% детей испытывают сложности при составлении предложений, неправильно их соласовывают в глагольных и адежных окончаниях,не умеют посторить рассказ по картине, просто перечисляют слова, или строят предложение из 2-3 слов. У остальных наблюдается средний уровень развития речи, все свидетельствует о том что нужно больше работать с иллюстрациями, чтобы развивать обьем активного словаря, учится конструировать предложения из различных частей речи, чтобы избегать в дальнейшем проблем при овладении речью.
Таблица 6- Методика №4
Уровень | Кол-во | % |
Высокий | - | - |
Выше среднего | - | - |
Средний | 4 | 40% |
Низкий | 6 | 60% |
Сравнительный анализ по заданиям №1 и №2 на восприятие и понимание речи показал, что средний уровень уровен отмечен у 30 %, что соответствует среднему уровню, выше среднего -20 %, а низкий уровень у 50 %, что позволяет сделать вывод что нужно больше уделять работы в таким заданиям.Результаты в таблице 7. Далее сравнивали результаты на задания №3 и №4, которые выявляли уровень произношения слов, звуков,результаты в таблице 9.
Таблица 7- Сравнительный анализ по уровня речи детей по № 1 и №2 заданию.
Имппрессивная речь | % |
Высокий | 0 |
Средний | 30% |
Выше среднего | 20% |
Низкий | 50% |
Таблица 9-Сравнительный анализ по заданиям №3 и 4
Экспресивная речь | % |
Высокий | 20% |
Выше среднего | 40% |
Средний | 10% |
Низкий и очень низкий | 30% |
Таким образом подведя итоги можно экспрессивной речь более развита, чем уровень импрсессивной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Новообразованием раннего возраста является развитие речи, как средство общения с другими и управления собой. Речь возникает и в процессе общения со взрослыми, что предполагает понимания ребенком речи». У детей в этом возрасте предметное восприятие: он начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать это знание в своих действиях с ними. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития.
«Вместе со зрительным развивается восприятие речи, в основе которого лежит фонематический слух: от восприятия слов как нерасчлененных звуковых комплексов с особенностями ритмического строения и интонаций ребенок постепенно переходит к восприятию их звукового состава»
«Мышление, основанное на внешних ориентировочных действиях, именуется наглядно-действенным, и это - основной тип мышления в раннем детстве. Мышление, в котором решение задачи осуществляется посредством внутренних действий с образами, называется наглядно-образным
«Переход к самостоятельной речи - важный этап в развитии ребенка. Он характеризуется интенсивным развитием понимания и активной речи, словаря ребенка .
В период с 1 до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится - предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания».
Список используемой литературы