Файл: Использование логических заданий для развития познавательного интереса младших школьников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использование логических заданий для развития познавательного интереса младших школьников
Почему одни люди легко решают сложные запутанные проблемы, а другие даже перед простой житейской задачкой становятся в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда принимать верное решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?
Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывать в себе определенные навыки и умения, а главное-привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.
Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново.
Огромная часть усваиваемого содержания, особенно в младших классах построена на сравнении. Именно эта операция лежит в основе классификации явлений и предметов и их систематизации.
Особые трудности возникают у учащихся при установлении причинно-следственных связей. Младшему школьнику легко устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине.
К окончанию 4 класса ребёнок должен научиться выявлять такие связи между понятиями, как рядоположенность, порядок следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.
Чтобы помочь ребёнку обеспечить своевременное развитие операций логического мышления, очень важно организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы на каждом уроке и во внеурочное время ребёнку предлагались игры, задания и упражнения, которые способствовали бы формированию логического мышления.
Использование логических заданий позволяют решать три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект:
1.Формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
2.Формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
3.Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект:
1.Развитие речи;
2.Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
3.Развитие сенсорной сферы;
4.Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект:
1.Формирование «Я - концепции».
В частности, предполагаемые задания позволят научить детей:
- описывать признаки предметов, слов;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать между собой предметы, слова;
- обобщать;
- классифицировать предметы, слова;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- определять отношение между предметами типа род – вид;
- давать определение тем или иным понятиям;
- развивать речь, находчивость и сообразительность.
Примеры некоторых заданий на логику.
1. Фокусы со словами.
А) Можно ли сома превратить в вола? Можно: сом-дом-дол-вол.
Изменять можно по одной букве и промежуточное слово должно существовать.
Превратите:
лук рак (лук-лак- рак)
мука река (мука-рука-река)
сад сок (сад-суд-сук-сок)
кок мак (кок-как-мак)
кум вол (кум-ком-кол-вол)
Это задание ребёнок должен не просто выполнить, а сделать с целью. Например: подчеркните слово в цепочке с безударной гласной; или подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.
Б) Слова-перевёртыши.
Учитель даёт слово в обратном порядке букв - дети записывают слово и выполняют, указанное учителем задание. Переворачивать можно и предложения.
В) Составление слов из букв:
- Образуй как можно больше слов из букв слова «электростанция». Буквы не должны быть использованы дважды.
Дети над такими заданиями любят размышлять во время урока, переменки и дома. Чтобы задание не занимало слишком много времени, можно ограничиться 2-3 словами. У всех они будут разными и их можно использовать для повторения склонений имён существительных, определения рода и т.д. Предлагаемые для работы слова: лекарство, гастроном, мясорубка, лестница …
Г) Запись 6 словарных слов так, чтобы каждое следующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего (арбуз-завод-директор-работа-альбом-морковь).
Словарные слова можно заменить словами с парными согласными, именами существительными 1 склонения, словами с безударными гласными и т.д.
Д) Составление новых слов из слогов:
Даны слова: автор, товарищ, мотор, бильярд.
Из каждого слова возьмите только первые слоги и запишите полученное слово (ав-то-мо-биль).
Даны слова: урожай, почемучка, садовник.
Из первого слова возьмите первый слог, из второго- второй, из третьего- третий. Запишите слово (у-че-ник). Слоги можно брать любые по счёту и слова давать разнообразные.
Задание: из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте слово:
1) автомобиль, тормоз (ав-тор)
2) колос, рота, ваза (ко-ро-ва)
3) молоко, нерест, таракан (мо-не-та)
4) кора, лото, боксёр (мо-не-та)
5) баран, рана, ,банщик (ба-ра-бан)
Задание: из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте слово:
1) соловей, (ло-то)
2) змея, рама (я-ма)
3) пуговица, молоток, лава (го-ло-ва)
4) укор, бузина, тина (кор-зи-на)
5) поворот, пороша, канава (во-ро-на)
Задание: из каждого слова взять последние слоги, составь новое слово:
1) мебель, ружьё (бель-ё)
2) соломка, пора, мель (ка-ра-мель)
3) лиса, бельмо, буклет (са-мо-лёт)
4) пуловер, пальто, билет (вер-то-лёт)
5) молоко, реле, берет (ко-ле-со)
6) смола, cлеза, берет (ла-за-рет)
Задание: из каждого слова возьми по одному любому слогу так, чтобы получилось слово:
1) пластинка, картинка, павлин (плас-ти-лин)
2) пастух, плотина, лагерь (пас-ти-ла)
3) сапоги, парашют, фантазия (са-ра-фан)
4) косари, заморозки, лётчик (са-мо-лёт)
5) мука, рагу, диван (ка-ра-ван)
6) карта, паутина, налёт (кар-ти-на)
7) вода, дорога, проба, невод (во-до-про-вод)
Выбор учителем заданий может быть любым, но должен зависеть от целей и дальнейшего хода урока.
2. Слова-матрёшки.
А) Найди слова внутри данных и запиши их. Примеры предлагаемых слов:
Победа (беда, еда, да), бусы, тапочки, машина, тумбочка, господин, удочка , коса, рыбак, дрожь, осадки, атом, трубил, резина.
Б) Раздели слово на два коротких.
Например:
горизонт = гори + зонт верхушки=____+_______
кипарис =_____+_____ макушки =_____+______
газель =_____+_____ волокно =_____+______
парус =_____+______ полоса =_____+______
В) Убери из слова одну букву. Она может быть в начале, середине или конце слова. Оставшиеся буквы должны образовать новое слово.
Искра – икра, полк, склон, красна, тепло, экран, уксус, беда, лампа, спрут, учебник.
Г) А теперь наоборот букву нужно приставить в начало и конец слова - получится другое.
Дар | у очки | б роза | г
Стол | б утка | ш усы | б
Шар | ф пар | к мех | с
Лень | о шёл | к оса | к
Логические задачи по русскому языку.
А) Мгновенное превращение.
- Переложите всего 1 палочку, чтобы имя мальчика превратилось в имя девочки. Напиши это имя.
Т о л я (ЮЛЯ)
Б) Щенок-непоседа.
У собаки Жульки было четыре щенка. Бим, Рекс, Шарик и …. А вот четвёртый щенок постоянно куда-то пропадал. Как его звали? Догадайтесь и запишите: Бобик, Дружок или Тузик?
(Бим- 3 буквы, Рекс- 4 буквы, Шарик- 5 букв, значит, четвёртого звали Дружок- 6 букв.)
В) Какое слово?
Конь, белка, ёж, крот, коза, лиса, мышь, енот.
Отгадай слово, которое я читаю из данных.
Подсказка: в нём два слога, а звуков больше, чем букв. (Енот)
Задание может быть и другим.
Подсказка: это слово на конце с мягким знаком и оно 2 склонения и т.д.
Г) Найдите слово.
Какое слово из данных лишнее?
белка газета
гусь забор
медведь дерево
утка
(утка - т.к., начинается с гласной)
3. Восстановление слов и предложений.
А) Помоги Пятачку.
Пятачок попал в беду. Он написал письмо, но его размыло водой. Восстанови письмо Пятачка.
« Сп..с..т.., п..м..г..т..! М..й д..м з..т..п..л.. в..д..! Я в б..д..! П..т..ч..к.»
Так как основная часть орфограмм – это гласные, то такие задания дают возможность повторить большое количество правил.
Б) Вывески.
Однажды на город налетел ураган. Он сорвал с магазинов вывески, а на других оторвал отдельные буквы. Восстанови названия.
МЕБ..Л.. ЦВ..ТЫ
ХЛЕ.. ДЕ….К…. ОБУ….
В) Перед вами слова, но с пропущенными буквами. Одна точка соответствует одной букве. Запиши слова.
м . . . . дь ж . . . ф
в . . . . . д б . . . . . т
з . . ц
Г) Таинственная буква.
Чёрточка обозначает, что тут пропущена буква. Какие слова могли бы получиться?
-- А Ш А
-- А Й К А
4. Задания, на развитие внимания и памяти.
А) Письмо на доске.
Учитель пишет слово по буквам, а его помощник стирает первую букву, как только написана вторая; вторую, как только написана третья и т.д. Дети видят на доске только по одной букве и запоминают их по порядку. В итоге, слово нужно произвести целиком и записать в тетрадь. Такой приём очень активизирует внимание учащихся.
Б) Будь внимателен.
Нужно подготовить 7-8 экземпляров карточек с одинаковыми словами. Набор карточек должен содержать 4-6 разных слов. Учитель берёт разное количество карточек с одинаковыми словами и, перемешав их, поочерёдно показывает их детям, и складывает карточки в стопку. Он может и не показывать слова, а вслух прочитать их. После того, как все карточки переложены в стопку, даётся задание:
Запишите слово, которое повторяется большее количество раз.
Роль учителя может выполнить и ребёнок.
В) Без ошибок.
Учитель даёт задание узнать, как пишется слово по орфографическому словарю. Тот ученик, который быстрее найдёт слово - записывает его на доске. Так находятся и записываются на доску 5-6 слов. Затем слова на доске закрываются. Дети их пишут по памяти и только потом их сверяют с доской.
Например: опасность бешеный нежданно-негаданно
русский виноград
Г) Что за чем?
Расставь слоги, в определённой последовательности. Объясни почему.
Лю ло ла лё лы ле ли лу ля лэ
(по алфавитному порядку гласных)
Е) Кто наблюдательнее?
Запишите (или назовите) 5 предметов, которые находятся в классе.
-Это должно быть имя существительное женского рода.
- Это должны быть слова, начинающиеся с буквы «к».
- Это должны быть слова их двух слогов и.т.д.
Задания могут быть разными.
Д) Шаги в русский язык.
Дети делают заданное количество шагов, называя слова по заданному признаку.
Например:
- Сделай 10 шагов, называя имена прилагательные мужского рода.
- Сделай 8 шагов, называя глаголы в прошедшем времени, женского рода и.т.д.
Такие грамматические разминки полезны на каждом уроке.
Е) Алфавит вокруг нас.
Детям предлагается в алфавитном порядке написать в течении 5-10 минут названия окружающих их предметов и вещей, находящихся в классе.
Ж) Игра «В определения».
Детям даются карточки с названием предметов (например: автобус, яблоко, озеро, ромашка…). Предлагается ученику, взявшему одну из карточек, в течении 1 минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть своё слово и жестикулировать руками. Позже можно ограничить: рассказать об объекте, называя глаголы или только прилагательные.
З) Объясни родство.
- Попробуйте объяснить «родство» следующих пар слов.
диктор - диктант