Файл: Использование логических заданий для развития познавательного интереса младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Использование логических заданий для развития познавательного интереса младших школьников
Почему одни люди легко решают сложные запутанные проблемы, а другие даже перед простой житейской задачкой становятся в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда принимать верное решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?

Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывать в себе определенные навыки и умения, а главное-привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.

Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново.

Огромная часть усваиваемого содержания, особенно в младших классах построена на сравнении. Именно эта операция лежит в основе классификации явлений и предметов и их систематизации.

Особые трудности возникают у учащихся при установлении причинно-следственных связей. Младшему школьнику легко устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине.

К окончанию 4 класса ребёнок должен научиться выявлять такие связи между понятиями, как рядоположенность, порядок следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

Чтобы помочь ребёнку обеспечить своевременное развитие операций логического мышления, очень важно организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы на каждом уроке и во внеурочное время ребёнку предлагались игры, задания и упражнения, которые способствовали бы формированию логического мышления.

Использование логических заданий позволяют решать три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект:


1.Формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения;

2.Формирование и развитие общеучебных умений и навыков;

3.Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект:

1.Развитие речи;

2.Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;

3.Развитие сенсорной сферы;

4.Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект:

1.Формирование «Я - концепции».

В частности, предполагаемые задания позволят научить детей:

- описывать признаки предметов, слов;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать между собой предметы, слова;

- обобщать;

- классифицировать предметы, слова;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- определять отношение между предметами типа род – вид;

- давать определение тем или иным понятиям;

- развивать речь, находчивость и сообразительность.

Примеры некоторых заданий на логику.
1. Фокусы со словами.

А) Можно ли сома превратить в вола? Можно: сом-дом-дол-вол.

Изменять можно по одной букве и промежуточное слово должно существовать.

Превратите:

лук рак (лук-лак- рак)

мука река (мука-рука-река)

сад сок (сад-суд-сук-сок)

кок мак (кок-как-мак)

кум вол (кум-ком-кол-вол)

Это задание ребёнок должен не просто выполнить, а сделать с целью. Например: подчеркните слово в цепочке с безударной гласной; или подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.

Б) Слова-перевёртыши.

Учитель даёт слово в обратном порядке букв - дети записывают слово и выполняют, указанное учителем задание. Переворачивать можно и предложения.
В) Составление слов из букв:

- Образуй как можно больше слов из букв слова «электростанция». Буквы не должны быть использованы дважды.

Дети над такими заданиями любят размышлять во время урока, переменки и дома. Чтобы задание не занимало слишком много времени, можно ограничиться 2-3 словами. У всех они будут разными и их можно использовать для повторения склонений имён существительных, определения рода и т.д. Предлагаемые для работы слова: лекарство, гастроном, мясорубка, лестница …


Г) Запись 6 словарных слов так, чтобы каждое следующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего (арбуз-завод-директор-работа-альбом-морковь).

Словарные слова можно заменить словами с парными согласными, именами существительными 1 склонения, словами с безударными гласными и т.д.

Д) Составление новых слов из слогов:

Даны слова: автор, товарищ, мотор, бильярд.

Из каждого слова возьмите только первые слоги и запишите полученное слово (ав-то-мо-биль).

Даны слова: урожай, почемучка, садовник.

Из первого слова возьмите первый слог, из второго- второй, из третьего- третий. Запишите слово (у-че-ник). Слоги можно брать любые по счёту и слова давать разнообразные.

Задание: из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте слово:

1) автомобиль, тормоз (ав-тор)

2) колос, рота, ваза (ко-ро-ва)

3) молоко, нерест, таракан (мо-не-та)

4) кора, лото, боксёр (мо-не-та)

5) баран, рана, ,банщик (ба-ра-бан)

Задание: из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте слово:

1) соловей, (ло-то)

2) змея, рама (я-ма)

3) пуговица, молоток, лава (го-ло-ва)

4) укор, бузина, тина (кор-зи-на)

5) поворот, пороша, канава (во-ро-на)

Задание: из каждого слова взять последние слоги, составь новое слово:

1) мебель, ружьё (бель-ё)

2) соломка, пора, мель (ка-ра-мель)

3) лиса, бельмо, буклет (са-мо-лёт)

4) пуловер, пальто, билет (вер-то-лёт)

5) молоко, реле, берет (ко-ле-со)

6) смола, cлеза, берет (ла-за-рет)

Задание: из каждого слова возьми по одному любому слогу так, чтобы получилось слово:

1) пластинка, картинка, павлин (плас-ти-лин)

2) пастух, плотина, лагерь (пас-ти-ла)

3) сапоги, парашют, фантазия (са-ра-фан)

4) косари, заморозки, лётчик (са-мо-лёт)

5) мука, рагу, диван (ка-ра-ван)

6) карта, паутина, налёт (кар-ти-на)

7) вода, дорога, проба, невод (во-до-про-вод)

Выбор учителем заданий может быть любым, но должен зависеть от целей и дальнейшего хода урока.
2. Слова-матрёшки.
А) Найди слова внутри данных и запиши их. Примеры предлагаемых слов:

Победа (беда, еда, да), бусы, тапочки, машина, тумбочка, господин, удочка , коса, рыбак, дрожь, осадки, атом, трубил, резина.
Б) Раздели слово на два коротких.

Например:

горизонт = гори + зонт верхушки=____+_______

кипарис =_____+_____ макушки =_____+______

газель =_____+_____ волокно =_____+______

парус =_____+______ полоса =_____+______

В) Убери из слова одну букву. Она может быть в начале, середине или конце слова. Оставшиеся буквы должны образовать новое слово.

Искра – икра, полк, склон, красна, тепло, экран, уксус, беда, лампа, спрут, учебник.

Г) А теперь наоборот букву нужно приставить в начало и конец слова - получится другое.

Дар | у очки | б роза | г

Стол | б утка | ш усы | б

Шар | ф пар | к мех | с

Лень | о шёл | к оса | к


Логические задачи по русскому языку.

А) Мгновенное превращение.

- Переложите всего 1 палочку, чтобы имя мальчика превратилось в имя девочки. Напиши это имя.

Т о л я (ЮЛЯ)
Б) Щенок-непоседа.

У собаки Жульки было четыре щенка. Бим, Рекс, Шарик и …. А вот четвёртый щенок постоянно куда-то пропадал. Как его звали? Догадайтесь и запишите: Бобик, Дружок или Тузик?

(Бим- 3 буквы, Рекс- 4 буквы, Шарик- 5 букв, значит, четвёртого звали Дружок- 6 букв.)

В) Какое слово?

Конь, белка, ёж, крот, коза, лиса, мышь, енот.

Отгадай слово, которое я читаю из данных.

Подсказка: в нём два слога, а звуков больше, чем букв. (Енот)

Задание может быть и другим.

Подсказка: это слово на конце с мягким знаком и оно 2 склонения и т.д.
Г) Найдите слово.


Какое слово из данных лишнее?

белка газета

гусь забор

медведь дерево

утка

(утка - т.к., начинается с гласной)
3. Восстановление слов и предложений.
А) Помоги Пятачку.

Пятачок попал в беду. Он написал письмо, но его размыло водой. Восстанови письмо Пятачка.

« Сп..с..т.., п..м..г..т..! М..й д..м з..т..п..л.. в..д..! Я в б..д..! П..т..ч..к.»

Так как основная часть орфограмм – это гласные, то такие задания дают возможность повторить большое количество правил.
Б) Вывески.

Однажды на город налетел ураган. Он сорвал с магазинов вывески, а на других оторвал отдельные буквы. Восстанови названия.

МЕБ..Л.. ЦВ..ТЫ

ХЛЕ.. ДЕ….К…. ОБУ….
В) Перед вами слова, но с пропущенными буквами. Одна точка соответствует одной букве. Запиши слова.

м . . . . дь ж . . . ф

в . . . . . д б . . . . . т

з . . ц
Г) Таинственная буква.


Чёрточка обозначает, что тут пропущена буква. Какие слова могли бы получиться?

-- А Ш А

-- А Й К А
4. Задания, на развитие внимания и памяти.
А) Письмо на доске.

Учитель пишет слово по буквам, а его помощник стирает первую букву, как только написана вторая; вторую, как только написана третья и т.д. Дети видят на доске только по одной букве и запоминают их по порядку. В итоге, слово нужно произвести целиком и записать в тетрадь. Такой приём очень активизирует внимание учащихся.

Б) Будь внимателен.

Нужно подготовить 7-8 экземпляров карточек с одинаковыми словами. Набор карточек должен содержать 4-6 разных слов. Учитель берёт разное количество карточек с одинаковыми словами и, перемешав их, поочерёдно показывает их детям, и складывает карточки в стопку. Он может и не показывать слова, а вслух прочитать их. После того, как все карточки переложены в стопку, даётся задание:

Запишите слово, которое повторяется большее количество раз.

Роль учителя может выполнить и ребёнок.
В) Без ошибок.

Учитель даёт задание узнать, как пишется слово по орфографическому словарю. Тот ученик, который быстрее найдёт слово - записывает его на доске. Так находятся и записываются на доску 5-6 слов. Затем слова на доске закрываются. Дети их пишут по памяти и только потом их сверяют с доской.

Например: опасность бешеный нежданно-негаданно

русский виноград

Г) Что за чем?

Расставь слоги, в определённой последовательности. Объясни почему.

Лю ло ла лё лы ле ли лу ля лэ

(по алфавитному порядку гласных)

Е) Кто наблюдательнее?

Запишите (или назовите) 5 предметов, которые находятся в классе.

-Это должно быть имя существительное женского рода.

- Это должны быть слова, начинающиеся с буквы «к».

- Это должны быть слова их двух слогов и.т.д.

Задания могут быть разными.

Д) Шаги в русский язык.

Дети делают заданное количество шагов, называя слова по заданному признаку.

Например:

- Сделай 10 шагов, называя имена прилагательные мужского рода.

- Сделай 8 шагов, называя глаголы в прошедшем времени, женского рода и.т.д.

Такие грамматические разминки полезны на каждом уроке.
Е) Алфавит вокруг нас.

Детям предлагается в алфавитном порядке написать в течении 5-10 минут названия окружающих их предметов и вещей, находящихся в классе.
Ж) Игра «В определения».

Детям даются карточки с названием предметов (например: автобус, яблоко, озеро, ромашка…). Предлагается ученику, взявшему одну из карточек, в течении 1 минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть своё слово и жестикулировать руками. Позже можно ограничить: рассказать об объекте, называя глаголы или только прилагательные.
З) Объясни родство.

- Попробуйте объяснить «родство» следующих пар слов.

диктор - диктант