Файл: Использование логических заданий для развития познавательного интереса младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

перчатка- напёрсток

пятница- пятёрка

цирк - циркуль

огород – город
И) Подбери пару.

- Найди пары слов из левого и правого столбика и соедини их. Объясни, почему ты так думаешь.

огонь кидать

бросать скакать

чистый алый

алфавит пламя

красный азбука

прыгать аккуратный
Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.

Для развития логического мышления детей также рекомендую использовать комплекс интеллектуальных игр. Игровой тренинг мышления полезен всем учащимся, в особенности тем, которые испытывают заметные трудности в выполнении различных видов учебной работы: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании и усвоении, установления связей между различными явлениями, выражении своих мыслей в речи.

Комплекс интеллектуальных игр позволяет развивать и совершенствовать мышление. В играх используются задания, составленные на основе простого, хорошо знакомого материала. Учитель может организовать эту работу и с группой ребят.
Игры.
1.«Составление предложений».

Детям предлагается три слова не связанные между собой по смыслу, например: «карандаш», «треугольник», «ученик».

Задание: составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова. По времени отводится примерно 10 минут. Эта игра развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрушенных предметов.
2.«Поиск общих свойств».

Детям предлагаю два слова, мало связанные между собой. За 10 минут они должны написать как можно больше общих признаков для этих объектов.

Например, «ведро», «воздушный шарик». В игре побеждает тот, у кого список общих признаков больше, длиннее. Эта работа необходима для того. Чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.
3.«Что лишнее?»

Детям предлагаются любые три слова.

Задание: из предложенных трех слов надо оставить только те два, которые имеют в чем-то сходные свойства, а одно слово – «лишнее», оно не обладает этим общим признаком, поэтому его следует исключить.

Пример: шесть, восемнадцать, восемьдесят один.

4.«Поиск предмета (чисел и т.д.), обладающих сходными свойствами».

Пишется на доске слово. Например: «квадрат». Время на выполнение этого задания ограничено 5-10 минут.

Задание: необходимо написать как можно больше предметов (чего-либо), являющихся аналогом данного слова и указать по какому именно свойству он имеет сходство с названным.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства, а также оперировать в отдельности каждым из них, формирует способность классифицировать явления (формы и т.д.) по их признакам.
5.«Поиск предметов с противоположными свойствами».

Например, слово «круг».

Задание детям: напиши как можно больше слов, которые противоположны по признакам слову, записанному на доске.

Уроки русского языка могут и должны содержать логические упражнения и задачи. Практика проведения уроков, содержащих логические задания, показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по другим учебным дисциплинам.

Во время таких уроков приобретается самое главное в мыслительной деятельности – умение управлять собой в проблемных ситуациях. Это существенно облегчает обучение детей. Потому для решения логических задач необходимо использовать каждый урок. Важно подчеркнуть, что решение логических задач можно рассматривать и как развлечение, такое же, как например, решение кроссвордов. Именно поэтому такие задания делают урок интересным. Детям начинают нравится уроки русского языка, а ведь они часть так трудны и скучны многим.

Но любое решение логических задач – и с целью развлечения, и для проверки умственных способностей, и на регулярных занятиях – полезно детям, поскольку способствует лучшему пониманию ими своих возможностей и желаний, развитию познавательных интересов.