ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.06.2021

Просмотров: 556

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18.4 Контент-анализ.

Социологические методы исследования политических процес­сов включают в себя методы сбора данных об этих процессах и методы анализа полученных данных. Рассмотрим их подробнее. Наиболее распространенные методы сбора данных о полити­ческих явлениях и процессах — анкетные опросы, интервью, кон­тент-анализ. Применяются групповые и индивидуальные анкетные опросы. При групповом опросе людей (групп, объединяющих 20—30 чело­век и более) исследователь или его представитель (анкетер) раз­дает анкеты опрашиваемым (респондентам), в которых содержатся вопросы, касающиеся тех или иных политических явлений и от­ношений к ним респондентов, и объясняет порядок и правила заполнения анкет. После заполнения анкет, которое происходит в присутствии исследователя или его представителя, их сразу воз­вращают анкетеру, т.е. происходит довольно оперативный сбор информации при минимальных затратах средств и сил.

При индивидуальном опросе исследователь либо присутствует при заполнении анкет респондентом, после чего она сразу возвращается к нему, либо отдает анкету респонденту, рассказав ему о правилах ее заполнения, и договаривается с ним о сроках возврата анкеты, В этом случае, с одной стороны, респондент получает достаточно вре­мени для более обдуманных ответов на вопросы анкеты и, тем са­мым, повышения информационной ценности своих ответов; с дру­гой стороны, снижается возможность 100%-ного возврата анкет.

Групповые и индивидуальные социологические опросы часто используются исследователями современных политических явле­ний и процессов, поскольку источником информации при этом, являются «рядовые участники» изучаемых политических процессов, осознающие их в рамках повседневного житейского опыта. Взаимодействие научного сознания исследователя и обыденного осознания опрашиваемых граждан, отражающего повседневный поток политической жизни общества, делает исследование более полным, способствует объективному анализу получаемой инфор­мации и формулированию научно обоснованных выводов.

Во время интервью, т.е. непосредственной беседы с человеком, который может предоставить нужную информацию, исследователи контролирует ситуацию и, используя свои знания и опыт, может способствовать созданию необходимой психологической атмосферы, вызвав доверительное отношение к себе собеседника.

Задаваемые респондентом вопросы разделяются на содержательные и функциональные. Содержательные вопросы касаются непосредственно тех политических явлений, о которых идет речь в данном интервью; исследователь пытается понять, насколько респонденты осознают суть этих явлений и как они оценивают социальную роль и значение. Функциональные вопросы направлены на регулирование самого хода интервью, создание необходимого психологического контакта исследователя с респондентом, атмосферы непринужденности в общении и т.п.


Интервью бывает стандартным, направленным и специализированным. При стандартном интервью респонденты «рассматриваются как представители генеральной совокупности», т.е. всей группы людей, мнения которых интересуют исследователя. В этом случае общение интервьюера (т.е. исследователя или его представителя и респондентов строго регламентировано детально разработанным вопросником и отклонение от него не допускается. Цель такого интервью — получение информации на основе ответов респонден­тов об отношении к тому или иному политическому вопросу всей совокупности населения, представителями которой являются рес­понденты.

При направленном интервью исследователь пытается получить ответы на свои вопросы только у определенного круга лиц, ибо его интересует только их мнение. В данном случае беседа проте­кает в свободном стиле, в виде психологически раскованного ди­алога. Имеется лишь общий план беседы, на который опирается интервьюер.

Специализированное интервью проводится чаще всего с типич­ными представителями какой-то узкой и к тому же весьма спе­цифической группы людей. При исследовании политических процессов применяют­ся в основном первые два вида интервью.

Контент – анализ применяется при исследовании разного рода публикаций по­литического характера, опубликованных договоров, программ политических партий, радио- и телепередач и т.д. В данных ма­териалах так или иначе отражается реальная действительность, в том числе политическая, которая и подвергается анализу.

Считается, что с помощью этого метода можно более объектив­но исследовать происходящие политические явления и процессы.

Исследование начинается с анализа текстов, в которых содер­жится информация об указанных явлениях и процессах. Прежде всего выделяются соответствующие смысловые единицы: определен­ные сведения, количественные показатели, оценки, понятия, рас­крывающие содержание того или иного политического текста и, следовательно, отражаемого им политического явления. По­скольку содержащиеся в тексте сведения, оценки, понятия выра­жаются определенными терминами и характерными словосочета­ниями, они также учитываются при контент-анализе.

Таким образом, контент-анализ начинается с логической, лингви­стической и другой формализации изучаемого текста (в данном слу­чае текста политического содержания). Поскольку чаще всего иссле­дуются большие массивы информации, порой весьма сложные, то выделяется множество смысловых единиц и разрабатывается соот­ветствующий математический аппарат их количественного анализа. В настоящее время контент-анализ широко применяется в ана­литических исследованиях, проводимых в интересах бизнеса, по­литической аналитики и практики, в том числе силовых структур. И хотя текущие публикации СМИ по-прежнему составляют ос­новную часть материалов, которые прорабатываются с примене­нием этой методики, все большее распространение получает ее применение для направленного анализа содержания конкретных политических документов, важнейших выступлений политических деятелей или отдельных тематических очерков.


Одним из наиболее известных примеров применения методики контент-анализа в сфере международных исследований считается «Стэнфордский план». Группа ученых Стэнфордского университе­та адаптировала трхнику контент-анализа к проблематике между­народного кризиса (на примере мировых событий 1914 г.), в частности к анализу документов, которыми обмениваются во время , кризиса враждующие стороны. На основании данных срввнитель-ного анализа содержания такого рода документов член стэнфордской группы Д. Циннес предложила логическую модель внутриго­сударственного информационного поведения в кризисе.

Различные исследования с применением контент-анализа осо­бенно активизировались в 60-е годы XX в. в период «методического взрыва» и стали одним из ярких проявлений развития междисцип­линарных подходов к изучению политической жизни. Одновременно большое число работ, выполненных на основе применения этой методики, позволило существенно повысить ее популярность, на­дежность и эффективность. Однако при всем совершенстве современных информацион­ных технологий аналитик не может рассчитывать только на гото­вое программное обеспечение своих проектов. Для эффективной опоры на «электронный разум» специалист должен сознательно подходить к пониманию смысла количественной операционализации качественных данных, представлять логику преобразования информации в целях ее углубленного изучения. Поэтому, даже рас­полагая электронными версиями прикладных аналитических ме­тодик, целесообразно ознакомиться с их основными характерис­тиками и выполнить ряд учебных упражнений в «ручном» варианте.

Тема 19. Политические исследования методом контент-анализа

19.1 Виды контент- анализа.

19.2 Техника проведения контент-анализа.

19.3 Этапы применения методики контент-анализа.

К настоящему времени контент-анализ сформировался как междисциплинарная методика, существующая в нескольких де­сятках вариантов. В ее рамках сочетаются представления из области политологии, психологии, социологии и математики. Контент-анализ обычно применяется при наличии обширного по объему и несистематизированного текстового материала, когда непосред­ственное использование последнего затруднено. Эта методика яв­ляется особенно полезной в тех случаях, когда категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах, а также тогда, когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сам язык изучаемого источника информации, его специфические характеристики.

При всем разнообразии подходов к классификации инвариан­тов контент-анализа в специальных публикациях обычно выделя­ют две основные формы применения методики: направленный и ненаправленный контент-анализ. Но следует различать также «ко­личественный» и «качественный» варианты. Количественный (частотный) контент-анализ в обязательном порядке включает стандартизированные процедуры подсчета вы­деленных категорий. Для формулирования итоговых заключений решающее значение имеют количественные величины, которые характеризуют ту или иную категорию. Например, если исследова­тель стремится получить представления о том, как велика значи­мость понятия «мирное урегулирование» для лидеров воюющих сторон, и согласен с допущением, что она приблизительно опре­деляется частотой упоминания этого понятия в официальных ре­чах, то тогда, после соответствующих арифметических подсчетов, он получит определенные количественные показатели. Показатели могут отличаться или, напротив, быть близки по абсолютному значению, которое будет учитываться при интерпретации резуль­татов обработки. Задачу можно усложнить, поставив в качестве предварительного условия выделение всех содержательных в смыс­ловом отношении единиц соответствующих текстов, а затем под­считав относительную значимость интересующего нас выражения по сравнению с другими. Примечательно, что в обоих случаях ос­новная часть подсчетов может быть выполнена с применением простых компьютерных программ.


Качественный контент-анализ нацелен на углубленное со­держательное изучение текстового материала, в том числе, с точ­ки зрения контекста, в котором представлены выделенные катего­рии. Итоговые заключения формулируются здесь с учетом взаимо­связей содержательных элементов и их относительной значимости (рангом) в структуре текста. Так, для того чтобы сравнить отноше­ние разных авторов к проблеме мирного урегулирования, иссле­дователь должен стремиться не просто выделить соответствующее понятие, но и определить, является ли его проблематика главной в системе дeклapируемых высказываний.

Ко всем контент-аналитическим методикам предъявляется ряд общих методических требований: обоснованности, надежности, объективности и системности. Так, обоснованность устанавлива­ется путем соответствия выделенных категорий или понятий дей­ствительным реалиям исследуемой политической ситуации. Надеж­ность осуществляется благодаря получению сходных (с допусти­мым расхождением не более пяти процентов) результатов различными кодировщиками при кодировании одних и тех доку­ментов по единой инструкции. Объективность определяется соот­ветствием выбора категорий и единиц анализа всестороннему ис­следованию политической ситуации. Системность дос­тигается на основе достаточно широкого круга материалов, включаемых в информационную базу исследования.

Указанные требования не только должны неукоснительно со­блюдаться при проведении прикладного исследования, но и аргу­ментированно подтверждаться в специальных методических разде­лах соответствующих проектов. Без проработки этих вопросов результаты проведенного на основе методики контент-анализа ис­следования считаются некорректными и утрачивают свой позна­вательный смысл.

Этапы применения методики контент-анализа. Первый этап в подготовке к применению методики кон­тент-анализа состоит в определении совокупности сообщений, ко­торую предполагается изучать. Например, в рамках исследования палестино-израильского конфликта 2000—2004 гг., искомая сово­купность может быть определена как «все официальные заявления сторон в течение четырехлетнего периода». Обычно совокупность сообщений, подлежащих изучению, оп­ределяется с помощью набора критериев, которым должно отве­чать каждое сообщение. Чаще всего список используемых критери­ев сводится к трем основным позициям: тип сообщения, автор сообщения и время сообщения.

Кроме того, при подготовке к проведению контент-анализа необходимо принять решение о единице аналитического наблюде­ния. Единица аналитического наблюдения, или проще единица ана­лиза, — это отдельный элемент того сообщения (или сообщений), которое необходимо изучить. Простейшим и наименьшим из воз­можных элементов сообщения является слово, или «лексический символ». Единицей более высокого уровня выступает тема, пред­ставляющая отдельное высказывание о конкретном предмете.


Существуют четкие методические требования к возможной еди­нице анализа: она должна быть достаточно большой, чтобы выра­жать определенное смысловое значение; достаточно малой, чтобы не выражать много значений; свободно идентифицироваться. Кро­ме того, число первичных единиц аналитического наблюдения (эле­ментов) должно быть достаточно велико, чтобы служить основой для статистической выборки. Второй этап применения методики контент-анализа яв­ляется декомпозиция текста: выделение из содержания множества смысловых элементов, последующее упорядочение которого зави­сит от типа или варианта методики. Выбрав смысловую единицу и ее признаки, исследователь должен определить также и единицу счета, которая станет использоваться для количественного анали­за материала. Третий этап применения методики контент-анализа пре­дусматривает саму процедуру подсчета или квантификацию множе­ства элементов текстового массива. В общем виде она аналогична стандартным приемам квантификации по выделенным группиров­кам. Например, изучая тематику газеты, можно определить процент конкретных тем по тематическим единицам разного содержания (политическим, экономическим, военно-техническим вопросам). Существуют также специальные процедуры подсчета, приспособ­ленные для контент-анализа, например формула коэффициента Яниса, предназначенная для исчисления соотношения между бла­гоприятными и неблагоприятными (относительно принятой по­зиции) оценками, суждениями, аргументами. Кроме того, приме­няются и более тонкие способы количественного описания содер­жания текста. Они связаны с построением шкал для оценки выделенных характеристик текста.

Четвертый этап применения контент-анализа состоит в содержательной интерпретации результатов декомпозиции тек­стового массива и квантификации выделенных элементов. Обычно он построен на выявлении и оценке таких характеристик тексто­вого материала, которые позволяют дать ответ на вопрос, что хо­чет подчеркнуть (скрыть) его автор и что является в его понима­нии приоритетным направлением политических действий. Содер­жательная интерпретация завершается формулированием аналитических выводов, которые соотносятся с целями и задача­ми исследования, декларированными на его начальном этапе. На заключительном пятом этапе применения методики обычно происходит верификация полученных результатов, которая может проводиться либо путем повторения исследовательской про­цедуры другими исполнителями, либо на основе критического осмысления и сопоставления новых данных с уже имеющейся ин­формацией. Полезным считается также и их соотнесение с инфор­мацией, полученной путем применения иных исследовательских подходов. Первый вариант процедуры верификации обычно при­меняется в рамках пилотных научных проектов, а другие чаще ис­пользуются в рутинных исследованиях. В случае успешной верифи­кации результатов аналитической работы они фиксируются в ито­говом документе конкретного прикладного проекта и могут служить как самостоятельной, так и промежуточной основой для подго­товки практических шагов в сфере политической практики.