ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.06.2021
Просмотров: 557
Скачиваний: 1
2) аподиктическая дискуссия — дискуссия, основанная на законах мышления и правилах вывода, цель которой — достижение аргументированной истины;
3)деловая беседа — специфическая форма контактов между людьми, имеющими полномочия от своих организаций, в ходе которой происходит обмен мнениями и целенаправленное обсуждение конкретной проблемы с целью поиска взаимовыгодного варианта решения;
-
софистическая дискуссия — дискуссия с целью победить любым путем, в том числе посредством манипулирования словами и понятиями, введением собеседника в заблуждение.
-
коллективное наращивание идей - получение решения как коллективного творчества специалистов в ходе заседания-сеанса, проводимого по определенным правилам, и последующего анализа его результатов. Это метод стимуляции творческой активности и продуктивности, при котором каждый участник определенной группы высказывает на предложенную тему любые мысли, не контролируя и не оценивая их, после чего проводится анализ высказанных идей с целью отбора наиболее удачных решений. При обосновании
прогноза дифференцированно решаются две задачи:
а) генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса;
6) анализ
и оценка выдвинутых идей.
Обычно
все специалисты в ходе заседания делятся
на две группы:
одна группа генерирует идеи, а другая
их анализирует.
Приветствуется выдвижение как можно больше идей. Поощряется свободный обмен мнениями. Задача ведущего — направлять дискуссию в нужное русло, не сбиваясь на беседу, соревнование в остроумии. В то же время он не должен навязывать участникам дискуссии свое мнение, ориентировать их на определенный способ мышления. Разработка обобщенного прогнозного решения на базе экспертных оценок прежде всего предполагает, что каждый эксперт обладает достаточным уровнем знаний, опыта, информации, позволяющих ему предложить вариант прогноза, близкий к истинному. Экспертные методы обычно применяются для разработки прогнозов в условиях неполной информации. Это может послужить причиной существенных различий в суждениях отдельных экспертов, причем мнение, отличное от большинства, не обязательно будет ошибочным.
Тема 12. Роль игровых методов в определении эффективности принимаемых решений
12.1 Понятие «игровые методы».
12.2 Понятие риска.
12.3 Выявление с помощью игровых методов степени риска в социально-экономических процессах.
Игровые методы — одна из важнейших переменных, от которой зависит успех организации, ее конкурентоспособность. Под средством игровых методов моделируются оценки экономических ситуации. Игровые методы –это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.
Имитационная игра (разновидность деловой игры) — предназначена для изучения процессов функционирования организационно-экономических систем.
Роль деловой игры заключается в своеобразной системе воспроизведения ситуации, моделирующей степень риска в управленческих процессах, имеющих место в прошлом или возможных в будущем. В результате устанавливаются связь и закономерности существующих методов выработки решений на результата производства в настоящее время и в перспективе, предупреждающий отрицательный исход в ситуации риска.
Риск — потенциальная, численно измеримая возможность потери; неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий; при этом выделяются случаи объективных и субъективных вероятностей.
Анализ проектных рисков разделяется на качественный (описание всех предполагаемых рисков проекта, а также стоимостная оценка их последствий и мер по снижению) и количественный (непосредственные расчеты изменений эффективности проекта в связи с рисками). В число проектных рисков обычно включаются: технические, риски участников проекта, политические, юридические, финансовые, маркетинговые, экологические, военные, строительно-эксплуатационные риски.
Возможность каждого игрока принимать решения и обеспечить осознание этого участниками достигается при помощи пакета документов. Для облегчения разработки и проведения игры, а также усвоения участниками правил лучше, чтобы каждый документ, был ориентирован на определенного игрока. Субъективная вероятность происходящих событий не должна быть ни слишком низкой, ни слишком высокой (в первом случае будут воспроизводиться частные схемы поведения, во втором — есть опасность принятия привычных тривиальных решений). Чем большая свобода выбора peшений предоставлена, тем охотнее игроки включаются в игру. Важно продумать стимулы, обеспечивающие высокую вовлеченность участников, последовательность действий и взаимосвязи участников. Игра будет эффективной, если недостаточна драматизация происходящих событий, они не развиваются во времени, задан список решений, не автоматизированы рутинные операции, ход игры требует постоянного вмешательства ведущего.
Опыт, полученный в игре, может оказаться более продуктивным, чем приобретенный в профессиональной деятельности: деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Игровые методы близко примыкают к теории ожидаемой полезности. Основными результатами качественного анализа рисков в игровом сценарии являются выявление параметра риска и порождающих его причин, анализ гипотетических последствий возможной реализации отмеченных рисков, предложение мероприятий по минимизации ущерба.
Следовательно, происходит более глубокое познание содержания и сущности того или иного явления и процесса. Совершаются операции, как анализ и синтез, соответствующие индуктивные дедуктивные умозаключения, аналогия, построение мысленных моделей. В результате абстрактные понятия, выстраиваясь в определенную систему, способствуют появлению целостного знания об изучаемом явлении или процессе, отражающего внутренние связи и взаимодействия составляющих их элементов. Данный познавательный процесс характеризуется как восхождение от абстрактного к мысленному, но конкретному знанию о предмете исследования.
Формой проявления мысленно-конкретного является meopemически-конкретное знание — целостное воспроизведение в теории исследуемого явления (процесса) со знанием взаимодействия его сторон, сущности и законов его развития.
В исследовании социально-экономических и политических процессов следует стремиться к получению именно теоретически конкретного знания о них.
Тема 13. Системный анализ социально-экономических и политических процессов
13.1 Понятие и содержание системного анализа
13.2 Свойство эмерджентности.
13.3 Целостность системного анализа.
Системный анализ, или системный подход к изучению того: иного явления, также относится к общенаучным методам исследования. Он предполагает рассмотрение любого изучаемого явления как определенной системы составляющих его взаимодействующих элементов. Такой подход проявляется как соответствующий способ научного мышления, состоящий прежде всего в том, чтобы зафиксировать основные элементы изучаемого явления или процесса и исследовать их взаимодействия. Основы системного анализа заложили труды австрийского биолога-теоретик Л. фон Берталанфи и английского психиатра и специалиста в области кибернетики У.Р. Эшби по общей теории систем, а также работы в области математического моделирования американских ученых Н. Винера и А. Рапопорта. Все они в той или иной степени опирались на тектологию («Всеобщую организационную науку») русского ученого и философа А.А. Богданова (Малиновского).
При этом исходят из того, что при взаимодействии элементов системы как целостного явления возникают ее новые свойства, отсутствующие у ее элементов и называемые эмерджентными (от англ. emergence — появление). Само явление эмерджентности выражает несводимость свойств системы к свойствам ее элементов. Из сказанного следует, что любая система представляет собой внутренне расчлененную структурную целостность. Структура системы есть совокупность прямых и обратных связей ее элементов, поэтому исследование любой социальной системы — экономической, политической и т.д. — направлено на изучение взаимосвязей и взаимозависимостей ее элементов.
Структура экономических и политических процессов как динамично функционирующих систем выражает степень упорядоченности и организованности их элементов, механизмы их взаимодействия. Целостность же системы заключается, с одной стороны, в устойчивом взаимодействии ее основных элементов, с другой — в ее относительной самодостаточности, способности воспроизводить свои свойства, а также в наличии внутреннего источника развития.
В то же время любая система функционирует и развивается в тесном взаимодействии с другими системами. Например, на любую современную экономическую систему в той или иной степени воздействуют как другие экономические системы, так и разного рода политические, правовые и духовные факторы общественной жизни. На это справедливо указывают представители таких направлений современной экономической науки, как маржинализм, институционализм и др. То же можно сказать и о влиянии на функционирование политических систем различных явлений экономической, социальной и духовной сфер жизни общества.
Тема 14 Логические основы системного анализа
14.1 Система понятий логических основ системного анализа.
14.2 Основные принципы системного исследования.
14.3 Источники развития изучаемой системы.
14.4 Виды систем в современной науке.
14.4 Когнитивный подход к исследованию общественных явлений.
Системный анализ, представляя собой определенный способ научного мышления, имеет логические основы: понимание системы, т.е. того, что она собой представляет; научные представления о характере и механизмах функционирования систем; учет их разнообразия и выделение отдельных их видов; научные знания об эволюции систем и др. При этом само системное мышление, проявляющееся в ходе системного анализа, основано на использовании таких общенаучных методов познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование. К логическим основам системного анализа относится и система понятий, в рамках которой осмысливаются сущность, содержание, функционирование и развитие систем. Целенаправленным при этом является понятие «система», с которым связаны понятия «элемент», «связь», «отношение», «структура», «функция», «организация», «управление» и др.
С данными понятиями связано осмысление принципов системного исследования, важнейший из которых — фиксирование целостности изучаемой системы. Единицами системы признаются элементы, свойства и функции которых определяются их место в данной системе. В свою очередь, тот или иной элемент системы сам может рассматриваться как нечто сложное — например, подсистема. Но и система как целое обычно может рассматри|ваться в качестве подсистемы более широкой системы.
Элементы системы, находясь между собой в разного рода прямых и обратных связях и отношениях — пространственных, временных, функциональных, причинно-следственных, закономерных и других, образуют структурную целостность системы. Отсюда следует вывод: чтобы изучить систему, надо изучить свойства ее элементов и их взаимосвязи, которые в определяющей степени задаются характером самой системы.
Следующий логический принцип системного исследования выявление источников развития изучаемой системы (внутренни и внешних), что, в частности, предполагает исследование механизма воспроизводства данной системы, ее структуры и функций, также механизма ее развития, появления у нее новых свойств соответствующих способов адаптации к внешней среде — природной и социальной.
Эти и другие логические принципы системного исследования носят методологический характер, ибо выражают теоретико-методологические подходы к изучению систем и направления их дальнейшего изучения. Поэтому логические основы системного анализа можно характеризовать и как методологические принципы анализа систем.
Наконец,
важным логическим основанием и в то же
время методологическим
принципом системного анализа является
учет
многообразия систем, в
том числе социальных, выделение основных
их видов по разным основаниям. В
современной науке выделяются
следующие виды систем:
материальные
и
идеальные,
т.е.
системы явлений и процессов
материального мира (природного и
социального) и системы знаний
о них; открытые
и
закрытые:
первые
открыты для взаимодействия
с
внешней средой, обмениваются с ней
веществом, энергией и информацией;
в закрытых системах этого не происходит,
однако полностью
изолированных от внешнего мира систем
не существует:
имеются только «частично закрытые
системы»; детерминистические
и
стохастические
системы: первые
функционируют
на основе устойчивых причинно-следственных
и закономерных
связей; вторые «управляются законами
случая», которые
предопределяют появление отдельного
события «лишь в зависимости
от его принадлежности к определенному
стохастическому
коллективу с той или иной степенью
вероятности»;
телеологические,
или целенаправленные, и
ненаправленные:
первые
- это «целесообразные действия живых
систем» и «целеориентированные
действия социальных коллективов»;
вторые «не имеют
строгой направленности» и действуют
больше в неорганической
природе».
Существуют также простые и сложные системы: в простых системах взаимодействует небольшое число элементов, однако их взаимосвязи «хорошо организованы и управляемы», они «почти не зависят от окружающей среды, детерминированы и мало изменяются во времени»; в сложных системах взаимодействует множество элементов, между которыми существуют многочисленные связи разного рода. Поведение сложных систем в большей степени подвержено случайным факторам. Их подсистемы могут иметь «собственные цели, не всегда и не во всем совпадающие с целями системы в целом».
Логические основы системного анализа четко выражены в основных принципах так называемого когнитивного подхода к исследованию общественных явлений, учитывающего факторы общественного и индивидуального сознания. Речь идет о степени осознания, понимания субъектами (отдельными личностями, социальными группами и т.д.) сущности, содержания, направлений развития тех или иных социальных систем, элементами которых они являются, или внешних по отношению к ним систем и значения этих систем для развития общества, тех или иных социальных групп и т.д.