ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.06.2021

Просмотров: 558

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотренные логические основы системного анализа явля­ются исходными (отправными) моментами исследований различ­ных социальных процессов, в том числе социально-экономических и политических, и во многом определяют содержание и направленность этих исследований.

Как уже отмечалось, моделирование явлений и процессов представляет собой их искусственное воспроизведение в модели, отражающей их основные свойства. Анализ самих таких моделей направлен на изучение с их помощью данного явления или npoцесса в целом, а также механизмов их функционирования и развития.

Модели системных исследований социальных процессов можно классифицировать по разным основаниям: модели, воспроизводящие причинно-следственные связи элементов экономического или политического процесса; модели жизненного цикла, фиксирующие основные этапы развития того или иного социального объекта (фирмы, акционерного общества и т.д., вплоть до жизненные циклов существования различных цивилизаций)2; модели волновой динамики развития экономики и др.

Системное моделирование экономических, политических и других процессов общественного развития осуществляется в виде идеальных моделей, логически воспроизводящих основные параметры и свойства указанных процессов. Такие модели могут быть выражены в виде схем, графиков, таблиц, математических формул, а также объясняющих их теоретических концепций.

Американские ученые Дж.Б. Мангейм и Р. К. Рич перечисляют этапы изучения политических процессов, с помощью их математического моделирования: первый этап построения модели системного анализа — индуктивный: отбор наблюдений, относящихся к процессу, который предстоит моделировать; второй этап - переход от определения проблемы к построению неформальной модели, представляющей собой набор «инструментов» (допуще­ний, принципов анализа), которые позволяют объяснить отобранные наблюдения; исследователи строят несколько неформальных моделей и пытаются определить, какая из них лучше отображает изучаемую проблему; третий этап — переход от неформальных моделей к формальным, в которых все допущения сформулиро­ваны в математической форме; четвертый этап — «этап матема­тической обработки формальной модели», который является «ре­шающим в математическом моделировании». Математический анализ этой модели предполагает выявление следствий действия моделируемого процесса, он представляет собой «дедуктивное ядро», математического моделирования социальных процессов, заключа­ющееся «в поиске нетривиальных и непредвиденных выводов из правдоподобных допущений».

Далее следует вернуться к первоначальной стадии моделиро­вания, чтобы проверить, соответствуют ли полученные выводы тому, что изначально ожидалось от модели, имеют ли эти выво­ды смысл в свете эмпирических наблюдений, можно ли получить с помощью данной модели другие имеющие научное значение выводы, можно ли эту модель сделать более общей, чтобы иссле­довать с ее помощью более широкий круг социальных явлений.


Из изложенного можно сделать вывод: не переоценивая роли моделей системного анализа в исследовании общественных явле­ний, с их помощью можно получить достаточно содержательную информацию о структуре и функционировании указанных явле­ний, в том числе социально-экономических и политических про­цессов, носящих как устойчивый, так и неустойчивый, а также вполне определенный или же вероятностный характер.


Тема 16. Формирование целей системного анализа,

построение «дерева целей»

16.1 Построение «дерева целей».

15.2 Пути и способы проведения системных исследований.


Цели системного анализа определяются пониманием его структуры и содержания, обусловлены его логическими основами и заключаются в том, чтобы выявить и изучить основные элементы исследуемого явления или процесса как определенной системы. Это достигается с помощью анализа данного явления, мысленного раз­деления его на элементы и их изучения. При этом учитывается, что данные элементы проявляют себя только в их связях и взаи­модействий, заданных природой и характером данной системы, Отсюда другая цель: исследовать содержание этих связей и взаимодействий и представить на уровне науки функционирование развитие рассматриваемого явления целостной системы.

Как правило, системное исследование различных явлений и процессов преследует и другие цели: обнаружение внутренних источников их функционирования, основная направленность раз­вития явлений и процессов, выявление объективных и субъективных сторон их существования и развития и др. При этом какая-то цель является основной и поэтому будет определять основную направленность данного исследования.

В конечном счете в процессе системного исследования форми­руется целая система его целей, принимающая вид так называе­мого «дерева целей». Суть и главный принцип построения «дерева целей» субординация (отношение соподчинения) всех формулируемых целей данного исследования и их зависи­мость от основной его цели. «Дерево целей» дает более четкое представление о содержании будущего системного исследования процесса (в нашем случае — экономического или политического), его направленности и ожидаемых результатах. В начале исследования надо составить более или менее полное предварительное представление об изучаемом явлении или про­цессе на основе имеющейся информации о них, прежде всего на­учной. Это позволит яснее сформулировать основные и вытекающие цели исследования и при необходимости построить их. Построить «дерево целей». Затем необходимо выделить основные элементы изучаемых яв­лений и процессов и исследовать их взаимосвязи, чтобы составить целостное представление об этих явлениях и процессах. Следую­щий этап — выявление основополагающих факторов их функцио­нирования и обнаружение внутренних и внешних источников их развития. Наконец, необходимо научно объяснить место и роль данного явления или процесса в функционировании и развитии той или иной сферы общественной жизни и общества в целом.


Выделяют различные этапы системного исследования природ­ных и социальных явлений, на каждом из которых решаются оп­ределенные задачи. Перечень таких этапов: Формулировка основных целей и задач исследования. Определение границ системы, отделение ее от внешней сре­ды. Составление списка элементов системы (подсистем, факто­ров, переменных и т.д.). Выявление сути целостности системы. Анализ взаимосвязей элементов системы. Построение структуры системы. Установление функций системы и ее подсистем. Согласование целей системы и ее подсистем. Уточнение границ системы и каждой подсистемы. Анализ явлений эмерджентности (появления свойств сис­темы, отсутствующих у ее элементов). Конструирование системной модели. Подобный цикл системного анализа не является раз и навсег­да установленным; некоторые из названных этапов можно опус­тить; возможен возврат к предыдущим этапам. Представ­ляется справедливым, что системный анализ сегодня чаще вы­ступает как методология не столько решения, сколько постановки проблемы. Поэтому он имеет пока больше «педагогическую целъ для формирования и развития научного мышления». Практические же или «прагматические возможности системного подхода» в настоящее время «достаточно скромны».

Из изложенного можно сделать вывод: не переоценивая роли моделей системного анализа в исследовании общественных явле­ний, с их помощью можно получить достаточно содержательную информацию о структуре и функционировании указанных явле­ний, в том числе социально-экономических и политических процессов, носящих как устойчивый, так и неустойчивый, а также вполне определенный или же вероятностный характер.



Тема 17. Особенности исследований политических процессов

17.1 Структура политического знания

17.2 Политические процессы и политические институты

17.3 Теория политической модернизации

17.4 Модель политического консенсуса

При изучении функционирования любого социального явления в рамках целого, в том числе соответствую­щей экономической или политической системы или же всего общества, каждый из которых рассматривается как носитель определен культуры, выраженной в системе его знаний, навыков, уме интересов, ценностных ориентации и т.д. Любое политическое явление рассматривается как воплощенную в нем тех элементов культуры, которыми обладают субъекты политической деятельности. В конечном счете человек с его культурными свойствами характеризуется как основной фактор политических процессов, определяющий их содержание и социальную направленность. Приверженцы культурологического подхода (Ф. Боас, Г. Алмонд и др.) главным назначением политики признают реализацию культурных свойств человека, в том числе и политической культуры. В данном случае личность представляется в качестве источника и ядра политической жизни. Сознание и другие культурные свойств личности уникальны и неповторимы, поэтому уникальным является ее восприятие мира, в том числе политической действительности. Какие-либо социальные связи личности с другими людьми и социальными группами игнорируются; даже если признается, что человек действует совместно с другими людьми, то «общий интерес» трактуется не как выражение их взаимозависимости, а как результат сбалансированности их частных интересов.


Обоснование роли личности с ее культурными свойствам творческой деятельностью в политических процессах помог глубже и нагляднее представить эти процессы. Однако необходимо учитывать, что в них личность действует в тесном взaимoдействии с другими людьми — только в этом случае становится на« но объяснимым социокультурное содержание ее деятельности.

Многие рассмотренные теоретические подходы к исследованию политических явлений и процессов можно характеризовать рационально-критические в том или ином отношении. Речь и об одном из современных направлений в политологии, представители которого пытаются выявить внутреннюю логику функционирования и развития политических процессов. При этом главное внимание уделяют не столько политическим мотивам поведения и деятельности субъектов, как это делают сто­ронники метода рационального выбора, сколько выявлению ха­рактера взаимодействия политических структур, прежде всего раз­личных организаций и учреждений. Тем самым методологический индивидуализм, составляющий основное содержание метода ра­ционального выбора, как бы дополняется методом, ориентирую­щим на исследование объективной логики развития политических процессов.

Главное внимание уделяется не внешним факторам их функционирования (природным или социальным), а взаимодей­ствию собственно политических институтов, критическому ана­лизу их роли в том или ином политическом процессе. Такому же анализу подвергаются политические отношения субъектов, опре­деляющие содержание деятельности политических институтов. В этом случае политика определяется как «определенный вид ра­ционально организованной деятельности». Рационально организованная политическая деятельность — это прежде всего согласованная и целенаправленно управляемая дея­тельность политических институтов, дающая максимальный со­циальный эффект. Но, как известно, в процессе любой деятель­ности неизбежно возникают разного рода противоречия, которые могут стимулировать ее или препятствовать ей. Более того, про­тиворечия могут переходить в конфликты, т.е. в открытые и по­рой острые столкновения субъектов политических процессов и реализующих их интересы политических институтов. Возникает | проблема разрешения конфликтов и управления ими.

Как известно, одна из основных функций политики — обеспе­чение устойчивого развития политической системы и всего обще­ства, а это возможно в основном путем согласования интересов различных социальных сил, достижения политического консен­суса. Поэтому решение проблем политического конфликта и по­литического консенсуса составляет основное содержание рацио­нально-критического подхода к исследованию политических яв­лений и процессов.

Объективной основой политических конфликтов являются возникающие политические противоречия между субъектами политической деятельности и политическими институтами. Многие выдающиеся мыслители характеризовали и характеризуют противоречия источник развития любого явления — природного и общественного.


Роль противоречий и обусловленных ими социальных, в том числе политических, конфликтов глубоко обосновали в своих работах К. Маркс, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.

К. Маркс и М. Вебер обосновали положение о том, что политические конфликты возникают в результате развития противоречий между социальными группами, занимающими различное полоз в обществе. Разрешение данных конфликтов есть шаг в развитии политической жизни общества; Г.

Рациональное решение этих проблем достигается разными методами, в том числе и методом моделирования. Все сказанное ранее о моделировании как общенаучном методе исследования общественных, в том числе политических, явлений, моделях их анализа, относится и к моделям политических конфликтов. В данном случае моделируются предпосылки появления тех или иных политических конфликтов, их структура и содержание, т.е. взаимосвязи их основных элементов и характер их взаимодействия, возможные пути развития конфликтов. На основе анализа самих моделей делаются выводы о наиболее эффективных способах разрешения конфликтов и управления ими.

Политический консенсус есть прежде всего политическое согласие субъектов политической деятельности в тех или иных вопросах. Разумеется, необходимо иметь представление о наличии объективных и субъективных возможностей достижения элемента согласия. Информация об этих возможностях составляет если не основное содержание моделей политического консенсуса. идет о том, чтобы не допустить конфликтов, проявив при глубокое понимание социально-политической ситуации, политическую мудрость и волю. Анализ модели политического консенсуса, в которую заложены данные о сложившейся социально - политической ситуации и ее возможном развитии, может способствовать решению указанных задач.

Необходимо особо подчеркнуть, что решение избежать того или иного конфликта не означает стремление избежать противоречий, которые могут возникать между субъектами политических процес­сов. Речь идет об объективно развивающихся противоречиях, ко­торые они не могут устранить. Напротив, данные об этих проти­воречиях необходимо заложить в модель политического консен­суса. Затем, анализируя все параметры данной модели, следует попытаться найти способы разрешения отраженных в ней поли­тических противоречий, пока они не переросли в конфликты. Ведь противоречие, будучи объективной основой конфликта, еще не есть сам конфликт. Последний представляет собой высшую фазу развития противоречия, когда оно обостряется до предела и пе­реходит в открытое столкновение сторон. Важно не допустить этого, и в этом может помочь модель политического консенсуса.

Тема 18. Фактологическое обеспечение исследований

18.1 Методы сбора данных.

18.2 Анкетные опросы.

18.3 Интервью.