ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.06.2021
Просмотров: 558
Скачиваний: 1
Рассмотренные логические основы системного анализа являются исходными (отправными) моментами исследований различных социальных процессов, в том числе социально-экономических и политических, и во многом определяют содержание и направленность этих исследований.
Как уже отмечалось, моделирование явлений и процессов представляет собой их искусственное воспроизведение в модели, отражающей их основные свойства. Анализ самих таких моделей направлен на изучение с их помощью данного явления или npoцесса в целом, а также механизмов их функционирования и развития.
Модели системных исследований социальных процессов можно классифицировать по разным основаниям: модели, воспроизводящие причинно-следственные связи элементов экономического или политического процесса; модели жизненного цикла, фиксирующие основные этапы развития того или иного социального объекта (фирмы, акционерного общества и т.д., вплоть до жизненные циклов существования различных цивилизаций)2; модели волновой динамики развития экономики и др.
Системное моделирование экономических, политических и других процессов общественного развития осуществляется в виде идеальных моделей, логически воспроизводящих основные параметры и свойства указанных процессов. Такие модели могут быть выражены в виде схем, графиков, таблиц, математических формул, а также объясняющих их теоретических концепций.
Американские ученые Дж.Б. Мангейм и Р. К. Рич перечисляют этапы изучения политических процессов, с помощью их математического моделирования: первый этап построения модели системного анализа — индуктивный: отбор наблюдений, относящихся к процессу, который предстоит моделировать; второй этап - переход от определения проблемы к построению неформальной модели, представляющей собой набор «инструментов» (допущений, принципов анализа), которые позволяют объяснить отобранные наблюдения; исследователи строят несколько неформальных моделей и пытаются определить, какая из них лучше отображает изучаемую проблему; третий этап — переход от неформальных моделей к формальным, в которых все допущения сформулированы в математической форме; четвертый этап — «этап математической обработки формальной модели», который является «решающим в математическом моделировании». Математический анализ этой модели предполагает выявление следствий действия моделируемого процесса, он представляет собой «дедуктивное ядро», математического моделирования социальных процессов, заключающееся «в поиске нетривиальных и непредвиденных выводов из правдоподобных допущений».
Далее следует вернуться к первоначальной стадии моделирования, чтобы проверить, соответствуют ли полученные выводы тому, что изначально ожидалось от модели, имеют ли эти выводы смысл в свете эмпирических наблюдений, можно ли получить с помощью данной модели другие имеющие научное значение выводы, можно ли эту модель сделать более общей, чтобы исследовать с ее помощью более широкий круг социальных явлений.
Из изложенного можно сделать вывод: не переоценивая роли моделей системного анализа в исследовании общественных явлений, с их помощью можно получить достаточно содержательную информацию о структуре и функционировании указанных явлений, в том числе социально-экономических и политических процессов, носящих как устойчивый, так и неустойчивый, а также вполне определенный или же вероятностный характер.
Тема 16. Формирование целей системного анализа,
построение «дерева целей»
16.1 Построение «дерева целей».
15.2 Пути и способы проведения системных исследований.
Цели системного анализа определяются пониманием его структуры и содержания, обусловлены его логическими основами и заключаются в том, чтобы выявить и изучить основные элементы исследуемого явления или процесса как определенной системы. Это достигается с помощью анализа данного явления, мысленного разделения его на элементы и их изучения. При этом учитывается, что данные элементы проявляют себя только в их связях и взаимодействий, заданных природой и характером данной системы, Отсюда другая цель: исследовать содержание этих связей и взаимодействий и представить на уровне науки функционирование развитие рассматриваемого явления целостной системы.
Как правило, системное исследование различных явлений и процессов преследует и другие цели: обнаружение внутренних источников их функционирования, основная направленность развития явлений и процессов, выявление объективных и субъективных сторон их существования и развития и др. При этом какая-то цель является основной и поэтому будет определять основную направленность данного исследования.
В конечном счете в процессе системного исследования формируется целая система его целей, принимающая вид так называемого «дерева целей». Суть и главный принцип построения «дерева целей» субординация (отношение соподчинения) всех формулируемых целей данного исследования и их зависимость от основной его цели. «Дерево целей» дает более четкое представление о содержании будущего системного исследования процесса (в нашем случае — экономического или политического), его направленности и ожидаемых результатах. В начале исследования надо составить более или менее полное предварительное представление об изучаемом явлении или процессе на основе имеющейся информации о них, прежде всего научной. Это позволит яснее сформулировать основные и вытекающие цели исследования и при необходимости построить их. Построить «дерево целей». Затем необходимо выделить основные элементы изучаемых явлений и процессов и исследовать их взаимосвязи, чтобы составить целостное представление об этих явлениях и процессах. Следующий этап — выявление основополагающих факторов их функционирования и обнаружение внутренних и внешних источников их развития. Наконец, необходимо научно объяснить место и роль данного явления или процесса в функционировании и развитии той или иной сферы общественной жизни и общества в целом.
Выделяют различные этапы системного исследования природных и социальных явлений, на каждом из которых решаются определенные задачи. Перечень таких этапов: Формулировка основных целей и задач исследования. Определение границ системы, отделение ее от внешней среды. Составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т.д.). Выявление сути целостности системы. Анализ взаимосвязей элементов системы. Построение структуры системы. Установление функций системы и ее подсистем. Согласование целей системы и ее подсистем. Уточнение границ системы и каждой подсистемы. Анализ явлений эмерджентности (появления свойств системы, отсутствующих у ее элементов). Конструирование системной модели. Подобный цикл системного анализа не является раз и навсегда установленным; некоторые из названных этапов можно опустить; возможен возврат к предыдущим этапам. Представляется справедливым, что системный анализ сегодня чаще выступает как методология не столько решения, сколько постановки проблемы. Поэтому он имеет пока больше «педагогическую целъ для формирования и развития научного мышления». Практические же или «прагматические возможности системного подхода» в настоящее время «достаточно скромны».
Из изложенного можно сделать вывод: не переоценивая роли моделей системного анализа в исследовании общественных явлений, с их помощью можно получить достаточно содержательную информацию о структуре и функционировании указанных явлений, в том числе социально-экономических и политических процессов, носящих как устойчивый, так и неустойчивый, а также вполне определенный или же вероятностный характер.
Тема 17. Особенности исследований политических процессов
17.1 Структура политического знания
17.2 Политические процессы и политические институты
17.3 Теория политической модернизации
17.4 Модель политического консенсуса
При изучении функционирования любого социального явления в рамках целого, в том числе соответствующей экономической или политической системы или же всего общества, каждый из которых рассматривается как носитель определен культуры, выраженной в системе его знаний, навыков, уме интересов, ценностных ориентации и т.д. Любое политическое явление рассматривается как воплощенную в нем тех элементов культуры, которыми обладают субъекты политической деятельности. В конечном счете человек с его культурными свойствами характеризуется как основной фактор политических процессов, определяющий их содержание и социальную направленность. Приверженцы культурологического подхода (Ф. Боас, Г. Алмонд и др.) главным назначением политики признают реализацию культурных свойств человека, в том числе и политической культуры. В данном случае личность представляется в качестве источника и ядра политической жизни. Сознание и другие культурные свойств личности уникальны и неповторимы, поэтому уникальным является ее восприятие мира, в том числе политической действительности. Какие-либо социальные связи личности с другими людьми и социальными группами игнорируются; даже если признается, что человек действует совместно с другими людьми, то «общий интерес» трактуется не как выражение их взаимозависимости, а как результат сбалансированности их частных интересов.
Обоснование роли личности с ее культурными свойствам творческой деятельностью в политических процессах помог глубже и нагляднее представить эти процессы. Однако необходимо учитывать, что в них личность действует в тесном взaимoдействии с другими людьми — только в этом случае становится на« но объяснимым социокультурное содержание ее деятельности.
Многие рассмотренные теоретические подходы к исследованию политических явлений и процессов можно характеризовать рационально-критические в том или ином отношении. Речь и об одном из современных направлений в политологии, представители которого пытаются выявить внутреннюю логику функционирования и развития политических процессов. При этом главное внимание уделяют не столько политическим мотивам поведения и деятельности субъектов, как это делают сторонники метода рационального выбора, сколько выявлению характера взаимодействия политических структур, прежде всего различных организаций и учреждений. Тем самым методологический индивидуализм, составляющий основное содержание метода рационального выбора, как бы дополняется методом, ориентирующим на исследование объективной логики развития политических процессов.
Главное внимание уделяется не внешним факторам их функционирования (природным или социальным), а взаимодействию собственно политических институтов, критическому анализу их роли в том или ином политическом процессе. Такому же анализу подвергаются политические отношения субъектов, определяющие содержание деятельности политических институтов. В этом случае политика определяется как «определенный вид рационально организованной деятельности». Рационально организованная политическая деятельность — это прежде всего согласованная и целенаправленно управляемая деятельность политических институтов, дающая максимальный социальный эффект. Но, как известно, в процессе любой деятельности неизбежно возникают разного рода противоречия, которые могут стимулировать ее или препятствовать ей. Более того, противоречия могут переходить в конфликты, т.е. в открытые и порой острые столкновения субъектов политических процессов и реализующих их интересы политических институтов. Возникает | проблема разрешения конфликтов и управления ими.
Как известно, одна из основных функций политики — обеспечение устойчивого развития политической системы и всего общества, а это возможно в основном путем согласования интересов различных социальных сил, достижения политического консенсуса. Поэтому решение проблем политического конфликта и политического консенсуса составляет основное содержание рационально-критического подхода к исследованию политических явлений и процессов.
Объективной основой политических конфликтов являются возникающие политические противоречия между субъектами политической деятельности и политическими институтами. Многие выдающиеся мыслители характеризовали и характеризуют противоречия источник развития любого явления — природного и общественного.
Роль противоречий и обусловленных ими социальных, в том числе политических, конфликтов глубоко обосновали в своих работах К. Маркс, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.
К. Маркс и М. Вебер обосновали положение о том, что политические конфликты возникают в результате развития противоречий между социальными группами, занимающими различное полоз в обществе. Разрешение данных конфликтов есть шаг в развитии политической жизни общества; Г.
Рациональное решение этих проблем достигается разными методами, в том числе и методом моделирования. Все сказанное ранее о моделировании как общенаучном методе исследования общественных, в том числе политических, явлений, моделях их анализа, относится и к моделям политических конфликтов. В данном случае моделируются предпосылки появления тех или иных политических конфликтов, их структура и содержание, т.е. взаимосвязи их основных элементов и характер их взаимодействия, возможные пути развития конфликтов. На основе анализа самих моделей делаются выводы о наиболее эффективных способах разрешения конфликтов и управления ими.
Политический консенсус есть прежде всего политическое согласие субъектов политической деятельности в тех или иных вопросах. Разумеется, необходимо иметь представление о наличии объективных и субъективных возможностей достижения элемента согласия. Информация об этих возможностях составляет если не основное содержание моделей политического консенсуса. идет о том, чтобы не допустить конфликтов, проявив при глубокое понимание социально-политической ситуации, политическую мудрость и волю. Анализ модели политического консенсуса, в которую заложены данные о сложившейся социально - политической ситуации и ее возможном развитии, может способствовать решению указанных задач.
Необходимо особо подчеркнуть, что решение избежать того или иного конфликта не означает стремление избежать противоречий, которые могут возникать между субъектами политических процессов. Речь идет об объективно развивающихся противоречиях, которые они не могут устранить. Напротив, данные об этих противоречиях необходимо заложить в модель политического консенсуса. Затем, анализируя все параметры данной модели, следует попытаться найти способы разрешения отраженных в ней политических противоречий, пока они не переросли в конфликты. Ведь противоречие, будучи объективной основой конфликта, еще не есть сам конфликт. Последний представляет собой высшую фазу развития противоречия, когда оно обостряется до предела и переходит в открытое столкновение сторон. Важно не допустить этого, и в этом может помочь модель политического консенсуса.
Тема 18. Фактологическое обеспечение исследований
18.1 Методы сбора данных.
18.2 Анкетные опросы.
18.3 Интервью.