Файл: Противопожарное оборудование и его расположение на судне.docx
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проведение огневых работ
К огневым относятся работы, связанные с нагреванием деталей до температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций.
К огневым работам на судах относятся:
газовая сварка и резка;
плазменная резка;
электросварка;
нагрев деталей открытым огнем;
пайка;
обработка металла с выделением искр.
При нахождении судна в море производство огневых работ допускается только с разрешения капитана, о чем делается запись в судовом журнале.
Ответственными за проведение таких работ:
старший помощник капитана - при работах в грузовых трюмах, производственных цехах, жилых и служебных помещениях, на открытых частях палуб и надстроек;
главный (старший) механик - при работах в машинно-котельном отделении,тоннеле гребного вала, рефрижераторном, насосном и других помещениях судомеханической службы.
К огневым работам допускаются специалисты, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную соответствующими удостоверениями. Ответственный за производство работ перед их началом обязан:
произвести инструктаж исполнителей и обеспечивающих лиц;
осмотреть помещения, где должны проводиться работы, и соседние с ними;
привести в готовность к немедленному использованию противопожарные системы и оборудование данных помещений;
обеспечить место проведения работ первичными средствами пожаротушения;
удалить все пожароопасные материалы в радиусе 5 м, а также закрыть все люки и горловины, кроме тех, через которые обеспечивается безопасность работ;
обеспечить помещение и место работы надлежащей вентиляцией;
проверить возможность немедленной герметизации помещения;
проверить исправность аппаратуры для работы и одежду сварщиков;
выставить в помещении, где ведутся работы, а при необходимости и в соседних помещениях, вахтенных, предварительно проинструктировав их;
доложить о готовности помещений к производству работ вахтенному помощнику капитана, осмотреть их с ним и получить от него разрешение на производство работ.
Вахтенный помощник после проверки готовности места к проведению огневых работ делает соответствующую запись в судовом журнале.
По окончании работ ответственный за их проведение обязан доложить вахтенному помощнику капитана, получить от него разрешение на передачу помещений лицам, в заведовании которых они находятся.
По окончании огневых работ вахтенный помощник обязан организовать в последующие 12 часов наблюдение за местом, где производились работы.
Во время стоянки судна в порту все вопросы, связанные с производством огневых работ, должны согласовываться со службой пожарной охраны порта с проверкой места работы их представителем.
Организация борьбы с пожаром на судне
Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:
обнаружение пожара и выявление его места и размеров;
ограничение распространения пожара;
предупреждение возможных при пожаре взрывов;
ликвидация пожара и его последствий.
На всех судах для лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения, на которых для каждой палубы должны быть четко показаны:
посты управления;
пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса «А» и «В»;
элементы систем сигнализации обнаружения пожара;
элементы спринклерной установки;
элементы средств пожаротушения;
путей доступа к различным отсекам, палубам и т. д.;
элементы вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок.
Указанные выше сведения должны быть изложены в буклете, по одному экземпляру которого должно иметься у каждого лица командного состава и один экземпляр должен постоянно находиться в доступном месте на судне.
Второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащищенном укрытии, расположенном снаружи рубки (обычно у парадных трапов или входов в надстройку левого и правого бортов).
Контейнер со схемами противопожарной защиты судна
Схемы и буклеты должны постоянно обновляться, и любые изменения должны вноситься в них в кратчайшие сроки. Такие схемы и буклеты должны составляться на официальном языке государства флага судна и должны содержать перевод на английский язык. Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легко- доступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок тушения и ограничения распространения пожара.
Индивидуальные действия членов экипажа судна при пожаре
Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан:
1. сообщить вахтенному помощнику (или вахтенному механику);
2. обесточить электрооборудование;
3. если возгорание небольшое, приступить к тушению пожара подручными средствами. При выборе средств пожаротушения следует руководствоваться их эффективностью применительно к данному горящему веществу и собственной безопасностью;
4. если погасить огонь собственными силами не представляется возможным, то необходимо покинуть помещение, проведя его герметизацию, закрыть двери,люки, горловины, иллюминаторы, вентиляцию;
5. принимать меры по недопущению распространения огня в смежные помещения, для чего там необходимо:
убрать от переборки все предметы, могущие воспламениться;
охлаждать переборку, протянув пожарный рукав от ближайшего крана водопожарной магистрали.
Для выхода из задымленного помещения следует использовать аварийные дыхательные устройства (EEBD – Emergency Escape Breathing Device), которые обеспечивают нормальное дыхание не менее 10 минут.
Услышав сигнал предупредительной сигнализации о запуске системы объемного пожаротушения, необходимо немедленно покинуть помещение.
Использование аварийного дыхательного устройства
Действия экипажа при пожаре
После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.
Снаряжение пожарного
По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром командиры аварийных партий (групп) обязаны:
прибыть в район пожара, установить место и размеры пожара и немедленно приступить к его тушению, для чего выделить необходимое количество людей в дыхательных изолирующих аппаратах для работы в задымленных отсеках и средств для тушения пожара;
обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь;
организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;
доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии.
Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помещения, должны быть снабжены снаряжением пожарного.
Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.
Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих материалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных стволах должны применяться распылительные насадки.
Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;
изолировать очаг пожара от доступа воздуха;
охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламенения их газов.
Следует обратить внимание на то, что при тушении пожара водой отсутствие примеси пара в дыму говорит о том, что вода не достигает очага пожара.
При тушении пожара надлежит учитывать возникновение угрозы отравления людей образующимися газами, в том числе в смежных помещениях.
При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через филенки или иллюминаторы.
В особо тяжелых случаях пожара в грузовом трюме, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнетушащих средств, следует затопить трюм.
При этом необходимо учитывать:
влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести судна;
возможность всплытия горящего груза под палубу;
увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.
При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный выпуск аммиака (хладагента) из всей системы рефрижераторной установки.
Для тушения наружного огня необходимо:
по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара;
подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды
, по возможности с наветренного борта;
охлаждать водой находящиеся вблизи от огня горючие конструкции, грузы и материалы;
вести наблюдение за смежными с районом пожара помещениями;
сбивать за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.
Пожарный ствол
К огневым относятся работы, связанные с нагреванием деталей до температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций.
К огневым работам на судах относятся:
газовая сварка и резка;
плазменная резка;
электросварка;
нагрев деталей открытым огнем;
пайка;
обработка металла с выделением искр.
При нахождении судна в море производство огневых работ допускается только с разрешения капитана, о чем делается запись в судовом журнале.
Ответственными за проведение таких работ:
старший помощник капитана - при работах в грузовых трюмах, производственных цехах, жилых и служебных помещениях, на открытых частях палуб и надстроек;
главный (старший) механик - при работах в машинно-котельном отделении,тоннеле гребного вала, рефрижераторном, насосном и других помещениях судомеханической службы.
К огневым работам допускаются специалисты, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную соответствующими удостоверениями. Ответственный за производство работ перед их началом обязан:
произвести инструктаж исполнителей и обеспечивающих лиц;
осмотреть помещения, где должны проводиться работы, и соседние с ними;
привести в готовность к немедленному использованию противопожарные системы и оборудование данных помещений;
обеспечить место проведения работ первичными средствами пожаротушения;
удалить все пожароопасные материалы в радиусе 5 м, а также закрыть все люки и горловины, кроме тех, через которые обеспечивается безопасность работ;
обеспечить помещение и место работы надлежащей вентиляцией;
проверить возможность немедленной герметизации помещения;
проверить исправность аппаратуры для работы и одежду сварщиков;
выставить в помещении, где ведутся работы, а при необходимости и в соседних помещениях, вахтенных, предварительно проинструктировав их;
доложить о готовности помещений к производству работ вахтенному помощнику капитана, осмотреть их с ним и получить от него разрешение на производство работ.
Вахтенный помощник после проверки готовности места к проведению огневых работ делает соответствующую запись в судовом журнале.
По окончании работ ответственный за их проведение обязан доложить вахтенному помощнику капитана, получить от него разрешение на передачу помещений лицам, в заведовании которых они находятся.
По окончании огневых работ вахтенный помощник обязан организовать в последующие 12 часов наблюдение за местом, где производились работы.
Во время стоянки судна в порту все вопросы, связанные с производством огневых работ, должны согласовываться со службой пожарной охраны порта с проверкой места работы их представителем.
Организация борьбы с пожаром на судне
Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:
обнаружение пожара и выявление его места и размеров;
ограничение распространения пожара;
предупреждение возможных при пожаре взрывов;
ликвидация пожара и его последствий.
На всех судах для лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения, на которых для каждой палубы должны быть четко показаны:
посты управления;
пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса «А» и «В»;
элементы систем сигнализации обнаружения пожара;
элементы спринклерной установки;
элементы средств пожаротушения;
путей доступа к различным отсекам, палубам и т. д.;
элементы вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок.
Указанные выше сведения должны быть изложены в буклете, по одному экземпляру которого должно иметься у каждого лица командного состава и один экземпляр должен постоянно находиться в доступном месте на судне.
Второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащищенном укрытии, расположенном снаружи рубки (обычно у парадных трапов или входов в надстройку левого и правого бортов).
Контейнер со схемами противопожарной защиты судна
Схемы и буклеты должны постоянно обновляться, и любые изменения должны вноситься в них в кратчайшие сроки. Такие схемы и буклеты должны составляться на официальном языке государства флага судна и должны содержать перевод на английский язык. Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легко- доступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок тушения и ограничения распространения пожара.
Индивидуальные действия членов экипажа судна при пожаре
Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан:
1. сообщить вахтенному помощнику (или вахтенному механику);
2. обесточить электрооборудование;
3. если возгорание небольшое, приступить к тушению пожара подручными средствами. При выборе средств пожаротушения следует руководствоваться их эффективностью применительно к данному горящему веществу и собственной безопасностью;
4. если погасить огонь собственными силами не представляется возможным, то необходимо покинуть помещение, проведя его герметизацию, закрыть двери,люки, горловины, иллюминаторы, вентиляцию;
5. принимать меры по недопущению распространения огня в смежные помещения, для чего там необходимо:
убрать от переборки все предметы, могущие воспламениться;
охлаждать переборку, протянув пожарный рукав от ближайшего крана водопожарной магистрали.
Для выхода из задымленного помещения следует использовать аварийные дыхательные устройства (EEBD – Emergency Escape Breathing Device), которые обеспечивают нормальное дыхание не менее 10 минут.
Услышав сигнал предупредительной сигнализации о запуске системы объемного пожаротушения, необходимо немедленно покинуть помещение.
Использование аварийного дыхательного устройства
Действия экипажа при пожаре
После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.
Снаряжение пожарного
По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром командиры аварийных партий (групп) обязаны:
прибыть в район пожара, установить место и размеры пожара и немедленно приступить к его тушению, для чего выделить необходимое количество людей в дыхательных изолирующих аппаратах для работы в задымленных отсеках и средств для тушения пожара;
обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь;
организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;
доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии.
Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помещения, должны быть снабжены снаряжением пожарного.
Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.
Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих материалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных стволах должны применяться распылительные насадки.
Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;
изолировать очаг пожара от доступа воздуха;
охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламенения их газов.
Следует обратить внимание на то, что при тушении пожара водой отсутствие примеси пара в дыму говорит о том, что вода не достигает очага пожара.
При тушении пожара надлежит учитывать возникновение угрозы отравления людей образующимися газами, в том числе в смежных помещениях.
При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через филенки или иллюминаторы.
В особо тяжелых случаях пожара в грузовом трюме, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнетушащих средств, следует затопить трюм.
При этом необходимо учитывать:
влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести судна;
возможность всплытия горящего груза под палубу;
увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.
При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный выпуск аммиака (хладагента) из всей системы рефрижераторной установки.
Для тушения наружного огня необходимо:
по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара;
подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды
, по возможности с наветренного борта;
охлаждать водой находящиеся вблизи от огня горючие конструкции, грузы и материалы;
вести наблюдение за смежными с районом пожара помещениями;
сбивать за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.
Пожарный ствол