Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для реализации названных функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов РФ и министр экономики Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса [26, 288 с.].
Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Центробанк РФ выполняет, помимо прочего, и функцию "банка банков" и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и установленных им нормативных актов.
Главная цель банковского регулирования и надзора заключается в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Такие функции как надзорные и регулирующие Банк России осуществляет непосредственно, либо через создаваемый при нем орган банковского надзора.
Саморегулирование деятельности кредитных организаций, а также надзор за ними ЦБ РФ осуществляет по следующим направлениям:
- регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;
-открытие корреспондентских счетов, депонирование на специальных счетах обязательных резервов кредитных организаций, а также принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;
- управление ликвидностью банковской системы путем покупки и продажи банкам государственных ценных бумаг;
-кредитование кредитных организаций:
В целях воздействия на ликвидность банковской системы ЦБ РФ рефинансирует банки путем представления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов регистрация эмиссии ценных бумаг кредитных организаций. В его компетенцию входит также:
- установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;
- регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций (осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций, подобный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций в рублях и в иностранной валюте) [32, 416 с.];
- надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, проверка деятельности кредитных организаций.
Таким образом, для кредитных организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.
В этих полномочиях Банка России проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные территориальные управления Банка России, являющиеся его филиалами [31, 292 с.].
Банк России в соответствии-с законодательством является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.
Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Однако Банк России не имеет права:
- осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами. Исключение здесь составляют случаи, предусмотренные в ст. 47 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ";
- приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 вышеназванного Федерального закона;
- осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;
-заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" пролонгировать предоставленные кредиты [30, 674 с.].
Исключение может быть сделано только по решению Совета директоров. Согласно тому же закону, Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской. Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Согласно федеральному закону "О Центробанке России" этот банк может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона. Закон о ликвидации Банка России определяет и порядок использования его имущества.
Законодательные основы функционирования современной банковской системы России были созданы в 1990 г. с принятием законов "О центральном банке РФ" и "О банках и банковской деятельности". А в 1995 и 1996 гг. соответственно, эти законы были приняты Государственной Думой в новой редакции.
Закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" дал более четкое и подробное описание функций главного банка страны, наделил ЦБ РФ правом издания нормативных актов, обязательных для исполнения всех юридических и физических лиц и органов государственной власти.
В названном Законе были усовершенствованы инструменты осуществляемой ЦБ РФ денежно-кредитной политики, а также развит принцип независимости ЦБ РФ, то есть, четко и однозначно записано, что никакие государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ, в реализацию его функций. Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти [24, 98 с.].
Правда, в последнее время атмосфера вокруг Банка России стала накаляться. Критику надзорной политики ЦБ высказали депутаты Госдумы, в кремлевских кулуарах заговорили о переменах в его руководстве. Министр финансов и председатель Национального банковского совета А. Кудрин сказал, что не возражает против проверки Центробанка Счетной палатой, давно желающей изучить качество управления резервами.
Качество управления в ЦБ беспокоит сегодня и ведущих финансистов, и министерство финансов.
Ведь еще 21 апреля 2006 года председатель правительства подписал постановление "О порядке управления средствами Стабфонда РФ", в котором средства Стабфонда были доверены в управление ЦБ, а инвестировать их разрешалось в доллары, евро, фунты стерлингов и долговые обязательства иностранных государств.
Тем нее менее, доходность от размещения средств отечественного Стабилизационного фонда в долларовых активах сегодня оказалась близка к нулю. Таким образом, качество управления Центробанка сегодня вызывает много вопросов.
В 2005 году, в ходе весенней сессии Госдума РФ уже рассматривала законопроект, принятие которого позволило бы российскому правительству контролировать эмиссию краткосрочных обязательств Банка России.
Этот законопроект мог стать началом экспансии государства в неприкосновенные доселе владения Центробанка, хотя некоторые специалисты считают эту инициативу правительства чисто экономической мерой.
Стоит отметить, что, по сути, в случае принятия подобного закона государство на юридической основе позволило бы самому себе в большей или меньшей степени контролировать одну из функций Центробанка. А такая ситуация противоречит правовому статусу Банка России.
Ведь, как обозначено в законе "О Центробанке РФ", "ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения" [33, 61-64с.].
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией России и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ЦБ при этом осуществляет независимо от федеральных и региональных госорганов. Правда, сейчас правительство в какой-то мере может контролировать выпуска облигаций Центробанка, однако напрямую в его деятельность оно не вмешивалось уже давно.
Но помимо этого, следует отметить, что, реализуя свои функции сегодня, Центральный банк идет навстречу банкирам, давая широкий спектр возможностей и исключений при необходимости из общих правил и подходов, когда они ведут к ускорению и укреплению процесса слияния и присоединения банков.
В заключении необходимо подчеркнуть, что Банк России – главное звено банковской системы. Основная цель деятельности Банка России заключается в обеспечении устойчивости рубля. Статус, полномочия и функции Банка России определены Конституцией РФ и Федеральным законом о Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Банк России, осуществляя закрепленные за ним функции, выполняет роль агента правительства, проводника денежно-кредитной политики, эмиссионного и расчетного центра страны, органа банковского регулирования и надзора. В соответствии с требованиями растущей экономики меняются сам Банк России, его функции и используемые инструменты [29, 608 с.].
Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты. Основной целью современной валютной политики является защита экономики Российской Федерации от резких колебаний денежно-кредитной системы и уменьшения валютных резервов, вызываемых движением капитала, а также обеспечение национальной (в том числе экономической) безопасности страны.
В данной работе были рассмотрены правовые основы валютного регулирования и валютного контроля, основные инструменты валютного регулирования, проанализирована валютная политика проводимая Банком России, во взаимосвязи с денежно-кредитной и общей экономической политикой, проанализированы основные направления валютной политики Банка России в 2012 г.
В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика, инструментом реализации которой является валютное регулирование.
Валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций. Государство вообще и Российская Федерация в частности регулируют валютные отношения с учетом экономических задач государства.
Банку России в целях регулирования внутреннего валютного рынка Российской Федерации предоставлено право устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты.
Роль ЦБ РФ в развитии и регулировании валютной сферы и экономики России исключительно высока. Центральный банк имеет ряд функций и целей, которые направлены на поддержание и развитие экономики государства. ЦБ РФ обладает широким набором инструментов и методов воздействия на валютную сферу. Основными из них являются проведение учетной политики и политики рефинансирования, определение минимальных резервных требования, операции на открытом рынке и сама валютная политика [35, 18-21 с.].