Файл: Теоретические основы развития денежнокредитной политики в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 сохраняющиеся в структуре современной модели экономического развития»
[13, C.157].
Проанализировав данный аспект, мы можем утверждать то, что реализация ДКП очень важна для корректировки экономической среды в стране. Как нам кажется, для того, чтобы денежно-кредитная политика смогла заполнить все «трещины», очень важно, чтобы она была адекватна экономической среде.
Для этого и необходим анализ влияния факторов, что в перспективе будет способствовать применению более взвешенного и гибкого подхода, а также четкости и выверенности действий со стороны Банка России при реализации денежно-кредитной политики в стране. Факторы, которые воздействуют на реализацию денежно-кредитной политики, нами были определены как субъективные и объективные (рис. 2).
Монетаристы считают, что манипулирование денежной массой чревато большой опасностью. По их мнению, в процессе регулирования наблюдается определенный временной лаг между изменением денежной массы и соответствующим эффектом в сфере производства, который в условиях циклического кризиса длится от 5 до 21 месяцев и 13-14 месяцев - при циклическом подъеме. Из этого следует, что центральные банки должны проводить равномерное увеличение денежной массы - не более 3-5 % в год. По их мнению, именно такое увеличение денежной массы может привести к увеличению деловой активности в экономике. Этот эффект длится 6-8 месяцев, после чего значения макроэкономических показателей возвращаются к исходным уровням.
Сторонники монетаристской теории отстаивают приоритетность жесткой ДКП, которая не зависит от рыночной конъюнктуры и направлена на ограничение инфляции и главная функция которой - контроль за выпуском денег в обращении. Целью такого контроля является соответствие предложения денег долговременному темпу роста экономики. Считается, что такое внимание к долгосрочным тенденциям в сфере денежного обращения в

13 наибольшей степени поможет поддерживать оптимальные темпы экономического роста. По мнению некоторых монетаристов, антициклическое регулирование рыночной экономики подрывает роль естественных рыночных сил, что приводит к усилению инфляционных тенденций.
Рисунок 2 - Факторы, влияющие на реализацию ДКП [21, C.37]
В подтверждение данных выводов монетаристы ссылались на опыт
1970-х годов, когда многие промышленно развитые страны увеличили свою денежную массу (вызвав инфляцию), но не наблюдали экономического роста.
Эта ситуация получила название «стагфляции», сочетание инфляции и стагнации. Последствия проведения жесткой ДКП привели к уходу с рынка неконкурентоспособных компаний, что послужило основой для «нового» экономического роста. Однако кейнсианцы тоже не отвергают необходимость рестрикционной политики. Фактически, противоречие между этими двумя


14 тенденциями сводится к отрицанию монетаризмом идеи «вливания капитала для будущего экономического роста».
Современные кейнсианцы и монетаристы признают, что изменения в денежной массе будут влиять на величину ВВП, но они по-разному оценивают значимость и механизм этого эффекта: с кейнсианской точки зрения, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - само предложение денег.
Подход к политике в значительной степени зависит от исходных идей и философских предпосылок различных политических и экономических течений и школ. Так, вывод кейнсианства определяется присущей этому направлению философией активизма: государство активно вмешивается в экономический процесс, чтобы уменьшить циклические колебания рыночной ситуации и добиться высокого уровня производства и занятости рабочей силы.
Монетаристы отстаивают принцип невмешательства в экономическую жизнь.
Они отрицательно относятся к идее «компенсационной» политики и считают принцип стабилизации покупательной способности денег важнейшим условием поддержания общего экономического баланса.
Таким образом, методы денежно-кредитной политики - это специальный комплекс приемов, которые позволяют воздействовать на все проявления в экономике для достижения поставленных целей государства. Такие способы воздействия осуществляются благодаря применению определенных инструментов денежно-кредитной политики.
Все методы денежно-кредитной политики подразделяются на:
1. прямые;
2. косвенные.
1.3. Инструменты реализации денежно-кредитной политики России
В современной экономике имеется широкий спектр инструментов денежно-кредитной политики. Они различаются в зависимости от либерализации экономической системы той или иной страны.

15
Инструменты монетарной политики – это множество определенных методов и мероприятий государственного экономического регулирования, нацеленных на варьирование количества денег в обороте и размера кредитных вложений в экономику.
Рисунок 3 - Инструменты монетарного регулирования
Основные инструменты, которые используется в настоящее время это [9,
C.105]:
- прямое регулирование учетной ставки;
- регулирование норм обязательных резервных требований;
- операции на открытом рынке.
Уровень ключевой ставки устанавливается Банком России. Благодаря этому государство регулирует предложение денежной массы в РФ, что в дальнейшем отражается на таком явлении как инфляция и реальном секторе экономики. Правильное регулирование ключевой ставки позволяет установить низкую и устойчивую инфляцию [23, C.71].
Во время депрессии в экономике, то есть кризиса, ставка рефинансирования (ключевая) снижается и понижает стоимость кредитных средств для коммерческих банков. Коммерческие банки в этот момент привлекают эти средства и снижают ставки по кредитам, предоставляемым


16 физическим и юридическим лицам. Все эти действия Банка России и коммерческих банков направлены на расширение предложения денежной массы в обращении.
Обратная сторона действия ключевой ставки проявляется в момент увеличения инфляции. В данной ситуации ставка рефинансирования соответственно начинает повышаться, а это ведет к уменьшению предложения денежной массы, ведь завышаются ставки по кредитам, предоставляемым физическим и юридическим лицам.
Нормативы обязательных резервов - это инструмент, отражающий минимальную норму вкладов, которые в обязательном порядке должны находиться Центральном Банке на корреспондентском счете коммерческого банка. При повышении ЦБ РФ таких нормативов, он урезает объем средств коммерческим банкам, выдаваемые ими в виде кредитов. При дефляции Банк
России уменьшает нормативы обязательных резервов для дальнейшего увеличения денежной массы в обращении.
Операции на открытом рынке совершаются Центральным Банком
Российской Федерации в отношении заключения сделок купли-продажи активов, например, национальной валюты и иностранной валюты, различных ценных бумаг.
При наступлении кризиса Банк России приобретает государственные ценные бумаги и таким образом повышает денежную массу в обращении, что помогает росту покупательской активности и как следствие выходу страны из кризиса. При подъёме происходит обратный процесс. Банк России начинает продавать государственные ценные бумаги физическим и юридическим лицам, что уменьшает спрос и платёжеспособность покупателей, а затем снижается и сама инфляция.
Совершаемые Центральным Банком операции на валютном рынке определяют регулирование курса национальной валюты Российской
Федерации, при котором она подлежит обмену на иностранную. Для снижения инфляционных процессов необходимо в обязательном порядке укрепить

17 национальную валюту посредством проведения валютной интервенции. Такие действия позволяют снизить стоимость импортной продукции, а отечественным российским производителям приходится понизить цены на свои товары, что влечет замедление инфляции.
Так же Банк России может скупать иностранную валюту, а национальную выпускает в обращение для повышения экспорта и как следствие снижения импорта. Благодаря этому возрастает отечественное производство и ускоряется экономический рост страны.
Денежно-кредитная политика Российской Федерации имеет воздействие на различные макроэкономические показатели, например, ВВП, уровень цен в стране, национальный доход и т.д. Все эти показатели определяют основные направления экономики и отражают уровень экономической безопасности государств.
Эффективное использование всех методов и инструментов денежно- кредитной политики и результат такого использования отражает направленность деятельности государства по обеспечению должного уровня экономической безопасности в стране. В данный момент в нашей стране активно обеспечивается макроэкономическое ценовое равновесие для стабильности функционирования российской экономики [28, C.344].
Таким образом, в рамках проведения денежно-кредитной политики Банк
России использует ряд инструментов: воздействие на ключевую ставку, операции на открытом рынке и воздействие на нормы обязательных резервов.
При помощи данных инструментов ЦБ РФ косвенно воздействует на денежную массу, сглаживая тем самым амплитуды колебаний экономического цикла.
В ФЗ № 86 «О ЦБ РФ (Банк России)» отражено, что в рамках денежно- кредитной политики Банк России для денежно-кредитного регулирования использует различные методы и инструменты (среди которых преобладают косвенные). Это закреплено в ст. 35 закона, а именно:
- процентные ставки по операциям Банка России;


18
- обязательные резервные требования;
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование кредитных организаций;
- валютные интервенции;
- установление ориентиров роста денежной массы;
- прямые количественные ограничения;
- эмиссия облигаций от своего имени;
- другие инструменты, определенные Банком России.

19

Глава 2. Практические особенности развития денежно-кредитной
политики России
2.1. Общая характеристика деятельности Центрального банка России
В настоящее время Центральный Банк заявлен, как основной банк страны. Все его имущество относится к собственности федеральной. Поэтому он подотчетен государственной думе.
Вся деятельность банка регламентируется Конституцией РФ [1],
Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации» [2] и прочими соответствующими нормативными документами. В силу того, что
Банк находится в статусе юридического лица, он имеет определенные льготы.
Банк является не обремененным налоговой нагрузкой и освобожден от уплаты всех налоговых обязательств на территории российского государства. Но, тем не менее, российское государство не несет ответственность по обязательствам банка, а Банк России – по обязательствам государства, если они не были приняты или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Центральный банк Российской Федерации выступает в качестве главного института, который занимается решением вопросов, касающихся денежно-кредитной политики.
Его особый статус закреплен, в первую очередь, в Конституции РФ, а полномочия, цели деятельности и функции определяются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. С одной стороны ЦБ не является органом государственной власти, но с другой - реализация его полномочий предполагает применение мер государственного принуждения.
Иными словами, Центральный банк – это публично-правовой институт, который обладает исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Банк России активно сотрудничает с федеральными органами власти, имеющими важное стратегическое значение
(Государственная дума РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ),

20 по отдельным вопросам банковского регулирования, но при этом сохраняет свою независимость основного регулятора в финансовой системе России. Так, например, такого рода связь проявляется в том, что ежегодно Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает ключевые направления единой государственной денежно-кредитной политики и мероприятия, направленные на поддержку и развитие покупательной способности отечественной валюты и ее валютного курса.
Прежде, чем перейти к рассмотрению функций, необходимо обозначить организационную структуру Центрального Банка РФ в том числе и для того, чтобы более полно и ёмко отразить особенности правил функционирования его деятельности, внутренние взаимодействия, соподчинения и подчинения, а также линейные зависимости, возникающие во время и при реализации ключевых и второстепенных функциональных обязанностей, возложенных на
Центральный Банк РФ (рис. 4).
Рисунок 4 - Организационная структура Центрального Банка РФ
Необходимо дать небольшой поясняющий комментарий по составным элементам (блокам), обозначенных в составе организационной структуры, чтобы понять специфику деятельности, примерный перечень