Файл: Теоретические основы развития денежнокредитной политики в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21 функциональных задач и обязанностей, которые в совокупности позволяют реализовывать общие целевые ориентиры в деятельности Центрального Банка
РФ.
В первую очередь, мы видим, что организационная структура представлена в виде вертикальной системы, на вершине которой находится
Национальный банковский совет (НБС). НБС является коллегиальным органов управления. К ключевым функциональным обязанностям можно отнести рассмотрение годового отчёта, формирование статей доходов и расходов Центрального Банка РФ.
Если «спускаться ниже» по организационной структуре, то далее нашему вниманию представлены блоки Председателя Центрального Банка и
Совета директоров. Наибольший интерес вызывает следующий блок под названием Центральный аппарат, который в свою очередь подразделяется на управления, Национальные банки и прочие организации, прямо или косвенно взаимодействующие с Центральным аппаратом и находящиеся в зависимости подчинения по отношению к нему.
Необходимо отметить, что у Главные управления и Национальные банки обладают общими элементами, такими как Головные расчётно-кассовые центры (ГРКЦ) и расчётно- кассовые центры (РКЦ). С целью их визуального отражения и указания на то, что данные элементы характерны как для
Главного управления, так и для Национальных банков, было использовано перекрёстное графическое изображение связи между ними. Появляется вопрос: идентичны ли ГРКС и РКЦ, входящие в состав Главного управления и Национальных банков? На этот вопрос есть один конкретный ответ.
Несмотря на аналогичные названия, внутренняя структура, функциональные обязанности, направления деятельности, состав сотрудников ГРКЦ и РКЦ, которые входят в состав Главного управления, и ГРКЦ и РКЦ, находящиеся в
Национальных банках, абсолютно различны и не имеют между собой принципиальных общих моментов, за исключением общих базовых структурных элементов, которые позволяют идентифицировать их строго по

22 названиям и элементам построения внутренних связей внутри этих подразделений, но не более того [12, C.215].
Таким образом, рассмотрев организационную структуру Центрального
Банка РФ и обозначив особенности её построения можно заключить, что она уникальна и сложна по своей структуре и количеству элементов, входящих в её состав. Каждый блок обладает рядом уникальных характеристик и принципов, позволяющих реализовывать целый спектр функциональных задач, в совокупности с возложенными на них конкретными полномочиями, направленными на реализацию целей деятельности Центрального Банка.
Центральный банк имеет основные функции:
1. эмиссионныйцентра страны. Банк России осуществляет выпуск в обращение и изъятие из обращения денежных знаков;
2. функция главного регулирующего органа платежной системы РФ, организует межбанковские расчеты, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов в России;
3. надзор за банками и финансовыми рынками;
4. банкир правительства - ЦБ выполняет функции депозитария
(хранит на счетах средства государственного бюджета) и фискального агента
Правительства РФ (зачисляет на счета суммы в доход бюджета);
5. защита и обеспечение устойчивости рубля
6. проводник официальной денежно-кредитной и валютной политики;
7. кредитор последней инстанции для кредитных организаций.
Целью деятельности Банка России как государственного органа регулирования экономики является выражение стремления института обеспечить устойчивое развитие банковского и финансового сектора.
Государство не несет ответственности по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства.
Банк России и Правительство РФ:
1. координируют свою политику;


23 2. проводят регулярные взаимные консультации;
3. информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение.
Операции Центрального банка как банка Правительства:
1. ведение текущих счетов Правительства;
2. кассовое исполнение бюджета;
3. размещение и погашение государственного долга;
4. составление платежного баланса;
5. надзор за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и банкнот;
6. перевод валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.
Рисунок 5 - Проритетные направления деятельности ЦБ
Основными задачами ЦБ РФ являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, защита интересов. Получение прибыли не является целью деятельности Центрального
Банка.

24
Необходимо упомянуть, что в России действует трехуровневая денежно- кредитная система, которая представлена
Центральным банком, специализированными кредитно-финансовыми институтами и коммерческими банками [17, C.75].
В целях выполнения задач по денежно-кредитному контролю проводится мониторинг назначения ЦБ, который призван обеспечивать и контролировать денежный оборот в экономике. Будучи важным эмиссионным ядром и являясь основоположником налично-денежного обращения, ЦБ предусматривает степень мобильности экономических кредитных организаций при краткосрочной необходимости дополнительных денежных средствах. Это одна из самых значимых функций ЦБ России в вопросе продажи хозяйственных проектов в экономике. Например, функция нормативного регулирования предусматривает:
Политика Центрального банка в области денежного обращения и кредитных отношений это сложный и важный способ совокупной финансовой политики всей страны. Целью такой политики выступает содействие экономике страны в целях достижения стабильности занятости, цен и остальных основных показателей.
Посредством регулирования ставки рефинансирования, Банк России контролирует экономику страны, вне зависимости от влияющих на нее факторов. Стратегия ЦБ рассчитана на формирование соответствующего спроса со стороны потребителей и здоровой конкуренции поставщиков, подталкивающей их поставлять качественный товар по доступной цене.
Развитие национальной экономики и снижение инфляции обеспечивается посредством проведения денежно-кредитной политики.
Несомненно, политика центрального банка это главный механизм совокупности элементов регулирования всей экономики страны. Подобные возможности оказывают влияние на денежное предложение, а следовательно
- на истинный национальный товар, занятость и индекс цен.


25
Таким образом, Центральный банк России - это организация, отвечающая за денежно-кредитную политику и обеспечение работы платёжной системы, от него зависит стабильность и устойчивость рубля.
Центральный банк обладает исключительным правом денежной эмиссии.
Центральный Банк не обладает формой правовой организации, как у остальных банков (коммерческих), а именно ООО или АО. Центральный Банк занимается развитием и укреплением банковских систем, контролирует соблюдение закона остальными кредитными организациями. Согласно правилам Международного валютного фонда, Центробанк может выдавать кредиты другим странам, но своей стране - нет. Также Центробанк занимается кредитованием банков в различных кризисных ситуациях, или при стабилизации курса. Главной задачей Центробанка (Центрального Банка,
Банка России) является обеспечение устойчивости рубля, то есть стабильности его цены. Для этого работает бюджетное правило, согласно которому
Центробанк покупает и продаёт валюту в зависимости от цены нефти.
Центробанк устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.
2.2. Состояние основных экономических тенденций в России
2022 год стал рекордсменом по количеству санкции в отношении России
[5, C.142]. Только в 2022 году страна получила ограничения в: блокировке российских финансовых активов, в том числе валютных резервов Банка
России за рубежом; замораживании российского Центрального банка и отключении других банков от системы международных платежей SWIFT; отмены использования на территории других стран банковских карт международных платежных систем Visa и MasterCard; запрет на размещение с
01.03.22 года за рубежом облигационных займов Российской Федерации; запрет на обслуживание криптокошельков; эмбарго на импорт в страны ЕС из

26
России углеводородов (нефти, газа, каменного угля), химических удобрений и ряда цветных металлов и т.д.
На протяжении девяти лет Российская Федерация находится под влиянием санкций, введенных рядом стран Европы и США. Последствия введенных санкций серьезно отразились на российской экономике. На рисунке
6 представлена динамика реального ВВП России с досанкционного 2013 года и по сегодняшний день.
Рисунок 6 - Динамика реального ВВП России в 2013-2022 гг. (за III квартал), млрд руб.
Как следует из представленных на рисунке 6 данных, после введения в конце 2014 года антироссийских санкций, в 2015 году произошло сокращение объемов реального ВВП России - на 1,7 %. В 2016 году роста экономики не наблюдалось: объем ВВП остался на прежнем уровне. На конец 2017 года экономика России постепенно стала частично выздоравливать: прирост ВВП к показателю 2016 года составил 2,64 %. В последующие два года ситуация еще более стабилизировалась: в 2018 году объем ВВП вырос на 2,6 %, в 2019 году - еще на 2,76 %.
В 2020 году вновь наблюдается сокращение ВВП (на 3,27 % по отношению к уровню 2019 года), но, как видится, связано оно было с действием других факторов, несанкционного характера (ковид- пандемия и сопутствующие факторы). В 2021 году в связи с приспособлением субъектов хозяйствования к деятельности в условиях пандемии, экономика России вновь


27 начала расти: объем ВВП - на 3,99 % по отношению к 2020 году. Вместе с тем в связи с введением нового пакета антироссийских санкций в 2022 году, объемы ВВП вновь сократились до уровня 2020 года.
Воздействие санкционной антироссийской политики отразилось и на сокращении объемов внешней торговли России (таблица 1) [19].
Таблица 1 - Экспортно-импортные потоки в 2013-2022 гг. (за III квартал), млрд долл. США
[20]
Показатель
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Экспорт
149,0 5
143,5 91,85 84,80 99,68 127,9 5
119,8 1
89,71 146,2 5
153,0
Импорт
125,4 9
116,9 75,21 73,60 88,99 88,87 93,42 74,62 98,95 84,61
Как следует из представленных в таблице 1 данных, общая величина экспортно-импортных потоков в указанный период имеет волнообразный характер вариации. В 2014-2016 годах общие объемы импорта и экспорта в
Российской Федерации неуклонно снижались, достигнув, соответственно, 73,6 млрд долл. и 84,8 млрд долл. США (за первые три квартала 2016 года).
В 2017-2018 годах данная тенденция сменилась на положительную, в результате чего объемы импорта и экспорта начали расти, составив в 2018 году
88,87 млрд долл. США и 127,95 млрд долл. США (аналогично, за первые три квартала). В то же время данные показатели все равно меньше уровня 2013 года - объем экспорта на 14,16 %, а объем импорта на 29,18 %.
В 2019-2020 годах вновь наблюдается сокращение показателей экспортно-импортных операций, с последующим ростом их объемов по итогам 3 квартала 2021 года (до 146,25 млрд долл. США по экспортным операциям и до 98,95 млрд долл. США по операциям импорта). По итогам 3 квартала 2022 года стоимостной объем экспорта товаров и услуг вырос на 4,62
% в связи с благоприятной ценовой конъюнктурой на мировом рынке, в то время как стоимостной объем импорта товаров и услуг в условиях новых санкций сократился на 14,49 % (в большей степени связано это было с запретом на поставки в Россию высокотехнологичной продукции США,

28 странами ЕС, Канадой, Новой Зеландией, Японией, Южной Кореей, Тайванем; уходом с российского рынка ряда зарубежных фирм; сокращением грузоперевозок, проблем с логистикой).
Также введенные санкции вызвали усиление изменчивости на валютном рынке. Санкционные ограничения привели к сокращению инвестиционной активности иностранных инвесторов (рисунок 7).
Рисунок 7 - Динамика объема инвестиций в российскую коммерческую недвижимость и доли иностранного капитала за 2013-2022 гг. (данные за 2022 год - по итогу 1 полугодия).
Как следует из представленных на рисунке 8 данных, доля иностранных инвестиций в российскую недвижимость резко сократилась в 2015-2016 годах
(на 18,9 п.п. в 2015 году и затем еще на 7,7 п.п. в 2016 году). В 2017 году ситуация с иностранными инвестициями практически не изменилась: их доля в общем объеме составила 12,9 %. В 2018-2019 годах интерес иностранных инвесторов к российской недвижимости вновь начинает расти: доля иностранных капиталовложений составляет 19,9 % и 19,3 % соответственно.
Вместе с тем в 2020 году наблюдается их резкий спад - до 6,2 %, затем в 2021 году - до 3,3 %, а по итогу 1 полугодия 2022 года - до рекордных 1,8 % [27,
C.11].
Таким образом, на протяжении девяти лет Россия находится под влиянием санкций, введенных рядом стран Европы и США. С 2014 и по 2022 год со стороны мирового сообщества были выдвинуты санкции, которые


29 оказали существенное влияние на все сферы общественной жизни страны. При этом наблюдается постепенный переход от точечных ограничений в отношении отдельных лиц и предприятий к блокировке целых отраслей российской экономики. Последствия введенных санкций серьезно отражаются на российской экономике. Санкционное воздействие на экономику страны отразилось на сокращении объема ВВП, росте инфляции, сокращении объема импорта, сокращении объемов внешней торговли России.
2.3. Анализ развития денежно-кредитной политики Центрального банка
России
На сегодняшний день, а также для решения задач трансформации экономики страны в предстоящие годы, Банк России реализует стратегию таргетирования инфляции с помощью ценовой стабилизации. Здесь основными инструментами регулирования являются динамика инфляции и ключевой ставки.
Далее в рисунке 8 рассмотрим динамику изменения инфляции в России, которая играет большую роль для регулирования экономики государства.
Рисунок 8- Динамика инфляции в РФ за 2014 - 2022 гг., в % [8, C.65]
Для снижения инфляции в рамках последствий острой фазы кризиса осени 2014 г. в 2015-2016 гг. Банк России проводил достаточно жесткую

30 политику путем дезинфляции. В итоге, в 2017 году была достигнута цель уровня годовой инфляции, которую Банк России установил еще в 2015 году -
4 %. С 2017 г. по 2020 г. этот уровень сохранялся.
Почему целевой ориентир инфляции составляет именно 4%? По мнению экономистов, это самый приемлемый уровень инфляции для экономики
России. Такой уровень стабилизирует экономику страну, а также позволяет бизнесу развиваться, а людям - планировать покупки и сберегать, не боясь обесценения своих доходов и сбережений.
В 2021 году сказались последствия пандемии и рост цен ускорился, из- за чего инфляция составила 8,4%.
В 2022 году в связи с внутренней и внешней ситуациями в стране происходит подстройка российской экономики. По данным Банка России инфляция в октябре 2022 г. составила 12,63%, что в три раза выше целевого показателя.
Динамика инфляции в 2023 году будет зависеть от изменения деловой активности и от дальнейших макроэкономических событий. Банк России прогнозирует постепенное снижение инфляции и возвращение к цели через полтора - два года.
Отдельно необходимо остановиться на динамике ключевой ставки.
С 2013 г. ключевая ставка является одним из основных инструментов денежно-кредитной политики и в кризисные периоды она используется для оперативного регулирования и влияния на многие экономические аспекты.
Так, и в 2014 г., и в 2022 г., когда было обострение кризиса в связи с началом санкций и специальной военной операцией, ставка увеличивалась до рекордного уровня. Такое решение было принято Банком России, чтобы ограничить девальвационные и инфляционные риски, а также снизить объемы выдаваемых кредитов, которые идут на покупку валюты.