Файл: Теоретические основы развития денежнокредитной политики в России.pdf
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
40 осуществлять расчеты по заработной плате с работниками государственных бюджетных учреждений посредством карты «Мир» [10, C.50].
Блокировка золотовалютных резервов России на зарубежных счетах в
ЕС и США; ограничения трансграничных валютных переводов; отключение
РФ от иностранных платежных систем; приостановка действия бюджетного правила. Резкое увеличение с 9,5 % до 20 % годовых в конце февраля 2022 г способствовало уменьшению оттока денежных средств клиентов с банковских счетов, ставки по рублевым депозитам стали привлекательными, а быстрое увеличение инфляции удалось взять под контроль. После стабилизации ситуации ключевая ставка стала снижаться, и в августе 2022 г. она уже составляет 8 % годовых. То есть инструменты ДКП будут выравнивать экономическую активность, таким образом, чтобы сохранить дезинфляционное влияние и вернуть инфляцию к цели в 2024 году.
Таким образом, отметим ряд проблем объективного характера, возникающих в ходе реализации денежно-кредитной политики. К ним относятся:
– проблемы, связанные с таргетированием валютного курса. Они обусловлены тем, что курсы национальных валют зависят не только от внутренней денежно-кредитной политики, но и от политики других стран;
– сложности с планированием необходимого объема денежной массы в стране. Это связано со сложностью прогнозирования скорости обращения денег, сложностью определения объема сделок, которые должны обслуживать денежное обращение и т.д.;
– проблемы, связанные с таргетированием уровня инфляции. Они вызваны тем, что уровень инфляции в стране зависит не только от проведения денежнокредитной политики, но и от других рыночных (конъюнктурных) факторов и обстоятельств, не зависящих от Банка России. Стремясь нивелировать обозначенные проблемы и риски, Банк России постоянно совершенствует финансовый механизм осуществления денежнокредитной политики.
41
3.2. Прогноз и перспективы развития денежно-кредитной политики
в России
Краткосрочные задачи преодоления первого удара внешних шоков были достаточно успешно решены мерами денежно-кредитной политики в 2022 г.
Проанализируем теперь, насколько ее действующая модель способна справиться со средне- и долгосрочными вызовами для российской экономики.
Основным таким вызовом, на наш взгляд, является структурная перестройка российской экономики и связанная с ней задача обеспечения технологического суверенитета. Для решения этих задач необходима оценка возможностей замещения критического импорта для российской экономики и на ее основе концентрация ресурсов (реальных и финансовых) на развитии производств, обеспечивающих бесперебойное функционирование экономики.
Решение задачи концентрации финансовых ресурсов носит неординарный характер и требует согласованного проведения бюджетноналоговой и денежно–кредитной политики, а также политики развития финансовых рынков. При этом в сложившейся ситуации данная задача не может быть решена исключительно с помощью рыночных механизмов. Центральную роль в ее решении призвана сыграть именно бюджетно-налоговая политика. Денежно-кредитная политика может обеспечить поддержку ликвидностью за счет включения в Ломбардный список ЦБ РФ или даже приобретения на баланс Центрального банка в ограниченном объеме отдельных видов финансовых активов (например, целевых структурных облигаций). Политика по развитию внутреннего финансового рынка должна быть направлена на выстраивание новой его модели с опорой на внутреннего инвестора, которая, по крайней мере в среднесрочной перспективе, будет нацелена на решение структурных задач в экономике. Важную роль здесь могут сыграть налоговые механизмы стимулирования вложений в финансовые инструменты, эмитенты которых
42 относятся к приоритетным отраслям. Кроме того, развитие финансовых рынков на новых принципах должно способствовать налаживанию работы новых каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
Возможно привлечение на российский финансовый рынок инвесторов из дружественных стран, но при этом должны формироваться механизмы, препятствующие созданию новых финансовых пузырей на основе иностранного капитала. Это требует дальнейшего отлаживания механизма валютного регулирования, который также может способствовать решению задач структурной перестройки.
В области денежно-кредитной политики важно, с одной стороны, не допустить нового раскручивания инфляционной спирали, а с другой – активизировать роль этой составляющей экономической политики в решении задач экономического развития страны. Требуется проработка вопроса ограниченного приобретения активов финансовых институтов, нацеленных на содействие структурной перестройке экономики (существующих банков развития или создаваемых новых институтов), на баланс Центрального банка
(или, по крайней мере, их включения в Ломбардный список). При этом временное отклонение от цели по инфляции в 4% (при некотором снижении и стабилизации темпа инфляции) не должно вызывать ужесточения денежно- кредитной политики. Тем более что в новых для мировой экономики условиях более высокого темпа инфляции неочевидно, что произойдет возвращение к старым целевым ориентирам по ценовой динамике.
В области регулирования валютного курса важно разработать новые инструменты (с учетом имеющихся ограничений на использование международных резервов). Вряд ли создание нового бюджетного правила можно считать подходящим инструментом, поскольку оно существенно ограничивает возможности бюджетно-налоговой политики. Одним из таких инструментов, который уже начал использоваться в 2023 г., стали интервенции Центрального банка РФ в китайских юанях. При этом к процессу снятия введенных валютных ограничений следует подходить осторожно,
43 чтобы не вызвать дестабилизацию в валютной сфере.
Важным направлением решения проблем в области повышения эффективности расчетов, в первую очередь международных, может стать развитие процессов цифровизации финансов и использование цифровых валют. Банк России постепенно меняет свою позицию в сторону того, чтобы разрешить использование частных цифровых валют во внешних расчетах при одновременном запрещении их обращения внутри страны. Создание подобных ограничений по обращению этих валют неизбежно создаст дополнительные проблемы для Центрального банка. Кроме того, в ближайшей перспективе должен появиться во внутреннем обращении цифровой рубль, что приведет к формированию дополнительных вызовов для проведения денежно-кредитной политики.
Основные направления развития денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу приведены в документе «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 и период 2024 и 2025 годов». Разработка проекта ДКП Банком России проводится в соответствии со ст. 45 ФЗ «О ЦБ РФ (Банк России)» и вносится на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу не позднее срока внесения Правительством проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
При разработке денежно-кредитной политики Банк России учитывает различные факторы, которые могут повлиять на ее реализацию и поэтому, как правило, формулирует три прогнозные сценарии возможного развития событий. Какой из сценариев реализуется, зависит от состояния внутренней и внешней политики и экономики. (рисунок 11).
44
Рисунок 11 - Сценарии денежно-кредитной политики РФ за 2023-2025 гг. [22]
Базовый сценарий будет реализовываться при сдерживании мировых экономических трендов, при этом центральные банки будут повышать ключевую ставку, чтобы ограничить ускорение уровня инфляции. Такой подход приведет к замедлению экономического роста. При этом масштабной рецессии удастся избежать.
Согласно базовому сценарию в 2022 году и в течение большей части
2023 - экономика будет сокращаться, подстраиваясь к изменившимся внешним условиям. Следовательно, экономика России плавно будет возвращаться к цели ДКП - годовая инфляция 4%.
В альтернативном сценарии
«Ускоренная адаптация» предусматривается наиболее быстрая адаптация к новым условиям, то есть поставленные цели и стабилизация экономики будут достигнуты раньше примерно на год по сравнению с базовым сценарием.
Альтернативный сценарий «Глобальный кризис» предполагает усиление фрагментации в мировой экономике. Страны в меньшей степени
45 будут ориентироваться на использование сравнительных преимуществ и в большей степени на увеличение локализации производств.
ЦБ РФ также улучшил прогноз по динамике ВВП на 2023 г. Текущий прогноз находится в интервале от -1 до +1% – после предполагавшегося в октябрьском прогнозе падения ВВП в 2023 г. на 1–4%. Прогноз темпа прироста ВВП повышен за счет улучшения прогноза по потреблению домохозяйств (ЦБ РФ ожидает положительную динамику этого показателя в
2023 г.) и экспорта (вместо падения на 7,5–11,5%, ожидавшегося в октябрьском прогнозе, теперь предполагается умеренное снижение на 2,5%).
Существенно изменен прогноз по импорту, предполагающий его двузначный рост в 2023 г. (в октябрьском прогнозе ожидалось, что импорт продолжит снижение и в нынешнем году). Устойчивое возвращение инфляции к цели
Банк России по-прежнему прогнозирует не ранее 2024 г., отмечая, что во втором-третьем кварталах 2023 г. годовая инфляция может оказаться ниже 4%.
На 2023 г. повышен прогноз темпа прироста денежной массы в национальном определении (с 10–15 до 13–17%), при этом прогноз требований банковской системы к экономике практически не изменился. Это может указывать на то, что в 2023 г. больший, чем предполагалось ранее, вклад в динамику М2 будет вносить государственный сектор и/или продолжающаяся девалютизация вкладов. Прогноз динамики показателей монетарного сектора на 2024–2025 гг. не претерпел никаких изменений по сравнению с октябрьской версией, несмотря на более высокую ожидаемую траекторию ставки в 2024 г.
Согласно докладу «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023-2025 годы» основная задача в ближайшие годы - создать условия для успешной трансформации экономики.
Банк России будет вносить свой вклад через обеспечение ценовой стабильности. ЦБ считает, что таргетирование инфляции является лучшим выбором для денежно-кредитной политики (ДКП). Поэтому цель ДКП не меняется - поддерживать годовую инфляцию вблизи 4 % постоянно. Курс будет плавающим, ДКП будет таргетировать инфляцию. Чтобы воздействие
46
ДКП на экономику было эффективным, Банк России будет и дальше следовать стратегии плавающего валютного курса. Курс рубля определяется преимущественно спросом и предложением экспортёров и импортёров на валютном рынке. Меры по контролю за движением капитала призваны поддерживать стабильность финансового сектора. Банк России продолжит их постепенное смягчение. В то же время ЦБ подчёркивает, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция регулятора в соответствии с Конституцией РФ. Однако Банк России не намерен устанавливать каких-либо целевых ориентиров и ограничений по уровню курса или темпам его изменения и не намерен проводить операции с иностранной валютой с целью влияния на динамику курса. Плавающий курс - основа эффективной реализации ДКП в рамках стратегии таргетирования инфляции. Ранее ЦБ уже объяснял, если регулировать валютный курс, то процентные ставки в России вследствие арбитража вынуждены следовать за глобальными процентными ставками. Следовательно, ставки будут зависеть от внешних условий, а не от потребностей российской экономики. Если же таргетировать инфляцию, что и намерен продолжать делать ЦБ, сохраняется возможность устанавливать ставки вне зависимости от внешних условий, необходимые для обеспечения ценовой стабильности в РФ.
Важным фактором, который будет влиять на экономику в любом из сценариев в предстоящие годы, является бюджетная политика, отметил ЦБ.
Из-за произошедших в 2022 году событий действие бюджетного правила было приостановлено, а Банк России лишился возможности проводить операции на валютном рынке в рамках операций Минфина России по выполнению бюджетного правила. В результате изменение цен на мировых сырьевых рынках стало сильнее влиять на волатильность курса рубля и экономику в целом. В настоящее время прорабатываются принципы нового бюджетного правила. В частности, изучается пересмотр уровня базовых нефтегазовых доходов с учётом изменения структурных параметров мирового рынка нефти и санкционных ограничений против России. Кроме того, Минфин России
47 прорабатывает возможность реализации бюджетного правила по пополне- нию/расходованию средств ФНБ в валютах дружественных стран (юань, рупии, турецкие лиры и другие). В случае его принятия бюджетное правило вновь сможет контрциклически воздействовать на курс рубля. Таким образом, бюджетное правило точно вернётся, с помощью него власти смогут корректировать темпы укрепления или ослабления курса рубля. Однако здесь важны параметры, чтобы оценить влияние на динамику курсов. Параметры до сих пор неизвестны [29, C.11].
Планируется переход во внешнеэкономической деятельности на платежи в национальных валютах. Использование долларов США и евро во внешнеэкономической деятельности повышает уязвимость контрагентов из-за возможности введения ограничений на совершение платежей с использованием существующей инфраструктуры расчётов. Это стимулирует экспортёров и импортёров использовать различные валюты для установления цен и проведения расчётов по международным операциям. Возможен переход на расчёты в рублях. Однако в краткосрочный период использование нерезервных валют во внешнеторговых расчётах сопряжено с дополнительными рисками для компаний. Поскольку данные валюты остаются менее ликвидными и стабильными, их использование в расчётах может сопровождаться увеличением волатильности денежных потоков для участников внешнеэкономической деятельности. В более долгосрочной перспективе использование широкого спектра валют позволит снизить риски, связанные с чувствительностью рубля к изменению курсов валют отдельных крупнейших развитых стран.
В целом события 2022 года бросили масштабный вызов экономической и финансовой системе России в какой-то степени сравнимый по своим последствиям с экономикой 1990-хх. Текущие меры регуляторов страны поддерживают курс структурной трансформации экономики РФ. На восстановление прежних уровней внешней торговли понадобится время.
Выпуск будет в большей степени сконцентрирован на производстве для
48 внутреннего рынка. Планируется, что адаптация экономики произойдет к середине 2023 года (по базовому сценарию). При этом денежно-кредитная политика банка РФ будет носить гибкий и осторожный характер, учитывая совокупность всех рисков, влияющих на стабилизацию рубля, уровень цен и снижение инфляции.
При наступлении благоприятных факторов, восстановительный прирост ВВП начнется с 2023 года, а цель по инфляции в
4 %, поддерживаемая долгосрочной нейтральной ключевой ставкой в 5-6 %, будет достигнута в 2024-2025 гг.
Таким образом, масштабные кризисные события 2022 года привели к увеличению волатильности на финансовом рынке, росту рисков для финансовой стабильности, увеличению инфляционных и девальвационных ожиданий. Из-за введения ограничений и санкций российская экономика переходит в фазу структурной перестройки.
С помощью комплекса принятых мер, в том числе в рамках денежно- кредитной политики, острая фаза кризиса была пройдена уже к апрелю и на данный момент российская экономика постепенно стабилизируется.
Сейчас государство стоит на пороге глобального реформирования всей экономической системы и, конечно же, денежно-кредитная (монетарная) политика не может влиять на перестройку структуры экономики, но может позволить сократить издержки в такой период, а также ускорить сам процесс.
49
1 2 3 4